РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 1-4 КЛАССЫ
рабочая программа по математике
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 1-4 КЛАССЫ ОРИЕНТИРОВАНА НА УЧЕБНИКИ М.И. МОРО НА 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_matematika_1-4.doc | 477 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана на основе примерной ООП НОО (изд-во М.:Просвещение, 2011г.) в соответствии с содержанием учебников.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.)
- освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
В соответствии с этими целями можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.
Учебные задачи:
- формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
- формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
- формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задачи (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач)
Развивающие задачи:
- развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;
- развитие логического мышления – основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
- формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные задачи:
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
- формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
- формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.)
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Место учебного предмета в учебном плане
1 класс – 132 часа (4 ч. в неделю, 33 учебных недели)
2 класс – 136 часов (4 ч. в неделю, 34 учебные недели)
3 класс – 136 часов (4 ч. в неделю, 34 учебные недели)
4 класс – 136 часов (4 ч. в неделю, 34 учебные недели)
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
К концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению математики;
- ориентация на понимание причин личной успешности (неуспешности) в освоении материала;
- умение признавать собственные ошибки;
могут быть сформированы:
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
- восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
- устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
- сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;
- выполнять арифметические действия с величинами;
- правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемое, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);
- находить неизвестные компоненты арифметических действий;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;
- выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
- выполнять простые устные вычисления в пределах 1 000;
- устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
- письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;
- проверять результаты арифметических действий разными способами;
- использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
- осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;
- понимать зависимости между: скоростью, временем движения и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объемом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
- решать текстовые задачи в 2-3 действия: на увеличение (уменьшение) количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение; на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях; на производительность; на расход материалов;
- распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырехугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);
- различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
- изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
- строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
- решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выполнять умножение и деление на трехзначное число;
- вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;
- прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;
- решать текстовые задачи в 3-4 действия: на увеличение (уменьшение) количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении; на совместную работу;
- видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать ее при решении текстовых задач;
- решать задачи разными способами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
- учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
- использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью способов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
- вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
- сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;
- адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками.
Учащиеся получать возможность научиться:
-планировать собственную познавательную деятельность с учетом поставленной цели (под руководством учителя);
- использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приемы приближенных вычислений, оценка результата).
Познавательные
Учащиеся научаться:
- выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
- моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
- сопоставлять разные способы решения задач;
- использовать обобщенные способы решения текстовых задач;
- устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжить ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
- осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
- конструировать геометрической фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
- сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
- находить нужную информацию в учебнике.
Учащиеся получат возможность научиться:
- моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи;
- решать задачи разными способами;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приемы вычислений, способы решения задач;
- проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных зада;
- выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
- находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
- планировать маршрут движения, время, затраты;
- планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
- выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очередность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
- задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать мнение партнера, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение;
- распределять обязанности при работе в группе;
- задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
раздел | 1 класс | 2класс | 3 класс | 4 класс |
Нумерация | Числа до 100 Чтение, запись, последовательность, десятичный состав. Сравнение чисел | Сотни, тысяча (запись). Разряды (единицы, десятки, сотни). Сравнение чисел | Числа до 10 000 Чтение, запись, последовательность, разрядный состав. Сравнение чисел | Числа до 1 000 000 Чтение, запись, последовательность, разрядный состав. Классы и разряды. Сравнение чисел |
Величины | Единицы длины Названия: сантиметр. | Названия: миллиметр, метр, километр Соотношения: 1см=10мм 1м=100см 1км=1000м Перевод из см в мм и обратно | Названия: дециметр Соотношения: 1дм=10см, 1м=10дм Перевод единиц: из м в см, из см в дм и обратно | Перевод единиц: Км в м, м в дм, дм в мм и обратно |
Единицы площади ------ | Названия: квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный километр | Использование названий единиц площади в задачах | Названия: квадратный дециметр, ар, гектар Соотношения: 1 кв.см=100кв.мм 1кв.дм=100кв.см 1 кв.м=100кв.дм | |
Единицы вместимости Названия: литр | Использование названий единиц вместимости в задачах | Использование названий единиц вместимости в задачах | Использование названий единиц вместимости в задачах | |
Единицы времени ------- | Названия: час, минута Соотношения: 1ч = 60 мин. | Названия: секунда, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения: 1мин.=60с., 1 сут.=24ч. 1 нед.=7сут. 1год=365(366)сут. Перевод единиц: ч. в мин, мин. в с., сут. в ч. и обратно | Названия: век, тысячелетие Соотношение: 1 век=100лет | |
Единицы скорости ----- | ----- | Названия: км/ч, км/мин, км/с, м/мин, м/с | Использование названий единиц скорости в задачах | |
Единицы массы Названия: килограмм | Использование названий единиц массы в задачах | Названия: тонна, грамм, килограмм Соотношения: 1кг=1000г, 1т=1000кг Перевод единиц: кг в г и обратно | Названия: центнер Соотношения: 1ц=100кг, 1т=10ц Перевод единиц: кг в ц, кг в т, ц в т и обратно | |
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ | ||||
Освоение вычисли-тельных навыков | Сложение и вычитание в пределах 10. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток | Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение и вычитание в пре-делах 100 с пере-ходом через деся-ток. Письменные вычисления: сло-жение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 | Сложение с переходом через разряд в пределах 10 000. Вычитание с переходом через разряд в пределах 1000. Устные вычис-ления: сложение и вычи-тание круглых чисел в пределах 1000. Письменные вычисления: сложе-ние и вычитание трехзначных чисел | Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Устные вычисления: сложение и вычитание круглых чисел. Письменные вычисления: сложение и вычитание в пределах 1 000 000. |
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ | ||||
Таблица умножения, соответствующие случаи деления. | Умножение на однозначное число в пределах 10 000. Деление с остатком. Деление на одно-значное число в пре-делах 1000 (простые случаи). Устные вы-числения: внетаб-личное умножение и деление двузнач-ных чисел на одно-значные, умноже-ние и деление на 10 и 100, умножение десятков. Пись-менные вычисле-ния: умножение и деление на однозначное число | Умножение и деление на однозначные, двузначные и трехзначные числа в пределах 1 000 000. Устные вычисления: умножение и деление круглых чисел. Письменные вычисления: умножение и деление на двузначные и трехзначные числа. | ||
Значение выражений | Сумма, разность. Выражение, значение выражения. Переместительный закон сложения. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение значения выражения без скобок | Произведение, частное. Названия компонентов ариф-метических дейст-вий. Перемести-тельный закон умножения. Соче-тательные законы сложения и умно-жения. Умножение и деление с числами 0 и 1. Порядок действий. Нахож-дение значения выражения со скобками. | Распределительный закон | Знакомство с буквенными выражениями (без термина). Нахождение значения выражения без переменной (без термина). |
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ВЫЧИСЛЕНИЙ | ||||
Группировка слагаемых | Группировка множителей | Вычитание числа из суммы и суммы из числа. Умножение и деление суммы на число. Признаки делимо-сти на 2, 3, 4, 5, 6, 9. | Разложение на удобные слагаемые при сложении и вычитании. Разложение на удобные множители при умножении и делении. | |
САМОКОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ | ||||
Проверка резуль-татов вычитания сложением, результатов деления умножением. | Определение последней цифры результата вычислений. Определение числа сотен в ответе. | Оценка результатов вычислений. Определение числа цифр в ответе. | ||
Решение текстовых задач | ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ | |||
Нахождение суммы, остатка, увеличение (уменьшение) на несколько единиц. Нахождение слагаемого. | Нахождение уменьшаемого, вычитаемого. Разностное сравнение. Нахождение произведения. Деление на равные части и деление по содержанию. Увеличение и уменьшение в несколько раз . | Кратное сравнение. Увеличение (умень-шение) с инверсией условия (косвенная формулировка). Определение длины пути, времени дви-жения, скорости. Определение цены и стоимости. Опре-деление начала, конца, длительности события. Задачи на доли. | Определение производитель-ности, времени работы, объема работы. | |
СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ | ||||
Нахождение суммы и остатка | Задачи в два действия на все арифметические действия | Задачи на движение, на стоимость. Задачи, содержащие единицы массы, единицы времени | Задачи на пропорциональную зависимость. Задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях. Задачи на совместную работу. Задачи, содержащие единицы длины, массы, времени, площади. | |
Решение уравнений | Нахождение неиз-вестного компо-нента арифмети-ческий действий | Решение уравнений | ||
Геометри-ческий материал | Отрезок, ломаная. Многоугольники: квадрат, прямоугольник, треугольник. Круг. Нахождение длины ломаной. Нахождение периметра многоугольника. | Угол. Виды углов. Прямоугольный треугольник, равносторонний треугольник. Ромб. Свойства сторон прямоугольника, ромба, квадрата. Нахождение площади прямоугольника. | Круг и окружность. Радиус, диаметр. Объем прямоугольного параллелепипеда (на уровне наглядных представлений). | Пространственные геометрические фигуры. Куб. изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге. Геометрические задачи (нахождение периметра, если известна площадь, нахождение площади, если известен периметр) |
1 класс
К концу первого класса учащийся научится:
- назвать числа от 0 до 20; называть и обозначать действия сложения и вычитания;
- называть результаты сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
- называть результаты сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания;
- оценивать количество предметов числом и проверять результат подсчетом в пределах 20;
- вести счет как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
- записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок);
- решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
- проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
- строить отрезок заданной длины.
К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:
- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости;
- решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценивать величины предметов на глаз.
2 класс
К концу обучения во втором классе ученик научится:
- выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток;
- выполнять табличное умножение и деление чисел на 2, 3, 4 и 5;
- выполнять арифметические действия с числом 0;
- правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое) и умножения (множители), а также числовых выражений (произведение, частное);
- определять последовательность действий при вычислении значения числового выражения;
- решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разностное сравнение), умножение и деление (нахождение произведения, деление на части и по содержанию);
- измерять длину заданного отрезка и выражать ее в сантиметрах и в миллиметрах; чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;
- использовать свойства сторон прямоугольника при вычислении его периметра;
- определять площадь прямоугольника (в условных единицах с опорой на иллюстрации);
- различать прямой, острый и тупой углы; распознавать прямоугольный треугольник;
- определять время по часам.
К концу обучения во втором классе ученик получит возможность научиться:
- выполнять табличное умножение и деление чисел на 6, 7, 8, 9, 10;
- использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и переместительное свойство умножения при выполнении вычислений;
- решать текстовые задачи в 2-3 действия,
- составлять выражение по условию задачи;
- вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);
- округлять данные, полученные путем измерения.
3 класс
К концу третьего класса учащийся научится:
называть:
- последовательность чисел до 1000;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- единицы длины, массы, площади;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- виды треугольников;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- понятие «доля»;
- определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
- четные и нечетные числа,
- определение квадратного дециметра, квадратного метра;
- правила умножения числа на 0 и на 1;
- правило деления нуля на число;
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- длины отрезков;
- площади фигур;
различать:
- отношения «больше на», «меньше в», «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
читать:
- числа в пределах 1000, записанные цифрами;
воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1м =100см, 1м =10дм;
- соотношения между единицами массы: 1кг=1000г;
- соотношения между единицами времени: 1год =12 месяцев, 1сут.=24ч;
приводить примеры:
- двухзначных, трехзначных чисел;
- числовых выражений;
моделировать:
- десятичный состав трехзначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трехзначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
упорядочивать:
- числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения;
анализировать:
- текст учебной задачи с целью поиска алгоритма решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
- треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний);
- числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);
конструировать:
- тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
- свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
- готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами трехзначные числа;
- решать составные арифметические задачи в 2-3 действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-3 действия;
- находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
- выполнять письменно сложение, вычитание двухзначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
- классифицировать треугольники;
- умножать и делить разными способами;
- выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
- сравнивать выражения;
- решать уравнения;
- строить геометрические фигуры;
- выполнять внетабличное деление с остатком;
- использовать алгоритм деления с остатком;
- выполнять проверку деления с остатком;
- находить значение выражений с переменной;
- писать римские цифры, сравнивать их;
- записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа;
- сравнивать доли;
- строить окружности;
- составлять равенства и неравенства.
4 класс
К концу четвёртого класса учащийся научится:
- выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);
- выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
- определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки;
- речевым математическим умениям и навыкам, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
- выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.
- организационным умениям и навыкам: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
- осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;
- читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений.
- навыкам устных и письменных вычислений: табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
- Одна из важнейших задач – уметь пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания трехзначных чисел, умножения и деления трехзначного числа на однозначное.
Нумерация
- названиям и последовательности чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- узнает, как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки> (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
- понимать конкретный смысл каждого арифметического действия;
- узнает названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
- узнает связь между компонентами и результатом каждого действия;
- узнает основные свойства арифметических действий (переместительное, сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
- правилам о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- узнает таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления;
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 — 4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8 • г, Ь:2, а + Ь, с •d,k : п при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
- решать уравнения вида х+60 = 320, 125 + х=750,2000-х = 1450, х• 12 =2400, х:5 = 420, 600:х= 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1 — 3 действия.
Величины
- узнает такие величины, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений;
- узнает единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
- узнает связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Геометрические фигуры
- получит представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус);
- узнает виды углов: прямой, острый, тупой;
- узнает виды треугольников: прямоугольный, остроугольный,тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
- узнает определение прямоугольника (квадрата);
- узнает свойство противоположных сторон прямоугольника;
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
К концу обучения в четвёртом классе ученик получит возможность научиться:
- использованию приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
- основам логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основам счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядному представлению данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнению алгоритмов;
- применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- первоначальным навыкам работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
1 класс (132 часов, 4 часа в неделю)
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
Глава 1. Подготовка к изучению чисел. Виды деятельности: Сравнивать предметы по различным признакам (цвет, форма, размер).Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа) Исследовать предметы окружающего мира. Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин Осваивать правила работы в группе Формировать умение определять местоположение предмета в пространстве, тренировать в сравнении двух групп предметов. Знать, как пользоваться порядковыми числительными Различать геометрические фигуры Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел. | 8 | |
2. | Глава 2. Числа от 1 до 10. Нумерация. Виды деятельности: Воспроизводить последовательность первых десяти чисел в прямом и в обратном порядке, начиная с любого числа.Формировать умение правильно соотносить цифру с количеством предметов – числом. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слова, слоги и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета. Составлять модель числа. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами. Письмо цифр 1,2,3,4, 5, 6, 7,8,9,10 Сравнивать любые два числа (в пределах изученного). Записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки. Характеризовать свойства геометрических фигур. Знать понятия «линия», «точка», «прямая», «отрезок». | 28 |
3. | Глава 3. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. Виды деятельности: Применение навыков прибавления и вычитания к любому числу в пределах10. Выполнение арифметических действий с числами; использование математических терминов: «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус» Выполнять арифметические действия с числами, решать текстовые задачи арифметическим способом; приводить примеры; называть состав числа; называть и проговаривать компоненты сложения; запоминать структуру компонента текстовой задачи, выполнять её решение Пользоваться переместительным свойством сложения; приводить примеры; повторят состав чисел; Прогнозировать результат вычисления. Моделировать изученные арифметические зависимости Характеризовать величину массы; выбирать способ сравнения величин. Формировать умение сравнивать именованные числа и выполнять операции сложения и вычитания с ними. | 56 |
4. | Глава 4. Числа от 1 до 20. Нумерация. Виды деятельности: Группировать числа по заданному или по самостоятельно установленному правилу; сравнивать разные приёмы вычислений. Обозначать двузначные числа двумя цифрами, различать десятки, единицы в записи двузначных чисел, называть двузначные числа; сравнивать двузначные числа. Различать десятки, единицы в записи двузначных чисел, сравнивать двузначные числа: 1) на порядок называния при счёте 2) на положение в числовом ряду 3) на количество знаков в записи чисел Выполнять вычисления в пределах 20, применять знания и умения в нестандартных ситуациях, воспроизводить последовательность чисел от 1 до 20 в порядке убывания и возрастания, применять термины «однозначное число» и «двузначное число» | 12 |
5. | Глава 5. Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание. Виды деятельности: Читать, решать и записывать примеры; припоминать состав чисел; приводить примеры. Использовать изученные приёмы вычислений при сложении однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10. Решать задачи на основе знания таблицы сложения с переходом через десяток. Использовать математическую терминологию при записи. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. | 22 |
6. | Глава 6. Итоговое повторение. Виды деятельности: Составлять план решения, алгоритм выполнения задания Выполнение арифметических действий с числами, решение и запись задач. Прогнозировать результат вычисления, планировать решение задачи; контролировать и осуществлять пошаговый контроль и полноты вычисления; решать нестандартные задачи. | 6 |
2 класс (136 часов, 4 часа в неделю)
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
Глава 1. Числа от 1 до 100.Нумерация. Виды деятельности: Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа. Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30 . Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Решать задачи поискового характера, в том числе задачи-расчеты. Соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их, делать выводы. | 18 | |
2. | Глава 2. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Виды деятельности: Составлять и решать задачи, обратные заданной. Моделировать на схематических чертежах. Определять по часам время с точностью до минуты. Читать и записывать числовые выражения в два действия, находить значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. Работать (по рисунку) на вычислительной машине. Собирать материал по заданной теме. Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты. Распределять работу в группе, оценивать выполненную работу. Работать в парах, в группах. Соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | 21 |
3. | Глава 3. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Устные приемы. Виды деятельности: Моделировать и объяснять ход выполнения устных действий сложение и вычитание в пределах 100. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Записывать решения составных задач с помощью выражения Выстраивать и обосновывать стратегию игры; работать в паре. Находить значение буквенного выражения при заданных значениях буквы, использовать различные приемы при вычислении значения числового выражения, в том числе, правила о порядке действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения вида: 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8, подбирая значение неизвестного. Использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений. Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | 18 |
4. | Глава 4. Числа от 1 до 100. Письменные вычисления. Виды деятельности: Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку. Различать прямой, тупой и острый угол. Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге. Выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырехугольников. Чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера. Выбирать заготовки в форме квадрата. Читать знаки и символы, показывающие как работать с бумагой при изготовлении изделий по технике «Оригами». Собирать информацию по теме «Оригами» из различных источников, включая Интернет. Читать представленный в графическом виде план изготовления изделия и работать по нему изделие. Составлять план работы. Работать в группах, анализировать и оценивать ход работы и ее результат. Работать в паре. Излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. | 36 |
5. | Глава 5. Умножение и деление. Виды деятельности: Моделировать действие умножение. Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением, произведение - суммой одинаковых слагаемых (если возможно). Находить периметр прямоугольника. Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях. Решать текстовые задачи на умножение. Искать различные способы решения одной и той же задачи. Моделировать действие деление. Решать текстовые задачи на деление. Выполнять задания логического и поискового характера. Работать в паре. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. | 25 |
6. | Глава 6. Табличное умножение и деление. Виды деятельности: Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления. Умножать и делить на 10. Решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Решать задачи на нахождение третьего слагаемого. Выполнять умножение и деление с числами 2 и 3. Прогнозировать результат вычислений. Решать задачи логического и поискового характера. Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | 12 |
7. | Глава 7. Повторение. Виды деятельности: выполнять табличное умножение и деление чисел на 6, 7, 8, 9, 10; использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и переместительное свойство умножения при выполнении вычислений; решать текстовые задачи в 2-3 действия, составлять выражение по условию задачи; вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения и вычитания и умножения); округлять данные, полученные путем измерения. | 6 |
3 класс (136 часов, 4 часа в неделю)
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
Глава 1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание Виды деятельности: читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; пользоваться изученной математической терминологией. | 8 | |
2. | Глава 2. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление Виды деятельности: читать, записывать, вычислять значения выражений на умножение и деление; вычислять значения числового выражения, содержащего 2- 3действия (со скобками и без них); решать текстовые задачи арифметическим способом выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100; выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000; решать подбором уравнений вида х-3 = 21, х:4 = 9, 27:х=9; находить доли числа и числа по его доле, сравнивать доли; выполнять проверку вычислений; читать, записывать и сравнивать числа в пределах сотни; рационально выполнять устные вычисления в пределах ста; строить заданный отрезок; использовать изученные соотношения в вычислениях; строить на клетчатой бумаге прямоугольникам по заданным длинам сторон; решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действии. | 56 |
3. | Глава 3. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. Виды деятельности: выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление) многозначных чисел и их проверку; вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. | 27 |
4. | Глава 4. Числа от 1 до 1000. Нумерация. Виды деятельности: читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа); выполнять проверку вычислений; представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия; увеличивать и уменьшать числа в 10, 100 раз. | 13 |
5. | Глава 5. Числа от 1 до 1000. Арифметические действия. Виды деятельности: записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия; находить числовые значения буквенных выражений решать задачи в 1—3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление; проверку вычислений; использовать изученные соотношения в вычислениях; решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия. | 22 |
6. | Глава 6. Повторение. Виды деятельности: Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задач изученных видов. | 10 |
4 класс (136 часов, 4 часа в неделю)
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
Глава 1. Числа от 1 до 1000. Повторение. Виды деятельности: Читать и строить столбчатые диаграммы. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения. | 13 | |
2. | Глава 2. Числа от 1 до 1000. Нумерация. Виды деятельности: Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Читать и записывать любые числа в пределах миллиона, Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Сравнивать числа по классам и разрядам. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз. | 11 |
3. | Переводить одни единицы длины в другие (мелкие в более крупные и крупные — в более мелкие). Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. Переводить одни единицы площади в другие. Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Переводить одни единицы массы в другие. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких - к более крупным и наоборот). Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их. Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. | 18 |
4. | Глава 4. Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. Виды деятельности: Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | 11 |
5. | Глава 5. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. Виды деятельности: Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное). Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | 71 |
6. | Глава 6. Повторение. Виды деятельности: Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно умножение на числа, Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы. Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление. Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара. | 12 |
IV. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Ошибки:
- вычислительные ошибки в примерах и задачах;
- ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
- неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
- не решенная до конца задача или пример;
- невыполненное задание;
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
- нерациональный прием вычислений.
- недоведение до конца преобразований.
- наличие записи действий;
- неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
- неправильное произношение математических терминов.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по математике.
Работа, состоящая из примеров
- «5» – без ошибок.
- «4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.
- «3» – 2 – 3 грубых и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
- «2» – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач
- «5» – без ошибок.
- «4» – 1 – 2 негрубые ошибки.
- «3» – 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.
- «2» – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа
- «5» – без ошибок.
- «4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
- «3» – 2 – 3 грубых и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
- «2» – 4 грубых ошибки.
Контрольный устный счет
- «5» – без ошибок.
- «4» – 1 – 2 ошибки.
- «3» – 3 – 4 ошибки.
- «2» – более 3 – 4 ошибок.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
V. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
Учебники:
- Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016 г.
- Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016
- Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учебник: 3 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016
- Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016
Все учебники включены в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, реализуют ФГОС НОО по учебному предмету «Математика».
Программы: рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы авторов Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. – 2 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016 год
Информационные средства:
- CD. Математика. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс. Издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2016.
- CD. Математика. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 2 класс. Издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2016.
- CD. Математика. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 3 класс. Издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2016.
- CD. Математика. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 4 класс. Издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2016/
Методические пособия для учителя:
- Волкова С.И. Математика. 2 класс. Устные упражнения. - М.: Просвещение, 2016.
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика. Методические реко- мендации. 1 класс. - М.: Просвещение, 2016.
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика. Методические реко- мендации. 2 класс. - М.: Просвещение, 2016.
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика. Методические реко- мендации. 3 класс. - М.: Просвещение, 2016.
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика. Методические реко- мендации. 4 класс. - М.: Просвещение, 2016.
- Контрольные работы. 1-4 классы/ Волкова С.И. - М.: Просвещение, 2017.
Комплекс реализует ФГОС начального общего образования по учебному предмету «Математика».
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | Примеч. |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебники по предметам | В достаточном количестве | |
Рабочие тетради | В достаточном количестве | |
Программа УМК | ||
Печатные пособия | ||
Предметные картинки | Многоразового использования | |
Таблицы | ||
Демонстрационный материал | ||
ТСО | ||
Классная доска | 1 | |
Магнитная доска | 1 | |
Персональный компьютер | 1 | |
Музыкальный центр | 1 | |
Интерактивная доска | ||
Демонстрационные пособия | ||
Наглядные пособия для изучения состава чисел | 1 | |
Демонстрационные измерительные инструменты (линейка, циркуль, транспортир, угольник) | 1 | |
Демонстрационные пособия для изучения длины, площади, периметра (палетка, квадрат-мерка и др.) | 1 | |
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометричес-ких фигур и тел, развертки геометрических тел. | 1 | |
Демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора (пустая и заполненная) | 1 |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
«математика» на 2021-2022 учебный год - 2 «А» класс
№ п/п | план | факт | Тема урока | При мечание | |
Числа от 1 до 100.Нумерация (18 часов) | |||||
11 | Повторение. Числа от 1 до 10. | 1 | |||
22 | Повторение. Числа от 11 до 20. | 1 | |||
33 | Десятки. Счёт десятками до 100. | 1 | |||
44 | Числа от 11 до 100. Образование чисел. | 1 | |||
55 | Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. | 1 | |||
66 | Однозначные и двузначные числа. | 1 | |||
77 | Миллиметр. Конструирование коробочки для мелких предметов. | 1 | |||
88 | Миллиметр-единица длины | 1 | |||
99 | Наименьшее трёхзначное число. Сотня. | 1 | |||
10 | Метр. Таблица мер длины. | 1 | |||
11 | Входная контрольная работа №1по теме: «Повторение изученного в 1 классе». | 1 | |||
12 | Анализ контрольной работы. Сложение и вычитание вида 35+5, 35–30,35–5. | 1 | |||
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 | |||
14 | Единицы стоимости. Рубль. Копейка. | 1 | |||
15 | Странички для любознательных. | 1 | |||
16 | Что узнали. Чему научились. Повторение изученного. | 1 | |||
17 | Контрольная работа№2 по теме: «Числа от 1 до 100. Нумерация». | 1 | |||
18 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 | |||
19 | Задачи, обратные данной. | 1 | |||
20 | Сумма и разность отрезков. | 1 | |||
21 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 | |||
22 | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 | |||
23 | Закрепление изученного. Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. | 1 | |||
24 | Единицы времени. Час. Минута. | 1 | |||
25 | Длина ломаной. | 1 | |||
26 | Закрепление изученного. | 1 | |||
27 | Математический диктант. Странички для любознательных. | 1 | |||
28 | Порядок выполнения действий. Скобки. | 1 | |||
29 | Числовые выражения. | 1 | |||
30 | Сравнения числовых выражений. | 1 | |||
31 | Периметр многоугольника. | 1 | |||
32 | Свойства сложения. | 1 | |||
33 | Свойства сложения. Закрепление. | 1 | |||
34 | Контрольная работа №3 по теме: «Числовые выражения». | 1 | |||
35 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного по теме: «Сложение и вычитание». | 1 | |||
36 | Наши проекты. Узоры и орнаменты на посуде. | 1 | |||
37 | Странички для любознательных. | 1 | |||
38 | Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного по теме: «Свойства сложения». | 1 | |||
39 | Закрепление изученного по теме: «Периметр многоугольника». | 1 | |||
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (устные приемы) (18 часов) | |||||
40 | Устные вычисления. Подготовка к изучению устных приемов вычислений. | 1 | |||
41 | Приемы вычислений вида 36+2, 36+20 | 1 | |||
42 | Приемы вычислений вида 36-2, 36-20 | 1 | |||
43 | Приемы вычислений вида 26+4 | 1 | |||
44 | Приемы вычислений вида 30-7 | 1 | |||
45 | Приемы вычислений вида 60-24 | 1 | |||
46 | Решение задач в два действия. Математический диктант. | 1 | |||
47 | Закрепление изученного материала. Запись решения задачи выражением. | 1 | |||
48 | Проверочная работа по теме: «Решение задач в два действия». | 1 | |||
49 | Приемы вычислений вида 26+7 | 1 | |||
50 | Приемы вычислений вида 35-7 | 1 | |||
51 | Закрепление изученного материала. | 1 | |||
52 | Закрепление изученного материала. Вычисления с переходом через разряд. | 1 | |||
53 | Закрепление изученного материала. Страничка для любознательных. | 1 | |||
54 | Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание в пределах 100. | 1 | |||
55 | Закрепление изученного материала. Что узнали, чему научились. | 1 | |||
56 | Контрольная работа № 4 по теме: «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». | 1 | |||
57 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Буквенные выражения. | 1 | |||
Числа от 1 до 100. Письменные вычисления (36 часов) | |||||
58 | Буквенные выражения. Закрепление изученного материала. | 1 | |||
59 | Уравнения. Решение уравнений методом подбора. | 1 | |||
60 | Уравнения. Решение уравнений методом подбора. Проверочная работа. | 1 | |||
61 | Проверка сложения | 1 | |||
62 | Проверка вычитания. | 1 | |||
63 | Контрольная работа №5 (за первое полугодие) по теме: «Числа от 1 до 100. Письменные приемы вычисления.» | 1 | |||
64 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного. | 1 | |||
65 | Письменные вычисления. Сложение вида 45+23 | 1 | |||
66 | Вычитания вида 57-26 | 1 | |||
67 | Проверка сложения и вычитания. | 1 | |||
68 | Закрепление изученного материала. | 1 | |||
69 | Угол. Виды углов. | 1 | |||
70 | Закрепление изученного материала. | 1 | |||
71 | Сложение вида 37+48 | 1 | |||
72 | Сложение вида 37+53 | 1 | |||
73 | Прямоугольник. Измерение сторон прямоугольника. | 1 | |||
74 | Прямоугольник. Нахождение периметра прямоугольника | 1 | |||
75 | Сложение вида 87+13 | 1 | |||
76 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1 | |||
77 | Вычисления вида 32+8, 40-8 | 1 | |||
78 | Вычисления вида 50-24 | 1 | |||
79 | Закрепление изученного материала. Страничка для любознательных. | 1 | |||
80 | Обобщение по теме: «Письменные приемы вычисления чисел от 1 до 100». | 1 | |||
81 | Закрепление изученного. Устные и письменные приемы вычисления. | 1 | |||
82 | Контрольная работа № 6 на тему: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. Письменные приемы вычисления». | 1 | |||
83 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Страничка для любознательных. | 1 | |||
84 | Вычитание вида 52-24 | 1 | |||
85 | Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 100. | 1 | |||
86 | Закрепление изученного материала. Устные и письменные приёмы вычисления. | 1 | |||
87 | Свойства противоположных сторон прямоугольника | 1 | |||
88 | Закрепление изученного материала. | 1 | |||
89 | Квадрат. Измерение сторон квадрата. | 1 | |||
90 | Квадрат. Нахождение периметра квадрата. Проверочная работа. | 1 | |||
91 | Наши проекты. Оригами. | 1 | |||
92 | Закрепление изученного материала. Страничка для любознательных. | 1 | |||
93 | Закрепление изученного материала. Что узнали, чему научились. | 1 | |||
Умножение и деление (25 часов) | |||||
94 | Умножение. Смысл действия умножения. | 1 | |||
95 | Умножение. Конкретный смысл действия умножения. | 1 | |||
96 | Вычисление результата умножения с помощью сложения. | 1 | |||
97 | Задачи на умножение. | 1 | |||
98 | Периметр прямоугольников. | 1 | |||
99 | Умножение нуля и единицы. | 1 | |||
100 | Название компонентов и результата умножения. | 1 | |||
101 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1 | |||
102 | Переместительное свойство умножения. | 1 | |||
103 | Переместительное свойство умножения. Закрепление изученного. | 1 | |||
104 | Контрольная работа № 7 по теме: «Умножение с помощью сложения.» | 1 | |||
105 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Умножение и деление. Закрепление изученного материала. | 1 | |||
106 | Деление. Конкретный смысл действия деления. | 1 | |||
107 | Закрепление изученного материала. Умножение. | 1 | |||
108 | Название компонентов и результата деления. | 1 | |||
109 | Закрепление изученного материала. Что узнали, чему научились. | 1 | |||
110 | Деление. Конкретный смысл действия деления. | 1 | |||
111 | Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 | |||
112 | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. | 1 | |||
113 | Приемы умножения и деления на 10 | 1 | |||
114 | Задачи с величинами "цена", "количество", "стоимость" | 1 | |||
115 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого | 1 | |||
116 | Диагностическая работа. Контрольная работа № 8. | 1 | |||
117 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Работа над ошибками. Умножение и деление. | 1 | |||
118 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1 | |||
Табличное умножение и деление (12 часов) | |||||
119 | Умножение числа 2 и на 2. | 1 | |||
120 | Умножение числа 2. Умножение на число 2. | 1 | |||
121 | Приемы умножения числа 2. | 1 | |||
122 | Деление на 2. | 1 | |||
123 | Закрепление изученного. Умножение числа 2 и деление на 2. | 1 | |||
124 | Закрепление изученного материала. Страничка для любознательных. | 1 | |||
125 | Умножение числа 3. Умножение на число 3. | 1 | |||
126 | Умножение числа 3. Умножение на число 3. Упражнения на закрепление. | 1 | |||
127 | Деление на 3. | 1 | |||
128 | Деление на 3. Упражнения на закрепление. | 1 | |||
129 | Контрольная работа №9 по теме: «Умножение и деление на 2 и 3» | 1 | |||
130 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Работа над ошибками. | 1 | |||
Повторение (6 часов) | |||||
131 | Закрепление изученного материала. | 1 | |||
132 | Закрепление изученного материала. Страничка для любознательных. | 1 | |||
133 | Закрепление изученного материала. Что узнали, чему научились. | 1 | |||
134 | Итоговая контрольная работа № 10. | 1 | |||
135 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Что узнали, чему научились во 2 классе. | 1 | |||
136 | Что узнали, чему научились во 2 классе. | 1 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике 4класс по программе "Школа России"
рабочая программа по математике 4 класс по программе "Школа России" (пояснительная записка,календарно- тематичическое планирование, содержание)...
Рабочая программа по математике к учебнику Аргинской И.И. 4класс
Рабочая программа составлена по ФГОС...
Рабочая программа по математике,4класс, "Планета знаний"
Рабочая программа по математике, 4 класс, "Планета знаний"...
Адаптированная рабочая программа по математике в 4классе специальной коррекционной школы VIII вида
Тематическое планирование на учебный год с коррекционными задачами на каждый урок....
Рабочая программа по математике для 4класс (Гармония)
Рабочая программа и планирование...
Рабочая программа по математике 1-4класс (В.Н. Рудницкая)
Программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования крезультатам освоения младшими школьниками основ начального курс...
Рабочая программа по математике (1-4классы) УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по математике (1-4классы) УМК "Школа 21 века"...