Технология совершенствования вычислительных умений на уроках математики
методическая разработка по математике (2, 3 класс)
Процесс формирования вычислительных умений и навыков один из самых трудоёмких в курсе математики начальной школы. Предлагаю вашему вниманию технологию, которая будет более эффективна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологии в обучении | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Любина Н. А., учитель начальных классов,
воспитатель ГБОУ СОШ № 80
с углубленным изучением английского языка
Петроградского района г. Санкт-Петербурга
Технология совершенствования вычислительных умений
на уроках математики
Содержание
- Понятие «технология». Виды технологий.
- Психолого – педагогическое обоснование использования технологии совершенствования вычислительных умений. Этапы технологий.
- Преимущества и недостатки технологии совершенствования вычислительных умений.
- Методические рекомендации по использованию технологии совершенствования вычислительных умений.
- Заключение.
- Литература
1.Задачей школы, говорится в законе Российской Федерации об образовании, является формирование общей культуры личности, адаптация личности в обществе, становление самостоятельной, свободной, культурной и нравственной личности.
В соответствии с задачами образования школа призвана готовить высокообразованных, всесторонне развитых членов общества, способных к творчеству. В современных условиях математические знания – обязательный элемент общей культуры. Навыки мыслительной деятельности, приобретаемые учащимися в процессе правильно организованного обучения математике, готовность к преодолению трудностей будут нужны им в будущем независимо от того, какую профессию изберёт каждый из них после окончания школы.
Многие вопросы, относящиеся к программе математики для средней школы, должны быть освоены уже в начальных классах в такой форме и так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь. Один из таких вопросов – формирование сознательных и прочных навыков быстрых и правильных вычислений.
Процесс формирования вычислительных умений и навыков считается одним из самых «трудоёмких» в курсе математики начальной школы. Вниманием к формированию и совершенствованию вычислительных умений и навыков является традиционным для русской методической школы. В связи с этим, значительная часть всех существующих сегодня учебников математики для начальной школы отведена формированию вычислительных умений и навыков.
2.Заслуживает внимания и другой подход в решении этого вопроса. Это технология совершенствования вычислительных умений.
В основу положен анализ психических и нейрофизиологических исследований последних десятилетий в области изучения уровня разработанности проблемы учёта типа учебной деятельности ребёнка при организации его обучения математике. В частности, особое внимание в ходе анализа привлекла проблема учёта преобладающего стиля мыслительной деятельности человека, соответственно возрасту созревания. Психологи выделяют два характерных стиля мыслительной деятельности: аналитический и синтетический.
С теоретической точки зрения для большинства младших школьников, наиболее адекватным является такой стиль учебной деятельности, при которой усвоение сопровождается конструированием проблемы из отдельных частей, то есть синтетический тип.
Синтетическая деятельность в основе своей конструктивна, ученик лучше понимает проблему, если у него есть возможность наблюдать её конструирование из отдельных частей, а ещё лучше, если он может осуществлять его конструирование самостоятельно, значит прежде, чем совершенствовать навыки, необходимо формировать и совершенствовать умения, входящие в состав этих вычислительных навыков. Эта работа включает в себя четыре этапа:
Первый этап. Оценка реального состояния учеников, включает в себя замер скорости вычисления.
Второй этап. Диагностическое выделение главных задач. На этом этапе по результатам замеров учеников разделяют на три группы.
Третий этап. Выбор соответствующей методики. В соответствии с результатами диагностики методика состоит из двух частей:
- упражнения для качественного усвоения таблицы(переключение канала восприятия, индивидуализация усвоения, упражнения для слабых учеников);
- технологический тренаж.
Четвёртый этап. Средства обучения.
3. Преимущества технологии совершенствования вычислительных умений:
- созданная система упражнений позволяет увеличить частоту тренировок учеников без перегрузки учителя подготовительной и проверочной работой;
- привнесение в работу искусственных трудностей создаёт условия для тренировки оперативной памяти;
- совершенствование вычислительных умений обеспечивает преемственность между начальной и средней степенью школы;
- скорость вычислений нарастает с уменьшением числа ошибок;
- возможность более тщательно организовывать дифференцированный подход.
При организации работы по технологии совершенствования вычислительных умений нужно учитывать следующие трудности:
- жёсткое ограничение времени при выполнении заданий приводит к повышенной тревожности;
- создание предпосылок для подключения канала восприятия;
- организационные трудности при первичной проверке элементов таблицы.
Суть технологии совершенствования вычислительных умений кратко можно сформулировать, как опору методики на диагностические данные и на закономерности.
4. При совершенствования вычислительных умений удобно выбрать в качестве результативного признака скорость вычислений. Замер скорости вычислений лучше всего проводить складывая, перемножая числа. Умножение занимает центральное место в арифметике, но прежде чем умножать, надо освоить сложение, а без умножения нельзя освоить деления.
Для замеров заготавливаем карточки, содержащие не менее 10 вариантов заданий, по 4 примера в каждом. Пока они лежат лицевой стороной вниз, ученики подписывают свои фамилии. Длительность выполнения (1 минута) строго контролируется. По команде «Начали!» ребята переворачивают листочки и приступают к решению. По команде «Закончили!» все одновременно прекращают писать, переворачивают и сдвигают работы на край парты.
При оценке выполненных работ, неправильно вычисленные цифры не учитываем. Не учитываем и заранее написанные цифры условия. Значит в решении примера, приведённого ниже не будут учтены цифры 3, 6, 4, 7 и 1. А как быть с цифрой 5? Фактически она ошибочна, но сложение (1+4=5) выполнено верно. Цифра 5 считается условно правильной и подлежит учёту. В приведённом решении примера девять правильно определённых цифр.
* | 36 | |
47 | ||
+ | 212 | |
144 | ||
1652 |
Если допустить в первом примере контрольного задания правильных цифр девять, во втором – десять, в третьем – 6, а последний пример не был начат, то общее количество цифр, вычисленных за минуту, равно 25. Это и есть искомая скорость вычислений. Хорошо это или плохо? В соответствии с прогностической таблицей
Количество цифр в минуту | Отметка |
40 | 5 |
39 - 30 | 4 |
29 - 20 | 3 |
Менее 20 | 2 |
скорость вычисления 25 цифр в минуту соответствует отметке «3».
После оценки состояния вычислительных умений необходимо провести диагностику классного коллектива с целью выявления и учёта его типичных особенностей.
Проведённые замеры позволяют разделить учеников на три группы.
В первую группу войдут те, у кого скорость умножения менее 15 цифр в минуту – они плохо знают таблицу умножения.
Во вторую группу войдут те, у кого скорость умножения от 15 до 30 цифр в минуту, им следует совершенствовать умение умножать, используя для этого карточки технологичного тренажа.
Третью группу составят ученики, вычисляющие на хорошем уровне – более 30 цифр в минуту.
В соответствии с результатами диагностики система упражнений состоит из двух частей:
- для качественного освоения таблицы;
- для технологического тренажа с целью совершенствования вычислительных умений.
Упражнения для качественного освоения таблицы.
- Переключение «канала» восприятия.
Таблицы сложения, умножения, как правило заучиваются вслух, а при решении примеров цифры воспринимаются зрительно. Надо создать предпосылки для успешного переключения канала восприятия. С этой целью изготавливаются демонстрационные карточки размером 15Х15 см, на каждой из них крупно написана одна цифра от 2 до 9. Учитель берёт со стола любые две карточки т спрашивает, не называя цифр, а лишь показывая их ученикам: «Сколько?» Обратите внимание вопрос задаётся в краткой форме. Ученики отвечают хором, тоже в краткой форме.
Если кто-то собьётся, то сразу же будет слышно, тогда надо подтвердить правильный результат. За минуту тренировки можно выполнить более десяти упражнений. Через несколько уроков ученики будут воспринимать цифры не только на слух, но и зрительно.
- Индивидуализация усвоения.
Коллективная работа с демонстрационными карточками перестаёт быть эффективной по мере того, как ученики осваивают большую часть таблицы умножения. Теперь работа должна быть индивидуализирована. Теперь каждый ученик должен повторять только «свою» часть таблицы – неосвоенные им элементы. Но беда в том, что что некоторые ученики не знают, чего они не знают. Для этого надо проверить у этих учеников знание всей таблицы. Неосвоенные элементы они выписывают на последней странице своей тетради по математике. Теперь на каждом уроке отводится 1 – 2 минуты для целенаправленного повторения. При таком повторении каждый ученик будет работать экономно, не затрачивая времени на то, что он уже освоил. Для разнообразия этой работы можно организовать взаимопроверку усвоения.
- Упражнения с сорбонками для слабых учеников.
После нескольких дней целенаправленной тренировки почти все ученики осваивают таблицу умножения. Остаётся лишь несколько ребят с ослабленной памятью, для которых можно рекомендовать увеличить частоту упражнений с помощью сорбонок. Сорбонка – карточка на одной стороне, которой элемент таблицы умножения, например «7Х8», а на другой результат – «56». При правильном ответе карточка сдвигается в одну сторону, при неправильном в другую. Постепенно остаётся всё меньше и меньше неосвоенных элементов и ученик с ослабленной памятью осваивает таблицу.
Технологический тренаж
Если после усвоения таблицы снова провести замер скорости вычислений, то у большинства учеников она увеличится. Теперь можно совершенствовать вычислительные умения, используя для этого технологический тренаж. Это такой способ организации упражнений, который позволяет увеличить частоту тренировок, не перегружая учителя подготовительной и проверочной работой.
Для того, чтобы сократить подготовительную работу применяются карточки многократного использования. Задания в них не имеют одинаковых примеров, поэтому набор карточек можно использовать достаточно долго, ежедневно сдвигая варианты: сегодня у этого ученика первый вариант, завтра – второй и т. д. Линия обреза проходит непосредственно под заданием, записывать решение на карточке нельзя. Оно записывается на подкладываемом листе бумаги.
Чтобы повысить скорость вычислений, необходимо выполнять упражнения ежедневно, в течение двух недель.
Средства обучения
Для усвоения таблицы требуются:
- демонстрационные карточки с изображением цифр;
- сорбонки с элементами таблицы;
- карточки многократного использования по 4 примера.
Преимущества использования в работе технологии совершенствования вычислительных умений заключается в следующем:
- созданная система упражнений позволяет увеличить частоту тренировок учеников без перегрузки учителя подготовительной работой;
- привнесение в работу искусственных трудностей создаёт условия для тренировки оперативной памяти;
- совершенствовать вычислительные умения, обеспечивая тем самым преемственность между начальным и средним звеном школы;
- скорость вычислений нарастает с уменьшением числа ошибок;
- возможность более тщательно организовать дифференцированный подход.
5.Использование на уроках математики новых технологий не заменяет, а удачно дополняет традиционные формы организации учебного процесса. Их успешно можно использовать на различных этапах урока, а также при изучении нового материала , что способствует развитию у учащихся таких важных учебных умений, как целеполагание, контроль и оценка результатов собственной учебной деятельности.
6. Список литературы:
- Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Просвещение, 1987
- Балма-Гаряев М. Б. Развитие вычислительных навыков у учащихся 1 класса. «Начальная школа» № 11, М.: Молодая гвардия, 1999
- Беспалько В. П. Слагаемые технологической технологии. М.: Просвещение, 1989
- Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: 2019
- Гузеев В. П. Образовательная технология: от приёма до философии. М.: Сентябрь, 1996
- Денисова А. А, Вергелес Г. И. Технологии обучения младших школьников. Учебное пособие. С-Пб.: Питер, 2019
- Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе. М.: Аркти, 2007
- Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. Учебно–практическое пособие. М.: Тандем, 1997
- Синебрюхова В. Л. Технология. Урок в начальной школе. Учебное пособие. М.: Феникс. 2015|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология совершенствования общеучебных умений и навыков по В.Н.Зайцеву
Данный материал поможет учителю начальных классов развивать зрительную и ассоциативную память, повысит качество знаний и технику чтения, работая с Тренажным словариком, созданным автором данной работы...
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
В данной технологии раскрываются методы и технологические элементы, с помощью которых можно: Подготовить психику дошкольников и первоклассников к развитию речи.Достичь оптимального чтения во 2-3-...
Урок математики во 2 классе. Тема: «Поиск закономерности в записи ряда чисел. Совершенствование вычислительных умений. Постановка вопросов к данному условию задачи».
Тема: «Поиск закономерности в записи ряда чисел. Совершенствование вычислительных умений. Постановка вопросов к данному условию задачи».Тип урока: урок комплексного применения знаний ...
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
В данной технологии раскрываются методы и технологические элементы, с помощью которых можно: Подготовить психику дошкольников и первоклассников к развитию речи.Достичь оптимального чтения во 2-3-...
Использование дидактических игр с целью совершенствования вычислительных навыков и умений на уроках математики
Формирование у школьников вычислительных навыков – одна из главных задач начальной школы, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении.Выч...
Совершенствование вычислительных навыков на уроках математики у младших школьников – необходимое условие подготовки к государственной итоговой аттестации
Вычислительные навыки играют важную роль в школьном курсе обучения разным предметам. Учащиеся, обладающие прочными навыками счета, быстрее овладевают техникой алгебраических преобразований...
Общие подходы к формированию вычислительных умений на уроках математики во 2 классе
Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 6-10 лет обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанн...