Методическая разработка урока. Виды треугольников. Математика. 3 класс. УМК "Школа России"
методическая разработка по математике (3 класс)

Методическая разработка (технологическая карта) урока математики в 3 классе по теме "Виды треугольников" к учебнику Моро и др. УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА   УРОКА

МАТЕМАТИКА. 3 КЛАСС

ТЕМА: «ВИДЫ ТРЕУГОЛЬНИКОВ ПО ВИДАМ УГЛОВ»

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Никифорова Л. Б.

Учитель начальных классов

ГБОУ  СОШ № 244

г. Санкт-Петербург

2019 год

Тема: Виды треугольников по видам углов

Тип: Изучение нового материала

Цель: организация деятельности учащихся по формированию умения различать треугольники по видам углов

Задачи:

- способствовать дальнейшему формированию умения решать математические задачи.

- развитие математической речи на основе изучения геометрического материала, развития внимания и логического мышления.

- развивать  умение наблюдать,  анализировать, обобщать, делать выводы, добывать информацию из статьи учебника и собственного опыта.

Планируемые   результаты   урока

Предметные:

-- научиться определять вид треугольника по видам углов

- научиться строить заданные треугольники

Метапредметные:

Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

РегулятивныеУУД: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Анализировать, делать выводы.

КоммуникативныеУУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Личностные:

-- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ресурсы урока:

- основные: Учебник: «Математика» 3 класс (авторы М.И.Моро, М.А. Бантова), проектор, презентация;

- дополнительные: карточки для работы в парах для учащихся, тетради, пеналы, сигнальные карточки (красный, жёлтый, зелёный - для рефлексии)

 Рабочая программа; Математика. Учебник в двух частях М.И.Моро, М.А.Бантова и др.. М.: Просвещение 2012

Формы работы: фронтальная, коллективная, самостоятельная, в паре.

Ход   урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности ученика:

Актуализация   необходимых   знаний

Организует учащихся на уроке, создает положительный настрой. 

1. Прозвенел уже звонок.

Начинается урок

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Сегодня  мы будем работать в разделе математики- Геометрия.

- Что такое - геометрия?

- В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» - земля, «мерио» - измерять).

2. Организует наблюдение свойств геометрических фигур и способы их образования.

Вспомним, некоторые геометрические фигуры. Возьмите необходимые инструменты для изображения фигур. Изобразите эти фигуры в тетради.

- Что можно поставить на бумаге карандашом, ручкой, фломастером?

(точку)

- Часть прямой, с двух сторон ограниченная точками. (отрезок)

Какая линия не имеет начала и конца? (прямая)

Какая фигура имеет четыре равные стороны и четыре прямых угла? (квадрат)

  1. С опорой на вопросы учителя анализируют и воспроизводят имеющиеся знания.
  2. С помощью инструментов строят в тетради различные геометрические фигуры.
  3. Наблюдают за свойствам и способами построения некоторых фигур.

Мотивация   познавательной   деятельности постановка цели и задач

1. Организует наблюдение за одним из способов построения треугольника.

- Какой линией можно соединить три точки? (ломаной)

- Какую ломаную можно построить, соединяющую три точки? (незамкнутую или замкнутую)

Как называется полученная фигура? (треугольник)

2. Предлагает сформулировать тему урока. hello_html_m2fb88ce9.gif

- Найдите среди данных фигур треугольник. По каким признакам определили?

- Какую фигуру будем изучать на уроке?

3. Формулирует учебную задачу.hello_html_5104bf45.gif

- По какому признаку уже умеем классифицировать треугольники?

- Сегодня на уроке узнаем другой признак, по которому можно классифицировать эти фигуры.

  1. Анализируют способ построения треугольников.
  2. Опираясь иллюстрацию и вопросы, формулируют тему урока.
  3. Принимают учебную задачу.

Организация   познавательной   деятельности

  1. Открытие нового знания. Работа с геометрическим материалом в группах

Цель: организовать исследовательскую работу в парах для открытия нового знания

Организует учебное исследование для выделения главных признаков.

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемых понятий. Организует работу учащихся. Помогает сформулировать определения.

В конвертах у вас лежат треугольники, исследуйте их и подумайте, по какому признаку, и на сколько групп их можно разложить, заполните 1 строчку классификационной таблицы.  Вы разделили треугольники по длине сторон.hello_html_ab942b6.jpg

На доске и у учащихся таблица:

по сторонам

равносторонние

равнобедренные

разносторонние

hello_html_m695d5cc2.gif

Какие еще элементы можно исследовать в треугольниках?

Вспомните, какие виды углов вам известны?  

Треугольники при классификации по видам углов имеют названия.

Найдите среди треугольников те, у которых есть прямой угол. Такие треугольники называются прямоугольными.

Найдите треугольники с тупым углом. Это тупоугольные треугольники.

Осталась одна группа треугольников. Что можно сказать про их углы? (все углы в каждом из этих треугольников острые). Это остроугольные треугольники.

Итак, какие же бывают треугольники по видам углов? Запишите во вторую строку таблицы.

по длине сторон

равносторонние

равнобедренные

разносторонние

по видам углов

прямоугольные

тупоугольные

остроугольные

  1. Физкультминутка.

Делу время, а отдохнуть надо.

Мы дружно трудились,

Немного устали.

Быстро все сразу

За партами встали.

Треугольник – прошагай,

Квадрат – приседай,

Ну, а если круг – дружок, выполняй скорей прыжок.

Учитель демонстрирует разные геометрические фигуры.

  1. Первичное закрепление. Работа с учебником.

Цель: формировать умение находить и строить геометрические фигуры.

Прочитайте информацию о треугольниках в учебнике. Найдите названные треугольники, найдите в них углы, по которым они так называются.

Выполните задание №1 в учебнике.

  1. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Выполните задание под чертой. Проверка: остроугольные №1, №6; прямоугольные №4, №7; тупоугольные №2, №3, №5. Оцените правильность выполнения работы. Итак, что вы знаете о треугольниках?

  1. Закрепление ранее изученного материала. Решение задачи изученного вида.  

Цель: Формирование умений решать текстовые задачи

Задача №2(1) с. 85 Прочитайте, найдите главные опорные слова для составления краткого условия задачи. У кого нет вопросов, кому всё понятно, решайте. Кто затрудняется в записи краткого условия и в решении задачи? На доске: краткая запись. Кому теперь задача понятна? Решайте. Если еще кому-то нужна моя помощь, поднимите красный сигнал. Я помогу. Проверка: Ответ: 4 платья сшили из второго куска.

  1. Закрепление пройденного материала. Решение геометрической задачи.

Рассмотрите рисунок.

Сосчитайте, сколько треугольников на чертеже. Обозначьте их заглавными латинскими буквами и выпишите. Дайте треугольникам характеристику по видам углов и длине сторон.

Какого треугольника по видам  углов нет на чертеже? (прямоугольного) Начертите в тетради такой треугольник.

  1. Исследуют треугольники, выделяют главные признаки, формулируют вывод, классифицируют треугольники, заполняют таблицу.
  2. Называют виды углов. Анализируют треугольники и классифицируют их по виду углов. Заполняют таблицу.
  3. Самостоятельно читают информацию. Анализируют треугольники, называют углы. 
  4. Анализируют задание, выполняют построение под руководством учителя.
  5. Анализируют задание, соотносят вид треугольников, делают вывод о принадлежности треугольника к виду – классифицируют.
  6. Сравнивают свои ответы с ответами на доске. Выполняют самооценку работы.
  7. Анализируют условие и вопрос задачи. Делают вывод о степени необходимой помощи.  
  8. Записывают решение задачи. Сравнивают свой ответ, делают вывод о правильности выполнения задания, выполняют самооценку задания.
  9.  Анализируют чертеж, называют количество треугольников, обозначают буквами, дают характеристику.
  10. Делают вывод о прямоугольном треугольнике, самостоятельно выполняют построение заданного треугольника.
  11. Под руководством учителя делают вывод о приобретенных знаниях и умениях.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

  1. Предлагает учащимся оценить деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек.

Кому на уроке было все понятно и комфортно – поднимите зеленый сигнал

У кого возникли затруднения и не все понятно, возникали трудности на каких- то этапах урока – желтый сигнал. Кому было не комфортно и возникло много вопросов и затруднений – красный сигнал.

  1. Домашнее задание Уч. с.85 №2(2), №4

Дополнительное   творческое   задание: выполнить аппликацию из треугольников разных видов.

  1. Анализирют свою деятельность на уроке, дают оценку своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».

Литературное чтение, 3 классТема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, использу...

Конспект урока по математике "Виды треугольников", 3 класс Школа России

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет МатематикаУрок № 112Тема урока: «Виды треугольников»Тип урока: Урок «открытия» нового знания...

Методическая разработка урока Русского языка 4 класс "Школа России"

Урок Русского языка 4 класс тема: "Личные местоимения"....