доклад на конференцию
учебно-методический материал по математике (4 класс)

Масленникова Ольга Владимировна

Интерактивные методы обучения на уроках в начаольной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx59.28 КБ

Предварительный просмотр:

 О. В. Масленникова

учитель начальных классов  

МОУ СОШ  №3 г. Балашов

«Интерактивные методы обучения на уроках математики в начальной школе»

Как известно, математика – одна из самых сложных дисциплин в начальной школе. Что бы могло заинтересовать младших школьников, разбудить желание познавать мир математики? Интерактивное обучение, предполагающее, прежде всего, диалоговое обучение, во время которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

В процессе своей работы я столкнулась с проявлением слабой познавательной активности на уроках математики. А как всем известно, «математика – наука точная» и не терпит малейших послаблений. Происходит это под влиянием целого ряда причин:

-  ограниченность  в развитии познавательных процессов учащихся;

-   неправильная  организация  учебного процесса;

-    сложность  учебного задания;

-   слабаясформированность  мотивации.

Работа над повышением  познавательной активности   положительно влияет  даже  на  слабых учеников, что показывает ее значимость. Поэтому самая страшная ошибка учителя – быть  скучным для своих учеников, то есть не уметь заинтересовать, привлечь внимание к материалу урока.  Если ребенку не интересно-  он часто отвлекается,  что-то пропускает на уроке.  Затем испытывает стресс и уже под влиянием стрессовой ситуации с трудом усваивает материал. Такой ученик быстро утомляется на уроке, устаёт сам и нередкодоставляет учителю много хлопот. Если же у ребенка есть желание узнавать что-то новое,  то он активно участвует в обсуждении  и работе на уроках, соответственно усваивает материал легче и быстрее.

Приходим  к выводу, что обучение должно строиться  таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.

Что такое интерактив? Участникам секции раздаются буквы и маркеры.

Предлагаю подписать под каждой буквой любой действенный  метод или приём, который вы используете в ходе своей педагогической деятельности, (качества педагога и .т. п.)

И – (игра), Н – (новизна),Т – (творчество, труд),  Е – единство, Р–(развитие, радость),А– (активность),К–(коммуникативность, креативность),Т–(творчество, трудолюбие),И-(интерес) ,В-(взаимодействие)

Выставим слово на доске. Прочитаем качества, которые вы написали. Всё то что мы сейчас коллективно  сформулировали  мы получаем во время интерактивного обучения.

Слово «интерактив» всем давно знакомо. И мы можем  сами без словаря дать его перевод:

от английского от слова «interact».

«Inter» — это «взаимный»,

«act» — действовать.

Делаем вывод,что«интерактивный» — означает способный  взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие^

-учитель и ученик

-ученик  и ученик

-ученик и источник информации.

Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Одним из средств поиска и взаимодействия с информацией являетсякомпьютер и интернет.
Суть интерактивного обучения состоит в том, чтоученики  имеют возможностьдобывать информацию, понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, т.е. выполняется рекомендованная стандартами ФГОС системно-поисковая деятельность. Но, при этомучебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад,  без которого трудно добиться результата ?идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.В результате данного процееса усвоение знаний происходит рефлекторно, без этого нельзя обойтись. Всё это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. 
Таким образом,цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Таким образом, задачи интерактивных методов обучения:

• Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

• Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

• Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Формами интерактивного обучения являются:

¬ Работа в статичных парах или парах сменного состава;

¬ Работа в малых группах;

¬ Игровое сотрудничество.

Какова же роль учителя в процессе интерактивного обучения? Учитель выполняет разнообразные роли: учитель-контролёр,  режиссер,  менеджер, вдохновитель. Совокупность всех указанных вариантов позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход, который даёт возможность каждому учащемуся проявить себя.

Предлагаю рассмотреть некоторые методические приёмы

Прежде всего, это всем уже знакомые:

- Дискуссия (каждый сам за себя, но при этом должен уметь отстаивать свою позицию и вести диалог);

- Работа в малых группах (особенно при коллективно распределительном методе, когда у каждого своя «роль» в группе и, если эта «роль» не выполнена, то группа проиграет группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего, планируя на уроке групповую работу учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений);

- Метод проектов (когда вся группа участвует в целеполагании, планировании действий для достижения результата и осуществлении задуманных действий, оформлении результатов и рефлексии деятельности; этот приём лучи; использовать в 4 классе, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск);

- Деловая игра (умение выстраивать диалог между группами, критически оценивать работы оппонентов, задавать «каверзные» вопросы, находить компромиссные решения);

- Работа в парах (как при взаимообучении, так и при взаимопроверке); - состязание (развивает «командный дух», умение приходить к общим решениям, сопереживать);

- Мозговой штурм — поток во-росов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.

- Кластеры, сравнительные диаграммы, паззлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини теме.

- Круглый стол (дискуссия, деба ты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

- Построение шкалы мнений, дерева  решений

Вашему вниманию я предлагаю несколько приёмов, которые я активно использую на уроках математики

-Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.

1. Группирование учащихся класса.

Группирование – это метод создания пар или подгрупп для дискуссий, мозгового штурма, ролевых игр, решения проблем или другой подобной дея-тельности под руководством учителя. Группирование имеет значение любой момент урока. В тоже время эта деятельность поможет получить удовольствиеот работы, создать дружеские от ношения и придать ученикам энергии. Приветствие: предложите каждому загадать число – один, два, три – какое кому нравится. Пусть никому об этом не говорят. Теперь пусть найдут своих «нумерологических, духовных братьев и сестер»: ничего не говоря, пусть по- жмут друг другу руку. Если мое число один, то я жму руку один раз и т. д. Те, у кого одинаковое число, объединяются

и продолжают искать других с таким же самым числом.

2. Определение темы, цели и задач урока «Корзина идей»

«Корзина идей». Например: тема урока « Задачи на движение». На доске иллюстрации : машины, пароходы и т.п. Учитель даёт посказку, что объеденяет все эти объекты? (они все движутся)

Учащиеся определяют «Что узнаем», «Чему будем учиться». Идеи учеников складываются в корзину.

3. Метод «Карусель».

Этот метод способствует одновременному включению всех учащихся класса в активную работу, например, для интенсивной проверки объема и глубины знаний на уроке математики. Для этого нужно разделить детей по вариантам, потому что они сидят парами, учащиеся, которые сидят на первом варианте, будут недвижимыми («бережок»), а учащиеся, которые сидят на втором варианте – движимые («реченька»). Таким образом, все сидят друг напротив друга. По сигналу учителя учащиеся второго варианта перемещаются на одну парту вперед через определенный промежуток времени (с интервалом 1-2 минуты), который дается для их общения между собой, так называемых сменных пар. Один ученик, «бережок», выступает в роли учителя, а второй ученик, «реченька», - в роли ученика. В процессе работы каждый ученик «реченька», перемещаясь, дол жен получить вопрос от первого, второго, третьего и т. д. учеников из варианта

«бережок», то есть каждый ученик «реченька» должен ответить на 12 вопросов и побывать на каждой парте каждого ряда.

4.  «Кейс –технологии»

Получение учащимися кейса с практическим заданием.

 Формулирование результата практической работы.

Причина становятся задачей.

Для решения задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению.

Выполнение намеченного плана для решения задачи;

Делается вывод.(формулируется ответ)

На уроке в 3 классе на тему «Умножение вида 50∙2; 200∙4»,  перед учениками стояла задача  узнать размеры вездеходного  бронированного пулемёта» который  создал инженер Максимов Н. А.

1 группа работала  с текстом с окошками и учебником. Вам предстоит самостоятельно ознакомиться с новой темой в учебнике. И вписать недостающие слова в карточку.

2 группа с учебником и табличками . Ваша задача : Вам предстоит самостоятельно ознакомиться с новой темой в учебнике .

Объяснить правило умножения вида 50 *2, с помощью табличек и магнитика.

3. группа . Вам предстоит самостоятельно ознакомиться с новой темой в учебнике

Объяснить правило умножения вида 200 * 4, с помощью табличек и магнитика.

4. группа. Работает с учебником и пробует составить 4 примера, с ответами (ответы на карточке), которые будут решать ребята. (С окошками)

Далее следовало выступление групп, решение примеров, запись в тетрадь.  На этапе рефлексии  мы   вернулись к вездеходу , выяснили что он имеет очень скромные размеры:

 Длина-  2м60 см

Ширина 180 см или 1м 80 см

Высота 150 см или 1м 50 см

   Далее  составили  из полученных  деталей модель этого танка и просмотрели видео.

 «Автобусная остановка»

Все участники распределяются на пять групп. Для этого на входе в класс до начала урока они взяли понравившуюся им фигурку определенного цвета (всего пять видов фигур пяти цветов, группировку можно осуществлять и по форме и по цвету). Каждая группа собирается на своей остановке, отмеченной этим же цветом. После совместного обсуждения и опираясь на подготовленные дома «шпаргалки» и другие источники информации ученики заполняют один пункт на плакате.(2 мин.) Далее группы переходят на следующую остановку по часовой стрелке, читают пункты, заполненные до них, обсуждают и заполняют следующий пункт (исправлять записи сделанные другими группами нельзя). Каждая группа должна побывать на всех остановках

Работа в группах

Интерактивную часть урока целесообразно проводить в процессе работы над задачами, требующими использования коллективного творчества.

Предлагаем объединить детей в группы по определенному признаку (дни недели, времена года, нотный ряд, цвета, названия цветов и т. д.)

Это выглядит так:

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

Все группы получают одинаковое задание – решить задачу действиями:

«В первый день выставку посетило 35 учеников, во второй день на 12 учеников  больше, чем в первый день, а за третий день – столько, сколько в первый и во второй день вместе. Сколько учеников посетило выставку за третий день?

После завершения данной работы каждая группа получает отдельное задание, связанное с проверкой решения задачи. Это могут быть тестовые упражнения, творческие задания, записанные на больших листах бумаги разноцветными маркерами. Выполнение этой работы дает возможность проверить, в какой мере учащиеся усвоили алгоритм решения задач и умеют применять его в тестовых заданиях и творческих работах.

Например:Группа «Понедельник»

Какая из данных схем подходит к рассуждению по решению задачи?hello_html_2c582228.gif

а)hello_html_2c582228.gif

б)hello_html_75c8d59b.gifhello_html_2c582228.gif

hello_html_m5e994132.gif

в)hello_html_m5e994132.gifhello_html_2c582228.gif

г)hello_html_3046bcfa.gif

Группа «Вторник»

Подчеркни выражение, которое является решением данной задачи:

35 + ( 35 + 12 )=

35 +  ( 35 – 12 ) =

Группа «Среда»

Какое буквенное выражение подходит к решению задачи?

a + ( a –b )

a +  ( a – b )

a + ( a + b )

Группа«Четверг»

Подчеркни ответ задачи:

24, 59, 58,  82, 42.

Группа « Пятница»

Подчерни правильный ответ на вопрос:

«Сколько учащихся посетило выставку за три дня?»

120 учеников; 164  ученика;  82 ученика.

Группа «Суббота»

Подчеркни арифметические действия, которые использованы при решении задачи:

35 + 12 = 47 ( уч.)

35 – 12 = 23 ( уч.)

35 + 23 = 58 ( дн.)

35 + 23 = 58 ( уч.)

На выполнение данного вида работ группам дается 5 – 7 минут. Каждая группа должна представить результаты своей работы. Целесообразно это делать в виде презентации: от каждой группы выходит представитель с выполненным на листе бумаги заданием. Он отчитывается о проделанной группой работе

5. Этап «Рефлексия».  Составление Синквейна.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

• первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

• вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

• третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

• четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

• пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть те- мы; своего рода резюме.

В свете последних событий неотъемлемой частью обучения стали все виды дистанционного обучения. И в процессе очного обучения, дети с удовольствием работают с электроными обучающими программами, сайтами и т.п.Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами такими как видеуроки, интернетуроки.

В период дистанционного обучения  активно использовала онлайн- уроки на сайте Учи.ру, на котором зарегистрированы все дети  и родители уверенно пользовались услугами. Но в период большой загруженности сайта  онлайн- уроки были проблематичны. В результате поиска выхода из этой ситуации прищла к тому, что удобно записать комбинированное видео, которое включает в себя картинки ,видеобъяснение   и т. п. всё это удобно сделать пользуясь сайтами LIFE2FILM,  YouCutVideo(приложение на телефоне).   В ходе интерактивного урока интересно  использование интерактивного ресурса  Рlickers, который работает с помощью смартфона с мобильным приложением и устойчивым мобильным интернетом, карточки с QR кодами, проектор для визуализации образовательного материала.  Программа позволяет сократить время  проверки знаний у обучающихся без наличия смартфонов или компьютеров. Ответы сканируются в режиме реального времени.

    В результате сканирования учитель получает статистику правильных и неправильных ответов и их авторов прямо на доске.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерактивные методики, которые с большим успехом применяются в разных странах, имеют преимущества:

- задействованы все дети класса;

- учащиеся учатся работать в группе (команде);

- формируется корректное отношение к оппоненту;

- каждый ребенок имеет возможность предложить свою мысль;

- за короткое время изучается большой объем нового материала;

- создается ситуация успеха;

-формируются навыки толерантного общения, умения аргументировать свою точку зрения, находить альтернативные решения проблемы;

- обеспечивают овладение учащимися содержания образования.

Поэтому цель введения на современном этапе интерактивных методов обучения состоит в том, чтобы учебный процесс происходил при условии постоянного взаимодействия всех учащихся. Это сообучение,взаимообучение, где ученик и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и совершают.

На собственном опыте я убедилась в результативности интерактивных методов обучения, но  нужно   использовать их, или элементы, которые наиболее целесообразны в  данном  классе с данными учениками. В ходе использования интерактивных методов обучения дети с лёгкостью выучили таблицу умножения и с удовольствием решают задачи, выучили геометрический материал.Многие ученики являются активными участниками и победителями дистанционных и школьных олимпиад.  Кроме того на таких уроках у ребят развивается характер, мировоззрение, логическое мышление, связная речь; критическое мышление; способность проявлять и реализовывать индивидуальные возможности.

Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.

Конфуций

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Д. Дьюи

 Литература

1.Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М.,2001.

2. Кларин М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – М.,: Наука, 1997. – 83 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 360с.

4.Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника – Учитель № 5, 2004 г. – стр. 12 – 17 2. Тамарин М. И. Интерактивные формы обучения математике в профильном физико-математическом классе – Одаренный ребенок № 3, 2005 г. – стр. 111 – 114. 5.Колмогорова С. Интерактивные формы и методы работы – Педагогическая техника № 2, 2007 г. – стр. 18 – 24

Интернет- ресурсы

1.https://infourok.ru/interaktivnye_metody_obucheniya_na_urokah_matematiki-290543.htm

2.https://moi-universitet.ru/amo

3.https://interneturok.ru/lesson/matematika/4-klass/povtor-izuchennogo-materiala/vyrazhenie-i-ego-znachenie-poryadok-vypolneniya-deystviy

4.https://get.plickers.com/

5. https://life2film.com/editor/

6. https://uchi.ru/teachers/portfolio/teacher_rewards


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на областной конференции на тему: "Формирование культуры правильного питания у обучающихся как составляющая часть здорового образа жизни"

Данный материал создан совместно с коллегой Журавлёвой О.В. и является нашей авторской разработкой....

доклад на VII региональной научно-практической конференции "Служба здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга" 07.12.2012

На конференции я представила доклад по теме:"Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках при формировании пространственных представлений у детей с ОВЗ в начальных классах"....

"Организация внеурочной деятельности младших школьников средствами целевых программ" доклад на районной научно-практической конференции

Доклад  раскрывает модель организации внеурочной деятельности класса (школы)  на основе системно-деятельностного подхода и интеграции учебного  процессса и внеурочной деятельности. В не...

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Внедрение методов активного обучения на уроках профессионального цикла

Представлен доклад на тему "Внедрение методов активного обучения на уроках профессионального цикла по профессии Повар, кондитер...

Доклад на конференции "Формирование исследовательских умений"

Из опыта работы по формированию исследовательских умений учащихся начальной школы...

Доклад на конференции «Нетрадиционные уроки в начальной школе»

Учителями славится Россия, и во все времена эти труженики много работают над созданием современного урока. Достижение новых целей на уроке не может осуществляться только традиционными средствами...