ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата: 02.12.2021
УМК: «Школа России» (Моро М.И.)
Класс: 3
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема: Квадратный метр
Цели: Деятельностная: познакомить учащихся с новой единицей измерения площади – квадратным метром.
Содержательная: способствовать формированию умения правильно употреблять единицу измерения площади – квадратный метр.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с новой единицей измерения площади – квадратным метром;
2. Закрепить знание таблицы умножения и деления;
3. Формировать вычислительные умения и навыки, применяя знание таблицы умножения и деления;
4. Совершенствовать навыки нахождения периметра и площади прямоугольника;
5. Развивать умение решать текстовые задачи изученных видов.
Развивающие:
1. Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
2. Развивать умение выделять необходимую информацию;
3. Развивать умение создавать алгоритм деятельности;
4. Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
5. Развивать умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;
6. Развивать умение планируют свои учебные действия и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;
7. Развивать умение проводить самооценку полученных результатов;
8. Развивать умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;
9. Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
10. Развивать умение слушать, слышать и понимать речь других;
11. Развивать умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.
Воспитательные:
1. Формировать мотивацию к учебной деятельности;
2. Формировать стремление развивать память, внимание, логическое мышление;
3. Формировать умение аргументировать свою точку зрения;
4. Формировать умение проявлять самостоятельность.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знание новой единицы измерения площади – квадратный метр;
2. Знание таблицы умножения и деления;
3. Вычислительные умения и навыки, применяя знание таблицы умножения и деления;
4. Навыки нахождения периметра и площади прямоугольника;
5. Умение решать текстовые задачи изученных видов.
Метапредметные:
Личностные:
1. Имеют мотивацию к учебной деятельности;
2. Стремятся развивать память, внимание, логическое мышление;
3. Умеют аргументировать свою точку зрения;
4. Проявляют самостоятельность.
Коммуникативные:
1. Умение оформлять свои мысли в устной форме;
2. Умение слушать, слышать и понимать речь других;
3. Умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.
Регулятивные:
1. Умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;
2. Умение планируют свои учебные действия и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;
3. Умение проводить самооценку полученных результатов;
4. Умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников.
Познавательные:
1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
2. Умение выделять необходимую информацию;
3. Умение создавать алгоритм деятельности;
4. Умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Оборудование: мультимедийная установка
Образовательный ресурс: Математика 3 класс, 1 часть: система уроков по учебнику М.И Моро, М.А Бантовой, Г.В Бельтюковой, С.И.Волковой , С.В.Степановой/ авт.-сост. С.В. Савинова.- Волгоград: учитель , 2019
План урока
1. Мотивационный этап
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности к уроку
1.3. Этический заряд
2. Актуализация знаний и осуществление пробного учебного действия
2.1. Повторение таблицы умножения
2.2. Нахождение площади прямоугольника
3. Выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Реализация выбранного проекта
5.1. Нахождение площади доски
5.2. Нахождение площади дома и сада (№2, стр. 70)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
6.1. Выполнение задания №3 на стр. 70
6.2. Решение задачи (№5, стр.71)
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Самостоятельное решение примеров (№4, стр. 71)
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Нахождение площади огорода (№2, стр. 70)
9. Этап рефлексии учебной деятельности
9.1. Подведение итогов
9.2. Домашнее задание
Ход урока
№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формы контроля | Планируемые результаты |
1 | Мотивационный этап | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Витальевна. 1.2. Проверка готовности к уроку - Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник. 1.3. Этический заряд - Ребята, расскажите мне, пожалуйста, какими вы бы хотели быть, чтобы у нас прошёл урок успешно, и вы узнали много нового и интересного? - Наш урок я хочу начать с загадки, кто знает отгадку, поднимите руку. «Они бывают разные, весёлые прекрасные Их любят читать дети на всей, на всей планете Их очень много на Земле Их всех не перечесть…» - Вы догадались, о чём речь пойдёт у нас на уроке? - Сейчас мы с вами побываем в удивительном лесу, название которого вы сейчас постараетесь отгадать. | Приветствуют учителя
Проверяют, всё ли у них готово к уроку
- Внимательными, старательными, усидчивыми, активными
- О сказках | Визуальный внешний контроль за готовностью детей к уроку
|
Л1
|
2 | Этап актуализации и пробного учебного действия | 2.1. Повторение таблицы умножения - У вас на столах лежат дополнительные карточки, возьмите их, достаньте из пенала ручку, положите, на середину стала, кто будет готов, сядьте прямо, чтобы я видела вас. - Посмотрите сейчас на доску, решите примеры и расшифруйте название сказочного леса. - Вы решаете 1-ый пример, если на полотне есть такой ответ, то я подставляю туда букву, далее следующий пример, так, решив все примеры, у нас получится название сказочного леса. Р – 4⋅5=20 В – 15:3=5 З – 8⋅7=56 О – 28:7=4 Й – 6⋅3=18 А – 81:9=9 Н – 2⋅6=12 Ы – 24:8=3 Ч - 9⋅3=27 З | А | Ч | А | Р | О | В | А | Н | Н | Ы | Й | 56 | 9 | 27 | 9 | 20 | 4 | 15 | 9 | 12 | 12 | 3 | 18 |
- Какое же название сказочного леса? - Мы с вами побываем в зачарованном лесу. - Если вы дальше будете справляться с заданиями, то вы узнаете, кто живет в этом лесу. - Что мы повторили, выполняя это задание? 2.2. Нахождение площади прямоугольника - А теперь на том задание, мы с вами повторим, что такое прямоугольник. - Ваша задача, найдите прямоугольник на данной иллюстрации. (слайд 1) - Итак, прямоугольник какого цвета? - Как вы отличили прямоугольник от других фигур? - Что такое прямоугольник? - Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые. - А как называется прямоугольник, у которого все стороны равны? – Прямоугольник, у которого все стороны равны – квадрат. - А сейчас мы будем работать в парах. - Давайте вспомнил правила работы в парах. Правила работы в парах: 1. Держать дисциплину в классе; 2. Выслушивать мнение соседа; 3. Выдвигать свою точку зрения. - Мы с вами поделимся на варианты от окна (1-2-1-2) - Первый вариант измеряет длину и ширину прямоугольника, а второй – находит площадь. - Как найти площадь прямоугольника?
- Пододвиньте к себе прямоугольник под номером 1. - Найдите площадь его. - Какова площадь этого прямоугольника?
- Какой единицей измерения длины пользовались?
- В чем измеряли площадь?
(вывеска карточки на доску «см²) - Что такое кв. см?
- Что можно измерить с помощью мерки 1 см²? - Что такое кв. дм?
(вывеска карточки на доску «дм²)
- Что удобно измерить с помощью мерки 1 дм²? - Хорошо, мы с вами вспомнили, что такое квадратный сантиметр, дециметр, вспомнили, что такое площадь и как её найти.
|
Дети решают примеры на карточке, составляют зашифрованное слово
- Зачарованный лес
- Таблицу умножения
- Прямоугольник жёлтого цвета - Четырёхугольник, у которого все углы прямые - Квадрат
- Чтобы найти площадь прямоугольника нужно а⋅в
- Площадь 1 прямоугольника равна 20 - Единица измерения длины – см. - Площадь измеряли в см². - Квадратный сантиметр – это квадрат со стороной 1 см. - Площадь тетради, пенала и др. - Квадратный дециметр – это квадрат со стороной 1 дм. - Площадь стола, доски, подоконника и др. | Фронтальный письменный опрос
Самоконтроль, самоанализ
|
Л2
Пр3
Пр2 |
3 | Этап выявления места и причины затруднения | - Теперь ребята давайте возьмем, ваши линейки. - Попрошу к доске выйти два ученика и попробовать измерить площадь доски. - В чем затруднение? - Почему не получается?
- Возникла проблема. Какая?
- Садитесь на места, какие предложения у вас есть? Как нам измерить площадь доски? - Какой единицей измерения длины будем пользоваться?
- Какая это мерка? - Тогда и площадь доски, которую мы измерим в метрах, будет измеряться в кв. м. |
- Очень долго, неудобно, маленькая мерка - Не знаем, как найти площадь доски
- Мы будем пользоваться наиболее удобной для нас меркой измерения доски - Метр | Фронтальный устный опрос |
Пр4
Л3
К3
П1 |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения
| - Кто уже догадался, чем мы будем сегодня на уроке заниматься? - Сформулируйте тему урока. - Тема нашего урока: «Квадратный метр». - Какую цель поставим перед собой? (Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой единицей измерения площади – квадратным метром. Узнаем, как он связан с квадратным дециметром. Научимся решать задачи с использованием новой единицы площади) - Теперь откройте, пожалуйста, учебники на стр.70 и проверьте свои предположения. - Скажите, что мы будем делать сегодня для достижения цели урока? (работать над заданиями, решать задачи и примеры) - Вы очень хорошо постарались с заданиями, мы определили тему урока и цель урока. - И мы узнали, кто же живет в нашем лесу – это зайчик попрыгайчик. (слайд 2) |
| Фронтальный устный опрос | Р1 |
5 | Этап реализации построенного проекта
| - Хорошо, ребята, но нам пора идти дальше. - Выполнив это задание, мы с вами узнаем следующего героя зачарованного леса. - Что такое квадратный метр? (показ модели в натуральную величину) - А как запишем 1 м²? - Квадратный метр на письме мы обозначим строчной буквой м и в верхнем правом углу пишем цифру 2. - Откройте рабочие тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки, на 5-ой запишите число и классная работа. - Пишем красиво, аккуратно. Сядьте правильно, спина прямая. - Сейчас мы с вами будем тренироваться в написании квадратных метров. - Одного ученика попрошу выйти к доске. - Отступите от классной работы 1 клетку, на 2-ой начинаем записывать. - Запишите: 18 м², 20 м², 5 м², 11 м², 1 м². - Хорошо, с этим заданием справились, и нас ждёт следующее.
5.1. Нахождение площади доски - Найдите площадь доски. а - … м в – … м S = а × в = м² - Вспомните, сколько дм в 1 м? - Если в 1 м=10 дм, тогда сторона квадрата равна 10 дм. - Найдите площадь данного квадрата. - Запишем в тетрадях: S = 10 х 10 = 100 дм2 - Если S= 100 дм², какой вывод можем сделать? 1 м² = 100 дм²
- Таким образом, мы при помощи мерки метр, вычислили площадь доски. Узнали, что такое квадратный метр. Сколько в квадратном метре содержится квадратных дециметров. Тем самым я вам скажу следующего героя нашей зачарованной сказки – это волшебник.
(слайд 3) - Следующего героя, мы с вами сможем узнать лишь тогда, когда потренируемся. 5.2. Нахождение площади дома и сада (№2, стр. 70) - Откройте страницу учебника 70-ую. - Прочитайте номер 2 про себя. - Вслух прочитает задание. - Как люди изображаются на бумаге большие площади комнат, квартир, домов, земельных участков, городов?
- Где нам это знание ещё пригодится?
- Посмотрите на изображение ниже текста. - Как условно принят на рисунке квадратный метр?
- Сколько клеток занимает площадь дома? Как узнали? - Значит, какая площадь дома?
- Найдите площадь сада. - Одного ученика я попрошу найти площадь у доски, остальные самостоятельно в тетради. - Чему равна длина участка сада?
- Чему равна ширина сада?
- Чему равна площадь? - Как узнали?
- Вы, верно, нашли площади дома и сада. Мы научились находить площадь прямоугольника в квадратных метрах и закрепили полученные знания. - Следующий герой, нашего леса – это баба яга. (слайд 4)
Физкультминутка - Пришло время немного размяться. Встаньте из-за парт, так, чтобы всем было удобно. - Итак, сначала слушаем и запоминаем. 1, 2,3, 4, 5! (круговые движения туловищем) Все умеем мы считать, (наклоны туловищем в разные стороны) Отдыхать умеем тоже: (поднимание рук вверх) Руки за спину положим, (положить руки на спину) Голову поднимем выше, (Подъём головы, смотрим вверх) И легко-легко подышим. (Глубокие вдохи) - Хорошо, можете тихонечко сесть. |
- Квадратный метр - это квадрат со стороной 1 м.
- В 1 м = 10 дм.
- S= 100 дм²
- Что в одном квадратном метре 100 квадратных дециметров
- Люди изображают большие площади на бумаге в уменьшенном виде - При измерении площади комнат, квартир, домов, земельных участков, городов
- Квадратный метр условно принят - одной клеткой - 7⋅6=42 клетки - Площадь дома, исходя из того что одна клетка – 1 м2 равняется 42-м м2.
- Длина сада равна 9 м. - Ширина сада равна 5 м. - S = 45 м2. - Чтобы узнать площадь прямоугольника, нужно узнать сумму длины и шири, затем эту сумму умножить на 2 |
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль
Самоанализ | П1
П2
Р2
П3
Р3
Р4
П2
П3 |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | 6.1. Выполнение задания №3 на стр. 70 - Кого же мы встретили в нашем зачарованном лесу, мы узнаем, решив головоломку под номером 3. - У вас на столах лежат точно такие же таблицы, ваша задача вписать в пустые клетки ответы. - Но для начала подумайте, что значат латинские буквы С и А?
- Что обозначают буквенные выражения?
Например: 9 × с. Подставляем в место буквы с, число девять. - Точно так же решаем 1 таблицу, затем 2. - Решаем самостоятельно, на данное задание я вам даю 2 мин. Проверка: Один ученик зачитывает ответ, остальные карандашиком помечают правильные ответы знаком +, неправильные знаком -.
- И вот наш следующий сказочный герой – это Медведь! (слайд 5) 6.2. Решение задачи (№5, стр.71) - Вы молодцы, отрывается перед вами новое знание. - Посмотрите на 71-ую страницу учебника. - Найдите 5 упражнение, прочитайте задачу про себя.
- О чём задача? - Что требуется найти в задаче?
- Кто желает написать краткую запись и решить задачу под №1, а кто желает решить задачу под №2. - Остальные записывают условие и решение в своих рабочих тетрадях. Мама – 32 г. Сын – 8 л. 32:8=4 (раза) | Мама – 27 л. Сын – 3 г. 27:3=9 (раз) |
- Вы такие молодцы, справились с таким сложным заданием! - Но мы встретили еще одного героя, кто живет в этом зачарованном лесу и это – Маша. (слайд 6) |
- Латинские буквы обозначают числа, которые расположены в строчку - Это значит, что мы вместо латинских букв подставляем числа, которые в строчке и решаем данные выражения, ответ записываем под числами
- О маме и сыне - Узнать, во сколько раз мама старше сына | Взаимоконтроль | К1, К2 |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
| Самостоятельное решение примеров (№4, стр. 71) - Ребята, Маша нам предлагает самостоятельно решить примеры, она хочет посмотреть, какие же вы умные и внимательные! - Найдите задание №4 на стр.71-ой. - Ваша задача решить эти примеры. - Кто желает поработать у доски? - Нам даны 3 столбика примером, делим их по рядам. 94-42:6=94-7=87 | 30-12:3+3=30-4+3=26+3=29 | 8⋅(13-7)=8⋅6=48 | 75+81:9=75+9=84 | 30-12:(3+3)=30-12:6=30-2=28 | 9⋅(14-6)=9⋅8=72 | 38-64:8=38-8=30 | (30-12):3+3=18:3+3=6+3=9 | 7⋅(12-3)=7⋅9=63 |
- Предлагаю сверить вашу работу с эталоном на слайде. (слайд 7) - Что мы повторили при выполнении данного задания? - Верно, мы с вами повторили таблицу умножения, деления, компоненты действий. | Самостоятельно, в тетрадях, решают примеры | Самоконтроль, самоанализ | Л4
Р3
П4 |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения | Нахождение площади огорода (№2, стр. 70) - Ребята, а площадь чего мы забыли найти в номере 2 на стр. 70-ой? - Ну-ка, я хочу проверить, кто хорошо усвоил тему, и кто быстрее всех сможет вычислить площадь огорода. а - 8 м в - 3 м S = 8⋅3 = 24 м² |
- Площадь огорода | Взаимоконтроль |
|
9 | Этап рефлексии учебной деятельности | 9.1. Подведение итогов - Ребята, какая была тема нашего урока? - Какую цель ставили перед собой? - Достигли ли мы цели? - Поднимите руку те, кому было всё понятно на уроке. - Кто испытывал затруднения? Какие? 9.2. Домашнее задание - Запишите д/з в дневники: стр.71, №6. - Спасибо за работу на уроке. До свидания! |
Отвечают на вопросы учителя
Записывают д/з |
|
П4 |