Конспект урока по математике "Сумма и разность отрезков" (2 класс)
план-конспект урока по математике (2 класс)

Полникова Валерия Алексеевна

Конспект урока по математике "Сумма и разность отрезков" (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_summa_i_raznost_otrezkov.doc86.5 КБ
Файл konspekt-_summa_i_raznost_otrezkov.pptx917.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2         

УМК: «Школа России»

Тема: Сложение и вычитание длин отрезков

Тип урока: «открытие» новых знаний

Вид урока: беседа

Цель: формирование знаний о сложении и вычитании длин отрезков.

Задачи:

Образовательная:

- Определить сумму и разность длин отрезков

Развивающая:         

-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на классификацию, анализ, синтез;

-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов

Воспитательная:

- Воспитывать познавательный интерес к математике на основе выполнения логических заданий;

- Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий;

- Воспитывать аккуратность выполнения записей в тетради на основе построения отрезков.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ИКТ, наглядный материал.        

Планируемые результаты:

Предметные:

П-1. Составлять и решать задачи, обратные данной;

П-2. Выполнять сложение и вычитание длин отрезков;

П-3. Понимать смысл сложения и вычитания отрезков;

П-4.Выделять целое и части на отрезках;

П-5.Чертить отрезки с помощью линейки.

Метапредметные:

Регулятивные:
Р-1. Самостоятельно организовывать свое рабочее;

Р-2. Понимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника;

Р-3. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Коммуникативные:

К-1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку;

К-2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

К-3. Уметь отвечать на вопросы учителя.

Познавательные:

Позн-1. Отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Позн-2. Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций;

Позн-3. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные:        

Л-1. Формируется умение использовать усвоенные приёмы работы для решения учебных задач;

Л-2. Формируется умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

Л-3. Формируется умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Л-4: Формируется умение осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий.

№ этапа, название

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку? У вас на партах должен лежать пенал, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь,  дневник. Присаживайтесь.

- Приветствуют друг друга, проверяют готовность к уроку, садятся.

Р-1, К-1

2. Мотивационный этап

-Улыбнитесь друг другу. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей, добиться отличных результатов. Я желаю вам хорошей работы и успехов на уроке.

-Слушают учителя.

Л-3, К-1

3. Актуализация знаний

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Ребята, давайте расшифруем тему нашего урока

На слайде:

15-9 (О)           8+8 (К)          5+9 (О)

14-5 (Р)           12-5 (Т)

6+7 (З)             4+8 (Е)

Посмотрите на слайд, рядом с каждым примером в скобках записана буква. Вам нужно решить в тетради примеры, расставить буквы в порядке возрастания ответов и расшифровать слово.

-Ребята, у всех получилось расшифровать слово? Какое слово получилось? (учителя спрашивает нескольких учеников) У всех получилось слово «отрезок»?  

-Давайте проверим. (На слайде показано решение задания) Правильный ответ –отрезок.

-Выполним следующее задание.

На слайде: 

8+4=                      7+3+4=        

9+4+1=                 17-7+4=

13-3+2=                  9+3=

- Вам нужно самостоятельно в тетради решить данные примеры.

-Сверьте свои ответы с правильными ответами на слайде.

-Посмотрите и подумайте, на какие две группы можно разделить данные примеры. (Учитель спрашивает нескольких учеников, на какие группы они разделили примеры).

-Молодцы! Вы правильно выполнили задания. Знаете таблицу сложения и вычитания в пределах 20.

-Поднимите руку, кто знает, что изображено на слайде? Ребята, это магические квадраты.

-Давайте решим магический квадрат (На слайде представлены два магических квадрата) Вам нужно заполнить пустые ячейки так, чтобы сумма чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали была одинаковой. Первый вариант решает  магический квадрат №1, второй вариант решает магический квадрат №2.

-Давайте проверим, какие ответы у вас получились. Первый вариант, кто прочитает свои ответы? (учитель спрашивает ученика первого варианта) Какие числа у тебя получились в первой строчке? Во второй? В третье? Первый вариант, поднимите руку, у кого другой ответ. Проверяем.

-Второй вариант, кто прочитает свои ответы? (учитель спрашивает ученика второго варианта) Какие числа у тебя получились в первой строчке? Во второй? В третье? Второй вариант, поднимите руку, у кого другой ответ. Проверяем.

(На доске начерчены фигуры, они пронумерованы: прямая-1, луч-4, отрезок-2, кривая-3, ломаная линия-5)

-Какая фигура называется ломаной линией?

-По какому признаку определили?

-Сколько звеньев у этой ломаной?

-Как называется фигура под номером 1?

-Что вы знаете о ней?

-Какая фигура изображена под номером 3?

-Как называется фигура под номером 4?

-Что вы знаете о нем?

-Какая фигура изображена под номером 2?

-Почему?

-Длину каких линий можно измерить?

-Возьмите линейку, карандаш и начертите в тетради отрезок.

-Поставьте на отрезке точку. Сколько отрезков получилось?

-Измерьте длину двух маленьких отрезков

-Как, зная длину двух маленьких отрезков, найти длину большого отрезка?

-Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

-Открывают тетрадь, записывают число, классная работа

-Слушают учителя. Выполняют задание, представленное на слайде.

-Ответы детей. (Отрезок)

-Сверяют свои ответы с эталоном на слайде.

        

-Самостоятельно решают примеры, представленные на слайде

-Сверяют свои ответы с эталоном на слайде

-Группы: 1)-примеры с ответом 12,

2)- примеры с ответом 14.

-Решают магические квадраты по вариантам.

-Отвечает ученик первого варианта.

Первая строчка- 4,3,8. Вторая- 9,5,1. Третья – 2,7,6. Сверяют свои ответы с эталоном на слайде.

-Отвечает ученик второго варианта. Первая строчка- 12,2,6. Вторая- 4,10,6. Третья- 4,8,8. Сверяют свои ответы с эталоном на слайде.

        

-5

-Состоит из нескольких звеньев, не лежащих на одной прямой и не исходящих из одной точки.

-4

-Прямая линия

-Не имеет ни начала, ни конца.

-Кривая

-Луч.

-Есть начало, но нет конца.

-Отрезок.

-Ограничена двумя точками. У отрезка есть начало и конец.

-Отрезка и ломаной линии.

-Три

-Измеряют длину двух маленьких отрезков.

-Ответы детей.

-Будем учиться складывать и вычитать длины отрезков

Р-2, 3,

К-1,2, 3,

Позн-1, 2, 3,

Л-1, 2, 4

П-4,5

4. Первичное восприятие нового материала

-Откройте учебник на стр.27 №1 (1) (Слайд)

-Сколько отрезков вы видите на рисунке?

-Что показывают дуги вверху?

-Назовите их длины.

-Что показывает дуга внизу?

-Как найти его длину?

-Прочитайте задание под цифрой 2. Выполните его в тетради самостоятельно. Чертим отрезки простым карандашом по линейке.

-Сколько у вас получилось отрезков? (На слайде появляется графическая запись)

-Из чего состоит длина большого отрезка?

-Какой длины большой отрезок?

-Какой длины первый маленький отрезок?

-Как узнать, какой длины второй маленький отрезок?

-Кто запишет решение? (Учитель вызывает одного ученика к доске) У всех так получилось? Правильно, длина второго отрезка равна 6 см.

-Давайте отдохнем и проведем физминутку. Встаем.

-Открывают учебник.

-Три

-Маленькие отрезки, из которых состоит большой отрезок.

-6 см. и 2 см.

-Весь отрезок. Большой отрезок.        

-Он состоит из отрезков 6 см. и 2 см. Нужно сложить длины маленьких отрезков. 6 см.+2 см.=8 см.

-Выполняют задание №1 (2)

-Три

-Из длин двух маленьких отрезков.

-10 см.

-4 см.

-Вычитанием. Из длины большого отрезка вычитаем длину маленького отрезка.

-Один ученик записывает решение задания на доске. 10 см.- 4 см. = 6 см. Ответ: длина второго отрезка равна 6 см.

-Встают на физминутку.

П-2, 3, 4,5,

Р-2, 3,

К-1,2,3,

Позн-1, 2,

Л-1, 2, 4

5. Физминутка

Чтобы отдохнули ножки, 
Мы пройдёмся по дорожке. 
Но дорожка не простая-
Нас от парт не отпускает.
(Ходьба на месте.) 
Голову тяну к плечу, 
Шею я размять хочу. 
В стороны разок-другой 
Покачаю головой. 
(Вращение головой вправо и влево.) 
Пальцы ставим мы к плечам, 
Руки будем мы вращать. 
Круг вперёд, 
другой - вперёд, 
А потом наоборот. 
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.) 
Хорошо чуть-чуть размяться. 
Снова сядем заниматься. 

-Повторяют движения за учителем.

Л-3

6.Продолжение первичного восприятие нового материала

-Посмотрите, на слайде представлена задача.

На слайде: В вазе было 10 конфет. Дети взяли 4 конфеты. Сколько конфет осталось в вазе?

-Прочитайте ее самостоятельно.

-Кто прочитает условие задачи? (учитель спрашивает ученика)

-Кто прочитает вопрос задачи? (учитель спрашивает ученика)

-О чем говорится в задаче?

-Составим краткую запись к задаче. Я на доске, а вы в тетради. 

На доске появляется краткая запись:

Было- 10 к.

Взяли- 4 к.

Осталось-?

-Сколько было конфет в вазе?

-Сколько конфет взяли дети?

-Что нужно найти?

-Запишите в тетради решение задачи.

-Сколько действий в задаче?

-Кто прочитает решение задачи? (учитель спрашивает ученика) Все согласны? Правильно, в вазе осталось 6 конфет.

-Составим задачи, обратные данной. Подумайте, какую можно составить задачу?

Задачи, обратные данной (появляются на слайде):

1. Когда дети взяли из вазы 4 конфеты. В вазе осталось 6 конфет. Сколько конфет было в вазе?

2. В вазе было 10 конфет. Дети взяли несколько конфет. В вазе осталось 6. Сколько конфет дети взяли из вазы.

На доске появляются краткие записи:

1. Было- ?

Взяли- 4 к.

Осталось- 6 к.

2. Было – 10 к.

Взяли - ?

Осталось – 6 к.

-Решите задачи самостоятельно.

-Кто решил, поменяйтесь тетрадью с соседом по парте и проверьте, правильно ли он решил задачи. (На слайде решение задач) Меняемся обратно тетрадями.

-Читают задачу самостоятельно

-В вазе было 10 конфет. Дети взяли 4 конфеты.

-Сколько конфет осталось в вазе?

-О конфетах

-10

-4

-Сколько конфет осталось в вазе.

-   10-4=6 к.

-Одно

-Читают решение задачи.

-Ответы детей.

-Решают задачи самостоятельно

-Меняются с соседом по парте тетрадями, проверяют правильность решения задач.

П-1, Р-2, 3,

К-1,2,3,

Позн-1,2,

Л-1,2, 4

7. Закрепление новых знаний и способов

деятельности

-Прочитайте в учебнике задачу №6.

-Кто прочитает условие задачи? (учитель спрашивает ученика)

-Кто прочитает вопрос задачи? (учитель спрашивает ученика)

-О чем говорится в задаче?

-Сколько красных карандашей?

-Известно, сколько синих карандашей?

-Что еще известно по условию задачи про красные и синие карандаши?

-А известно сколько зеленых?

-Давайте составим краткую запись в виде отрезков. Я на доске. Вы в тетради.

-Какие карандаши обозначим целым отрезком?

-Почему? Что сказано про зеленые карандаши в задаче?

-Сколько зеленых карандашей напишем под дугой?

-На сколько частей разделим отрезок?

-Почему?

-Сколько красных карандашей напишем над первой дугой?

-Что нужно найти?

-Ставим над второй дугой знак вопроса.

-Каким действием найдем количество синих карандашей?

-Запишите в тетради решение задачи.

-Сколько действий в задаче?

-Кто запишет решение задачи? (Учитель вызывает одного ученика к доске) У всех так получилось? Правильно, в коробке 6 синих карандашей.

-Читают задачу.

-Ученик читает условие задачи

-Ученик читает вопрос задачи

-О карандашах

-7

-Нет

-Красных и синих карандашей вместе столько, сколько зеленых.

-13

-Составляют краткую запись

-Зеленые

-Зеленых карандашей столько, сколько красных и синих карандашей вместе.

-13

-На две части

-По условию задачи сказано, что красных и синих карандашей вместе столько, сколько зеленых.

-7

-Сколько синих карандашей в коробке

-Вычитанием

-Записывают решение задачи в тетради

-Одно

-Один ученик записывает решение задачи на доске. 13-7=6 к.

П-2, 3,4,5,

Р-2, 3,

К-1,2,3,

Позн-1,2,

Л-1,2,4

8.Подведение итогов

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Как найти длину всего отрезка, если известны длины его частей?

-Как найти длину части отрезка, если известны длины другой части или всего отрезка?

-Откройте дневник, запишите домашнее задание: выполнить задания в учебнике на стр. 27 № 2,7 (Записано на доске)

-Ответы детей.

-Сложить длины частей отрезка

-Вычесть из длины всего отрезка одну из частей отрезка

-Записывают домашнее задание

П-3,4,

К-1,2,3,

Позн-3,

Л-2,3

9.Рефлексия

-У вас на партах лежат полоски (Учитель показывает полоску 2см. на 10 см.)

-Измерьте длину полоски. Сколько получилось?

-Разделите отрезок на две части. Первая часть отрезка равна 3 см.

-Как найти длину второй части отрезка?

-Возьмите цветные карандаши. (Слайд)

Если вы без ошибок справились со всеми заданиями - закрасьте большую часть отрезка (7 см.) карандашом желтого цвета.

-Если вы испытывали трудности, но все – таки справились с заданиями - закрасьте меньшую часть отрезка (3 см.) карандашом зеленого цвета.

-Если не смогли решить все задания, недовольны собой - оставьте отрезок незакрашенным.

-Все раскрасили? Поднимите вверх свои полоски.

-Ребята, какое задание вам понравилось больше всего?

-Какое задание показалось сложнее других?

-Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок. Урок окончен. До свидания.

-10 см.

-Разделяют отрезок на две части

-Вычесть из длины всего отрезка одну из частей отрезка. 10-3=7 см.

-Слушают учителя. Закрашивают полоски

-Ответы детей

-Ответы детей

К-1,2,3,

Л-2,3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложение и вычитание длин отрезков

Слайд 2

1) Реши примеры. 2) Расставь буквы в порядке возрастания ответов. 3 )Расшифруй слово. 15-9 (О) 8+8 (К) 5+9 (О) 14-5 (Р) 12-5 (Т) 6+7 (З) 4+8 (Е)

Слайд 3

15-9=6 8+8=16 5+9=14 14-5=9 12-5=7 6+7=13 4+8=12 6, 7, 9, 12, 13, 14, 16 ОТРЕЗОК

Слайд 4

Реши примеры 8+4= 7+3+4= 9+4+1= 17-7+4= 13-3+2= 9+3= 12 14 12 14 14 12

Слайд 5

«Магический квадрат» 4 9 5 2 6 10 4 8 3 8 1 7 6 4 2 12 6 8 МОЛОДЦЫ! №1 №2

Слайд 7

10 см. 4 см. ? Решение: 10-4=6 см. 6 см.

Слайд 8

В вазе было 10 конфет. Дети взяли 4 конфеты. Сколько конфет осталось в вазе? 10-4=6 (к.) Ответ: в вазе осталось 6 конфет

Слайд 9

Задачи, обратные данной: Когда дети взяли из вазы 4 конфеты , в вазе осталось 6 конфет. Сколько конфет было в вазе? В вазе было 10 конфет. Когда дети взяли несколько конфет , в вазе осталось 6. Сколько конфет дети взяли из вазы?

Слайд 10

Решение задач 4+6=10 (к.) Ответ: в вазе было 10 конфет. 10-6=4 (к.) Ответ: 4 конфеты дети взяли из вазы.

Слайд 11

Если вы без ошибок справились со всеми заданиями - закрасьте большую часть отрезка карандашом желтого цвета. Если вы испытывали трудности, но все – таки справились с заданиями - закрасьте меньшую часть отрезка карандашом зеленого цвета. Если не смогли решить все задания, недовольны собой - оставьте отрезок незакрашенным .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Конспект урока математики "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность" 1 класс

Урок с технологической картой урока , презентацией и муз. сопровождением....

Конспект урока математики «Уменьшаемое, вычитаемое, разность» (УМК «Перспектива» 1 класс Г.В. Дорофеев)

Цели деятельности учителя: формирование у детей математических терминов «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» при составлении и чтении математических записей.План...

Конспект урока математики «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с названиями компонентов при вычитании.Планируемые результаты:         Предметные:Знать: названия компоне...

презентация к уроку математики "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" 1 класс

1 класс ознакомление с понятиями: уменьшаемое, вычитаемое,  разность...

Конспект урока математики "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Чтение примеров. Запись примеров"

Конспект урока открытия новых знаний "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Чтение примеров. Запись примеров" 1 класс УМК "Перспектива"...