Рабочая программа по математике для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)-1класс
рабочая программа по математике (1 класс)
Рабочая программа по математике для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)-1класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_1_kl_zpr.docx | 55.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе НОО
для детей с ЗПР
Утверждённой приказом №568 от 31.08.2016г.
С изменениями от 30.08.2019 г., приказ №291
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры начального образования
Протокол № _1__ от « _31_ » 08.2019 г.
Руководитель кафедры / / Л. В. Шабалина
Согласовано
Заместитель директора / / Е. В. Зверева
«___ » ______ 2019 г.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» - 132 часа
для учеников 1 «а, в» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР
В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, разработана примерная программа по математике на основе авторской программы
М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А. Бантовой, Москва, «Просвещение» 2016 г. Учебник: Математика 1 класс в 2 ч., М.И. Моро, С.И. Волкова, Москва, «Просвещение» 2017 г. Рабочая тетрадь: Математика в 2 ч., М.И. Моро, С.И. Волкова, Москва, «Просвещение» 2019 г
Составитель: Буданцева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной. Категории
пгт. Пионерский
2019 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, на основании авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А. Бантовой, Москва, «Просвещение» 2016 г. Учебник: Математика 1 класс в 2 ч., М.И. Моро, С.И. Волкова, Москва, «Просвещение» 2017 г. Рабочая тетрадь: Математика в 2 ч., М.И. Моро, С.И. Волкова, Москва, «Просвещение» 2019 г
Цели и задачи обучения предмету
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей, способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
Индивидуальные особенности обучающегося с ЗПР
По особенностям познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы и характеру поведения младшие школьники с задержкой психического развития значительно отличаются от своих сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Анализ объектов отличается у учащихся с задержкой психического развития меньшей полнотой и недостаточной точностью. В результате этого они выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их сверстники. Деятельность детей при анализе признаков ведётся чаще всего хаотично, без плана. Недостаточное развитие мыслительных операций отчётливо проявляется у младших школьников с задержкой психического развития при выполнении различных учебных заданий. Внимание младших школьников с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. У таких школьников наблюдается недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может сказываться на успеваемости.
Основные направления коррекционной работы
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
6. Коррекция и развитие речи.
7. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Образовательный процесс с учащимися с ЗПР начальных классов обеспечивается специальными программами. Используются специфические методы обучения, оптимально сочетаются словесные, практические и наглядные методы, которые должны соответствовать следующим требованиям:
- стимулировать у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;
- формировать умение пользоваться имеющимися знаниями;
- иметь четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;
- содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала;
- поэтапное распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия (особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и зависимостей);
- акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;
- опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;
- достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала, заданий разной степени
сложности.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение математики в 1 классе отводится 3 часа в неделю, 34 учебные недели -102 часа.
Ценностные ориентиры
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
- Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
В основе учебно–воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера).
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах является условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы).
- владение математическим мастерством языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предложения).
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
- начальные представления о математических способах познания мира;
- начальные представления о целостности окружающего мира;
- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
- проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
- осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
- понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
- приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
- способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
- определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
- выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
- находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы использовать ИКТ.);
- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
- находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
- устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
- применять полученные знания в измененных условиях;
- объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
- систематизировать собранную в результате расширенного поиска Информацию и представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
- уважительно вести диалог с товарищами;
- принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
- понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- аргументировано выражать свое мнение;
- совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
- оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Предметные
Числа и величины
Обучающийся научится:
- считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
- читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», « <», « =», термины «равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;
- объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
- выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
- распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
- выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см
Обучающийся получит возможность научиться:
- вести счет десятками;
- обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
- понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
- выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
- выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
- объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
- называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
- проверять и исправлять выполненные действия.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
- решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
- составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
- отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
- устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
- составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
- находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
- отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
- решать задачи в 2 действия;
- проверять и исправлять неверное решение задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
- понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
- описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
- находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
- находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.
Геометрические величины
Обучающийся научится:
- измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
- чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
- выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13 см).
Работа с информацией
Обучающийся научится:
- читать небольшие готовые таблицы;
- строить несложные цепочки логических рассуждений;
- определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
- проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.
Содержание учебного курса
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8ч)
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества.
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов.
Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на …»
Пространственные и временные представления
Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше — ниже, слева — справа, левее — правее, сверху — снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо.
Временные представления: раньше, позже, сначала, потом.
Числа от 1 до 10.Число 0. Нумерация (28ч)
Названия, обозначение, последовательность чисел.
Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному.
Принцип построения натурального ряда чисел.
Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=».
Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник
Знаки «>», «<», «=».
Понятия «равенство», «неравенство»
Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.
Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых.
Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел.
Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины
Понятия «увеличить на …, уменьшить на …»
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (56ч)
Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание.
Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма).
Использование этих терминов при чтении записей.
Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи.
Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание.
Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц
Приёмы вычислений
Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач2.
Решение задач на разностное сравнение чисел
Переместительное свойство сложения
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9
Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей
Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □, 8 – □, 9 – □,10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания — обобщение изученного
Подготовка к решению задач в два действия — решение цепочки задач
Единица массы — килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием
Единица вместимости литр
Числа от 1 до 20. Нумерация (12ч)
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел.
Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка
Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10
Текстовые задачи в два действия. План решения задачи.
Запись решения
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22ч)
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □+ 7, □ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения
Общие приёмы вычитания с переходом через десяток:
1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2);
2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми
Итоговое повторение (6ч)
Тематическое планирование
№ п/п | № п/п раздела | Название тем урока | Дата по плану | Дата по факту | Коррекционные цели | Виды учебной деятельности |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления - 8 часов | Развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;Развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Подведение под понятие, выведение следствий; Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Развитие навыков каллиграфии; Развитие артикуляционной моторики; Развитие зрительного восприятия и узнавания; Развитие зрительной памяти и узнавания; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие временных понятий; Развитие слухового внимания и памяти; Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа; Формирование навыков относительно анализа; Развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; Формирование умения планировать свою деятельность Развитие комбинаторных способностей; Развитие наглядно-образного мышления; Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями); Развитие речи, владение техникой речи. Развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;Развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Подведение под понятие, выведение следствий; Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Развитие навыков каллиграфии; Развитие артикуляционной моторики; Развитие зрительного восприятия и узнавания; Развитие зрительной памяти и узнавания; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие временных понятий; Развитие слухового внимания и памяти; Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа; Формирование навыков относительно анализа; Развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; Формирование умения планировать свою деятельность Развитие комбинаторных способностей; Развитие наглядно-образного мышления; Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями); Развитие речи, владение техникой речи. Развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;Развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности; Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Подведение под понятие, выведение следствий; Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Развитие навыков каллиграфии; Развитие артикуляционной моторики; Развитие зрительного восприятия и узнавания; Развитие зрительной памяти и узнавания; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие временных понятий; Развитие слухового внимания и памяти; Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа; Формирование навыков относительно анализа; Развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; Формирование умения планировать свою деятельность Развитие комбинаторных способностей; Развитие наглядно-образного мышления; Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями); Развитие речи, владение техникой речи. | Называть числа в порядке их следования при счёте. Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8—10 отдельных предметов). Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько. Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за. Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел. Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную. Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.). Строить многоугольники из соответствующего количества палочек. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=». Составлять числовые равенства и неравенств | ||||
1 | 1 | Счет предметов. Сравнение предметов и групп предметов. | 02.09 | |||
2 | 2 | Пространственные представления «вверху», «внизу», «справа», «слева». | 03.09 | |||
3 | 3 | Временные представления: раньше, позже, сначала, потом. | 04.09 | |||
4 | 4 | Отношения «столько же», «больше», «меньше». | 05.09 | |||
5 | 5 | Отношение «На сколько больше?» «На сколько меньше?» | 09.09 | |||
6 | 6 | «На сколько больше?» «На сколько меньше?». Закрепление. | 10.09 | |||
7 | 7 | Порядковые отношения «стоять перед», «следовать за», находиться между» | 11.09 | |||
8 | 8 | Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления» | 12.09 | |||
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация- 28 часов | ||||||
9 | 1 | Много. Один. Письмо цифры 1. | 16.09 | |||
10 | 2 | Числа 1, 2. Письмо цифры 2. Состав числа 2. | 17.09 | |||
11 | 3 | Число 3. Письмо цифры 3. Состав числа 3. | 18.09 | |||
12 | 4 | Знаки +. —, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». | 19.09 | |||
13 | 5 | Число 4. Письмо цифры 4.Состав числа 4. | 23.09 | |||
14 | 6 | Отношение «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» | 24.09 | |||
15 | 7 | Числа от 1 до 5. Соотнесение числа и цифры. | 25.09 | |||
16 | 8 | Состав числа 5. | 26.09 | |||
17 | 9 | Закрепление состава числа 5. | 30.09 | |||
18 | 10 | Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Луч. | 01.10 | |||
19 | 11 | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. | 02.10 | |||
20 | 12 | Повторение пройденного. | 03.10 | |||
21 | 13 | Знаки больше, меньше, равно. | 07.10 | |||
22 | 14 | Понятия «равенство», «неравенство». | 08.10 | |||
23 | 15 | Многоугольник. | 09.10 | |||
24 | 16 | Числа 6 и 7. Письмо цифры 6. | 10.10 | |||
25 | 17 | Числа 6 и 7. Письмо цифры 7. | 14.10 | |||
26 | 18 | Числа 8 и 9 . Письмо цифры 8. | 15.10 | |||
27 | 19 | Числа 8 и 9 . Письмо цифры 9. | 16.10 | |||
28 | 20 | Число 10. Запись числа 10. | 17.10 | |||
29 | 21 | Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». | 21.10 | |||
30 | 22 | Единица длины сантиметр. | 22.10 | |||
31 | 23 | Понятия «увеличить на..., уменьшить на...». | 23.10 | |||
32 | 24 | Число 0. Цифра 0. | 24.10 | |||
33 | 25 | Сложение с нулём. Вычитание нуля. | 05.11 | |||
34 | 26 | Повторение пройденного материала. | 06.11 | |||
35 | 27 | Страничка для любознательных. | 07.11 | Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма). Выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 1, □ ± 2. Присчитывать и отсчитывать по 2. Работать на простейшей вычислительной машине, используя её рисунок. Присчитывать и отсчитывать по 3. Дополнять условие задачи одним недостающим данным Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. Контролировать и оценивать свою работу. Выполнять вычисления вида: □± 4. Решать задачи на разностное сравнение чисел. Применять переместительное свойство сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. Проверять правильность выполнения сложения, используя другой приём сложения, например приём прибавления по частям (□ + 5 = □ + 2 + 3). Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств. Выполнять вычисления вида: 6 – □ , 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две 18 – 10, основываясь на знания по нумерации. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников, рабаток. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования. Составлять свои узоры. Контролировать выполнение правила, по которому составлялся узор. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы | ||
36 | 28 | Диагностика знаний учащихся по теме «Числа от 1 до 10 и число 0» | 11.11 | |||
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. - 56 часов | ||||||
37 | 1 | Сложение и вычитание вида С + 1, С - 1. | 12.11 | |||
38 | 2 | Сложение и вычитание вида С - 1 - 1, С + 1+1. | 13.11 | |||
39 | 3 | Сложение и вычитание вида С +2, С — 2. | 14.11 | |||
40 | 4 | Название чисел при сложении (слагаемые, сумма). | 18.11 | |||
41 | 5 | Задача. Структура задачи. | 19.11 | |||
42 | 6 | Составление задач на + и - по рисунку. | 20.11 | |||
43 | 7 | С ± 2. Составление и заучивание таблиц. | 21.11 | |||
44 | 8 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 25.11 | |||
45 | 9 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 26.11 | |||
46 | 10 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Закрепление. | 27.11 | |||
47 | 11 | Повторение пройденного. | 28.11 | |||
48 | 12 | Закрепление таблицы сложения и вычитания с числом 1 и 2. | 02.12 | |||
49 | 13 | Решение примеров. | 03.12 | |||
50 | 14 | Решение задач. | 04.12 | |||
51 | 15 | Страничка для любознательных | 05.12 | |||
52 | 16 | Что узнали. Чему научились. | 09.12 | |||
53 | 17 | Сложение и вычитание вида С ± 3. | 10.12 | |||
54 | 18 | Прибавление и вычитание числа 3. | 11.12 | |||
55 | 19 | Сравнение отрезков по длине. | 12.12 | |||
56 | 20 | С ± 3. Составление и заучивание таблиц. | 16.12 | |||
57 | 21 | Присчитывание и отсчитывание по 3. | 17.12 | |||
58 | 22 | Решение текстовых задач | 18.12 | |||
59 | 23 | Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом. | 19.12 | |||
60 | 24 | Закрепление пройденного. | 23.12 | |||
61 | 25 | Страничка для любознательных. | 24.12 | |||
62 | 26 | Наши проекты. | 25.12 | |||
63 | 27 | Вычисления вида □ ± 1, 2, 3. Повторение пройденного. | 26.12 | |||
64 | 28 | Решение текстовых задач. | 09.01 | |||
65 | 29 | Проверочная работа по теме: «Задачи». | 13.01 | |||
66 | 30 | Работа над ошибками. | 14.01 | |||
67 | 31 | Решение текстовых задач. | 15.01 | |||
68 | 32 | Решение задач на разностное сравнение чисел. | 16.01 | |||
69 | 33 | Сложение и вычитание вида □± 4. Приемы вычислений. | 20.01 | |||
70 | 34 | Решение задач «На сколько больше?», «На сколько меньше?» | 21.01 | |||
71 | 35 | □ ± 4. Составление и заучивание таблиц. | 22.01 | |||
72 | 36 | Что узнали и чему научились. | 23.01 | |||
73 | 37 | Переместительного свойство сложения. | 27.01 | |||
74 | 38 | Переместительное свойство сложения. Закрепление. | 28.01 | |||
75 | 39 | Решение задач. | 29.01 | |||
76 | 40 | Решение примеров. | 30.01 | |||
77 | 41 | Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание от 1 до 10» | 03.02 | |||
78 | 42 | Связь суммы и слагаемых. | 04.02 | |||
79 | 43 | Решение и составление задач | 05.02 | |||
80 | 44 | Название чисел при вычитании | 06.02 | |||
81 | 45 | Название чисел при вычитании. Закрепление. | 10.02 | |||
82 | 46 | Вычитание из чисел 6,7. Состав числа 6,7. | 11.02 | |||
83 | 47 | Вычитание из чисел 8,9. Состав числа 8,9. | 12.02 | |||
84 | 48 | Решение задач. | 13.02 | |||
85 | 49 | Вычитание из числа 10. Состав числа 10. | 17.02 | |||
86 | 50 | Закрепление изученного. | 18.02 | |||
87 | 51 | Единица массы килограмм. | 19.02 | |||
88 | 52 | Единица вместимости литр. | 20.02 | |||
89 | 53 | Повторение пройденного. | 02.03 | |||
90 | 54 | Решение задач. | 03.03 | |||
91 | 55 | Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание от 1 до 10». | 04.03 | |||
92 | 56 | Работа над ошибками. | 05.03 | |||
Числа от 1 до 20. Нумерация – 12 часов | ||||||
93 | 1 | Названия и последовательность чисел от 11 до 20. | 10.03 | |||
94 | 2 | Название и сравнение чисел от 11 до 20. | 11.03 | |||
95 | 3 | Запись и чтение чисел. | 12.03 | |||
96 | 4 | Запись и чтение чисел второго десятка | 16.03 | |||
97 | 5 | Что узнали и чему научились. | 17.03 | |||
98 | 6 | Дециметр. | 18.03 | |||
99 | 7 | Случаи сложения и вычитания вида: 10+7, 17-7, 17-10. | 19.03 | |||
100 | 8 | Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. | 30.03 | |||
101 | 9 | Закрепление по теме «числа от 1 до 20». | 31.03 | |||
102 | 10 | Подготовка к введению задач в два действия. | 01.04 | |||
103 | 11 | Проверочная работа по теме: « Числа от 1 до 20» | 02.04 | |||
104 | 12 | Работа над ошибками. | 06.04 | |||
Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание – 22 часа | ||||||
105 | 1 | Задача в два действия. | 07.04 | |||
106 | 2 | Решение задач в два действия. | 08.04 | |||
107 | 3 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 09.04 | |||
108 | 4 | Случаи сложения … + 2, … + 3 | 13.04 | |||
109 | 5 | Случаи сложения … + 4 | 14.04 | |||
110 | 6 | Случаи сложения … + 5 | 15.04 | |||
111 | 7 | Случаи сложения … + 6 | 16.04 | |||
112 | 8 | Случаи сложения … + 7 | 20.04 | |||
113 | 9 | Случаи сложения … +8, … + 9 | 21.04 | |||
114 | 10 | Таблица сложения. | 22.04 | |||
115 | 11 | Решение задач и выражений | 23.04 | |||
116 | 12 | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение 20». | 27.04 | |||
117 | 13 | Прим вычитания числа по частям | 28.04 | |||
118 | 14 | Случаи вычитания 11 – … | 29.04 | |||
119 | 15 | Случаи вычитания 12 – … | 30.04 | |||
120 | 16 | Случаи вычитания 13 – … | 06.05 | |||
121 | 17 | Случаи вычитания 14 – … | 07.05 | |||
122 | 18 | Случаи вычитания 15 – … | 12.05 | |||
123 | 19 | Случаи вычитания 16 – … | 13.05 | |||
124 | 20 | Случаи вычитания 17 – …, 18 – … | 14.05 | |||
125 | 21 | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел» | 18.05 | |||
126 | 22 | Наши проекты. | 19.05 | |||
Итоговое повторение – 6 часов | ||||||
127 | 1 | Чтение, запись, сравнение чисел | 20.05 | |||
128 | 2 | Контроль знаний. Проверочная работа по теме «Табличное сложение и вычитание чисел» | 21.05 | |||
129 | 3 | Работа над ошибками. | 25.05 | |||
130 | 4 | Закрепление и обобщение знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» | 26.05 | |||
131 | 5 | Решение задач | 27.05 | |||
132 | 6 | Закрепление по теме «Геометрические фигуры. Измерение длины» | 28.05 | |||
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.:
Просвещение, 2014
Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова,
С.В. Степанова.- М.: Просвещение,2014.
Поурочные разработки по математике. 1 класс: к УМК М.И. Моро / Т.Н. Ситникова, И.Ф.
Яценко. – М: ВАКО, 2014
Демонстрационные пособия.
Объекты, предназначенные для демонстрации счѐта: от 1 до 10; от 1 до 20
Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и
другими знаками).
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин.
Объекты (предметы для счѐта).
Пособия для изучения состава чисел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса ( вариант 1)
рабочая программа...
Рабочая программа по математике для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 1 класса (второго года обучения) (вариант 8.3)
рабочая программа...
Рабочая программа по математике для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс
Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...
Рабочая программа по математике для обучающихся с легкими интеллектуальными нарушениями (вариант 1) для 1 (доп.) класса
Математика является одним из ведущих учебных предметов в школе, основная цель которой – социальная реабилитация и адаптация детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ...
Адаптированная рабочая программа курса «Математика» для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому
Адаптированная рабочая программа по математике 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата...
Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"
Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...
Рабочая программа по математике для обучающихся с нарушением речи (вариант 5.1)
Программа по математике для обучающихся 1 - 4 классов с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)...