Проект по математике "Сборник задач о Великой Отечественной войне для начальных классов"
проект по математике (4 класс)

Балышева Наталья Викторовна

Защита проектной работы учащихся 4 класса. Сборник арифметических задач для учащихся начальной школы "Во имя тех священных дней" . Задачи составлены о Республике Татарстан в годы Великой Отечественной войны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение В мае 2022 года исполнится 77 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В России нет ни одной семьи, которую не затронула бы она. Уже почти не осталось живых свидетелей той смертельной схватки с жестоким и сильным врагом. Уходит поколение, которое не воевало с фашизмом, но выросло на осознании подвига отцов и дедов. Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу. Мы не вправе забывать о том, что пережил наш народ в тяжелые годы войны. Актуальность выбора темы проекта была обусловлена необходимостью расширить знания учащихся о героизме нашего народа в Великой Отечественной войне в год 75-летия Победы, решая задачи и выполняя задания по математике. Мы хотим приобщить ребят к решению задач про войну, потому что наше поколение должно помнить о событиях тех времен и гордиться подвигами наших дедов.

Гипотеза: Если учащиеся будут решать задачи, составленные на реальных событиях и датах Великой Отечественной войны, то такие задачи будут не только способствовать развитию математических способностей, но и помогут углублению знаний о войне.

Цель нашего исследования: создать сборник математических задач, составленных на реальных событиях и датах Великой Отечественной войны, в которых принимали участие жители г. Казань и ТАССР, для учащихся начальных классов.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие Задачи исследования:

Провести опрос среди учащихся начальных классов МБОУ СОШ № 73, чтобы узнать насколько хорошо они знают о Великой Отечественной войне в г. Казани и ТАССР, и определить, актуальна ли наша работа;

изучить исторический материал по основным событиям Великой Отечественной войны в г. Казани и ТАССР из литературных и электронных источников;

составить подборку математических задач;

предложить использовать подборку задач на уроках математики в начальной школе;

собрать отзывы детей об этом сборнике, чтобы узнать была ли эта работа для них полезной.

Объект исследования: цифры и факты в исторических сведениях о Великой Отечественной войне с участием жителей, промышленности города Казань, ТАССР.

Работа состояла из следующих этапов:

 I. Изучение методической литературы по составлению задач.

II. Сбор необходимого исторического материала, содержащего числовые данные.

III. Составление задач.

IV. Оформление сборника задач.

1. Работа над проектом

1.1  Анкетирование учащихся школы по теме: «Казань и ТАССР в годы Великой  Отечественной войны в датах и ее значение»

Свою работу над проектом мы начали с того, что решили выяснить,

насколько хорошо учащиеся нашей школы знают об участии города Казань и ТАССР в годы Великой Отечественной войны.

Был ли захвачен фашистами г.Казань в годы ВОВ?

Подвергался ли город Казань авиаобстрелам в годы ВОВ?

На каком расстоянии от города Казань проходила линия фронта?

Результаты опроса оказались следующими:

Справились полностью

0

Справились частично

13%

Не справились

87%

 

1.2.Сбор информации

Проект осуществлялся в течение 2 месяцев.

Результатом проекта стал «Сборник задач о войне «Во имя тех священных дней…». 

Работа над проектом включала несколько этапов:

  1. Сбор информации, исторического материала.
  2. Составление  задач разного типа.
  3. Оформление задач в печатном виде.
  4. Подбор иллюстраций к задачам.
  5. Создание Сборника задач.

Сначала проходил сбор фактических данных. Каждую задачу необходимо было сопроводить исторической справкой, содержащей числовые данные. Я и мои одноклассники искали сведения в самых разных источниках: энциклопедиях, электронных справочниках, в Интернете.

1.3. Составление задач

Придумывая с одноклассниками собственную задачу, мы глубже вникали в её математическую суть, анализировали и сравнивали известные нам типы задач и пополняли свой математический опыт.

Особый интерес у нас вызывало составление задач на материале истории родного города, края. У кого – то из учащихся в процессе такой работы любовь к истории пробудила интерес к математике. Те же, кто увлечён математикой, имели возможность глубже соприкоснуться с тайнами истории.

Определившись с исторической тематикой задачи, мы выбирали математическое содержание и тип задачи.

На следующем этапе предстояло сформулировать условие задачи. Сначала мы выписывали из исторической справки все числовые данные и устанавливали зависимости между числами. Затем полагали одну или несколько величин неизвестными и выражали через них остальные величины. После этого составляли условие задачи и формулировали вопрос.

В основе формулировок задач лежат реальные цифры. При этом было важно, чтобы задача оказалась интересна, понятна и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и истории. Кроме того, надо было проследить за тем, чтобы полученный результат согласовывался со смыслом.

Задачи из сборника мы решали на уроках математики. Наш проект нашёл своё применение. 

1.4. Оформление задач

В ходе работы над проектом был создан Сборник задач о войне, в котором собрано 74 задачи, составленных учащимися нашего класса.

Все задачи были оформлены в печатном виде.

Задачи сопровождаются исторической справкой, решением и ответами.

Собранный материал содержал много интересного о войне и был распределён по разделам:

1. Человеческие ресурсы

2.Промышленность

3. Сельское хозяйство

2.Примеры задач из Сборника

А теперь, мы приведем примеры нескольких задач, которые вошли в сборник. Надеюсь, они будут интересны и полезны и другим ученикам.

Из раздела ____________

  пример задачи и решение на слайде

Заключение

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в

человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Десятилетия отделяют нас от суровых дней войны. Но народная память сохранит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и непреклонную веру людей в Победу.

Только небольшая часть данных о подвигах и героизме нашего народа нашла своё отражение в Сборнике задач. Ребята нашего класса с удовольствием решают задачи из сборника.

Мы провели повторно опрос «Великая Отечественная война в Казани и ТАССР» и практически все одноклассники справились с работой.

Выводы:

Составление и решение задач, основанных на реальных событиях и датах, способствует углублению знаний о войне.  

Проект «Сборник задач о войне» продолжает развиваться. Я и мои одноклассники, поработавшие с задачами из данного сборника, увлечённо составляют новые задачи .

Заключение

Эта работа заняла много времени, но она является познавательной и интересной, т.к. составление и решение задач, основанных на реальных событиях и датах, способствует углублению знаний о войне, воспитанию патриотических чувств, вызывает гордость за наших прадедов и прабабушек, за детей военного времени, которые работали наравне со взрослыми. Думаю, что нам удалось достичь всех поставленных целей проекта. Наша гипотеза подтвердилась.

Надеюсь, каждый ученик начальных классов найдёт в Сборнике много интересных сведений о Великой Отечественной войне, о нашем крае, с ещё большим желанием будет изучать математику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка исследовательского проекта по воспитательной работе "Дети Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма, любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Очень важно, чтобы герои бы...

Презентация к проекту "Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны"

В презентации ученик 3 класса Перелыгин Саша рассказывает о своей прабабушке. Представлена биография Фалалеевой Александры Яковлевны. Она была тружеником тыла. О ее работе в колхозе, о ее наградах....

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. "Страницы Великой Отечественной войны"

Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. Страницы Великой Отечественной войны". Пояснительная записка,учебно-тематическое планирование,КТП....

Проект урока по литературному чтению «Великая Отечественная война. Никто не забыт!» 3 класс УМК «Школа России»

Проект урока по литературному чтению   «Великая Отечественная война. Никто не забыт!»    3 класс    УМК «Школа России»...

Проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

При создании проекта "Моя семья в годы Великой Отечественной войны" учащиеся познакомились с прадедушками, с их героическим прошлым в годы войны и  боевыми наградами....

Исследовательский проект "Наши прадеды в годы Великой Отечественной войны"

Проектная работа учащихся 4 класса о своих  прабабушках и прадедушках,которые в годы  войны защищали Родину и трудились в тылу .Проект выполнен в форме сочинений школьников....