«Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление»
методическая разработка по математике (4 класс)

Чаленко Тамара Васильевна

Конспект урока по математике в 4 классе  УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4_klass.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Математика 4 класс

 «Что узнали. Чему научились»

Повторение по теме

«Числа от 1 до 1000.  Нумерация. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление»  

               

Конспект открытого урока по математике в 4 классе

УМК «Школа России»

                                                                                         

Тема: Что узнали. Чему научились.

Цель:  отрабатывать устные и письменные приёмы вычислений; совершенствовать умение решать задачи; развивать внимание, умение работать самостоятельно. 

Задачи: закреплять у обучающихся знания таблиц сложения и вычитания,  умножения и деления; умения решать задачи, работать с именованными числами; учить анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; продолжить развитие  умения работать в паре, в группе; развивать навыки устных вычислений, логическое мышление, математическую речь;  воспитывать у детей чувства взаимопомощи, ответственности, взаимоконтроль и  самоконтроль.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся:

- применять знания таблиц сложения и умножения при вычислении числовых выражений;

- применять изученные способы при нахождении значений  числовых выражений;

- соотносить полученные знания и умения с требуемыми для выполнения задания;

- выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы;

-  решать задачи изученных видов.

Регулятивные УУД:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД:

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями осуществлять рефлексию способов и условий действий;

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- умение работать самостоятельно, в парах, группах, учитывать позицию собеседника.

Личностные результаты: Мотивация учебной деятельности.

Научатся:

- применять знания таблиц сложения и умножения при вычислении числовых выражений;

-выполнять письменные вычисления, используя изученные приёмы;

-решать задачи изученных видов;

- осуществлять самоанализ и самоконтроль результата;

- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;

- осуществлять способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- анализировать причины возникающих затруднений.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и рефлексии.

Оборудование: презентацияноутбук, карточки с выражениями, буквы.

Этап урока. Методы и приёмы

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

Мотивация учебной деятельности
Словесный: слово учителя

Пусть этот день начнётся с тёплых глаз

И расцветая радостью на сердце
Пусть кто-то улыбнётся вам сейчас

Улыбкой, помогая вам согреться.

-Давайте через свои ладошки подарим друг другу тепло и  доброту   своих сердец, хорошее настроение.

«Ладошки»: прикоснитесь друг к другу ладонями и пожелайте успеха.

«Желаю большого успеха во всём и везде, «Здравствуй!»

- Нарисуйте подбородком улыбку.

- Улыбнитесь мне, гостям.

- Проверьте готовность к уроку: линейка, карандаши простой, красный и зелёный, ручка.

Организует актуализацию требований к обучающемуся со стороны учебной деятельности

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Сосредотачиваются, настраиваются на работу.
Садятся на места

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные: обеспечение обучающимся организации их учебной деятельности.

Гимнастика (физминутка) (нейропсихологический приём)

Внимание!

Актуализируем деятельность головного мозга.

Физминутка – «Вдох-выдох».

При этом сначала с вытянутыми перед грудью руками (вдох – левая рука вверх, правая – вниз; выдох – положение рук меняется), затем с  изменением положения ног.

Проведение физ.минутки

Подготовка к мыслительной деятельности

Действуют по инструкции учителя.

Выполняют упражнения

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других.

Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний.

Практический: самостоятельная работа

1. Минутка чистописания

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.  Пометьте орфограммы (простым карандашом).

- Для минутки чистописания мы используем дату сегодняшнего дня.

- Какое число будем прописывать?  (23)

- Дайте характеристику этого  числа.

- Итак, конкурс красоты для числа 23

Оцените свою работу ?!

Организует подготовительную работу перед повторением ранее изученного материала.

Создает ориентировочную основу для успешного повторения ранее изученного материала.

Направляет учащихся, внимательно следит за работой класса.

Создает условия для групповой работы.

(При необходимости) Помогает обучающимся преодолеть трудности в выполнении задания.

Создает условие для правильного оценивания своей индивидуальной и групповой работы.

Создает проблемную ситуацию на данном этапе уроке.

Помогает выяснить причину невыполнения задания, степень сложности (при необходимости).

Выполняют задание по минутке чистописания.

Самооценка.

Работают в группах.

Выполняют самостоятельную работу

Проверяют свои знания

Учатся искать пути решения выражений, объясняют ход своих мыслей

На доске появляются слова на карточках (на слайдах): задача, выражения, закрепление,

решение

Повторение правил работы в группе.

Личностные:

-моторное восприятие.

Познавательные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- упорядочивание;

- групповое решение проблем заданий для формулирования темы урока.

Регулятивные:

-высказывание своих мыслей

Регулятивные:

-саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные:

-построение цепи рассуждения;

-доказательство;

-постановка и решение проблем.

Познавательные:

-анализ, синтез,  обобщение, аналогия с решением подобных случаев сложения и вычитания, ум-я и деления;

-постановка и формулирование учебной проблемы;

-структурирование знаний;

Регулятивные:

-оценка своей деятельности.

2. Работа в группах  по карточкам (задание учебника – с. 24, №1, 2, 4)  Конверты

Найдите значение выражений, расшифруйте слова

 1 группа

10

70

20

80

9

6

100

р

е

ш

е

н

и

е

12 : 2 + 14  =  ш        90 – 10 · 1 =  е          81 : 9 =   н  

35 : 5 · 10  =   е         60 : 6 : 1   =   р         42 : 7 =   и  

0 · 30 + 100 = е

2 группа

10

20

100

9

85

80

6

85

50

70

85

з

а

к

р

е

п

л

е

н

И

е

12 : 2 + 14  = а            90 – 10 · 1   =   п          81 : 9 =     р

35 : 5 · 10  = и             60 : 6 : 1   =     з          42 : 7 =     л

0 · 30 + 100 =  к          10 + 75 · 1 =     е          86 – 36 =  н

3 группа

9

70

20

80

10

100

з

а

д

а

ч

А

12 : 2 + 14  = д            90 – 10 · 1   = а           81 : 9 =     з

35 : 5 · 10  = а             60 : 6 : 1   =   ч            0 · 30 + 100 = а          

     

4 группа

10

9

80

20

85

50

14

70

100

в

ы

р

а

ж

е

н

и

я

12 : 2 + 14  = а            90 – 10 · 1   = р            81 : 9 =     ы

35 : 5 · 10  = и             60 : 6 : 1   =   в            42 : 3 =     н

0 · 30 + 100 = я           10 + 75 · 1 =   ж            86 – 36 =  е            

По мере расшифровки слов, они появляются на слайде.

Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи Словесный: ответы на вопросы. Практический: решение выражения и проверка

- Исходя из полученных слов, сформулируйте задачи урока.

- Чему каждый из вас будет продолжать учиться на уроке?

Будем продолжать учиться находить значения выражений при делении многозначных чисел на однозначное, умножать многозначные числа на однозначное,  решать нелёгкие задачи.

Нам помогут преодолеть все эти трудности  ваши  знания. Урок покажет, чему же мы научились и что знаете?

Тема урока: «Что узнали? Чему научились»

Подведение обучающихся к формулированию темы и задач урока.

Искать пути решения выражения, учиться объяснять ход свои мыслей

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Закрепление ранее изученного материала

Словесный: ответы на вопросы

Практический:

решение задач;

нахождение значения выражений.

Физминутка

1. Упражнение в сравнении именованных чисел.

- Итак, задание 1.

На доске записаны выражения.

- Как можно назвать эти числа? (именованные)

- Какие единицы измерения записываем при помощи данных величин?  (единицы времени).

- Сравните выражения.

1 ч * 60 мин                             1 ч 10 мин * 70 мин

15 мин * 51 мин                       40 мин * 4 ч

- Обменяйтесь тетрадями, выполним взаимопроверку.

- Желающие пойти к доске есть? Один будет проговаривать и записывать ответы, а вы, ребята, при помощи приёма «Да-Нет» проверяйте.

Оцените работу соседа ?!

- Данные действия с именованными числами понадобятся для решения задачи  №9, с. 18.

Организует выполнение упражнения по сравнению именованных чисел с целью подготовки к решению задачи на нахождение времени.

Проверка при помощи приёма из технологии ТРИЗ (теории решения изобретательных задач).

Сравнивают именованные числа

Умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов; умение слушать и слышать друг друга;

умение проводить самооценку товарища.

2. Внимание!

Два хлопка!

Физминутка на внимание:

Учитель показывает карточки с буквами, обучающиеся вспоминают их значение, и выполняют действия руками:

П – право.   Л – лево   В – верх   Н – низ   Т.с. – тихо сесть

Использует нейропсихологический приём

Выполняют упражнения

Умение слышать учителя, выполнять действия

3. Решение задачи – с. 18, №9.

- Прочитайте. Докажите, что данный текст является задачей (есть условие и вопрос)

Разбор условия и вопроса задачи

 - Какая краткая запись будет удобной при решении данной задачи? (опорные слова, отрезок, таблица).

- Какие виды краткой записи вы знаете?

Составление краткой записи

- Что известно в задаче?

- Что нужно найти?

- Сколькими отрезками обозначим путь в магазин и обратно? (одним).

- Каким образом обозначим другие данные?

- Начертите схему решения задачи (один у доски)

- Ваши рассуждения.

- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? Что для этого необходимо сделать?

- Что найдём первым действием? Что вторым?

- Запишите решение задачи самостоятельно.

- Каким способом удобнее записать решение? (выражением)

- Запишите решение выражением.

(У некоторых на столах лежат карточки-помощники)

Выполним проверку:

1 ч 10 мин = 70 мин

1) 70 – 25 = 40 (мин)

2) 40 – 15 = 25 (мин)

- Что нужно сделать, чтобы правильно записать ответ? (прочитать вопрос) запишите ответ.

Ответ:

Оцените свою работу ?!

Организует работу по учебнику

Анализировать и решать задачу

Самостоятельно выполнять упражнение

Осуществлять самоконтроль

Выполнять само- и взаимопроверку

4. Самостоятельная работа по учебнику

с. 18, №5 – найдите значение выражений 1, 2, 3 столбиков и выполните проверку.

- Каким способом удобнее вычислять выражения на умножение и деление многозначных чисел на однозначное? (столбиком)

- Первые два выражения решим с комментированием, остальные

самостоятельно.

- Коллективная проверка выполнения задания. Прочитайте выражения, используя названия компонентов при делении.  

Ответы: 104, 321, 241, 21, 45, 165.   (проверка по слайду)

Оцените свою работу за данное задание?!

Организация самостоятельной работы

Умение работать самостоятельно, по заданию

5. Работа по карточкам (дополнительное задание)

(с. 18, № 6)

 1 вариант

Задание: запишите выражения столбиком, найдите их значения.

346 + 458 =                  832 – 456 =

318 · 3 =                       243 : 9 =

2 вариант

Задание: запишите выражения столбиком, найдите их значения.

157 + 484 =                  207 · 4 =

632 : 8 =                       621 – 241 =

Организация индивидуальной работы обучающихся

Работают самостоятельно, организуют самопроверку, самоконтроль

Оцените работу за весь урок ?!

(если только !, то «5»,  если 1 или 2 знаков ?, а остальные ! – «4», если более 3-х знаков ? – «3»)

Организует подведение итога

Проводят самооценивание

Домашнее задание

Словесный: слово учителя

Домашнее задание будет следующим:

1) можно выполнить задание по карточке;

2) с. 19, задача №15;

3) с. 14, № 73.

Что обозначает ! на полях учебника (задание повышенной трудности)

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

- Ребята, какова тема сегодняшнего урока?  (на слайде)

- Чему мы сегодня учились?

- Оценим свою работу при помощи «Кубика»: «А на последок я скажу…»

 

Внимание!

Подошёл к концу урок.

Думаю, пошёл он впрок!

А теперь под счёт «раз-два»

Вместе скажем мы «Ура!»

Спасибо за урок!

Рефлексия деятельности.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке.

1 группа

10

70

20

80

9

6

100

12 : 2 + 14  =  ш        90 – 10 · 1 =  е          81 : 9 =   н  

35 : 5 · 10  =   е         60 : 6 : 1   =   р         42 : 7 =   и  

0 · 30 + 100 = е

2 группа

10

20

100

9

85

80

6

85

50

70

85

12 : 2 + 14  = а            90 – 10 · 1  =   п          81 : 9 =     р

35 : 5 · 10  = и             60 : 6 : 1   =     з          42 : 7 =     л

0 · 30 + 100 =  к          10 + 75 · 1 =    е          86 – 36 =  н

     

3 группа

9

70

20

80

10

100

12 : 2 + 14  = д            90 – 10 · 1   = а           81 : 9 =     з

35 : 5 · 10  = а             60 : 6 : 1   =   ч            0 · 30 + 100 = а          

4 группа

10

9

80

20

85

50

14

70

100

12 : 2 + 14  = а            90 – 10 · 1   = р            81 : 9 =     ы

35 : 5 · 10  = и             60 : 6 : 1   =   в             42 : 3 =     н

0 · 30 + 100 = я           10 + 75 · 1 =   ж            86 – 36 =  е            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблицы названия компонентов действий сложения, вычитания, умножения и деления.

Используется для устного счёта, отработки вычислительных навыков, запоминания названия компонентов....

Контрольная работа по теме "Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление".

Контрольная работа по теме "Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление" состоит и 2 варианто и включает 5 различных заданий: запиши числа: вычисли в с...

Урок: Решение составных задач в два действия:сложения, вычитания, умножения, деления и сложных примеров (3 класс).

Тема: Решение составных задач в два действия:сложения, вычитания, умножения, деления и сложных примеров.Цель: формирование умения решать составные задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения...

МД по теме «Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление». Часть 1

Математический диктант по теме «Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление». Часть 1 создан для учащихся 4 класса. УМК любой. Данный ресурс можно использовать при фро...

МД по теме «Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление» Часть 2

Математический диктант по теме «Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление». Часть 2 создан для учащихся 4 класса. УМК любой. Данный ресурс можно использовать при фро...

«Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000»

Урок по математике на тему "Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000"...

"Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия"

Конспект урока математики на основе пропедевтики материала по окружающему миру, тема "Зона арктических пустынь"....