«Конкретный смысл действия деления (с помощью решения задач на деление по содержанию)» 2 класс
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Шушкова Анастасия Михайловна

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Название учебной дисциплины: математика

Школа: МКОУ «СОШ № 4»

Класс: 2 «Б»

Учитель-наставник: Ходарева Л.Ю. _________

Методист: Быкова Н.А. _________

Студент: Шушкова А.М.

Дата проведения: 15.04.2021

Тема: «Конкретный смысл действия деления (с помощью решения задач на деление по содержанию)»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: разъяснение смысла арифметического действия «деление» в ходе решения задач на деление по содержанию.

Задачи:

1. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;

2. Развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся;

3. Воспитывать внимательность, интерес к предмету и аккуратность у учащихся.

Планируемые результаты урока:

Предметные: приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач; умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи; использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений.

Метапредметные:

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; обобщать.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Основные понятия: деление

Межпредметные связи: литературное чтение

Ресурсы урока: учебник, учебная презентация,


г. Черепаново 2021


Ход урока

Этап учебного занятия

Образовательная задача этапа учебного занятия

Методы, приёмы и формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Реализация УУД

1. Организационный этап.

Подготовить учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Обеспечить мотивацию для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Словесный, фронтальная работа

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Анастасия Михайловна, сегодня я проведу у вас урок математики.

- Вы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться. 
Работайте старательно, 
Слушайте внимательно.

- Проверьте, всё ли готово к уроку.

- К нам на урок математики пришёл гость. Как его зовут?

Буратино просит помочь вас выполнить все задания, а взамен вам он приготовил сюрприз, но только если вы выполните все его задания.

Ученики приветствуют учителя, настраиваются на занятие.

- Буратино

иллюстрация Буратино

2. Актуализация знаний.

Актуализировать прежние знания, навыки и умения, непосредственно связанные с темой урока, выявить цели и задачи урока.

Словесный, наглядный, фронтальная, практический

Разминка для глаз и рук.

- Буратино приготовил для вас первое задание. На доске записаны числа, прочитайте их.

- Назовите соседей числа 8, 9

- Из каких элементов состоят эти цифры?

- Ребята, давайте с вами вспомним, как пишутся эти цифры. Сначала напишем их в воздухе.

Посмотрите правильное написание цифры.

Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего малых овалов. Верхний овал немного меньше нижнего. Начинают писать ее немного ниже и правее середины верхней стороны. Ведут линию вправо и вверх, закругляют в правом верхнем углу клетки, затем справа налево к середине нижней стороны клетки, закругляют и поднимаются вверх к начальной точке.

Цифра 9 состоит из малого овала и большого правого полуовала. Начинают писать цифру немного ниже правого верхнего угла клетки, ведут линию вверх налево, закругляя ее к центру клетки, затем направо вверх к исходной точке. От начальной точки пишут большой правый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки.

- Сядьте ровно, возьмите ручку в правую руку, если вы правша и в левую – если левша. Пишем цифры до конца строки чередуя, пропуская между ними одну клетку.

-Возьмите простой карандаш и подчеркните самую красивую и правильно написанную цифру.

- Буратино приготовил для вас еще одно непростое задание.

- 3 ромашки – желтоглазки,

2 весёлых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

- Привела гусыня – мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки,

Три сынка, а сколько дочек?

- Буратино предлагает нарисовать вам простой рисунок по клеткам.

- На что похож этот рисунок?

- Прочитайте выражения на слайде.  

8-7=     9-8=

8-6=     9-7=

8-5=     9-6=

8-4=     9-5=

- Сможете ли вы их вычислить? Почему?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? Чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим перед собой?

Выполняют разминку.

- 8, 9

- 7 и 9, 8 и 10

- Цифра 8 состоит из двух элементов – двух малых овалов: верхнего и нижнего.

Цифра 9 состоит из двух элементов – малого овала и большого правого полуовала.

Прописывают цифру в воздухе, смотрят правильное написание на доске.

Пишут цифры.

Подчёркивают самую красивую цифру.

- 5

- 3

Выполняют графический диктант

Отвечают на вопрос.

Читают выражения.

- Нет. Не учились вычислять выражения вида 8-, 9-

- Вычитание из чисел 8, 9.

- Учиться решать выражения на вычитание чисел из 8, 9.

учебная презентация, иллюстрация Буратино

3. Открытие новых знаний и умений.

Открыть новое через учебное действие.

Словесный, практический, наглядный, фронтальная, индивидуальная

 - Ребята, на слайде вы видите домики. Кто в этих домиках живёт?

- Из каких чисел состоит число 8?

- Из каких чисел состоит число 9?

- А зачем мы повторили состав числа 8 и 9?

Потому что сегодня мы будем вычитать из 8 и 9.

- Откроем учебник на странице 32.

- Если 8 – это 7 и 1, значит, если из 8 вычесть 7, получится 1. А если из 8 вычесть 1, получится 7.

- Если 8 – это 6 и 2, значит, если из 8 вычесть 6, получится 2. А если из 8 вычесть 2, получится 6.

- Нам известно, что 8 - это 3 и 5. Если мы из 8 вычтем 5, сколько получится?

Аналогично с остальными примерами с составом числа 8 и 9.

- С какими новыми видами примеров мы сейчас познакомились? Что нам необходимо знать для того, чтобы уметь вычитать из 8 и 9?

Какие выводы вы сделали?

- Цифры 8, 9

- 7 и 1, 6 и 2, 3 и 5, 4 и 4

- 8 и 1, 7 и 2, 3 и 6, 5 и 4.

Высказывают предположения.

Слушают объяснение.

- 3

Решают остальные примеры, записывают в тетрадь.

- Вычитание из 8 и 9.

- Состав чисел.

учебник, учебная презентация, кружки, иллюстрация Буратино

4. Закрепление знаний.

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Словесный, наглядный, практический, индивидуальный, фронтальный

Физкультминутка:

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)

Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. (встали на носочки).

- Буратино предлагает вам решить примеры из задания 1 (стр. 32) с объяснением.

Проверка задания.

- Ребята, а герой из какой сказки пришёл сегодня  к нам на урок?

- А любите ли вы читать сказки?

- Прочитайте первую задачу из задания 3 (с. 32)

- Это задача? А почему не задача?

- А какой вопрос зададим?

- О чём говорится в задаче?

- Что о них сказано в задаче?

- Сможем ли мы ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему?

- Составим схему задачи.

Запишем решение: 6-2 = 4 (с.). Дайте ответ на вопрос задачи.

Чтение второй задачи.

- Что заметили?

- Что сказано о книгах в задаче?

- Сможем ли мы ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему?

 - Составим схему задачи.

Запишем решение: 6+4 = 10 (с.) Дайте ответ на вопрос задачи.

- Какой текст мы называем задачей? У нас в первой задаче не было вопроса, что мы сделали, чтобы решить задачу?

 

Выполняют физминутку.

- Решают примеры в тетради и у доски.

Проверка задания.

- «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Чтение первой задачи.

- Не задача, нет вопроса.

- Сколько сказок во второй книге?

- О книгах и сказках

- Что в одной книге 6 сказок, а в другой – на 2 сказки меньше.

- Да

- Вычитанием, потому что в другой книге сказок на две меньше.

Составляют схему, решают задачу у доски и в тетради.

Записывают решение задачи на доске и в тетради.

- Первая и вторая задачи связаны между собой. Ответ первой задачи является одним из данных чисел второй.

- Сложением, т.к. нужно узнать сколько сказок всего в двух книгах.

Записывают схему и решение.

- Текст, в котором есть условие с известными числами и вопрос с неизвестным числом.

учебник, учебная презентация, иллюстрация Буратино

5. Итог урока и рефлексия.

Дать качественную оценку 
работы класса и отдельных 
учащихся, инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Словесный, фронтальный

- Наш урок подходит к завершению Кто у нас сегодня был в гостях? Все задания сегодня выполнили? Буратино приготовил вам подарок.

- С каким вычислительным приёмом мы сегодня познакомились? Достигли цели урока?

Рефлексия:
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым.

- Буратино

- Вычитание вида 8-, 9-.

Выбирают  картину, соответствующую настроению и работе на уроке.

иллюстрация Буратино, подарок от Буратино (раскраски), картины с пейзажами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление по содержанию) 2 класс

Цели урока:·        познакомить с новым арифметическим действием «деление» в ходе решения задач на деление по содержанию;·...

«Конкретный смысл действия деления (с помощью решения задач на деление на равные части)»

На этом уроке   математики второклассники научатся решать задачи на деление на равные части и по содержанию; закрепят знание математической терминологии, вычислительные навыки, умения решать...

Конспект урока по теме "Закрепление. Конкретный смысл действия деления" (с помощью решения задач на деление по содержанию) (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «конкретный смысл деления».Планируемые результатыПредметные: Уметь: выполнять действие деление; решать задачи на деление;Знать: конкре...