Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (3 класс)

Кауэр Юлия Валерьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx56.95 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

  Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Математическая деятельность младших школьников является важным средством коррекции нарушенной познавательной деятельности, способствует развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического мышления, она дает возможность сформировать и закрепить многие абстрактные, отвлеченные, обобщающие понятия. Уроки математики развивают у детей наблюдательность, воображение, творческую активность.

Данная рабочая программа разработана на основе АООП НОО  (вариант 5. 2) и учебно – методического комплекта по математике авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования УУД, обеспечивающих умение учиться и адресована обучающимся 3 класса.

       Цель курса -  формирование системы начальных математических знаний, математическое развитие младших школьников.

      Основные задачи курса математики в младших классах школы для детей с ТНР заключаются в том, чтобы:

  • сформировать у детей стойкие вычислительные навыки, довести счетные операции до автоматизма,
  • научить анализировать условие задачи, определять связи между ее отдельными компонентами, находить правильное решение задачи.
  • развивать у детей математические способности, способствовать развитию внимания, памяти, восприятия, мышления, логических операций сравнения, классификации, умозаключения.
  • Математическое развитие и коррекция психических процессов: способность к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации.
  • Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

  Большое место в обучении математике школьников с ТНР отводится работе  с текстовой задачей, что обусловлено особенностями речевого развития.

Учитывая особенности познавательной деятельности детей с ТНР, программой предусмотрено систематическое повторение пройденного материала с целью его закрепления, создания установки для восприятия нового материала, углубления, систематизации, обобщения ранее пройденного с целью дифференциации различных математических понятий.

Общая характеристика курса

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, масса, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании курса занимают текстовые задачи.

           Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами.

 Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Большое  внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты  (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять  их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные  способы действий в изменённые условия.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь).

Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность.

  В соответствии с учебным планом на изучение курса математики в 3 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю).

Ценностные ориентиры курса

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Содержание курса

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (12 ч)

Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Новый способ решения.  Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами.  Решение задач.  

Табличное умножение и деление (80 ч)    

Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника.  Умножение на 1 и на 0. Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).  Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.  

Внетабличное умножение и деление (38 ч)

Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a * b, c : d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.  

Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)

Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм.    

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч)

Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний.  

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (17 ч)

Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором.  

Занимательные и нестандартные задачи.

Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.

Результаты изучения курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

         Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
  • элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
  • элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
  • элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
  • уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

        Учащийся получит возможность для формирования:

  • интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
  • первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
  • потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
         Метапредметные результаты
Регулятивные УУД

Учащийся научится:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
  • составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
  • выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.

          Учащийся получит возможность научиться:

  • принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
  • оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
         Познавательные УУД

Учащийся научится:

  • строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
  • описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
  • понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
  • иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
  • применять полученные знания в изменённых условиях;
  • осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
  • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
  • осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);
  • представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы)

Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
  • уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
  • принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
  • вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
         Предметные результаты

     Обучающиеся должны знать:

  • Названия и последовательность чисел до 1000;
  • Названия компонентов и результатов умножения и деления;
  • Таблицу умножения однозначных чисел и  случаи деления;
  • Правила порядка выполнения действий в выражениях в 2- 3 действия                                                                                Обучающиеся должны уметь:
  • использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  • использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
  • использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
  • пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
  • представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
  • выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
  • осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
  • использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
  • читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
  • решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи);
  • находить значения выражений в 2–4 действия;
  • использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
  • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
  • определять время по часам с точностью до минуты;

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Коррекционная работа

1

2

Повторение. Нумерации чисел. Устные и   письменные приёмы сложения и вычитания

2

3

Выражения с переменной

1

4

Уравнения.  Связь между компонентами и результатом сложения

1

5

6

Уравнения. Связь между уменьшаемым,

вычитаемым и разностью.

2

7

Обозначение геометрических фигур буквами.

1

8

9

Закрепление. Что узнали. Чему научились

2

10

Контрольная работа

1

11

Связь умножения и сложения

1

12

Взаимосвязь умножения и деления

1

13

Чётные и нечётные числа

1

14

Таблица умножения и деления с числом  3

1

15

Решение задач с величинами – цена, количество, стоимость

1

16

Решение задач с понятиями: масса и количество

1

17

18

19

Порядок выполнения действий

3

20

Закрепление пройденного

1

21

22

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3» . Работа над ошибками

2

23

Умножение 4, на 4 и соответствующие случаи деления

1

24

Закрепление изученного

1

25

26

Задачи на увеличение числа в несколько раз

2

27

28

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

2

29

Умножение 5, на 5 и соответствующие случаи деления

1

30

31

Решение задач на кратное сравнение

2

32

Решение задач

1

33

Умножение 6, на 6 и соответствующие случаи деления

1

34

Решение задач с использованием иллюстрации в виде чертежа

1

35

36

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального

2

37

Умножение 7, на 7 и соответствующие случаи деления

1

38

Что узнали. Чему научились

1

39

Решение задач. Закрепление

1

40

41

Контрольная работа

Работа над ошибками

2

42

Решение задач

1

43

Странички для любознательных. Наши проекты

1

2 четверть

1

Площадь. Сравнение площадей фигур

1

2

 Квадратный сантиметр

1

3

Площадь прямоугольника

1

4

Умножение 8, на 8 и соответствующие случаи деления

1

5

Закрепление знания изученных таблиц умножения и деления

1

6

Решение задач

1

7

Умножение 9, на 9 и соответствующие случаи деления

1

.

8

Квадратный дециметр

1

9

Составление сводной таблицы умножения

1

10

Решение задач

1

11

Квадратный метр

1

12

Решение выражений и задач

1

13

Задачи – расчёты. Странички для любознательных

1

14

15

Что узнали. Чему научились Закрепление пройденного

2

16

Контрольная работа

1

17

Работа над ошибками

1

18

Умножение числа на 1

1

19

Умножение на нуль.

1

20

Действия с нулём и единицей. Случаи деления вида 7:7, 7:1

1

21

Деление нуля на число

1

22

Решение задач в три действия

1

23

Странички для любознательных

1

24

Знакомство с долями

1

25

Окружность. Круг

1

26

Диаметр окружности

1

27

Закрепление. Решение задач

1

28

Ознакомление с единицами времени. Год, месяц, неделя

1

29

Единицы времени. Сутки

1

30

31

Закрепление. Решение задач и выражений

2

32

Контрольная работа

1

33

Работа над ошибками

1

34

Решение задач

1

35

Странички для любознательных Закрепление пройденного материала

1

Ключевые слова

  • Название чисел до 1000.
  • Однозначное число, двузначное число.
  • Порядок действий.  Скобки.
  • Числовые выражения.
  • Периметр, площадь
  • Сравнение чисел, выражений, знаки больше, меньше. Сумма чисел, разность чисел.
  • Слагаемые, сумма. Перестановка слагаемых, переместительное свойство сложения. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
  • Единицы длины- миллиметр, метр.
  • Единицы времени - час, минута, часовая стрелка, минутная стрелка.
  • Числовое выражение, значение выражения, сравнить число и выражение.
  • Проверка сложения, проверка вычитания.
  • Решение с объяснением. Складываю единицы, десятки, сотни записываю в столбик.
  • Умножить на… действие умножения.  Компоненты умножения: 1множитель, 2множитель, произведение.
  • Компоненты деления: делимое, делитель, частное.
  • Переместительное свойство умножения, перестановка множителей. Разделить на…, действие деление. Равные части.

Учебно – методическое обеспечение:

  1. Волкова С. И. Математика Проверочные работы: 3 класс - М.: Просвещение, 2018
  2. Математика 3 класс. Поурочные планы по учебнику Моро М.И. Составитель Савинова С.В. Методическое пособие.
  3. Методическое пособие к учебнику «Математика» 3 класс. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В.
  4. Моро М. И.  Математика: учебник для 3 класса: в 2 частях - М.: Просвещение, 2019
  5.  Моро М. И. Тетрадь по математике для 3 класса: в 2 частях - М.: Просвещение, 2019  
  6. Рудницкая В. Н.  Тесты по математике: 3 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 3 класс. В 2-х частях» - М.: «Экзамен», 2018

Список литературы:

  1. Закон об образовании РФ
  2. Моро М. И, Волкова С. И. Математика Рабочие программы 1-4 - М.: Просвещение, 2018
  3. АООП НОО  (вариант 5. 2)
  4. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт

начального общего образования для детей с ОВЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...