Технологическая карта урока математика по теме «Сложение и вычитание вида +1; -1»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Галина Валерьевна Стратулат

Цель урока: развитие у обучающихся умения прибавлять и вычитать число 1 в пределах 10

Задачи урока

Дидактические:

  • формировать умение выполнять сложение  и вычитание вида +1, -1
  • формировать умение правильно оформлять решение
  • совершенствовать умение решать примеры на основе знания нумерации чисел от 1 до 10

Развивающие:

  • развивать концентрацию внимания
  • развивать способность логически мыслить

Воспитательные:

  • воспитывать уважение друг  к другу в процессе групповой работы
  • воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам
  • воспитывать аккуратность

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата:16.11.2021

Школа: МБОУ №152

Класс: 1 в

Урок: 3

Время: 10.40-11.20

Кабинет: 210

Студент: Стратулат Галина

Группа: 45

Учитель: Берсенева Е. М.

Методист: Андреева Т. С.

Тема урока «Сложение и вычитание вида +1; -1»

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: развитие у обучающихся умения прибавлять и вычитать число 1 в пределах 10

Задачи урока

Дидактические:

  • формировать умение выполнять сложение  и вычитание вида +1, -1
  • формировать умение правильно оформлять решение
  • совершенствовать умение решать примеры на основе знания нумерации чисел от 1 до 10

Развивающие:

  • развивать концентрацию внимания
  • развивать способность логически мыслить

Воспитательные:

  • воспитывать уважение друг  к другу в процессе групповой работы
  • воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам
  • воспитывать аккуратность

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Универсальные учебные действия

Самоопределение к деятельности

    (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

(беседа)

      Ф

-Здравствуйте, дети!

-Присаживайтесь, пожалуйста.

-Итак, настроились на урок, спинка прямая.

-Поднимите глаза вверх, опустите вниз, посмотрите в окно, на дверь, на меня.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы!»

Обучающиеся приветствуют учителя

  • Р: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
  • К: отвечать за себя

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий

Словесный

(рассказ)

И

Практический

(выполнение задания)

1. Подготовительная работа

1) Работа с числовым рядом.

-Посмотрите на числа, расположенные на доске.

2 4 1 3 7 5 6

а с б с н е й

-Прочитайте эти числа (два, четыре, один, три, семь, пять, шесть).

-Этими числами зашифровано слово, чтобы его расшифровать, нужно их расставить в порядке увеличения.

-Назовите числа в порядке увеличения (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь).

-Кто из вас догадался, какое слово зашифровано? (ответы детей)

-Проверим! (учитель переставляет карточки).

-Прочитайте слово, которое у нас получилось (бассейн).

-Кто знает значение этого слова? (предположения детей)

- На самом деле, слово бассейн имеет несколько значений по толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. Сейчас я с ними вас познакомлю.

БАССЕЙН

1. Искусственный водоем, сооруженный для плавания, купания, в декоративных целях. НАПРИМЕР: Зимний бассейн для плавания.

2. Посмотрите на слайд, там изображены виды бассейнов

- Смотрите, в нашем бассейне, который понимается как искусственный водоём, решили искупаться лягушки! Давайте посчитаем, сколько лягушек в бассейне? (восемь)

-Какого числа не хватает в нашем ряду для того, чтобы показать количество лягушек? (8)

-Куда его поставить в нашем ряду чисел? (справа от 7)

-Обратите внимание, к бассейну подошла ещё одна лягушка. Она тоже хочет искупаться. Но, чтобы попасть в бассейн, мы должны помочь ей, выполнив задания:

-Назовите соседей числа 5; 3. (4 и 6; 2 и 4)

-Какое число стоит между числами 2 и 4, 6 и 8. (3; 7)

-Назовите число, которое следует за числом 6, 4. (7; 5)

-Назовите число, которое предшествует числу 2, 7, 3. (1; 6; 2)

-Назовите самое маленькое число в ряду, посмотрите на доску. (1)

-Назовите самое большое число в ряду, посмотрите на доску. (8)

- Молодцы, ребята, вы справились! Лягушка уже купается вместе с другими лягушатами!

- Давайте посчитаем, сколько лягушек теперь в бассейне? (девять)

- Какого же числа не хватает в нашем ряду? (числа 9)

- Правильно! (учитель дополняет ряд)

2,4,1,3,7,5,6

1,2,3,4,5,6,7

Бассейн

Бассейн

Высказывают предположения

8

8

Справа от 7

4,и 6, 2 и 4

3,7

7, 5

1, 6, 2

1

8

9

9

Карточки с цифрами

Предметные:

Знать: натуральный ряд числе от 1 до 10

Уметь: работать с числами

• Метапредметные:

Р: самоконтроль деятельности

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К: допускать возможность существования у одноклассников и учителя различных точек зрения

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный (беседа)

Практические (выполнение задания)

И

Г

1.Игра "Где мое место?"

- Прошу выйти сюда ребят, у которых на столах лежат карточки с числами. Построитесь, пожалуйста, по порядку номеров у доски.

- Правильно ли построились ребята?

- Первый, второй, третий, четвертый, пятый – шаг вперед.

- Сколько ребят сделали шаг вперед? (5)

- Прибавим к этому числу 1. Какой ученик сделает шаг вперед? (Шестой)

- К 5 прибавили 1 получили 6. А если к 6 прибавим 1, ученик с какой карточкой сделает шаг вперед? (7)

- К 6 прибавили 1 получили 7. А если к 7 прибавим 1, ученик с какой карточкой сделает шаг вперед? (8)

- Сделайте вывод: какое число мы получаем, если прибавляем к числу 1? (Если прибавляем к числу 1, получается следующее число)

- Повторите вывод, приводя свой пример. (к 5 прибавим один получим 6, следующее число при счёте)

- Десятый ученик, сядь, пожалуйста, на место.

- Сколько было учеников? (10)

- Сколько учеников сели на свое место? (1)

- Сколько учеников осталось? (9)

- Девятый ученик, сядь, пожалуйста, на место.

- Сколько было учеников? (9)

- Сколько учеников сели на свое место? (1)

- Сколько учеников осталось? (8)

- Восьмой ученик, сядь, пожалуйста, на место.

- Сколько было учеников? (8)

- Сколько учеников сели на свое место? (1)

- Сколько учеников осталось? (7)

- Молодцы! Садитесь на места, пожалуйста.

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

-Какие знания мы получим на уроке?

План урока

  1. Прибавлять к числу 1
  2. Вычитать из числа 1

5

Шестой

Седьмой

Восьмой

Если прибавляем к числу единицу, то получаем следующее число

1

9

9

1

8

9-1=8

8

1

7

Сложение и вычитание типа +1,-1

На уроке мы научимся, прибавлять и вычитать число 1

Предметные:

Знать: порядок чисел

Уметь: применять свои знания на практике

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

П: строить речевое высказывание в устной и письменной форме

 К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Динамическая пауза

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело

«Открытие» детьми нового знания

    (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование к  его выполнению

Словесный (беседа)

Практический (выполнение упражнения)

И

Ф

П

1. Работа по учебнику

- Откройте учебник на с.____. Посмотрите, правильно ли мы определили, чем будем заниматься на уроке.

- Кто уже умеет прибавлять и вычитать число 1, поднимите руки.

-Хорошо, проверим. Опустите, пожалуйста, руки.

- Найдите в учебнике предложения-объяснения, как мы будем читать подобные записи. (Ученики читают)

- Посмотрите на таблицы и рисунок, приведенные выше.

-Кто же у нас здесь? Наши лягушата!

-Каким видом спорта занимаются лягушки? (Прыжками в воду)

Сколько всего лягушат? (10)

- Посмотрите, сколько лягушат уже в воде? (1)

- В воде 1 лягушонок, и еще один уже прыгнул с мостика. Сколько лягушат сейчас будет в воде? (2)

- Как это записать? (1 + 1 = 2)


Работа в парах

- Сейчас учащиеся 1-го варианта объясняют 2-му варианту, сколько лягушат уже в бассейне, сколько прыгнуло, сколько лягушат сейчас станет в воде, и заполняют первую таблицу у себя в тетрадях. (ученики работают)


- Сколько всего лягушат было на вышке? (10)

- Сколько лягушат прыгнуло? (1)

- Сколько осталось? (9)

- Как это записать? (10 – 1=9)


Работа в парах

- Теперь учащиеся 2-го варианта объясняют 1-му, сколько лягушат на вышке, сколько прыгнуло, сколько лягушат осталось, и заполняют вторую таблицу у себя в тетрадях. (ученики работают)


- Сделайте вывод. Как прибавить или вычесть число 1?

Ученики читают

Прыжки в воду

10

1

2

1+1=2

Ученики объясняют друг другу

10

1

9

10-1=9

Ученики объясняют друг другу

(Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число.
Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)

• Предметные:

Уметь: самостоятельно формулировать определения изученных понятий.

• Метапредметные:

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

К: формулировать собственное мнение и позицию.

• Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действия

Словесный (беседа)

Практический (выполнение задания)

Ф

И

-Теперь прочитаем получившиеся записи в левом столбике. 

-В правом столбике 

-Ребята, нам с вами предстоит выполнить ответственное задание! Вы готовы?

-Два известных сказочных героя: Буратино и Чиполино желают встретиться.

- Им не терпится поделиться друг с другом сказочными новостями. --У вас ведь тоже есть друзья, которым вы всегда что-то рассказываете.

-Итак, им предстоит нелегкий путь. 

-Путь этот – натуральный ряд чисел! 

-Каждому герою можно делать только один шаг навстречу друг к другу.

-Но вот беда! Наши герои далеко и не видят друг друга.

-Им известно только то, с какого натурального числа они начнут движение.

-А вот в какую сторону им нужно двигаться они, к сожалению, не знают.

-И только мы с вами в силах им помочь. 

Обратимся к нашим учебникам.

  • -С какого числа начинает движение Буратино? (с единицы)

-С какого числа начинает движение Чиполино? (с девяти)

  • -В какую сторону должен двигаться Буратино, чтобы встретиться с Чиполино? (вправо)

-В какую сторону должен двигаться Чиполино, чтобы встретиться с Буратино? (влево)

  • -В помощь нам будут карточки, которые они держат в руках.
  • -Мы будем знать, какое действие мы должны выполнить, чтобы Буратино сделал шаг. Какую карточку держит в руках Буратино? (+1) Значит, какое действие будем выполнять? (сложение)

-Какую карточку держит в руках Чиполино? (-1) Значит, какое действие будем выполнять? (вычитание)

  • -Поможем Буратино сделать шаг навстречу.
  • - Смотрим на карточку. Как будет звучать? (1 плюс один равно двум).
  • -На каком делении он окажется после выполненного действия? (на делении под цифрой два) Хорошо.

-Поможем Чиполино сделать шаг навстречу.- Смотрим на карточку. Как будет звучать? (9 минус 1 равно восьми).

-На каком делении он окажется после выполненного действия? (на делении под цифрой восемь) Хорошо.

  • Снова Буратино делает шаг навстречу. Проговариваем. ( 2 + 1 = 3). Теперь он находится на делении с числом 3.

-Чиполино делает шаг навстречу. Проговариваем. 8 – 1 = 7). Теперь он находится на делении с числом 7.

  • Снова Буратино делает шаг навстречу. Проговариваем. ( 3 + 1 = 4). Теперь он находится на делении с числом 4.

Чиполино делает шаг навстречу. Проговариваем. 7 – 1 = 6). Теперь он находится на делении с числом 6.

  • Снова Буратино делает шаг навстречу. Проговариваем. ( 4 + 1 = 5). Теперь он находится на делении с числом 5.

Чиполино делает шаг навстречу. Проговариваем. 6 – 1 = 5). Теперь и Чиполино находится на делении с числом 5.

Мы справились! Сказочные герои очень благодарны вам, ребята!

(Один плюс один равно двум и т.д.)

(Десять минус один равно девять и т.д.)

Предметные:

Уметь: добавлять и вычитать у числа 1

Метапредметные:

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

К: формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в парах

 • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный (беседа)

Практический (выполнение самостоятельной работы)

И

П

Ф

1.Самостоятельная работа

-Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу.

-На ваших столах лежат карточки.

- Соедините линиями пример с ответом. 

-Затем обменяйтесь с соседом карточками и сверьте ответы друг друга с ответами на слайде.

-Если все верно, то зленым карандашем поставьте знак «+».

• Предметные:

Уметь: применять изученные правила на практике

Знать: изученные правила Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

• Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический (выполнение задания)

И

Ф

Сейчас нам предстоит выполнить одно интересное задание. Посмотрите на доску.

-Нам необходимо рассортировать примеры и записать решение.

Сложение

Вычитание

Примеры:2+1, 3+1, 4+1, 5+1, 7+1, 4-1, 5-1, 3-1, 7-1, 6-1.

Выполняют задание

• Предметные:

Уметь: применять полученные знания на практике Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный (беседа)

И

 -Что нового вы узнали на уроке?

-Какое  задание  вам  больше  всего  понравилось?

- С  каким настроением  уходим с урока ?

 -  Если это творческий подъём, желание продолжить работу, то поднимите зеленый карандаш.

- Если это удовольствие от работы, хорошее настроении, то поднимите желтый карандаш.

-Если это спокойное, немного уставшее состояние, то поднимите красный карандаш.

-Урок закончен. До свидания !

Высказывают свое мнение. Эмоциональная рефлексия

• Предметные:

 Уметь: анализировать собственную деятельность;

Метапредметные:

Р: оценивать результат деятельности

П: строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• Личностные : осознавать личностный смысл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математика по теме «Сложение и вычитание вида +1; -1»

Цель урока: знакомство с новой счётной единицей – 1000, освоение умения находить закономерность в построении дальнейшего ряда чисел, структуры трехзначных чисел; формирование вычислительных навы...

Технологическая карта урока "Математика" на тему "Сложение и вычитание круглых десятков, сотен, тысяч" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тип урока: закрепление изученного материала Цель урока: создание условий для совершенствования навыков выполнения арифметических действий столбиком. Задачи урокаДидактические:1. Повторить оп...

Технологическая карта урока математики по теме "Сложение и вычитание величин" - 4 класс ("Перспектива")

Технологическая карта урока математики по теме "Сложение и вычитание величин" - 4 класс ("Перспектива")...

Технологическая карта урока математики "Письменные приемы сложения и вычитания вида 325+143, 457+26, 764-235" УМК "Перспектива" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с алгоритмом сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода через разряд, для совер...