Масса.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Дьяченко Инна Михайловна

Урок математики по теме "Масса"формирует представления о новой для младших школьников величине – масса; единице измерения массы – килограмм.На уроке учащиеся учатся взвешивать предметы с помощью весов и сравнивать предметы по их массе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

технологическая карта урока

Тема урока

Масса

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Дата проведения

2.02.2017

Цели урока

Создание условия для ознакомления учащихся с новой величиной – массой и её единицами измерения.

Задачи урока:

  1. Закрепление знаний о величинах и общем принципе их измерения.
  2. Практическое измерение массы с помощью весов.
  3. Решение задач на разностное сравнение, сложение и вычитание масс предметов.
  4. Развитие логического мышления, используя приёмы сравнения и обобщения, анализа и синтеза, обобщения.

План урока

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной проблемы и совместное открытие знания.
  4. Первоначального закрепления знаний.
  5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.
  6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Формы и методы обучения

Фронтальный, индивидуальный, работа в паре

Объяснительно-иллюстративный.

Основные термины и понятия

Измерение массы, величина, единица массы -килограмм

Применяемые технологии

Обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, использование игровых методов.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

- формирование представления о новой для них величине – массе;

 - единице измерения массы – килограмм;

 - правила сравнения, сложения и вычитания величин массы.

- научатся взвешивать предметы с точностью до килограмма;

-сравнивать предметы по массе; упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения массы;

- использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;

Метапредметные:

.Личностные 

 формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные

 – формирование умения находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-  решать логические задачи;

.Регулятивные 

– формирование умения определять цель деятельности на уроке;

 - умения контролировать и оценивать свою работу и её результат

- умение отличать верно выполненное задание от неверного.                                  

Коммуникативные

 – формирование умения работать в парах;

 - умение выражать свою точку зрения;

  умение слушать и вступать в диалог,

Образовательные ресурсы

Учебник Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука

«Математика» 2 часть

Методическое пособие, наглядный материал, рабочая тетрадь к учеб-нику «Математика» для 1класса.2 часть.

Дидактические средства

средства ИКТ (презентация), весы, гири, небольшие предметы для взвешивания, одинаковые внешне, но разные по весу пакеты.

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Этап мотивация к учебной деятельности

Цель: Активизация учащихся.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Формируют правила поведения на уроке и аргументируют их.

Работать с информацией, представленной в форме стихотворения

Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: осознание своих возможностей в учении.

II.Актуализация знаний.

Цель: Актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов. 

II.Постановка учебной проблемы и совместное открытие знания.

Цель: мотивация к пробному действию, выявление и фиксация затруднений в деятельности.

.

IV.Первоначального закрепления знаний.

Цель: организация коммуникативного воздействия для построения нового способа действия

Физкультминутка

«Живые весы» 

Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность

учащихся.

V.Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

Цель: формировать навык работать по алгоритму. Учить решать задачи.

Динамичная

пауза

Цель: снять утомление у ребенка обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

VI.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Цель: самооценка учениками собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников во время

Математическая разминка.

1.Арифметический диктант

2.Каллиграфическая минутка

-Найдите число, которое я задумала:

Первое слагаемое 5, второе 3. Чему равна сумма?

Пропишите цифрой полученное число.

-Найдите второе число.

Чему равна разность чисел 9 и 3

Пропишите цифрой, полученной число.

-Найдите третье, задуманное мною число.

Уменьшаемое восемь, вычитаемое два, найдите значение разности.

Пропишите цифрой значение разности.

Самопроверка.

Один ученик читает ответы.

2.Какое число пропущено?

□- 2= 8

□-3=5

□- 6=2

Взаимопроверка.

3.Работа по учебнику с.9 №8

Как сравните длину предметов?

Формулируют задание.

Знание какой величины поможет выполнить данное задание?

Читают и проверяют результат.

4см<8см

9см >3см

3см<4см

На доске схема

величина

/        \

длина    ?

/               \

линейка        ?

/                      \

см                      ?

Посмотрите на эти два пакета.

 -Чем они похожи?

- Чем они отличаются?

Есть свойство предмета, которое не всегда можно увидеть.

 Эксперимент.

 Возьмите пакеты в каждую руку по одному.

Что вы заметили?

(один пакет тяжелее, другой легче)

Когда мы говорим, что один предмет легче или тяжелее другого, то имеем в виду свойство предмета, которое называется… (масса)

Почему масса называется величиной?

Появляется новое слово на доске МАССА

Какой прибор помогает сравнивать предметы по массе? (весы)

Весы бывают…(торговые, бытовые, напольные, электронные, промышленные, ювелирные, детские..)

 (Слайд)

Для чего используют весы?

Люди каких профессий используют в своей деятельности весы? (продавец, медработник, строитель, ювелир, пекарь..)

(Слайд)

И.П.- руки в стороны.

Покажите мне как будут расположены ваши руки.

Представьте.

В правой руке у вас пакет с 5 кг помидор, в левой с 3 кг.

В левой руке пакет с 6 кг яблок, в правой с 8 кг.

В левой руке пакет с 9 кг картофеля, в правой с 9 кг лука.

В левой руке пакет с 8 кг мандаринов, в правой с 5 кг.

Работа в учебнике

С.15 №1, №2, №3 (устно)

Организует работу с иллюстративным материалом.
Удобно ли использовать такие мерки в жизни?

- Какой вывод можно сделать? 
Когда мы приходим в магазин, продавец нас понимает и взвешивает продуктов столько, сколько мы пожелаем.

Какой единицей измерения массы он пользуется? (кг)

На доске схема:

величина
/       \
длина масса
/       \
линейка весы
см/             \кг


Килограмм – общепринятая единица измерения массы. Удобнее пользоваться гирями.

Для измерения масс используют гири в 1кг, 2кг, 3 кг, 5 кг (показ данных гирь)

Практическая работа.

Взвесить яблоко, лимон, банан.

Работа в тетради на печатной основе с.28 №1

-Запиши чему равна масса каждого предмета?

№2

-Найди массу каждой банки варенья

Динамичная пауза

Выполняют №3.

Решение задачи.

-Прочитайте внимательно условие задачи.

(один ученик вслух)

-Используя схему повторить условие задачи.

-Сколько у Веры мячей(4)

-Сколько у Веры кукол? (6)

-На сколько больше кукол, чем мячей? (на 2)

-Как узнали?

Правило (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее)

-На сколько мячей меньше, чем кукол? (на 2)

-Как узнали?

Правило (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее)

-Каким действием нашли разность? (вычитанием)

-Запишите решение задачи.

- Запишите ответ задачи.

- С какой новой величиной мы сегодня познакомились?

(ответы детей)

-Какой единицей измерения измеряется масса? (кг)

-Почему массу называют величиной? (складывать, вычитать, сравнивать, измерять при помощи весов)

-Выполнили ли свои учебные цели?

Значит, можно оценить работу на уроке

 (дети сигнализируют карточки)

Зелёный цвет – было всё понятно

Жёлтый цвет– возникали небольшие затруднения.

Красный цвет – были затруднения.

Спасибо за урок!

Выполнение самостоятельной работы в тетради.

Запись в тетрадь.

Проверка своей записи

Знание нахождение компонентов суммы, разности.

 Выполнение самостоятельной работы.

Проверка работ

Находят закономерности

Предполагаемые ответы

Можно сравнить, измерить.
Проверка.

Контролируют выполнение работы.

Наблюдают за построением схемы.

Показ детям заранее приготовленные пакеты: один  - с крупой, другой - с ватой,

Озвучивают понятие масса:

Предполагаемый ответ

Демонстрация презентации.

Виды весов.

Ответы учеников

Наблюдение.

Выполняют физкультминутку.

Изображают весы в положении равновесия, тяжелее, легче.

Предполагаемое рассуждение: 
мерки разные

Делают вывод: сравнить массу можно только одинаковыми мерками килограммом

 Умение строить речевое высказывание в устной форме.
Умение делать выводы.

Умение понимать информацию, записанную в схеме

Добывание новых знаний, 
владение монологической формой речи; готовность слушать собеседника.

Использование в речи математической терминологии

Запись в тетрадь.

Проверка.

Запись в тетрадь.

Проверка.

Дети выполняют динамичную паузу

Умение использовать рисунки для решения задач.

Поиск, выделение, обработка и передача информации

Запись в тетрадь.

Проверка.

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Регулятивные:

 Формирование способности к контролю и самоконтролю

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Знание единицы измерения – длины – см

Недостающие данные можно получить в результате измерений.

Умение читать схему

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Коммуникативные:

умение слушать и понимать речь других. рассуждение, высказывание

Познавательные:

формирование умение находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Метапредметные :

Умение выделять и формулировать цель урока

Познавательные: умение контролировать и оценивать результаты действий

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с товарищем

Личностные: осознание мотивации учебной деятельности и накопление опыта в решении задач.

Познавательные:

определение и называние структурных компонентов задачи, запись решения в тетрадь.

Предметные:

решение задач на разностное сравнение

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: положительное отношение к самостоятельному труду

Регулятивные: самооценка деятельности на уроке


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Масса ТЕМА УРОКА:

Слайд 2

ЗАДАЧИ УРОКА: Узнать что … Познакомиться с … Научиться …

Слайд 3

Можно ли массу назвать величиной?

Слайд 4

Для измерения массы предметов применяют весы.

Слайд 5

Электронные весы

Слайд 6

Механические весы

Слайд 7

Для взвешивания грузовых машин

Слайд 8

Аптечные весы

Слайд 9

килограмм

Слайд 10

Для работы с некоторыми видами весов необходимы гири : 1кг , 2 кг , 5кг и другие

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Математика. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. (Стр.21)

3 класс. Математика. Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.  (Стр.21) Урок проходит в игровой форме . УМК «Школа России»....

Решение задач, масса одного предмета, количество, масса всех предметов

решаем на время, минутка чистописания, устный счёт, работа по учебнику повторение, работа по теме, решение задач,самостоятельная работа....

Урок математики в 4 классе Тема: Масса. Единицы массы. Тонна. Центнер.

Тема урока: «Масса. Единицы массы. Тонна. Центнер» УМК « Школа России»Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Величины». Урок тесно связан с предыдущими и является продолжением в изучени...

УРОК Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы.

Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства....

Масса. Единицы массы: центнер, тонна.

"Масса. Единицы массы: центнер, тонна" (технологическая карта урока по ФГОС).  Урок-путешествие с использованием РК по Санкт-Петербурги и элементов здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного. ...

Масса. Измерение массы

Презентация великовата по объему (3,19 МБ), т.к. расчитана для использования в течение всего урока, поэтому я ее разделила на две части. Учителю для успешной работы и удобства в использовании, скачав ...

Конспект урока по математике. Тема: "Масса. Единицы массы: центнер, тонна" (УМК "Школа России", 4 класс).

Цели деятельности учителя: закрепление понятий «центнер», «тонна»; закрепление умения преобразовывать величины.Планируемые результатыПредметные:- знать величины «цен...