Организация игровой деятельности на уроках математики при решении задач в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс)

Борисова Анна Дмитриевна

У классиков есть такие слова: «Вся наша жизнь-игра!» Мы можем перефразировать, что для ребенка игра-это жизнь. И когда он приходит в школу, он продолжает играть. А мы, учителя, для создания комфортности пребывания ученика в школе, повышения мотивации к учебе должны разговаривать с детьми на их языке. Поэтому мы обучаем детей, используя игровые технологии.

   В практике моей работы игра как технология проведения урока заняла прочное место. Стараюсь, чтобы игровой прием не отвлекал детей от учебного содержания, а наоборот, привлекал к нему еще большее внимание.

  При отборе дидактических игр на тот или иной урок я руководствуюсь не только необходимостью повысить познавательную активность и интерес учащихся, но и желанием сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь школьникам освоить социальные роли. Важно, чтобы в ходе игры, учащиеся получили более глубокие представления о современной структуре социума, чтобы игра вызывала интерес к реальной деятельности взрослых людей.

  Одной из самых трудных дисциплин для детей на первых годах обучения становится математика. Особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов играют задачи. Овладение учащимися умением решать задачи оказывает существенное влияние на их интерес к предмету. Одним из наиболее эффективных способов активизации деятельности учащихся, пробуждения интереса к учебному предмету является игра. В играх первоклассник наблюдает, оценивает, сопоставляет, классифицирует предметы по признакам, анализирует, делает выводы.

   При организации игровой деятельности на уроках математики в 1 классе при решении задач необходимо продумывать следующие вопросы:

  • Цель игровой деятельности. Какие умения и навыки школьники освоят в процессе игровой деятельности?
  • Количество играющих.
  • Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
  • Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
  • На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей?
  • Как обеспечить участие всех школьников в игре?
  • Как организовать наблюдение за первоклассниками, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
  • Какие изменения можно внести в игровую деятельность, чтобы повысить интерес и активность детей?
  • Какие выводы следует сообщить детям после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результаты усвоения математических знаний, замечания по нарушению дисциплины и прочее)

Задачи в курсе математики начальной школы занимают значительное место. Формируя умение решать простые задачи, учитель развивает все психические процессы, учит рассуждать, доказывать, аргументировать действия, способствует усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. Арифметические задачи помогают раскрывать основной смысл арифметических действий, связать их с определенной жизненной ситуацией, формировать пространственные и количественные представления, расширять кругозор детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация игровой деятельности на уроках математики

при решении задач в 1 классе

У классиков есть такие слова: «Вся наша жизнь-игра!» Мы можем перефразировать, что для ребенка игра-это жизнь. И когда он приходит в школу, он продолжает играть. А мы, учителя, для создания комфортности пребывания ученика в школе, повышения мотивации к учебе должны разговаривать с детьми на их языке. Поэтому мы обучаем детей, используя игровые технологии.

В практике моей работы игра как технология проведения урока заняла прочное место. Стараюсь, чтобы игровой прием не отвлекал детей от учебного содержания, а наоборот, привлекал к нему еще большее внимание.

  При отборе дидактических игр на тот или иной урок я руководствуюсь не только необходимостью повысить познавательную активность и интерес учащихся, но и желанием сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь школьникам освоить социальные роли. Важно, чтобы в ходе игры, учащиеся получили более глубокие представления о современной структуре социума, чтобы игра вызывала интерес к реальной деятельности взрослых людей.

  Одной из самых трудных дисциплин для детей на первых годах обучения становится математика. Особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов играют задачи. Овладение учащимися умением решать задачи оказывает существенное влияние на их интерес к предмету. Одним из наиболее эффективных способов активизации деятельности учащихся, пробуждения интереса к учебному предмету является игра. В играх первоклассник наблюдает, оценивает, сопоставляет, классифицирует предметы по признакам, анализирует, делает выводы.

   При организации игровой деятельности на уроках математики в 1 классе при решении задач необходимо продумывать следующие вопросы:

  • Цель игровой деятельности. Какие умения и навыки школьники освоят в процессе игровой деятельности?
  • Количество играющих.
  • Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
  • Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
  • На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей?
  • Как обеспечить участие всех школьников в игре?
  • Как организовать наблюдение за первоклассниками, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
  • Какие изменения можно внести в игровую деятельность, чтобы повысить интерес и активность детей?
  • Какие выводы следует сообщить детям после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результаты усвоения математических знаний, замечания по нарушению дисциплины и прочее)

Задачи в курсе математики начальной школы занимают значительное место. Формируя умение решать простые задачи, учитель развивает все психические процессы, учит рассуждать, доказывать, аргументировать действия, способствует усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. Арифметические задачи помогают раскрывать основной смысл арифметических действий, связать их с определенной жизненной ситуацией, формировать пространственные и количественные представления, расширять кругозор детей.

Урок математики в 1 классе

по теме «Решение задач разными способами»

УМК «Начальная школа 21 века»

Цели:

Предметные: формировать представление о структуре задачи, формировать умение различать условие задачи, вопрос; учить решать задачи разными способами; совершенствовать умения составлять модели к задаче.

Воспитывающая: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающая: развивать мышление, память, внимание.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Личностные УУД:

  • формировать у учащихся умений реализации новых способов действий, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по коллективно составленному плану;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний;
  • отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания;
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: карточки с выражениями, набор фишек и цифр у детей, карточки с составом числа 10.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Психологический настрой.

3.Этап мотивации к учебной деятельности. Самоопределение учебных целей

-Начнём с минуты настроения. Ребята, а у вас какое сейчас настроение? Что бы хотели делать на уроке? Что вы ждёте от урока? (Ответы учащихся)

-Спасибо за ваши мысли. У меня есть возможность осуществить ваши мысли, тем более что урок будет необычный. Пусть хорошее настроение поможет вам совершить открытие, а помощниками нашими будут внимание, находчивость, смекалка.

- Ребята, вы любите мультфильмы?

- Я приглашаю вас в гости в Простоквашино.

4.Этап актуализации и фиксирования затруднений в пробном действии.

- С каждым днём всё ближе и ближе приближается наш любимый праздник Новый год. До Нового года осталось всего 14 дней. А какое у нас сегодня число? Что вы можете сказать об этом числе? Как оно образовалось? (двузначное, образовалось из одного десятка и 4 единиц).

Подошёл к концу 2020 год, самое время подвести итог о проделанной работе. Вот сидят герои Простоквашино вспоминают ушедшее тёплое лето и ждут д. Фёдора на каникулы, потому что он тоже учится в первом классе. Давайте поможем нашим героям составить отчёт о проделанной работе и решим их житейские задачи: показать ответ цифрами на веере.  

1.Работа с числовым рядом. Решение задач.

-Я читаю задачу, а вы мне посылает ответ на веере.

1. Корова Мурка дала 6 литров молока,3 литра выпил телёнок Гаврюша. Сколько литров молока осталось? (3)

2.Шарик, чтобы затопить печь принёс 10 поленьев, а Матроскин на 3 полена больше. Сколько поленьев принёс Матроскин?(13)

3. Четыре спелых груши на веточке качалось,

Две груши скушал Шарик, а сколько груш осталось?(2)

4.Матроскин написал 10 писем, а Шарик только 2 письма, сколько всего писем написали друзья? (12)

5.Матроскин накосил 7 стогов сена, 2 стога уже съела корова. Сколько стогов осталось? (5)

6.Сколько ушей у двух мышей? (4)

Проверяем отчёт о ведении хозяйства, какие цифры получились :3,13,2,12,5,4.

- На какие группы можно разделить (однозначные, двузначные)

- Назовите однозначные числа, двузначные

-Назовите самое маленькое число, расположите в порядке увеличения.

- Назовите данные числа в порядке увеличения, уменьшения.

- Назовите число, которое больше 2 на 2, меньше 6 на 1.

- Расскажите о составе числа 6

- Назовите число, обозначающее количество времен года, число месяцев в году

Какие знания нам помогли составить отчёт? Мы справились. Покажите –какое у вас настроение? Оцените себя по шкале самооценке(светофор)

5.Этап выявления места и причины затруднения

  (Сломалась машина)

-Пока мы составляли отчёт, д. Фёдор решил тоже съездить в Простоквашино, чтобы отвезти новогоднюю ёлочку. Но по пути машина сломалась, пошёл сильный снег. Мы же не бросим д. Фёдора в беде, поможем устранить неполадки. Необходимо отыскать ошибки. Внимательно посмотрите на примеры, какие знания нам помогут?

4+3=8

6+2=8

3+5=9

4+3=7

8+1=9

2+4=6

5+3=8

4+3=6

3+4=7

7+2=9

4+5=9

6+3=9

4+2=6

1+6=7

2+3=5

5+2=7

4+4=8

7+1=8

- А мы с девочками будем экспертами, т.е. будем проверять работу у доски.

Двое работают по книге №1, делят примеры на группы

Неполадки устранены, осталось снег убрать с дороги.

6.Этап выхода из затруднения. Трое работают у доски. Проверяют: какие нашли ошибки? Какие знания помогли? Теперь машина больше не сломается, даже в снежную погоду. И так в путь: решаем цепочку примеров.

7. Этап реализации построенного проекта. Но как же нам решить в каком домике живут наши герои: нужно установить закономерность, по которой составлены домики.

-Ребята, а помните, что герои пытались найти клад, так вот они его нашли и сейчас они его делят, но им не хватает знаний, а у нас они есть.

Письмо Почтальона Печкина.

6.Этап выхода из затруднения. Чем любит заниматься Шарик? Они видели много животных, вот и прислали нам свои задачи на конкурс.

- Вспомним,  из чего состоит задача?  

- Чья задача вам больше понравилась?  Так чем же мы займемся на уроке? Вы хотите научиться решать задачи, а почему вы хотите решать задачи? Это жизненно необходимо: делать покупки в магазине, идти в школу по часам.

Задача Шарика

На полянке играли 3 лисенка и 6 зайчат.

Задача Матроскина

На полянке играли 3 лисенка и 6 зайчат. Сколько всего лисят и зайчат играли на полянке?

Задача Шарика

Кот Матроскин поймал 7 рыбок. Сколько рыбок осталось?

Задача Матроскина

5 ворон на крышу сели, ещё 2 к ним прилетели. Сколько ворон стало?

Задача Матроскина

На лугу паслись 6 гусей, а уток на 3 меньше. Сколько уток паслось на лугу?

Подберите схему к своей задаче.

- Чья задача вам больше нравится?

- Какой из текстов является задачей?

- Из чего должна состоять задача?

- Что такое условие задачи? Что такое вопрос?

- Назовите условие задачи на слайде, вопрос.

- Какая из схем подходит к этой задаче?

Уточним тему нашего урока.

-Чем же мы займёмся на уроке?

Работа с книгой: сидят Матроскин и Шарик у окна, ждут дядя Фёдора, а во дворе видят такую картину (читаем задачу № 2 )Петя, Маша и Ваня катаются с горки на лыжах, а Дима и Ира – на санках. Сколько детей на горке?

- Как можно решить задачу?

Есть задачи, которые можно решить разными способами.

Физминутка.

7. Этап реализации построенного проекта. Открытие нового знания. Работа по учебнику с.120.

– Давайте договоримся, фишками какого цвета мы будем пользоваться при моделировании. (Девочки – это красные фишки, мальчики – синие фишки)

– Сколько было девочек? (Две)

– Сколько было мальчиков? (Три)

– Как узнать, сколько детей было всего? Решение:2 + 3 = 5

– Посмотрите внимательно на картинку, каким образом можно ещё смоделировать условие? Что предлагала нам Настя? (Санки и лыжи)

– Воспользуемся фишками другого цвета. (На санках –зелёные фишки, на лыжах –жёлтые)

– Сколько детей на лыжах? (Три)

– Сколько детей на санках? (Два)

– Сколько детей всего?

Решение:3 + 2 = 5

– Результаты получились одинаковые, а способы решения разные.

– Какой же способ решения правильный?

 – Оцените на шкале свою работу. Вы поняли задачу и можете объяснить подруге.

– Молодцы, покажите мне своё настроение.

– Я горжусь вами, вы сами нашли два способа решения задачи.

Физкульминутка для глаз

9. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(работа в пара.

  • №3 стр. 120 давайте попробуем найти способы решения этой задачи.

– Какие цветы вы видите? (Розы и тюльпаны)

– Как найти их количество? Продиктуйте мне (5 + 5 = 10)

– Как можно распределить цветы другим способом? (По цвету) – Продиктуйте решение. (7 + 3 = 10)

– Как вы думаете: какой способ решения правильный? (Оба)

– Почему? (количество цветов одинаковое, а группировали их по разным признакам)

– Оцените на шкале свою работу.

– Молодцы, покажите мне своё настроение.

10.Этап включения в систему знаний и повторения.

– А кто хочет сам попробовать решить задачу двумя способами?

– Откройте тетрадь и найдите №2.

– Кому пока трудно записать решение двумя способами, запишите одним способом?

– Проверьте решение

– Оцените на шкале свою работу. Подсчет числа машинок разными способами по заданному плану. Первый способ расписан подробно, а во втором способе дан только первый шаг, предлагается самостоятельное продолжение решения.

– Молодцы, покажите мне своё настроение.
Входит почтальон Печкин:

 –Извините. Вам тут ещё и посылочка. В Простоквашино сейчас проходит акция «Пейте дети молоко – будете здоровы». Вы нас извините, что не можем подарить, поэтому предлагаем купить. Приготовьте свои кошелёчки. Приготовьте денежки за покупку, цена есть на коробочке.

11. Рефлексия.

Игра «Да, нет»

1. Условие – это то, что в задаче не известно. (Нет)

2. Вопрос – это то, что нужно найти. (Да)

3. Задачи можно решать только одним способом (Нет)

4. Задачи можно решать разными способами.

- Зачем нужно уметь решать задачи?

– Что нового узнали на уроке?

- Чему учились?

-Оцените свою работу.

Ребята, а вы умеете хранить секреты? Я вам сейчас покажу самого главного человека на нашем уроке. Только вы сразу мой секрет не выдавайте. Так кто же у нас главный на уроке? (Я-хором) Конечно, урок состоялся благодаря вам и вашим знаниям, и я хочу поблагодарить вас за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Тема: "Решение задач. Закрепление пройденного материала" (1 класс)

На этом уроке  (в игровой форме) у учащихся формируются навыки решения задач, отрабатываются приёмы сложения и вычитания в пределах 10....

Урок математики. Тема: "Решение задач". 3 класс.

На уроке математики учащиеся развивают умение мыслить, наблюдать, рассуждать. Знакомятся с новым видом составных  задач на нахождение суммы двух произведений, совершенствуют вычислительные ...

Конспект урока математики. Тема: «Решение задач на деление с остатком» 3 класс. (УМК Школа России)

Тема урока: «Решение задач на деление с остатком»Цели урока: учить детей решать задачи на деление с остатком; закреплять приёмы внетабличного умножения и деления; развивать познавательный ...

Конспект урока математики+презентация "Решение задач. Цена, количество, стоимость" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя:ознакомление обучающихся с величинами «цена», «количество», «стоимость» и формулами их нахождения;закрепление вычислительных навыков умнож...

Организация игровой деятельности на уроках математики в начальной школе

Методическая статья,  и разработка урока по математике, которые могут быть использованы как для заседания МО, педагогического совета, так и для проведения урока по математике в 1 классе....