Конспект урока математики "Задачи на нахождение неизвестного 3–го слагаемого" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о связи между компонентами и результатом действия сложения; умения решать задачи на нахождение третьего слагаемого; ознакомление учащихся с алгоритмом решения задач на нахождение третьего слагаемого.

Планируемые результаты:

 

Предметные:

  • знать связь компонентов результата действия сложения;
  • уметь решать задачи на нахождение третьего слагаемого, преобразовывать и моделировать задачу.

 

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

 

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», Моро М.И., 2 кл., 2 ч., презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 14.04.2021

ФИО учителя: Хамидуллина Р.В.

Школа: МОУ «Дербишевская СОШ»

ФИ студента: Сайфуллина С.

Класс:

ФИО методиста: Андреева Т.С.

Кабинет: 11

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема: «Задачи на нахождение неизвестного 3–го слагаемого»

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о связи между компонентами и результатом действия сложения; умения решать задачи на нахождение третьего слагаемого; ознакомление учащихся с алгоритмом решения задач на нахождение третьего слагаемого.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать связь компонентов результата действия сложения;
  • уметь решать задачи на нахождение третьего слагаемого, преобразовывать и моделировать задачу.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», Моро М.И., 2 кл., 2 ч., презентация.

Челябинск 2021


Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1-2 мин

- Здравствуйте ребята!

      Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

- Посмотрите на свои парты, все ли у вас на месте, все ли в порядке? Молодцы.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Л:освоение личностного  смысла учения.

II. Актуализация знаний и мотивация

 Наглядный: презентация

Практический: работа с математической цепочкой

Практический: работа с задачей

4-5 мин

- Посмотрите на слайд. Что вы там видите?

- Правильно, давайте поработаем с математической цепочкой.

- Кто повторит, какие результаты получились? 

- Молодцы! Идем дальше.

- В вазе лежало 6 яблок и 7 груш, а слив столько же сколько яблок и груш вместе. Сколько слив в вазе?

- Мама испекла на 3 противнях пирожки по 10 штук на каждом. Сколько всего пирожков испекла мама?

- Столяр получил задание изготовить ножки для 6 столов. Сколько ножек он должен изготовить, если на каждый стол необходимо по 4 ножки?

- Молодцы, ребята!

Математическую цепочку.

Устно по очереди решают примеры из цепочки

12, 6, 9.

6+7=13

3*10=30

6*4=24

Л: анализ;

Р: целеполагание; планирование.

П: смысловое чтение;

П: осознание и произвольное построение речи.

III. Постановка учебной задачи

 Наглядный: презентация

Словесный: беседа

4-5 мин

-Рассмотрите изображение на слайде.
-Что это?
-В каких заданиях мы используем схемы?

- Предположите, с чем мы познакомимся сегодня на уроке? С какими задачами нового вида?

- А какую цель мы поставим на уроке?

- Давайте вспомним названия компонентов при сложении.

- А как найти неизвестное слагаемое?

- Умницы! Идем дальше.

Рассматривают изображение

Схема.

В задачах.

С задачами на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

Научиться решать  задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

1 слагаемое +2 слагаемое = сумма.

Из суммы вычесть известное слагаемое.

Р: планирование учебной деятельности

П: самостоятельное выделение и формулирование цели

IV. Открытие нового знания

Наглядный: рисунок в учебнике

Словесный: беседа

Практический: работа с задачей

Наглядный: краткая запись к задаче

Динамическая пауза

7-8мин

- Открываем учебник на стр 76 №1.

- Рассмотрите рисунок и выражения к нему.

- Объясните, что обозначают эти выражения?

- Найдите выражение, в котором использованы все данные.

- Что мы узнаем, вычислив его значение?

- Как по-другому можно записать это решение?

- А каким будет схематический чертеж к этой задаче? Кто покажет на доске? Остальные работают в тетради.

- Что обозначает число 12?

- Можем взять отрезок, на котором расположим все фрукты, хотя точнее сказать, тыква – это овощ, а арбуз – это ягода.

- Из скольких слагаемых состоит общая масса?

- Они все известны?

- Как найти неизвестное слагаемое?

-В данном случае два известных слагаемых. Значит, что нужно сделать?

- Запишем краткое условие, кто пойдет к доске?

Арбуз – 3 кг

Дыня – 2 кг

Тыква - ? кг

- Запишите решение и ответ.

- А как по-другому можно записать решение?

- Хорошо, молодцы.

Задача №2

Прочитайте задачу вслух.

- О ком говорится в задаче?

- Что купила Ира?  

- Сколько стоил альбом?

- Сколько стоили краски?

- Сколько денег Ира заплатила за всю покупку?

- Что нужно узнать в задаче?

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

- Что для этого нужно знать?

- А теперь изобразите условие на схематическом чертеже, и вам все станет понятно.

- А теперь составим выражение к решению этой задачи:

- А как по-другому  можно записать выражение?

- Молодцы, справились с задачей.

- Давайте теперь немного отдохнем. Повторяйте за мной движения.

Работают с учебником

Высказывают свои предположения

12-(3+2).

Сколько стоит третий плод.

12 -3-2.

Один ученик делает чертеж на доске

Сколько весят тыква, арбуз и дыня.

Из трех.

Нет, неизвестно одно слагаемое.

Из суммы вычесть известное слагаемое.

Вычесть из суммы оба слагаемых.

Один ученик выходит к доске

12- (3+2)= 7 (кг) весит тыква.

12-2-3=7 (кг) весит тыква.

Читают задачу

Об Ире.

Альбом, краски и кисточку.

10 рублей.

12 рублей.

30 рублей.

Сколько стоила кисточка?

Нет.

Ответы детей

Ученик выполняет у доски

30 – ( 12+10)= 8 ( р) – стоит кисточка.

30 – 10 – 12= 8 (р).

Выполняют физминутку с учителем

Л: анализ; синтез;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Л: построение     логической цепочки рассуждений;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач;

Р: сличение формы и способа действий;

Р: саморегуляция.

V. Первичное закрепление во внешней речи

 Словесный: беседа

Практический: работа с задачей

Наглядный: краткая запись

4-5 мин

 Задача №3, С 66

- Прочитайте задачу. Кто пойдет к доске?

- Составьте краткую запись или сделайте схематический чертеж.

Утром-5с.

Днем-8с.

Вечером-?

- Запишите решение этой задачи.

- Запишите 2 способ решения.

- Решение этой задачи можно записать и уравнением. Неизвестное количество страниц обозначим буквой х. - Составьте уравнение.

- Решаем уравнение. Посмотрите внимательно на него.

- Что можно сделать?

- Что неизвестно в уравнении и как находим?

 

- Мы решили задачу  тремя разными способами  и что получили?

- Что это значит?

- Молодцы!

Читают задачу

Один ученик выходит к доске для решения

25 – (5+8)= 12 ( с)

25 – 5 – 8= 12 (с.)

5 + 8 +х = 25.

Упростить: 13 + х=25.

Неизвестно  второе слагаемое. Чтобы найти второе слагаемое, нужно из значения суммы вычесть первое слагаемое.

Х = 25 – 13

 Х= 12 (с.)

Одинаковые ответы.

Задача решена верно.

Л: анализ, синтез.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

П: осознанное и произвольное построение речи.

Р: сличение формы и способа действий;

Р: саморегуляция.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

 

Практический: самостоятельна работа с задачей

Наглядный: краткая запись к задаче

Словесный: обсуждение задачи

4-5 мин

Посмотрите на задачу № 4. Вам необходимо решить ее самостоятельно в тетради.

- Кто закончит – поднимаете руку.

- Итак, кто хочет показать свое решение на доске?

- Прочитайте условие задачи.

Дети собрали за лето 60 кг грибов. Груздей 24 кг, рыжиков 18 кг, а остальные - лисички. Сколько килограммов лисичек собрали ребята за лето?

- Посмотрите на краткую запись. Все верно?

Грузди – 24 кг

Рыжики – 18 кг

Лисички - ?

- Теперь на решение этой задачи:

1) 60 – ( 24 + 18)= 18 (г.) всего за лето.

- А есть те, у кого решено другим способом? Кто покажет?

- Отлично, теперь запишите ответ.

- Поменяйтесь тетрадями и выполните проверку задачи.

- Критерии оценки на слайде.

Самостоятельно решают задачу

Один ученик показывает решение задачи на доске

60 – 18 – 24=18 (г.)

Ответ: 18 кг грибов собрали ребята за лето.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

Л: анализ, синтез, сравнение;

Р: сличение формы и способа действий;

Р: саморегуляция.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: обсуждение

задачи

Практический: работа с задачей

Наглядный: схема

7-8 мин

- Я предлагаю вашему вниманию еще вот такую задачу:

На нашей клумбе возле дворца царицы расцвело 28 тюльпанов. Из них 12 красных, 6 розовых, а остальные - жёлтые. Сколько жёлтых тюльпанов расцвело на клумбе?

- О чем говорит в задаче?

- Что нам о них известно?

- Какой вопрос задачи?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Давайте нарисуем схематический чертёж к этой задаче.

- Итак, в этой задаче известно общее число тюльпанов - их 28. Обозначим их отрезком. Красных тюльпанов - 12. Красные являются частью всего количества тюльпанов, поэтому и отрезок, который их обозначает, является частью первого отрезка. Розовых тюльпанов - 6. И это тоже часть всех тюльпанов. А вот тот отрезок, который остался, - это жёлтые тюльпаны.

- Общее количество тюльпанов - это сумма трёх частей, то есть слагаемых, два из которых известны, а третье - неизвестно.

- Как вы думаете, каким действием надо находить неизвестное слагаемое?

- Что нам нужно сделать, чтоб найти неизвестное слагаемое?

- Кто хочет показать решение?

1) 28 – 12 = 16 (т.) – без красных

2) 16 -6 = 10 (т.) – желтых.

Ответ: 10 желтых тюльпанов расцвело на клумбе.

- А как решение этой задачи записать в виде одного числового выражения?

- Хорошо, садись. Молодцы!

Внимательно читают условие задачи

О тюльпанах.

Что расцвело 28 тюльпанов, из них 12 красных и 6 розовых.

Сколько жёлтых тюльпанов расцвело на клумбе?

Нет.

Один ученик выходит к доске

Вычитанием.

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

По желанию один ученик показывает решение на доске

28 – 12 – 6 = 10 (т.).

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

Л: анализ, синтез, сравнение;

Р: сличение формы и способа действий;

Р: саморегуляция.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач;

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

Практический: оценка собственной деятельности

2-3 мин

- Итак, наш урок подходит к концу. Сели ровно, подравнялись.

- Ответьте полным предложением по поднятой руке мне на вопросы:

- С какими задачами мы познакомились сегодня на уроке?

- Какую мы поставили перед собой цель?

- Достигли ли мы нашей цели?

- Что было легко, а что вызывало трудности?

- Посмотрите на слайд. На нем изображены смайлики, к каждому из них есть характеристика, прочитайте ее и поставьте в тетради на полях тот, смайлик который вам подходит.

- Молодцы ребята. Урок окончен.

Внимательно слушают учителя

Отвечают на вопросы

С задачами на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

Научиться решать  задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

Ответы детей

Оценивают свою деятельность на уроке

Л: умение ставить оценку собственной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устный счет 12 6 9

Слайд 2

Задача №1 В вазе лежало 6 яблок и 7 груш, а слив столько же сколько яблок и груш вместе. Сколько слив в вазе? 1) 6+7 = 13 (с)

Слайд 3

Задача №2 Мама испекла на 3 противнях пирожки по 10 штук на каждом. Сколько всего пирожков испекла мама? 1) 10*3 =30 (шт)

Слайд 4

Задача № 3 Столяр получил задание изготовить ножки для 6 столов. Сколько ножек он должен изготовить, если на каждый стол необходимо по 4 ножки? 1) 4*6 = 24 (н)

Слайд 5

Тема урока : «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого». Цель: научиться решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

Слайд 7

Критерии оценки: Зеленый – составлена верная краткая запись, задача решена обеими способами, записан ответ; Желтый – если есть ошибки в краткой записи, решена одним способом или не записан ответ; Красный – если есть вычислительные ошибки.

Слайд 8

На нашей клумбе возле дворца царицы расцвело 28 тюльпанов. Из них 12 красных, 6 розовых, а остальные - жёлтые. Сколько жёлтых тюльпанов расцвело на клумбе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру «Что такое хвоинки?» УМК «Школа России» Класс: 1

Цель:         Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений,  научить  по  хвое  определять  породу  дерева.        ...

Конспект урока математики «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого, совершенствование вычислитель­ных навыков и навыков устного счета.Планируемые результат...

Конспект урока по математике "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.Планируемые результатыПредметные: знать:  - связь компонентов результата действия сложе...

Конспект урока математики. Тема: "Нахождение неизвестного слагаемого" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неизвестном слагаемом; формирование умений решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого; отработка вычислительных навыков.Планируемые результаты...

Технологическая карта урока по математике "Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений" для 4 класса

Цель урока: Способствовать развитию умений находить неизвестное слагаемое в усложненных уравнениях, использовать разные способы вычислений, преобразовывать выражения для выполнения действий с ними...

Конспект урока по математике. Нахождение неизвестного компонента в арифметических выражениях. 4 класс.

Конспект урока по УМК "Планета знаний". 4 класс. Математика. Урок-закрепление, решение уравнений....