Тема: "Квадратный метр" (3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Иванова Екатерина Витальевна

Конспект по математике. Тема: "Квадратный метр" (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvadratnyy_metr_3_klass.docx741.63 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 02.12.2021

УМК: «Школа России» (Моро М.И.)

Класс: 3

Тип урока: урок открытия новых знаний                                                                                                                            

Тема: Квадратный метр                                                                                                                                                                                    

Цели:                                                                                                                                                                                                            Деятельностная: познакомить учащихся с новой единицей измерения площади – квадратным метром.                                                                  

Содержательная: способствовать формированию умения правильно употреблять единицу измерения площади – квадратный метр.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с новой единицей измерения площади – квадратным метром;

2. Закрепить знание таблицы умножения и деления;

3. Формировать вычислительные умения и навыки, применяя знание таблицы умножения и деления;

4. Совершенствовать навыки нахождения периметра и площади прямоугольника;

5. Развивать умение решать текстовые задачи изученных видов.

Развивающие:

1. Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Развивать умение выделять необходимую информацию;

3. Развивать умение создавать алгоритм деятельности;

4. Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

5. Развивать умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;

6. Развивать умение планируют свои учебные действия  и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;

7. Развивать умение проводить самооценку полученных результатов;

8. Развивать умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;

9. Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;

10. Развивать умение слушать, слышать и понимать речь других;

11. Развивать умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.

Воспитательные:

1. Формировать мотивацию к учебной деятельности;

2. Формировать стремление развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Формировать умение аргументировать свою точку зрения;

4. Формировать умение проявлять самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знание новой единицы измерения площади – квадратный метр;

2. Знание таблицы умножения и деления;

3. Вычислительные умения и навыки, применяя знание таблицы умножения и деления;

4. Навыки нахождения периметра и площади прямоугольника;

5. Умение решать текстовые задачи изученных видов.

Метапредметные:

Личностные:

1. Имеют мотивацию к учебной деятельности;

2. Стремятся  развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Умеют аргументировать свою точку зрения;

4. Проявляют самостоятельность.

Коммуникативные:

1. Умение оформлять свои мысли в устной форме;

2. Умение слушать, слышать и понимать речь других;

3. Умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.

Регулятивные:

1. Умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;

2. Умение планируют свои учебные действия  и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;

3. Умение проводить самооценку полученных результатов;

4. Умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные:

1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Умение выделять необходимую информацию;

3. Умение создавать алгоритм деятельности;

4. Умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Оборудование: мультимедийная установка

Образовательный ресурс: Математика 3 класс, 1 часть: система уроков по учебнику М.И Моро, М.А Бантовой, Г.В Бельтюковой, С.И.Волковой , С.В.Степановой/ авт.-сост. С.В. Савинова.- Волгоград: учитель , 2019

План урока

1. Мотивационный этап

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Этический заряд

2. Актуализация знаний и осуществление пробного учебного действия

2.1. Повторение таблицы умножения

2.2. Нахождение площади прямоугольника

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация выбранного проекта

5.1. Нахождение площади доски

5.2. Нахождение площади дома и сада (№2, стр. 70)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

6.1. Выполнение задания №3 на стр. 70

6.2. Решение задачи (№5, стр.71)

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Самостоятельное решение примеров (№4, стр. 71)

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Нахождение площади огорода (№2, стр. 70)

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов

9.2. Домашнее задание

Ход урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формы контроля

Планируемые результаты

1

Мотивационный этап

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Витальевна.

1.2. Проверка готовности к уроку                                                                    - Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник.

1.3. Этический заряд

- Ребята, расскажите мне, пожалуйста, какими вы бы хотели быть, чтобы у нас прошёл урок успешно, и вы узнали много нового и интересного?

- Наш урок я хочу начать с загадки, кто знает отгадку, поднимите руку.

«Они бывают разные, весёлые прекрасные

Их любят читать дети

на всей, на всей планете

Их очень много на Земле

Их всех не перечесть…»

- Вы догадались, о чём речь пойдёт у нас на уроке?

- Сейчас мы с вами побываем в удивительном лесу, название которого вы сейчас постараетесь отгадать.                                                            

Приветствуют учителя

Проверяют, всё ли у них готово к уроку

- Внимательными, старательными, усидчивыми, активными

- О сказках

Визуальный внешний контроль  за готовностью детей к уроку

Л1

2

Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Повторение таблицы умножения

- У вас на столах лежат дополнительные карточки, возьмите их, достаньте из пенала ручку, положите, на середину стала, кто будет готов, сядьте прямо, чтобы я видела вас.

- Посмотрите сейчас на доску, решите примеры и расшифруйте название сказочного леса.

- Вы решаете 1-ый пример, если на полотне есть такой ответ, то я подставляю туда букву, далее следующий пример, так, решив все примеры, у нас получится название сказочного леса.

Р – 45=20

В – 15:3=5

З – 87=56

О – 28:7=4

Й – 63=18

А – 81:9=9

Н – 26=12

Ы – 24:8=3

Ч - 93=27

З

А

Ч

А

Р

О

В

А

Н

Н

Ы

Й

56

9

27

9

20

4

15

9

12

12

3

18

- Какое же название сказочного леса?

- Мы с вами побываем в зачарованном лесу.

- Если вы дальше будете справляться с заданиями, то вы узнаете, кто живет в этом лесу.

- Что мы повторили, выполняя это задание?

2.2. Нахождение площади прямоугольника

- А теперь на том задание, мы с вами повторим, что такое прямоугольник.

- Ваша задача, найдите прямоугольник на данной иллюстрации.

(слайд 1)

- Итак, прямоугольник какого цвета?
- Как вы отличили прямоугольник от других фигур?
- Что такое прямоугольник?
- Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые.
- А как называется прямоугольник, у которого все стороны равны? – Прямоугольник, у которого все стороны равны – квадрат.

- А сейчас мы будем работать в парах.

- Давайте вспомнил правила работы в парах.

Правила работы в парах:
1. Держать дисциплину в классе;

2. Выслушивать мнение соседа;

3. Выдвигать свою точку зрения.
- Мы с вами поделимся на варианты от окна (1-2-1-2)

- Первый вариант измеряет длину и ширину прямоугольника, а второй – находит площадь.
- Как найти площадь прямоугольника?

- Пододвиньте к себе прямоугольник под номером 1.

- Найдите площадь его.
- Какова площадь этого прямоугольника?


- Какой единицей измерения длины пользовались?


- В чем измеряли площадь?

(вывеска карточки на доску «см²)

- Что такое кв. см?

- Что можно измерить с помощью мерки 1 см²?


- Что такое кв. дм?

(вывеска карточки на доску «дм²)

- Что удобно измерить с помощью мерки 1 дм²?


Хорошо, мы с вами вспомнили, что такое квадратный сантиметр, дециметр, вспомнили, что такое площадь и как её найти.

Дети решают примеры на карточке, составляют зашифрованное слово

- Зачарованный лес

- Таблицу умножения

- Прямоугольник жёлтого цвета

- Четырёхугольник, у которого все углы прямые

- Квадрат

- Чтобы найти площадь прямоугольника нужно ав

- Площадь 1 прямоугольника равна 20

- Единица измерения длины – см.

- Площадь измеряли в см².

- Квадратный сантиметр – это квадрат со стороной 1 см.

- Площадь тетради, пенала и др.

- Квадратный дециметр – это квадрат со стороной 1 дм.

- Площадь стола, доски, подоконника и др.

Фронтальный письменный опрос

Самоконтроль, самоанализ

Л2

Пр3

Пр2

3

Этап выявления места и причины затруднения

- Теперь ребята давайте возьмем, ваши линейки.

- Попрошу к доске выйти два ученика и попробовать измерить площадь доски.

- В чем затруднение?

- Почему не получается?

- Возникла проблема. Какая?

- Садитесь на места, какие предложения у вас есть? Как нам измерить площадь доски?

- Какой единицей измерения длины будем пользоваться?

- Какая это мерка?

- Тогда и площадь доски, которую мы измерим в метрах, будет измеряться в кв. м.

- Очень долго, неудобно, маленькая мерка

- Не знаем, как найти площадь доски

- Мы будем пользоваться наиболее удобной для нас меркой измерения доски

- Метр

Фронтальный устный опрос

Пр4

Л3

К3

П1

4

Этап построения проекта выхода из затруднения

- Кто уже догадался, чем мы будем сегодня на уроке заниматься?     - Сформулируйте тему урока.

- Тема нашего урока: «Квадратный метр».

- Какую цель поставим перед собой?

(Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой единицей измерения площади – квадратным метром. Узнаем, как он связан с квадратным дециметром. Научимся решать задачи с использованием новой единицы площади)

- Теперь откройте, пожалуйста, учебники на стр.70 и проверьте свои предположения.                                                                                                                    - Скажите, что мы будем делать сегодня для достижения цели урока?

(работать над заданиями, решать задачи и примеры) 

- Вы очень хорошо постарались с заданиями, мы определили тему урока и цель урока.

- И мы узнали, кто же живет в нашем лесу – это зайчик попрыгайчик.

(слайд 2)

Фронтальный устный опрос

Р1

5

Этап реализации построенного проекта

- Хорошо, ребята, но нам пора идти дальше.

- Выполнив это задание, мы с вами узнаем следующего героя зачарованного леса.

- Что такое квадратный метр?

(показ модели в натуральную величину)

- А как запишем 1 м²?

- Квадратный метр на письме мы обозначим строчной буквой м и в верхнем правом углу пишем цифру 2.

- Откройте рабочие тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки, на 5-ой запишите число и классная работа.

- Пишем красиво, аккуратно. Сядьте правильно, спина прямая.

- Сейчас мы с вами будем тренироваться в написании квадратных метров.

- Одного ученика попрошу выйти к доске.

- Отступите от классной работы 1 клетку, на 2-ой начинаем записывать.

- Запишите: 18 м², 20 м², 5 м², 11 м², 1 м².
Хорошо, с этим заданием справились, и нас ждёт следующее.

5.1. Нахождение площади доски

- Найдите площадь доски.

а - … м

в – … м

S = а × в = м²

- Вспомните, сколько дм в 1 м?

- Если в 1 м=10 дм, тогда сторона квадрата равна 10 дм.

- Найдите площадь данного квадрата.

- Запишем в тетрадях: S = 10 х 10 = 100 дм2

- Если S= 100 дм², какой вывод можем сделать?

1 м² = 100 дм²


- Таким образом, мы при помощи мерки метр, вычислили площадь доски. Узнали, что такое квадратный метр. Сколько в квадратном метре содержится квадратных дециметров. Тем самым я вам скажу следующего героя нашей зачарованной сказки – это волшебник.

(слайд 3)

Следующего героя, мы с вами сможем узнать лишь тогда, когда потренируемся.

5.2. Нахождение площади дома и сада (№2, стр. 70)
- Откройте страницу учебника 70-ую.

- Прочитайте номер 2 про себя.

- Вслух прочитает задание.

- Как люди изображаются на бумаге большие площади комнат, квартир, домов, земельных участков, городов?

- Где нам это знание ещё пригодится?

- Посмотрите на изображение ниже текста.

- Как условно принят на рисунке квадратный метр?

- Сколько клеток занимает площадь дома? Как узнали?

- Значит, какая площадь дома?

- Найдите площадь сада.

- Одного ученика я попрошу найти площадь у доски, остальные самостоятельно в тетради.

- Чему равна длина участка сада?

- Чему равна ширина сада?

- Чему равна площадь?

- Как узнали?

- Вы, верно, нашли площади дома и сада. Мы научились находить площадь прямоугольника в квадратных метрах и закрепили полученные знания.

- Следующий герой, нашего леса – это баба яга.

(слайд 4)

Физкультминутка

- Пришло время немного размяться. Встаньте из-за парт, так, чтобы всем было удобно.

- Итак, сначала слушаем и запоминаем.

1, 2,3, 4, 5!

(круговые движения туловищем)

Все умеем мы считать,

(наклоны туловищем в разные стороны)

Отдыхать умеем тоже:

(поднимание рук вверх)

Руки за спину положим,

(положить руки на спину)

Голову поднимем выше,

(Подъём головы, смотрим вверх)

И легко-легко подышим.

(Глубокие вдохи)

- Хорошо, можете тихонечко сесть.

- Квадратный метр - это квадрат со стороной 1 м. 

- В 1 м = 10 дм.

- S= 100 дм² 

- Что в одном квадратном метре 100 квадратных дециметров

- Люди изображают большие площади на бумаге в уменьшенном виде

- При измерении площади комнат, квартир, домов, земельных участков, городов

- Квадратный метр условно принят - одной клеткой

- 76=42 клетки

- Площадь дома, исходя из того что одна клетка – 1 м2 равняется 42-м м2.

- Длина сада равна 9 м.

- Ширина сада равна 5 м.

- S = 45 м2.

- Чтобы узнать площадь прямоугольника, нужно узнать сумму длины и шири, затем эту сумму умножить на 2

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль

Самоанализ

П1

П2

Р2

П3

Р3

Р4

П2

П3

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Выполнение задания №3 на стр. 70

- Кого же мы встретили в нашем зачарованном лесу, мы узнаем, решив головоломку под номером 3.

- У вас на столах лежат точно такие же таблицы, ваша задача вписать в пустые клетки ответы.

- Но для начала подумайте, что значат латинские буквы С и А?

- Что обозначают буквенные выражения?

Например: 9 × с.

Подставляем в место буквы с, число девять.

- Точно так же решаем 1 таблицу, затем 2.

- Решаем самостоятельно, на данное задание я вам даю 2 мин.

Проверка:

Один ученик зачитывает ответ, остальные карандашиком помечают правильные ответы знаком +, неправильные знаком -.

81

72

63

54

45

8

7

6

5

4

- И вот наш следующий сказочный герой – это Медведь!

(слайд 5)

6.2. Решение задачи (№5, стр.71)

- Вы молодцы, отрывается перед вами новое знание.

- Посмотрите на 71-ую страницу учебника.

-  Найдите 5 упражнение, прочитайте задачу про себя.

- О чём задача?

- Что требуется найти в задаче?

- Кто желает написать краткую запись и решить задачу под №1, а кто желает решить задачу под №2.

- Остальные записывают условие и решение в своих рабочих тетрадях.

Мама – 32 г.

Сын – 8 л.

32:8=4 (раза)

Мама – 27 л.

Сын – 3 г.

27:3=9 (раз)

- Вы такие молодцы, справились с таким сложным заданием!

- Но мы встретили еще одного героя, кто живет в этом зачарованном лесу и это – Маша.

(слайд 6)

- Латинские буквы обозначают числа, которые расположены в строчку

- Это значит, что мы вместо латинских букв подставляем числа, которые в строчке и решаем данные выражения, ответ записываем под числами

- О маме и сыне

- Узнать, во сколько раз мама старше сына

Взаимоконтроль

К1, К2

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Самостоятельное решение примеров (№4, стр. 71)

- Ребята, Маша нам предлагает самостоятельно решить примеры, она хочет посмотреть, какие же вы умные и внимательные!

- Найдите задание №4 на стр.71-ой.

- Ваша задача решить эти примеры.

- Кто желает поработать у доски?

- Нам даны 3 столбика примером, делим их по рядам.

94-42:6=94-7=87

30-12:3+3=30-4+3=26+3=29

8(13-7)=86=48

75+81:9=75+9=84

30-12:(3+3)=30-12:6=30-2=28

9(14-6)=98=72

38-64:8=38-8=30

(30-12):3+3=18:3+3=6+3=9

7(12-3)=79=63

- Предлагаю сверить вашу работу с эталоном на слайде.

(слайд 7)

- Что мы повторили при выполнении данного задания?

- Верно, мы с вами повторили таблицу умножения, деления, компоненты действий.

Самостоятельно, в тетрадях, решают примеры

Самоконтроль, самоанализ

Л4

Р3

П4

8

Этап включения в систему знаний и повторения

Нахождение площади огорода (№2, стр. 70)

- Ребята, а площадь чего мы забыли найти в номере 2

на стр. 70-ой?

- Ну-ка, я хочу проверить, кто хорошо усвоил тему, и кто быстрее всех сможет вычислить площадь огорода.

а - 8 м

в - 3 м

S = 83 = 24 м²

- Площадь огорода

Взаимоконтроль

9

Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов

- Ребята, какая была тема нашего урока?

- Какую цель ставили перед собой?

- Достигли ли мы цели?

- Поднимите руку те, кому было всё понятно на уроке.

- Кто испытывал затруднения? Какие?

9.2. Домашнее задание

- Запишите д/з в дневники: стр.71,  №6.

- Спасибо за работу на уроке. До свидания!

Отвечают на вопросы учителя

Записывают д/з

П4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе по теме "Квадратный метр"

Открытый  урок  по математике в 4 классеТема: Квадратный метр.Цель:Создать условия для ознакомления с новой единицей площади – квадратным метром.Задачи: Образовательные: ввести пон...

Конспект урока в 3 классе на тему "Квадратный метр"

Создание условий для ознакомления с новой единицей площади – квадратным метром....

Конспект урока математики (3 класс). Тема: «Квадратный километр и квадратный метр». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о новых единицах площади: квадратный километр и квадратный метр.Предметные результатыПредметные: знать единицы измерения площади квадратный километр и кв...

Конспект урока математики (3 класс). Тема: «Квадратный миллиметр и квадратный метр». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о новых единицах площади: квадратный миллиметр и квадратный метр.Планируемые результатыПредметные: знать единицы измерения площади квадратный миллиметр и...

урок открытия нового знания по теме "Квадратный сантиметр" 3 класс ПНШ

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: познакомить с новой единицей измерения  площади фигуры – квадратным сантиметром. Универсальные учебные действия учащихся:познавательные УУД ...