Внеурочное занятие «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (2 класс)

Галданова Саран Герасимовна

                 Внеурочное занятие«Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 2 часов в неделю во внеурочное время в объеме 66 часов в год - 2 класс .

                Возраст детей – 7 – 8  (2 кл)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_2_a.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                   I. Пояснительная записка

               Внеурочное занятие  «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

                 Внеурочное занятие«Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 2 часов в неделю во внеурочное время в объеме 66 часов в год - 2 класс .

                Возраст детей – 7 – 8  (2 кл)

            Отличительной особенностью данного занятия является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

    Данные занятия предназначены для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание занятий «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

    «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятие  включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации  занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Цели: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи :

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;

  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения занятий

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности ;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании занятий..

Возраст детей – 7-8 (2 кл)

 Внеурочное занятие«Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 2 часов в неделю во внеурочное время в объеме 66 часов в год - 2 класс .

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

 

Формы и режим занятий

      Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

      Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе жизненных ситуаций, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  

Математические игры:

  • «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
  • игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
  • игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»
  • математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление
  • игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач
  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

                               Календарно – тематический план

                                                         1 класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения

план

факт

1.

Математика – это интересно

1

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по
командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

03.09

2.

Танграм: древняя китайская головоломка 

2

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-
полненной работы.

10/09

3.

Путешествие точки

2

  Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».   Игра «Русское лото»

17/09

4.

Игры с кубиками

3

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.

24/09

5.

Танграм: древняя китайская головоломка

2

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол-
ненной работы.

01/10

6

Волшебная линейка

2

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник-
новения линейки.

08/10

7

Праздник числа 10

2

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле-
ние примеров: поиск цифры, которая скрыта.

15/10

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

3

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-
стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав-
ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.

22/10

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от
1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей
таблице.

29/10

10

Игры с кубиками

2

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.

12/11

11-12

Конструкторы лего

4

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст-
венному замыслу.

19,26/11

13

Весёлая геометрия

3

Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность.

03/12

14

Математические игры

3

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Вычитание в пределах 10».

10/12

15-16

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы.

17,24/

12

17

Задачи-смекалки

3

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
способов решения.

14/12

18

Прятки с фигурами

2

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

21/01

19

Математические игры

3

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
в пределах 20».

28/01

20

Числовые головоломки

2

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.

04/02

21-22

Математическая карусель

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-
ловоломки, занимательные задачи.

18,25

/02

23

Уголки

2

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.

04/03

24

Игра в магазин. Монеты

3

Сложение и вычитание в пределах 20.

11/03

25

Конструирование фигур из деталей танграма

2

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-
данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-
ной работы.

18/03

 26

Игры с кубиками

2

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-
них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер-
вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль.

01/04

27

Математическое путешествие

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычи-
тает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 3 = 7  7 + 2 = 9  9 – 3 = 6  6 + 5 = 11
2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.

08/04

28

Математические игры

3

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

15/04

29

Секреты задач

2

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

22/04

30

Математическая карусель

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

29/04

31

Числовые головоломки

2

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

06/05

32

Математические игры

3

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,
«Вычитание в пределах 20».

13/05

33

КВН

«Математика – Царица наук»

1

20/05

                                                       Литература:

  1. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
  2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
  3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
  4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990

5.Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия "Занимательная математика"

Рабочая программа с тематическим планированием для 1-4 классов по программе "Начальная школа 21 века"...

Занятие кружка внеурочной занятости «Занимательная математика» в 1 классе

Разработка занятия внеурочной деятельности "Заниательная математика" на тему "Математическая карусель" поможет организовать работу по выработке вычислительных навыков сложения и вычитания 1,2.3....

Внеурочное занятие. Занимательный журнал "Имена"

Презентация создана в виде журнала. Учащимся предлагается перелистать занимательный журнал и выполнить задания из него....

Конспект ВНЕУРОЧНОго ЗАНЯТИя « Занимательная математика в 3 классе».Тема: «Математический Фокус»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ « Занимательная математика в 3 классе».Дата:30.09№занятия по ктп:4Тема занятия:Математические игрыЦели:формирование интереса к предмету математике.Задачи:...

План-конспект внеурочного занятия "Занимательная математика"

План-конспект внеурочного занятия "Занимательная математика"...