ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ (СБОРНИК ЗАДАЧ 1-4 КЛАСС)
учебно-методический материал по математике

Вартик Наталья Владимировна

Сборник задач по математике для внеклассной работы учеников 1-4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассная работа

Математические задачи и упражнения

 для учащихся 1-4 классов.

Разработка учителя начальных классов

Вартик Натальи Владимировны

2021 год.

1 КЛАСС.

1. Верно ли то, что я скажу?

                                

А) среди фигур есть красный четырёхугольник.

Б) каждая из этих фигур красная.

В) не каждый четырехугольник синий.

Г) нет белых четырехугольников.

2. Наташа любит играть в куклы и читать книги, а Саша заниматься спортом и играть в машинки. Кому из них вы подарили бы удочку? Кому лучше подарить плюшевого медвежонка?

3. Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

4. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

5. Обратите внимание на порядок расположения фигур. Какие бы две фигуры вы бы нарисовали справа, чтобы не нарушать этот порядок?

        

6. В вазе лежали фрукты, в том числе два яблока. За обедом съели все фрукты. Сколько съели яблок?

7. Оля старше Миши, а Миша старше Димы. Кто старше – Оля или Дима?

8. У меня один брат и одна сестра. Сколько детей у нас в семье?

9. Коля сказал: «У меня два брата и сестра». Сколько в семье Коли мальчиков и девочек? Сколько всего детей в семье?

10. Кате 4 годя, Вале на два года меньше, а Петя уже ходит в школу. Кто из детей самый младший? Самый старший?

11. Мы с папой играли в шахматы. У меня ещё осталось 3 фигуры, а у папы на 4 фигуры (больше или меньше). Сколько фигур осталось у папы?

12. На одной ветке 4 яблока, а на другой а 6 яблок (больше или меньше). Сколько яблок на второй ветке?

13. Назовите фигуры, которые не являются многоугольниками (круг). Назовите фигуры, которые не являются четырехугольниками (круг, треугольник). Назовите фигуры, которые не являются кругами.

14. У Галины любимые игрушки – кукла, мяч, медвежонок. А любимые игрушки её брата – паровоз, барабан и тоже медвежонок. Сколько всего любимых игрушек у детей?

15. Для урока рисования ученики должны были принести краски или карандаши.

А) готов ли Петя к уроку, если он принес карандаши?

Б) Женя не принёс ни красок, ни карандашей.

В) Лена принесла и краски, и карандаши?

16. По классу дежурили три ученика: Аня, Коля, Маша. Из них двое накрывали на стол. Назовите пары, которые могли это сделать?

17. Какую закономерность вы можете заметить:

А) 1,0; 1,1; 0,0; 1,1,1; 0,0,0; 1,1,1,1; 0,0,0,0

Б) 2,5; 2,5,5; 2,5,5,5; 2,5,5,5,5.

17. Сколько математических знаков понадобится, чтобы записать подряд числа от 0 до 10? (от 0 до 10 – десять цифр, в числе 10 – две цифры,  - всего 12 цифр).

18. Сестра старше брата на 3 года. На сколько лет сестра будет старше брата через пять лет? Десять лет?

19. Миша старше Димы на три года, а Оля старше Миши на два года. На сколько лет Оля старше Димы?

20. У Васи в портфеле две тетради в клетку и две тетради в линейку. Он вытащил одну тетрадь. Какая это может быть тетрадь? Если он вытащил две тетради? Если три?

21. В сборочный цех поступило 50 вёдер и 60 готовых ручек к ним. Сколько готовых ведер можно из них сделать?

22. Надя выше Славы, а Света ниже Славы. Кто выше – Надя или Света?

23. Можно ли назвать самого быстрого бегуна, если известно, что:

А) Саша бегает быстрее Вовы, а Петя бегает медленнее Саши;

Б) Саша бегает быстрее Пети, а Вова бегает не так быстро, как Петя.

24. Учителю нужно проверить 30 тетрадей. Он проверил все, кроме трёх. Сколько тетрадей осталось проверить учителю?

25. Миша и Коля живут в разных деревнях, но у одной и той же реки. Однажды Миша отправился в гости к Коле. Ему пришлось дважды переходить реку в разных местах. На одном или разных берегах живут мальчики?

2 КЛАСС.

1. Ребята целую неделю следили за погодой. Они отмечали с помощью «+» и «-» свои наблюдения в таблице. Если был дождь – ставили «+», не было – ставили «-». Был ветер – ставили «+», не было – «-».

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Дождь

+

-

-

-

-

+

-

Ветер

-

-

+

-

+

-

-

Назовите дни, когда не было ветра, но шёл дождь. Назовите все дни, когда не было дождя, но было ветрено. Назовите все дни, когда было безветрие и не было дождя.

2. Две футбольные команды сыграли друг с другом 3 матча. Капитан одной команды сказал, что их команда ни разу ни проиграла,  и капитан другой команды сказал, что их команда ни разу не проиграла. Каким образом это могло случиться? (три ничьи)

3. Треугольник АВС (рисунок 1а) перевернули и переставили на другое место (рисунок 1б. Правильно ли обозначили вершины этого треугольника на новом месте? Какие буквы нужно поменять местами?

А                     А        В

        Рисунок 1б

В        С

Рисунок 1а        С

4. На фотографии сняты мама, бабушка и я.

1) бабушка левее мамы, мама между бабушкой и мной. Перечислите справа налево, в каком порядке мы сняты на фотографии. (бабушка, мама, и я)

2) бабушка левее мамы, мама левее меня. Перечислите слева направо, в каком порядке мы сняты (бабушка, мама, я).

3) бабушка правее меня, а мама левее меня. Перечислите справа налево, в каком порядке мы сняты на фотографии. (Мама, я, бабушка).

5. На пришкольном участке работало 9 бригад. 2 из них объединили вместе. Сколько стало бригад?

6. 1) Во 2 классе на 5 учеников больше, чем в первом, а в третьем классе на 7 учеников больше, чем в 1. В каком классе больше учеников – во втором или в третьем и на сколько? (в третьем на 2 больше, чем во 2).

2) Во 2 классе на 5 учеников меньше, чем в 1. В 3 на 7 учеников меньше, чем в 1. В каком классе больше учеников – во втором или в третьем, и на сколько? (можно выполнить краткую запись условия а доске).

9. Сколько вершин у каждого из данных треугольников? Назовите вершины в каждом треугольнике. Посчитайте, сколько всего отмечено вершин. Почему получили 7,  не 9? (Три треугольника имеют одну общую вершину).

        А        В

        С

К                Д

        

        М        Е

10. Таня отметила на прямой подряд 3 точки на расстоянии 3 см одна от другой. Каково расстояние от первой точки до последней?

11. Назовите номер фигуры, которая расположена так, как фигура с номером 1. Назовите номера фигур, которые расположены так, как фигура с номером 2.

1                2        3        4        5        6

12. В школьной библиотеке два шкафа, в каждом по 4 полки. На рисунке указано, сколько книг на каждой полке. Попробуйте, не производя сложения, с помощью сравнения чисел сказать, в каком шкафу книг больше.

41

31

21

20

36

26

45

46

39

29

38

37

28

18

25

26

а)        б)

13. Масса чемодана больше, чем масса портфеля на 1 кг. Какова масса чемодана с грузом, если масса портфеля с тем же грузом 3 кг? (4 кг).

14. Какое из слов «можно» или «нужно» вы используете в предложениях:

А) Моя бабушка больна, … пойти её навестить. (нужно)

Б) Сегодня воскресенье, утром … пойти в кино. (можно)

15. Назовите такие точки, чтобы точка А была выше неё, ниже неё, левее неё, правее неё.

                  С

                 А    

 В                            Д

16. Алёша сказал своей маме, что он сегодня 3 раза разговаривал с Вовой по телефону, и Вова сказал своей маме, что он три раза сегодня разговаривал с Алёшей по телефону. Сколько раз разговаривали Алёша и Вова друг с другом по телефону?

17. На птицеферме кур на 20 больше, чем гусей, а уток на 30 меньше, чем кур. Каких птиц больше – уток или гусей и на сколько? (гусей на 10 больше, чем уток).

18. 1) Учитель выдаёт ученикам тетради после проверки. Может ли он выдать Оле Власовой любую тетрадь? Если нет, то почему?

2) Учительница раздала детям новые, неподписанные тетради. Может ли учитель выдать Оле любую тетрадь?

(на этом упражнении для учащихся уточняется смысл термина «любая»).

19. Пять групп ребят сделали к празднику пять гирлянд. Эти гирлянды нужно соединить вместе. В скольких местах нужно склеить гирлянды, чтобы получилась одна большая гирлянда?

20. К колышку привязана коза. Какую форму имеет участок, на котором может пастись коза? (участок имеет форму круга, радиус которого равен длине веревки. Когда веревка натянута, коза ходит по окружности, а если веревка не натянута,  коза может попасть в любую точку круга).

21. Придумайте такие два числа, чтобы их произведение было:

А) больше суммы (например 7 и 8);

Б) меньше суммы (например 2 и 1, 0 и 4);

В) равно сумме (2 и 2, 0 и 0).

22. На одной чашке весов большой кочан капусты, а на другой – гиря в 2 кг и маленький кочан капусты. Весы находятся в равновесии. На сколько масса большого кочана больше, чем масса маленького? (на 2 кг).

23. Сумма двух чисел равна 2. Одно из них оканчивается нулём. Если этот нуль отбросить, то получится другое число. Догадайся, какие это числа. (2 и 20).

3-4 КЛАСС.

1. Дедушка считает погоду хорошей, если светит солнце и температура воздуха на улице выше 15 градусов. Какую погоду, по мнению дедушки, нельзя назвать хорошей? (дедушка не считает погоду хорошей, если солнце светит, но температура воздуха ниже 15 градусов. Дедушке не нравится и такая погода, когда и солнце не светит, и температура ниже 15 градусов).

2. Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 1 и 0? (111, 100, 101, 110)

3. Из почтового ящика письма вынимают 5 раз в день. В первый раз – в 7 часов утра. А в последний – в семь часов вечера. В какие часы вынимают письма в течение дня, если это происходит через равные промежутки времени?

4. Какой самый лёгкий и самый тяжёлый груз можно взвесить, если имеются гири 1 г, 3г, 5 г? Можно ли с помощью этих гирь определить массу грузов в 1г, 2 г, 4 г, 9г, если ставить гири только на одну чашу весов? (таким способом нельзя взвесить грузы массой 2 г, 7 г).

5. Боря отметил 5 точек, каждую на расстоянии 5 см от точки). На какой линии окажутся все эти точки? (на окружности с центром в точке О и радиусом 5 см).

6. По реке плывёт пароход из одного города в другой. Чтобы проплыть этот же путь в обратном направлении, пароходу понадобиться столько же времени или нет? Если нет, то от чего это зависит?

7. Догадайтесь, какое число равно сумме всех предшествующих ему в ряду (3=1+2).

8. Утроенное число на 15 больше того же удвоенного числа. Чему равно это число? (15)

9. Догадайтесь, какие числа здесь написаны: а) 4х1000+1х1000+5х10+2; б) 5х100+1х10+4; в) 2х100+2; г) 3х10000+0х100+2х10+1.

10. Таня сказала, что она пойдёт в кино, если Оля и Катя пойдут в кино.

1) Оля идет в кино, а Катя нет. Пойдёт ли Таня в кино?

2) Оля и Катя идут в кино, а Таня пойдёт?

11. В каждом следующем ряду на 1 шар больше, чем в предыдущем. Всего 10 рядов. Ряды чередуются так: белый, черный, белый, черный и т.д. Каких шаров больше – белых или черных? На сколько черных шаров больше, чем белых?

12. В спектакле участвовали 4 человека. В первом действии участвовали 3 человека, а во втором – 2 человека. Как это могло быть? (один человек участвовал в первом и во втором действиях).

13. В одну кастрюлю входит 4 л, а в другую 7 литров воды. Как с помощью этих кастрюль можно налить в ведро 6 литров воды? (налить во вторую кастрюлю 7 литров воды и отлить из второй в первую 4 литра воды. Во второй кастрюле останется 3 литра воды. Эти три литра нужно вылить в ведро. Потом повторить всё еще раз и в ведре получится 6 литров воды).

14. Какие два отрезка можно стереть, чтобы осталось два квадрата?

15. Метр шёлка в два раза дороже метра ситца. Что дороже: 8 м ситца или 4 м шёлка?

16. В каких числах достаточно переставить цифры, чтобы получить верные равенства?

36-82=8                                  36-28=8

28+18=100                             82+18=100

58+63=94                               58+36=94

71-37=43                                71-37=34

17. Две девочки и два мальчика собирали грибы. Одна девочка собрала больше всех, а другая меньше всех. Верно ли, что девочки собрали грибов больше, чем мальчики? (верно)

18. У Коли в портфеле 4 карандаша: 2 красных и 2 синих. Коля хочет вынуть из портфеля красный карандаш. Сколько он должен взять карандашей, чтобы среди них обязательно был красный? (нужно вынуть не менее 3 карандашей, тогда попадутся или 2 красных и 1 синий, или 2 синих и 1 красный).

19. Мысленно сблизьте фигуры вдоль линии и соедините. Какие получатся новые фигуры?

                

20. Дима моет 4 тарелки за то же время, что и 6 чашек. Что он моет быстрее – тарелку или чашку?

21. Всегда ли верно, что пятиэтажное здание выше четырехэтажного?

22. Догадайтесь, не считая, чётным или нечётным числом будет сумма чисел:

24 и 38; 17 и 44; 37 и 25. Проверьте свой ответ.

23. В каком случае сумма двух чисел равна одному из слагаемых?

1) одно из слагаемых равно 5. На сколько сумма больше второго слагаемого?

2) в каком случае произведение двух чисел равно одному из множителей?

3) один из множителей равен 2. Во сколько раз произведение больше другого множителя?

24.  

1) Назовите число, которое делилось бы на 3 и на 5 (15, 30, 45 и т.д.)

2) Назовите число, которое делилось бы на 3 или на 5 (3, 5, 6, 10, 18, 20 и т.д.)

25.

1) Петя решил записаться в лыжную секцию, если туда запишутся Вова и Гриша. Вова записался в лыжную секцию, а Гриша – нет. Запишется ли туда Петя?

2) Петя решил записаться в конькобежную секцию, если туда запишется Вова или Гриша. Вова туда записываться не стал, а вот Гриша записался. Запишется ли туда Петя?

26. В школе работает 7 кружков. Все ученики первой группы, а их 8 человек, записались в школьные кружки. Можно ли сказать, что ни в одном кружке нет двух учеников из одной группы?

27. Во сколько раз лестница сот первого до второго этажа короче, лестницы от первого до шестого этажа этого же дома? (в пять раз). При объяснении решения можно обозначить звенья лестницы между этажами так: с первого этажа на второй – 1, 2; со второго этажа на третий – 2, 3 и т.д. Получится, что на шестой этаж ведет лестница, состоящая из звеньев: 1,2; 2,3; 3,4; 4,5; 5,6.

28. Скажите на сколько у второго многоугольника сторон больше, чем у первого, не пересчитывая всех сторон. Проверьте ответ, пересчитав стороны второго многоугольника.

        

29. Саше 9 лет, Вове 10 лет, Мише 11 лет. Можно ли утверждать, что Саша ниже всех ростом, а Миша выше всех?

30. Два мальчика играли в шахматы 40 минут. Сколько времени играл каждый из них?

31. Сумма трёх чисел и их произведение равно 6. Назовите эти числа. (1,2,3).

32. Таня собрала 5 грибов. Один гриб она отдала Наташе, и у них стало грибов поровну. Сколько грибов было у Наташи?

33.

1) Назовите два числа, разность которых равна уменьшаемому (второе число равно 0).

2) Назовите два числа, для которых сумма равна их разности (второе число равно 0).

3) Уменьшаемое на 375 больше вычитаемого, чему равна разность? (375)

34.

1) Известно, что число делится на 3 и на 1. Может ли оно делиться и на 2? (нет)

2) Известно, что число делится на 3. Значит ли это, что данное число не делится на 2? (нет, например, 6 делится и на 3, и на 2)

35. Число 5 делится только на 1 и на само себя, т.е. на 5. Назовите ещё такие числа, которые делятся только на 1 и на само себя. (2,3,7,11,13,17,19 и т.д.)

36. Из одной деревни в другую ведут две дороги, а из второй деревни в третью – 3 дороги. Сколько дорог ведут из первой деревни в третью? (6 дорог).

37. Найдите произведение двух чисел, если оно больше одного из них в 4 раза и больше другого в пять раз (20).

38.

1) Может ли делимое быть делимое быть равным делителю? (да, например, 6:6)

2) Может ли частное быть равным делимому? (да, например, 6:1)

3) Может ли частное быть равным делителю? (да, например, 36:6=6)

39. Масса рыбы – 3 кг плюс половина всей массы. Какова масса рыбы?

40. Прошедшая часть суток больше оставшейся в 2 раза. Сколько сейчас времени? (16 часов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по математике "Решение задач" 2 класс

Поможет ученикам и учителю выявить уровень знаний при решении задач....

Проверочная работа по математике во II полугодии 1 класса по теме "Задачи"

Проверочная работа по математике во II полугодии 1 класса по теме  "Задачи"...

Контрольная работа по математике "Решение задач на движение". УМК "Школа России". 4 класс

Контрольная работа по математике "Решение задач на движение".  УМК "Школа России". 4 классЦель: проверить понимание учащимися зависимости между скоростью, временем и расстояни...

Проект по математике "Сборник задач о Великой Отечественной войне для начальных классов"

Защита проектной работы учащихся 4 класса. Сборник арифметических задач для учащихся начальной школы "Во имя тех священных дней" . Задачи составлены о Республике Татарстан в годы Великой Оте...

Сборник задач 1-2 класс

Сборник задач...

Сборник задач для 2 класса

Много разных видов задач для повторения и закрепления пройденного материала.....

Математика, сборник задач 1-4 класс

Математика, сборник задач 1-4 класс, автор:О.В.Узорова...