Формирование умения младших школьников составлять план художественного текста (статья)
статья
Предварительный просмотр:
Панькова Клавдия Александровна
Учитель начальных классов
МОУ Мало – Куналейская СОШ
Формирование умения младших школьников
составлять план художественного текста
Одним из важных занятий на уроке чтения является работа над планом. Составляя с детьми план прочитанного произведения, прежде всего, показываем детям, что всякое произведение имеет логическую последовательность изложения. Это важно и для понимания читаемого и как подготовка к пересказу. Для того, чтобы научится детям самостоятельно составлять план, приходится проводить с ними ряд подготовительных упражнений.
Для таких упражнений необходимо отбирать тексты с совершенно ясной и простой структурой. Не каждое произведение годится для работы над планом. Для детей трудно составлять план ко многим лирическим стихотворениям. Отобрав подходящее произведение, решаем, какую форму упражнений выбираем для работы с детьми, какую конкретную учебную цель перед ними поставим. Каковы могут быть учебные цели в работе над простым планом?
Определить последовательность изложения событий. Разделить текст на логически связанные части, сохранить последовательность изложения.
Кратко и точно определить тему произведения. Выразить главную мысль произведения, каждой его части.
Для достижения этих целей проводится ряд упражнений:
- деление текста на части по данному учителем плану;
- восстановление в нужной последовательности частей (пунктов) деформированного плана;
- озаглавливание картинок, данных в нужной для рассказа последовательности;
- восстановление последовательности в расположении картинок соответственно сюжетному развитию рассказа;
- озаглавливание данных частей текста (в начале коллективно, с помощью учителя, а затем самостоятельно);
- самостоятельное деление текста на части;
- самостоятельное составление плана необходимого по объему произведения, четкого по структуре;
- подробный пересказ небольшого сюжетного произведения;
- близкий к тексту пересказ отдельной части или главы указанной учителем;
- краткий пересказ небольшого произведения;
- словесное рисование по отдельным главам;
- творческий пересказ (более всего он применим во 2 классе к сказкам, когда ученики готовят пересказ какой-либо главы или эпизода от лица одного из сказочных персонажей);
- выборочный пересказ (по определенной теме сюжетной линии).
После выполнения каждого вида работы говорим детям, чему они научились, что в работе было удачным, что не совсем удачным и почему. Например, составляя картинный план к рассказу, некоторые ученики наметили слишком много картинок. Необходимо разобраться вместе с детьми, заставить их хорошенько подумать, какие картинки из намеченных лишние, что можно поместить на одной картинки вместо двух или трех. При этом дети еще раз представляют задачу, которую они решали, чувствуют результаты работы, и, следовательно, возрастает обучающее значение этого упражнения.
Работа над планом начинается по существу, также как и над пересказом, с1 класса, когда дети переходят к чтению связных текстов, состоящих из нескольких предложений.
В 1 классе первоначальный план – это последовательность, нужная для передачи прочитанного, т.е. для пересказа , для рассказа на темы из детской жизни.
Таким образом, работа над планом проходит в тесной связи с работой над пересказом прочитанного, особенно на первых этапах.
Работу над планом при подготовке детей к пересказу целесообразно начинать с деления текста по картинкам, затем подбора частей текста к данным учителем заголовкам.
В работе над планом важны две стороны:
1) деление на части текстов художественного произведения и деловых статей;
2) формулировка заголовков.
Один из видов плана связан с работой над художественным произведением или над статьей в целом: содействует осознанию основной мысли, ведет детей от анализа текста к обобщениям и является хорошей подготовкой к пересказу. Другой, широко применяемый в начальной школе – это выборочный план. Он составляется с разными целями: для характеристики персонажей, для выявления того, как развивается линия поведения или настроения какого-либо из действующих лиц.
Необоснованно считают некоторые методисты, что в план к данному произведению все заголовки нужно давать в одной и той же грамматической форме, т.е. или в виде вопросов, или в виде повествовательных предложений и, наконец, предложений назывных. Было бы ошибкой думать, что какая-либо из этих форм более легка для детей, чем другие.
В ряде случаев нельзя озаглавить каждую часть, например, вопросом.
Возьмем не большой рассказ «Как Коля в первый раз увидел самолет».
- Была весна. Снег таял. Текли ручейки.
- Коля пускал по воде кораблики.
- Вдруг вверху что-то зашумело. Коля подумал, что летит птица. Но это был самолет.
- Засмотрелся Коля на самолет, а кораблики уплыли.
- Первая часть рассказа – описание наступления весны. Нельзя озаглавливать эту часть ни вопросом «Какое время года наступило?», ни вопросом «Какая была весна?».
Правильнее озаглавить эту часть рассказа назывным предложением «Весна». Во второй части говорится об определенных действиях Коли, и совокупность их может быть озаглавлена повествовательным предложением «Коля пускает кораблики». Следующая часть включает в себя разные действия, и вопрос не охватит всего содержания. Целесообразнее всего эту часть озаглавить «Самолет». Последняя часть является уже прямым ответам на вопрос: «Куда же девались кораблики?». Этот вопрос и может быть заголовком части.
Работа над составлением плана тесно связана со словарной работой, особенно при составлении заголовков плана: ведь для заголовков надо тщательно отобрать слова из довольно большого синонимического ряда. Необходимо найти такое слово, которое лучше всего выражает основную мысль данной части рассказа, статьи. Обогащается и активизируется словарь учащегося и при составлении картинного плана.
Работа над планом повышает сознательность чтения.
Использование плана при пересказе и в различных творческих работах – важнейшее условие развития у детей связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование умений младших школьников по работе с информацией.
Формирование умений младших школьников по работе с информацией.Беспалова Елена Владимировна,Учитель начальных классов, МАОУ гимназия №37, г.Екатеринбург Перемены в с...
Статья "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ВОСПРИНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ " Авторы : Зеленчук Дарья Валерьевна. Черкасов Валерий Анатольевич
laquo;Понимание предполагает художественную образованность публики» https://elibrary.ru/item.asp?id=35383551...
TRIVENTY-ВИКТОРИНЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИМЕНЯТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
ТЕЗИСЫ ПО ВКР НА ТЕМУ "TRIVENTY-ВИКТОРИНЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИМЕНЯТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ"Представлено краткое...
Педагогические условия и методы формирования у младших школьников навыка смыслового чтения текстов
В научно-художественных, научно-познавательных текстах, в отличие от художественных, иной предмет познания - не образы, а понятия. Соответственно меняется и цель чтения таких произведений.Это усвоение...
«Формирование умения младших школьников работать с информацией на уроках окружающего мира через приемы технологии развития критического мышления
В современном обществе информация играет значительную роль. Это требует от личности информационной компетенции. Ее формирование начинается в начальных классах. Сре...
Обучение младших школьников работе с художественным текстом на уроках литературного чтения при изучении творчества В. Драгунского, Н. Носова, Ю. Коваля
Дипломная работа на тему обучение младших школьников работе с художественным текстом на уроках литературного чтения при изучении творчества В. Драгунского, Н. Носова, Ю. КоваляОбучение младших школьни...