Внеурочное занятие по математике "Как люди научились измерять время"
план-конспект занятия по математике (3 класс)
Цель занятия: познакомить детей с тем, как люди научились измерять время, с историей развития часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vn._matem_na_05.10.21_kaneva_kseniya331.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта пробного внеклассного занятия математики «Как люди научились измерять время» | Цель занятия: Содержательная: познакомить детей с тем, как люди научились измерять время, с историей развития часов. Деятельностная: создать условия для формирования УУД. Задачи обучения.
- владеть навыками сотрудничества; - повысить учебно-познавательную мотивацию; - организовать учащихся на деятельность.
- удерживать цель деятельности до получения её результата; - выполнять учебные действия; - оценивать результаты своей деятельности;
- стремиться полнее использовать свои творческие возможности.
- развитие логического мышления.
- владеть действиями построения рассуждений. 3. коммуникативные:
- актуализация ранее изученных знаний о часах; - актуализация ранее изученных знаний и времени.
| |
Составила студентка 331 группы Канева Ксения Юрьевна МОУ СОШ № …, класс 3, каб. № …. Дата проведения занятия 05.10.2021 Смена…… Номер занятия …. Начало занятия ….. час …. мин. ФИО учителя школы: Кошель Екатерина Алексеевна ФИО преподавателя-консультанта: ………………………………………… Допущена к проведению занятия: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя) ____________________, дата ________ (подпись учителя) ___________ | ||
Оборудование.
Библиографический список:
| Оформление доски Оформление работы учащихся (образец-вставка на клетчатой разлиновке) |
ХОД ЗАНЯТИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ | ||
Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством стихотворения. | ||||
- Добрый день, ребята! Сейчас нам с вами необходимо настроиться на занятие. Если утром улыбнуться, Сразу птицы запоют, Всюду чудеса начнутся И ромашки расцветут. Если будешь улыбаться Всем невзгодам вопреки, Будут в небе зажигаться Звезды, словно огоньки. И тогда придет удача, И тогда придет успех, Ведь улыбка много значит Для тебя, для нас, для всех. - А теперь, посмотрите на своего соседа по парте и широко улыбнитесь ему, поднимите друг другу настроение. Молодцы, присаживайтесь. | (Приветствие детей, подготовка к занятию) | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: повысить учебно-познавательную мотивацию, организовать учащихся. Метапредметные:
3. коммуникативные: развивать умение слышать и понимать речь учителя, вступить в диалог. | ||
Меня зовут Ксения Юрьевна, я студентка Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа. Моя будущая профессия – учитель начальных классов, поэтому сегодня я проведу для вас внеурочное занятие по математике. | Слушают. | |||
Цель. Подготовить учащихся к усвоению знаний о часах и времени. | ||||
- Я прочту вам небольшую загадку. Ваша задача внимательно ее выслушать и дать мне на нее верный ответ. Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу: Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать (Часы) - Как вы думаете, о чем эта загадка? Отвечаем по поднятой руке. | - Часы. | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: организация учащихся на деятельность. Метапредметные:
3. коммуникативные: развивать умение слышать и понимать речь учителя, вступать в диалог. | ||
- Ребята, а какие бывают часы? - Верно. Скажите, а для чего человеку нужны часы? - Да, вы правы. Часы необходимы человеку для того, чтобы спланировать свой день, следить за временем и правильно ориентироваться в нем. А всегда ли человек измерял время с помощью часов? - Да, вы правы. Были времена, когда человек еще не изобрел часы. И в эти времена людям приходилось придумывать другие способы измерения времени. Хотите ли вы узнать, какие еще способы измерения времени были у людей и как люди вообще научились измерять время? - Как вы думаете, какая цель нашего занятия? - Именно это нам сегодня и предстоит узнать. | - Настенные, наручные и т.д. - Чтобы понимать, сколько сейчас времени. - Думаем, что нет. - Хотим. - Узнать о том, как люди измеряли время в древности. | |||
- Но узнавать мы будем это необычным способом. Сейчас попрошу каждого из вас представить себя в роли маленького путешественника, который собирается в путь и отправляется в невероятно интересное приключение по станциям, на которых ему предстоит узнать, как же все-таки люди научились измерять время. - Посмотрите на экран, что вы на нем видите? - Как вы думаете, почему он на слайде? - Вы правы. Благодаря этому поезду, мы проедем удивительный маршрут по следующим станциям: «В гостях у первобытных людей», «Время по песчинкам», «Время по каплям», «Современные часы». | Слушают. - Паровоз. - Потому что на нем мы отправимся в путешествие. | |||
Цель. Организовать работу по ознакомлению детей с тем, как люди научились измерять время. | ||||
Станция 1 «В гостях у первобытных людей». | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: - владеть навыками сотрудничества; - повысить учебно-познавательную мотивацию; Метапредметные:
| |||
- Ребята, присаживайтесь на свои места, пристегните ремни! Наше путешествие начинается. И 1 станция, на которой мы с вами оказываемся, называется «В гостях у первобытных людей». - Мы уже давно привыкли к обычным часам. Сегодня, нам с вами уже тяжело представить, как вообще можно было определить время без часов. Вам интересно узнать, какие способы определения времени были у людей? - Жизнь первобытных людей определялась ритмом природы. Солнце вставало, и люди просыпались – наступало утро, солнце заходило, и люди ложились спать, значит, наступила ночь. - Люди наблюдали за солнцем и заметили, что по мере продвижения солнца по небу меняется и положение тени. Поэтому они решили воткнуть в землю палку и понаблюдать за тем, как движется вокруг него тень. Это было около 3500 лет назад. - Чуть позже люди отметили деления на определенном положении тени и написали к ним цифры. Например, когда тень достигала деления с цифрой 10 – это означало что наступило 10 часов. - Так и появились первые солнечные часы. Скажите, а из чего они состоят? - Верно. Это были простые часы, состоящие только из стержня и циферблата. - В течение дня тень меняла свое направление на циферблате. Она меняла и свою длину: рано утром длинная, затем укорачивалась, а после полудня снова удлинялась. - А теперь, давайте тоже попробуем определить время по солнечным часам. Посмотрите на слайд, на нем картинка, на которой солнечные часы. Попытайтесь определить, сколько они показывают времени. - А как вы думаете, удобны ли были такие часы? - Почему вы так думаете? - Вы правы, такие часы действительно были неудобны в использовании, поэтому люди нашли другой способ измерения времени. | Слушают. - Да. Слушают. - Из стержня и циферблата с цифрами. Слушают. Выполняют задание. - Нет. - Они работали только в солнечную погоду, их тяжело взять с собой, по ним нельзя определить время ночью. | |||
Физкульминутка Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.) | Выполняют физкультминутку. | |||
2 станция «Время по песчинкам». | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: - владеть навыками сотрудничества; - повысить учебно-познавательную мотивацию; Метапредметные:
3. коммуникативные: взаимодействовать с учителем; формировать умение грамотно формулировать речь. | |||
- Следующая наша станция называется «Время по песчинкам». Судя по названию станции, как вы думаете, о каких часах мы с вами будем говорить сейчас? - А вы когда-нибудь видели песочные часы? - Как они выглядят? - Молодцы. На экране показано как выглядели эти часы. Это действительно два сосуда, которые соединяются узенькой горловиной. Эти сосуды закреплены на устойчивой подставке. В один из них засыпается определенное количество песка. - А как вы думаете, как нужно пользоваться такими часами? - Действительно, работа таких часов основана на пересыпании песка из одного сосуда в другой через узкое отверстие. Время, за которое песок может пересыпаться, может быть от нескольких секунд до нескольких часов. Чем больше в часах песка, тем больше времени показывают часы. Первые упоминания о таких часах зафиксированы в 19 веке. - Скажите, а чем такие часы были лучше солнечных часов? - Все верно, эти часы были намного удобнее, потому что они работали в любое время суток, а также их можно было взять с собой. А какой недостаток был у этих часов? - Правильно. Такие часы необходимо постоянно переворачивать и точное время благодаря им узнать не получится. Также, люди могли не во время заметить, что песок пересыпался, и тогда время уже было неточным. - А пользуетесь ли вы такими часами? - А знаете ли вы, где в современном мире используют такие часы? - Да, верно. Такие часы используют во время игры в шахматы, а также в больницах, для отчета пульса человека. - А могут ли такие часы пригодиться дома? - Как можно их использовать? - Да, правильно. Например, благодаря таким часам можно засекать время для зажарки лука. - Ребята, сейчас мы с вами выполним интересное задание на время. Я переверну песочные часы, и за время пока песок будет пересыпаться из одного сосуда в другой, вам необходимо будет решить как можно больше примеров показанных на слайде. Начинать мы будем, с верхнего примера слева и по одному будем спускаться вниз. Приступайте. - Время истекло. Проверяем ответы. За каждый правильный ответ вы ставите себе один «+». Проверка выполненных заданий. | - О песочных часах. - Да. - Два сосуда, соединенные тоненьким горлышком, в одном из сосудов находится песок. Слушают. - Нужно переворачивать эти часы. Когда песок закончит пересыпаться из одного сосуда в другой, значит, время истекло. - Такие часы показывали время не только в солнечную погоду, а также могли показывать время ночью, такие часы можно взять с собой. - На них можно было только зафиксировать время, точное время суток узнать было нельзя; через время такие часы необходимо переворачивать. - Да/нет. - Во время игры в шахматы. - Да. - Во время готовки. Выполняют задание. | |||
3 станция «Время по каплям». | ||||
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) Познакомить с историей изобретения водяных часов. ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: - владеть навыками сотрудничества; - повысить учебно-познавательную мотивацию; Метапредметные:
формировать умение грамотно формулировать речь. | ||||
- А мы переходим к следующей станции «Время по каплям». - Чтобы понять с помощью чего еще люди научились определять время, вам нужно отгадать ребус. - Какое слово зашифровано в этом ребусе? | Отгадывают ребус.
- Вода. | |||
- Правильно, это вода. Как вы думаете, неужели с помощью воды действительно можно определить время? - Сейчас нам с вами это и предстоит узнать. - Много-много лет назад в Египте были придуманы первые в истории часы, которые использовали воду. Это были водяные часы. Обратите внимание на слайд. - На какие часы похожи водяные? - Верно. А чем отличаются данные часы от песочных? - Как вы думаете, как работали такие часы? - Верно. Вода через отверстие по каплям истекала из верхнего сосуда в нижний. Вода медленно, капля за каплей, вытекала, уровень ее понижался, и деления на сосуде указывали который час. - Как вы думаете, удобными ли были такие часы? - А почему нет? - Молодцы. А в каком состоянии должна быть вода, чтобы данные часы работали? - Правильно. Значит, такими часами было удобно пользоваться в любую погоду или нет? - А в какую было неудобно пользоваться? - Правильно, такими часами было неудобно пользоваться в мороз, когда вода замерзала, такими часами нельзя было бы измерить время - Задание на этой станции для вас – решение занимательной задачи. На его выполнение вам дается 3 минуты. Внимательно прослушайте ее и постарайтесь решить: В один из дней Петя Зубов как всегда опоздал на урок математики на 2 мин., потом целых 3 мин. искал тетрадь, поболтал с соседкой по парте 1 мин., порисовал в блокноте 4 минуты. Сколько времени ученик занимался математикой на уроке, если урок продолжался 45 мин.? - Давайте обсудим ваше решение. Проверка выполненной работы. | - Не знаем. Слушают. - На песочные. - Вместо песка вода, на одном из сосудов отмечены деления. - Вода капала из одного сосуда в другой. - Нет. - Их нельзя взять с собой. - В жидком. - Нет. - В мороз, т.к. вода замерзала. Выполняют задание. | |||
4 станция «Современные часы». | ||||
- У каждых часов, которые мы с вами рассмотрели, были какие-либо недостатки. Поэтому люди стали придумывать более удобные способы измерения времени. - Скажите, что вы видите на экране? - Верно, это башенные часы. Вы видите у них сходства с песочными и водяными часами? - Правильно. А чем же они отличаются? - Верно. Ребята, башенные часы были самыми первыми механическими часами. А что это такое, механические часы? - Верно. Для таких часов был придуман механизм, благодаря которому часы работали. Это было примерно 500 лет назад. Механизм состоит из шестеренок, они вращаются под действием барабана. - Скажите, а какими еще часами вы пользуетесь? - Где можно увидеть электронные часы? - А чем они отличаются от всех предыдущих часов? - Да, все верно. Кроме этого, в современных электронных часах встроены, например, дата, будильник, датчик температуры. - Ребята, сколько видов часов мы с вами рассмотрели? - Перечислите мне эти виды. - Как вы считаете, вам удалось запомнить принципы работы этих часов? - Сейчас нам с вами и предстоит проверить то, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Я раздам вам листочки, на листочках вам попадутся любые часы из тех, о которых мы говорили. Ваша задача: определить, какие перед вами часы, объяснить, как они устроены и работают. Описать это нужно 3 предложениями. На выполнение этой работы вам дается 2 минуты. Приступайте. - Время на выполнение истекло. Сейчас нам с вами предстоит проверить ваши ответы. Обратите внимание на слайды. - За каждое правильное предложение вы ставите себе один «+». Проверка выполненных заданий. | Слушают. - Часы на башне. - Нет. - На них указаны цифры по кругу, есть стрелки. - Это такие часы, которые работают при помощи механизма. - Электронными. - В телефоне, компьютере. - Работают на батарейках, у них другой циферблат. - 4. - Солнечные, песочные, водяные, современные. - Думаем, что да. Выполняют задание. | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: - владеть навыками сотрудничества; - повысить учебно-познавательную мотивацию; Метапредметные:
формировать умение грамотно формулировать речь. | ||
Физкультминутка Мы дружно трудились, немного устали. Быстро все сразу за партами встали. Руки поднимем, потом разведём И очень глубоко всей грудью вздохнём. | Выполняют физкультминутку. | |||
Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Примерный план этапа:
| ||||
- Ребята, скажите, о чем сегодня на занятии мы говорили? - О каких часах? - Какие часы вам показались самыми необычными и интересными? Почему? - Что нового вы для себя узнали? - Какую цель мы ставили перед собой в самом начале урока? - Нам удалось достигнуть этой цели? - Сейчас я раздам вам листочки с часами. Вам нужно будет нарисовать на них стрелочку, в зависимости от того, как для вас прошло занятие. Стрелочка указывает на: Четное число – мне понравилось работать, у меня все получилось. Нечетное число – мне было интересно, но у меня не все получилось. - Прошу передать мне ваши листочки. - Вас эта тема заинтересовала? - Ребята, скажите, а как в дальнейшем мы сможем использовать полученные знания? - Да, вы правы. Мы можем подготовить различные проекты по дальнейшей работе с этой темой, чем мы обязательно займемся. - Спасибо за работу! До свидания! | - О часах. - Солнечных, песочных, водных и современных. - Песочные, водные. - Узнали, как выглядели часы, как работали. - Узнать то, как измеряли время в древности. - Да. Выполняют рефлексию. - Да. - Мы можем попробовать изготовить какие-либо часы и проверить их действие; подготовить рассказ и выступить с ним для более младших классов. | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные:
Метапредметные:
3. коммуникативные:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию внеурочной деятельности по математике "Как люди научились считать" (3 класс)
Презентация к занятию №1 "Как люди научились считать" курса внеурочной деятельности "Математика вокруг нас". Содержит исторический материал по данному вопросу, задания устного типа на счет для третьек...
презентация по математике на тему: "Измеряем время"
Презентация поможет в организации и проведении урока по математике в 3 классе....
Математика "Как люди учились измерять время"
Презентация к уроку математики, в качестве дополнительного материала....
Конспект урока по математике "Измеряем время"
Конспект урока по математике "Измеряем время"...
Урок математики "Измеряем время"
Урок математики в 3 кл. "Планета Знаний" Конспект +презентация...
Занятие "Как люди научились писать"
Конспект занятия "Как люди научились писать", подготовленный для сборника "Детский сад и школа - единое образовательное пространство".Занятие проводилось на Дне открытых дверей для...
Внеурочное занятие по теме "Всякому фрукту - своё время"
Представленное занятие расширяет знания обучающихся о пользе фруктах в разные времена года...