I. Организационный момент. | Долгожданный дан звонок, Начинается урок! - Какие качества нам нужны на уроке математики? Вы еще учитесь, но вас уже можно назвать знатоками, потому что вы уже много знаете и умеете. И сегодня вам предстоит ответить на многие вопросы, как подобает знатокам, а также узнать что-то новое, ведь человек живет пока учиться и познает что-то новое. К нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы умеете работать. (дети вместе с учителем проговаривают)
| Ответы детей (дети вместе с учителем проговаривают и выполняют действия) | Личностные УУД: - развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение.
|
I I I. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности Подготовка и настрой учащихся на введение нового материала, развитие рациональных и интуитивных способностей | Ни к чему стоять на месте, От безделья скучать, Мы попробуем все вместе Что-то новое узнать. Всех внимательных, пытливых Важные открытья ждут. По дороге школьных знаний Всех к успеху приведут! Под таким девизом и проведём этот урок. Начнём с устного счета А) - Заполните таблицу Уменьшаемое | 70 |
| 42 | 80 | 98 | Вычитание | 4 | 6 | 12 |
|
| Разность |
| 20 |
| 10 | 41 |
- Что неизвестно в первом столбике? Как находили?
- Что неизвестно во втором столбике? Как находили? (Чтобы найти уменьшаемое, нужно к вычитаемое прибавить разность. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.)
Б) – Решите задачи В саду росли 2 березы, 4 яблони, 5 вишен. Сколько всего фруктовых деревьев росло в саду? (9) Сестре 9 лет, брату 3 года. На сколько сестра будет старше брата через 5 лет? (6) В)
- Как назвать одним словом: Что это? (геометрические фигуры). На какие 2 группы можно их разделить. (I группа - есть углы; II группа - нет углов.)
Говорите название и в какую группу надо отнести. (В первую группу фигуры 1, 3, 5; во вторую - фигуры 2, 4.) Как называется наука, изучающая геометрические фигуры? ( ГЕОМЕТРИЯ) Сегодня нас приглашает царица Математика в путешествие по области Геометрия. Чтобы узнать цель путешествия, надо разгадать кроссворд «Геометрический». Г) 1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч). 2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг). 3) Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка). 4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал). По вертикали вы можете прочитать ещё название геометрической фигуры. (угол) Есть ли угол на экране? Сколько их? (1 – красный)
|
Дети вычисляют и показывают ответ книжкой-считалкой
объясняют и обосновывают действие для решения задачи
Ответы детей. | Познавательные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
|
V. Открытие новых знаний
Развитие деятельностных способностей
Первичное закрепление понятия «угол» Подведение итога (промежуточного) |
А) Кто из вас слышал слово угол в обыденной жизни? Углы окружают нас и в повседневной жизни. Приведите свои примеры, где есть углы вокруг нас. (Посмотрите на экран). Здесь показан металлический угол для соединения труб, канцелярский уголок, чертёжные угольники, угловая мебель: стол, диван. Приступим к открытию новых знаний.
Б) - Подумайте, какие инструменты нам понадобятся на уроке? (линейка, треугольник, карандаши) - В тетради отметьте точку и обозначьте её буквой О. Проведите из точки О два луча. На сколько частей лучи разделили плоскость? Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом. -Какую фигуру вы заштриховали? (Угол). - Сформулируйте определение. Фигура, которая состоит из точки и двух лучей, выходящих из этой точки, называют углом. Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом. - Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда? - В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идёт речь. Чтобы этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около неё букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ. - Как называются лучи выходящие из точки? (Стороны.) Сформулируйте определение и покажите стороны на рисунке. Лучи, образующие угол, называются сторонами. Лучи ОА и ОВ – стороны угла. В) Одинаковые углы вы видите на экране? (Нет.) Пришло время узнать виды углов.
1 2 3 4 5 6 7 8 Практическая работа. Построение модели прямого угла. - Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом. Возьмите лист бумаги. Сложите лист пополам, а потом ещё раз пополам. Обведите линии сгиба карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре). - Сколько углов получилось? (Четыре). - Это особенные углы. Может быть, кто-то знает название этих углов? (Эти углы прямые). - На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол буквами. Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть. - Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Для этого используют линейку-угольник. Чтобы определить прямой угол или нет угла, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике. Найдите на нем с помощью своей модели прямой угол. Если стороны модели совпали со сторонами угольника, то это прямой угол. Задание: Используя модель прямого угла, найди на рисунке прямые углы и выпиши их номера. - На рисунке видно, что бывают и другие углы - не прямые. Можно ли сравнивать углы по величине. Каждый из углов имеет своё название. Острый угол – это угол, который меньше прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого. . С помощью модели прямого угла узнайте, будут ли прямыми остальные углы угольника. Видим, что угол угольника меньше прямого угла, значит он какой? - Проверим третий угол. Наложим модель прямого угла на угол угольника и сравним. Значит, он как называется? (острый) Итак, у чертёжного угольника 1 угол прямой и 2 угла острые. Г) Определим виды углов, используя прямой угол чертежного угольника. Если стороны угла и прямого угла угольника совпали, то это какой угол? (прямой) Если угол меньше, чем прямой угол угольника, то это…? (острый угол) Если угол больше, чем прямой угол угольника, то это тупой угол. Какие же виды углов бывают? (повесить табличку) Назовите острые углы. Назовите тупые углы. |
Ответы детей
Практическая работа
(Дети выполняют задание в парах, затем один ученик называет свой вариант ответа, все проверяют работу).
| Предметные: делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; используют математические термины, символы и знаки;
|
VII . Закрепление. | А) По учебнику с.9 №2. Что общего у примеров? - На какие две группы можно разделить все примеры? (I группа примеры на сложение, II группа - на вычитание.)
Б) Решение задач №5, 6 (устно)
В) Тест. читаю на экране I. Угол – это : 1) фигура, состоящая из двух вершин; 2) геометрическая фигура; 3) два луча, выходящие из одной точки – вершины.
II. Точка – это: 1) середина угла; 2) вершина угла; 3) не нужна для построения угла.
III Найди слово, которым нельзя назвать эту фигуру: 1) четырехугольник; 2) квадрат; 3) многоугольник; 4) треугольник.
IV. Сколько на чертеже прямоугольников? 1) 1; 2) 2; 3) 3.
|
Решают 1 и 2 примеры с комментированием. 3 - 5 примеры самостоятельно. Взаимопроверка - по эталону (проецируется через документ-камеру)
читает ученик. Показывают: Во сколько действий задача? Показывают ответ. Объясняют решение
игра День-ночь: дети пальчиками показывают ответ
| Предметные: Развивать способность воспроизводить правило в памяти, отвечать на вопросы.
|