Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Универсальные учебные действия |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный (беседа)
Ф | -Здравствуйте, дети! -Присаживайтесь, пожалуйста. -Итак, настроились на урок, спинка прямая. -Поднимите глаза вверх, опустите вниз, посмотрите в окно, на дверь, на меня. -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы!» | Обучающиеся приветствуют учителя |
| - Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
- К: отвечать за себя
|
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий | Словесный (рассказ)
И
Практический (выполнение задания)
| 1. Подготовительная работа
1) Работа с числовым рядом.
-Посмотрите на числа, расположенные на доске.
2 4 1 3 7 5 6 а с б с н е й -Прочитайте эти числа (два, четыре, один, три, семь, пять, шесть).
-Этими числами зашифровано слово, чтобы его расшифровать, нужно их расставить в порядке увеличения. -Назовите числа в порядке увеличения (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь).
-Кто из вас догадался, какое слово зашифровано? (ответы детей)
-Проверим! (учитель переставляет карточки).
-Прочитайте слово, которое у нас получилось (бассейн).
-Кто знает значение этого слова? (предположения детей)
- На самом деле, слово бассейн имеет несколько значений по толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. Сейчас я с ними вас познакомлю.
БАССЕЙН 1. Искусственный водоем, сооруженный для плавания, купания, в декоративных целях. НАПРИМЕР: Зимний бассейн для плавания. 2. Посмотрите на слайд, там изображены виды бассейнов - Смотрите, в нашем бассейне, который понимается как искусственный водоём, решили искупаться лягушки! Давайте посчитаем, сколько лягушек в бассейне? (восемь)
-Какого числа не хватает в нашем ряду для того, чтобы показать количество лягушек? (8)
-Куда его поставить в нашем ряду чисел? (справа от 7)
-Обратите внимание, к бассейну подошла ещё одна лягушка. Она тоже хочет искупаться. Но, чтобы попасть в бассейн, мы должны помочь ей, выполнив задания: -Назовите соседей числа 5; 3. (4 и 6; 2 и 4)
-Какое число стоит между числами 2 и 4, 6 и 8. (3; 7)
-Назовите число, которое следует за числом 6, 4. (7; 5)
-Назовите число, которое предшествует числу 2, 7, 3. (1; 6; 2)
-Назовите самое маленькое число в ряду, посмотрите на доску. (1)
-Назовите самое большое число в ряду, посмотрите на доску. (8)
- Молодцы, ребята, вы справились! Лягушка уже купается вместе с другими лягушатами!
- Давайте посчитаем, сколько лягушек теперь в бассейне? (девять)
- Какого же числа не хватает в нашем ряду? (числа 9)
- Правильно! (учитель дополняет ряд)
|
2,4,1,3,7,5,6
1,2,3,4,5,6,7
Бассейн
Бассейн
Высказывают предположения
8
8
Справа от 7
4,и 6, 2 и 4
3,7
7, 5
1, 6, 2
1
8
9
9
| Карточки с цифрами | Предметные: Знать: натуральный ряд числе от 1 до 10 Уметь: работать с числами • Метапредметные: Р: самоконтроль деятельности П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков К: допускать возможность существования у одноклассников и учителя различных точек зрения
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный (беседа) Практические (выполнение задания) И Г | 1.Игра "Где мое место?"
- Прошу выйти сюда ребят, у которых на столах лежат карточки с числами. Построитесь, пожалуйста, по порядку номеров у доски.
- Правильно ли построились ребята?
- Первый, второй, третий, четвертый, пятый – шаг вперед.
- Сколько ребят сделали шаг вперед? (5)
- Прибавим к этому числу 1. Какой ученик сделает шаг вперед? (Шестой)
- К 5 прибавили 1 получили 6. А если к 6 прибавим 1, ученик с какой карточкой сделает шаг вперед? (7)
- К 6 прибавили 1 получили 7. А если к 7 прибавим 1, ученик с какой карточкой сделает шаг вперед? (8)
- Сделайте вывод: какое число мы получаем, если прибавляем к числу 1? (Если прибавляем к числу 1, получается следующее число) - Повторите вывод, приводя свой пример. (к 5 прибавим один получим 6, следующее число при счёте)
- Десятый ученик, сядь, пожалуйста, на место. - Сколько было учеников? (10)
- Сколько учеников сели на свое место? (1)
- Сколько учеников осталось? (9)
- Девятый ученик, сядь, пожалуйста, на место.
- Сколько было учеников? (9)
- Сколько учеников сели на свое место? (1)
- Сколько учеников осталось? (8)
- Восьмой ученик, сядь, пожалуйста, на место.
- Сколько было учеников? (8)
- Сколько учеников сели на свое место? (1)
- Сколько учеников осталось? (7)
- Молодцы! Садитесь на места, пожалуйста. - Кто догадался, какова тема нашего урока?
-Какие знания мы получим на уроке?
План урока
- Прибавлять к числу 1
- Вычитать из числа 1
|
5
Шестой
Седьмой
Восьмой
Если прибавляем к числу единицу, то получаем следующее число
1
9
9
1
8
9-1=8
8
1
7
Сложение и вычитание типа +1,-1
На уроке мы научимся, прибавлять и вычитать число 1
|
| Предметные:
Знать: порядок чисел Уметь: применять свои знания на практике
Метапредметные:
Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
П: строить речевое высказывание в устной и письменной форме
К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи |
Динамическая пауза А теперь, ребята, встали Быстро руки вверх подняли. В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело
|
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование к его выполнению | Словесный (беседа) Практический (выполнение упражнения) И Ф П
| 1. Работа по учебнику - Откройте учебник на с.____. Посмотрите, правильно ли мы определили, чем будем заниматься на уроке. - Кто уже умеет прибавлять и вычитать число 1, поднимите руки. -Хорошо, проверим. Опустите, пожалуйста, руки. - Найдите в учебнике предложения-объяснения, как мы будем читать подобные записи. (Ученики читают) - Посмотрите на таблицы и рисунок, приведенные выше. -Кто же у нас здесь? Наши лягушата! -Каким видом спорта занимаются лягушки? (Прыжками в воду) - Сколько всего лягушат? (10) - Посмотрите, сколько лягушат уже в воде? (1) - В воде 1 лягушонок, и еще один уже прыгнул с мостика. Сколько лягушат сейчас будет в воде? (2) - Как это записать? (1 + 1 = 2)
Работа в парах - Сейчас учащиеся 1-го варианта объясняют 2-му варианту, сколько лягушат уже в бассейне, сколько прыгнуло, сколько лягушат сейчас станет в воде, и заполняют первую таблицу у себя в тетрадях. (ученики работают)
- Сколько всего лягушат было на вышке? (10) - Сколько лягушат прыгнуло? (1) - Сколько осталось? (9) - Как это записать? (10 – 1=9)
Работа в парах - Теперь учащиеся 2-го варианта объясняют 1-му, сколько лягушат на вышке, сколько прыгнуло, сколько лягушат осталось, и заполняют вторую таблицу у себя в тетрадях. (ученики работают)
- Сделайте вывод. Как прибавить или вычесть число 1?
|
Ученики читают
Прыжки в воду 10
1
2 1+1=2
Ученики объясняют друг другу
10
1 9 10-1=9
Ученики объясняют друг другу
(Чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число. Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)
|
| • Предметные: Уметь: самостоятельно формулировать определения изученных понятий.
• Метапредметные:
Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
К: формулировать собственное мнение и позицию.
• Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действия | Словесный (беседа) Практический (выполнение задания) Ф И |
-Теперь прочитаем получившиеся записи в левом столбике. -В правом столбике -Ребята, нам с вами предстоит выполнить ответственное задание! Вы готовы? -Два известных сказочных героя: Буратино и Чиполино желают встретиться. - Им не терпится поделиться друг с другом сказочными новостями. --У вас ведь тоже есть друзья, которым вы всегда что-то рассказываете.
-Итак, им предстоит нелегкий путь. -Путь этот – натуральный ряд чисел! -Каждому герою можно делать только один шаг навстречу друг к другу. -Но вот беда! Наши герои далеко и не видят друг друга. -Им известно только то, с какого натурального числа они начнут движение. -А вот в какую сторону им нужно двигаться они, к сожалению, не знают. -И только мы с вами в силах им помочь. - Обратимся к нашим учебникам. - -С какого числа начинает движение Буратино? (с единицы)
-С какого числа начинает движение Чиполино? (с девяти) - -В какую сторону должен двигаться Буратино, чтобы встретиться с Чиполино? (вправо)
-В какую сторону должен двигаться Чиполино, чтобы встретиться с Буратино? (влево) - -В помощь нам будут карточки, которые они держат в руках.
- -Мы будем знать, какое действие мы должны выполнить, чтобы Буратино сделал шаг. Какую карточку держит в руках Буратино? (+1) Значит, какое действие будем выполнять? (сложение)
-Какую карточку держит в руках Чиполино? (-1) Значит, какое действие будем выполнять? (вычитание) - -Поможем Буратино сделать шаг навстречу.
- - Смотрим на карточку. Как будет звучать? (1 плюс один равно двум).
- -На каком делении он окажется после выполненного действия? (на делении под цифрой два) Хорошо.
-Поможем Чиполино сделать шаг навстречу.- Смотрим на карточку. Как будет звучать? (9 минус 1 равно восьми). -На каком делении он окажется после выполненного действия? (на делении под цифрой восемь) Хорошо. - Снова Буратино делает шаг навстречу. Проговариваем. ( 2 + 1 = 3). Теперь он находится на делении с числом 3.
-Чиполино делает шаг навстречу. Проговариваем. 8 – 1 = 7). Теперь он находится на делении с числом 7. - Снова Буратино делает шаг навстречу. Проговариваем. ( 3 + 1 = 4). Теперь он находится на делении с числом 4.
Чиполино делает шаг навстречу. Проговариваем. 7 – 1 = 6). Теперь он находится на делении с числом 6. - Снова Буратино делает шаг навстречу. Проговариваем. ( 4 + 1 = 5). Теперь он находится на делении с числом 5.
Чиполино делает шаг навстречу. Проговариваем. 6 – 1 = 5). Теперь и Чиполино находится на делении с числом 5.
Мы справились! Сказочные герои очень благодарны вам, ребята!
| . (Один плюс один равно двум и т.д.)
(Десять минус один равно девять и т.д.)
|
| Предметные: Уметь: добавлять и вычитать у числа 1 Метапредметные: Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; К: формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в парах • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный (беседа) Практический (выполнение самостоятельной работы) И П Ф | 1.Самостоятельная работа -Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу. -На ваших столах лежат карточки. - Соедините линиями пример с ответом. -Затем обменяйтесь с соседом карточками и сверьте ответы друг друга с ответами на слайде. -Если все верно, то зленым карандашем поставьте знак «+». |
|
| • Предметные: Уметь: применять изученные правила на практике Знать: изученные правила Метапредметные:
Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
• Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практический (выполнение задания) И Ф | Сейчас нам предстоит выполнить одно интересное задание. Посмотрите на доску. -Нам необходимо рассортировать примеры и записать решение. Примеры:2+1, 3+1, 4+1, 5+1, 7+1, 4-1, 5-1, 3-1, 7-1, 6-1. | Выполняют задание |
| • Предметные: Уметь: применять полученные знания на практике Метапредметные: Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный (беседа) И | -Что нового вы узнали на уроке? -Какое задание вам больше всего понравилось? - С каким настроением уходим с урока ? - Если это творческий подъём, желание продолжить работу, то поднимите зеленый карандаш. - Если это удовольствие от работы, хорошее настроении, то поднимите желтый карандаш. -Если это спокойное, немного уставшее состояние, то поднимите красный карандаш. -Урок закончен. До свидания !
| Высказывают свое мнение. Эмоциональная рефлексия |
| • Предметные: Уметь: анализировать собственную деятельность; Метапредметные: Р: оценивать результат деятельности П: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • Личностные : осознавать личностный смысл |