Выполнение операций сложения и вычитания с использованием наглядности
методическая разработка по математике
Рекомендации по обучению ребенка с РАС выполненять операции сложения и вычитания с использованием счетных палочек
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
schet_s_ispolzovaiem_palochek.docx | 268.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнение операций сложения и вычитания с использованием наглядности
Этап I
На первом этапе мы учим ребенка пониманию связи между палочками и числами
Для облегчения этого процесса нам понадобится нарисовать на бумаге\картоне размером а4 табличку как на картинке ниже.
Чтобы не перерисовывать каждый раз эту схему на чистый лист можно:
- сделать эту табличку на картоне и заламинировать;
- заламинировать картонку с табличкой обычным скотчем;
-вставить картонку в файлик и писать на файлике
-писать цифры слабым нажимом карандашом и каждый раз его стирать
Фломастер с таких поверхностей хорошо стирается влажными салфетками или просто бумажными (зависит от фломастера).
В верхние два прямоугольника кладутся палочки в количестве первого слагаемого (первый прямоугольник) и в количестве второго слагаемого (второй прямоугольник). Слагаемые выбирает взрослый.
Далее ребенок пересчитывает количество палочек в первом прямоугольнике и записывает число в первый квадрат. Затем ребенок пересчитывает палочки во втором прямоугольнике и записывает это число во второй квадрат.
Просим ребенка прочитать пример.
Просим ребенка посчитать сколько палочек всего и записываем сумму в третий квадрат. Читаем пример.
Пример работы и речи взрослого:
№ действия | Речь взрослого | Действия взрослого | Действия ребенка |
Раскладывает палочки в прямоугольники (две и одну) | |||
Сколько палочек? | Показывает на первый прямоугольник | Считает палочки в первом прямоугольнике Произносит ответ | |
Запиши | Записывает в первый квадрат число 2 | ||
Сколько палочек? | Показывает на первый прямоугольник | Считает палочки во втором прямоугольнике Произносит ответ | |
Запиши | Записывает в первый квадрат число 1 | ||
Прочитай пример | Читает пример: 2+1= | ||
Посчитай сколько всего палочек | Показывает на два прямоугольника | Считает все палочки Произносит ответ | |
Запиши | Записывает в третий квадрат число 3 | ||
Прочитай пример | Читает пример: 2+1=3 |
А так же тренируемся подбирать палочки под заданное число.
Взрослый записывает пример без ответа, ребенок раскладывает палочки по прямоугольникам. Считает и записывает ответ.
№ действия | Речь взрослого | Действия взрослого | Действия ребенка |
Записывает 2 в первый квадрат, 1 во второй | |||
Прочитай пример | Произносит 2+1= | ||
Сколько? | Показывает на первый квадрат | Произносит 2 | |
Возьми столько палочек и положи в прямоугольник | Показывает первый прямоугольник | Берет две палочки и кладет в первый прямоугольник | |
Какой у нас знак? | Показывает на + | Отвечает плюс | |
Значит добавляем. Берем палочки | |||
Сколько ? | Показывает на второй квадрат | Берет одна палочку и кладет во второй прямоугольник | |
Прочитай пример | Читает пример: 2+1= | ||
Посчитай сколько всего палочек | Показывает на два прямоугольника | Считает все палочки Произносит ответ | |
Запиши | Записывает в третий квадрат число 3 | ||
Прочитай пример | Читает пример: 2+1=3 |
В дальнейшем помощь взрослого уменьшается и сводится к минимуму.
Этап II
Видя пример, ребенок уже будет понимать, что в счете ему могут помощь палочки. Поэтому мы не используем схему, а берем готовый пример без суммы\разности.
Алгоритм решения примеров без таблицы с использованием палочек:
1) Переписываем пример в тетрадь
2) Берем счетные палочки в количестве записанного слагаемого/уменьшаемого
«Посмотри, сколько написано? Возьми столько же палочек»
3) Определяемся с действием (сложение\вычитание)
«Какой знак?»
*Напоминаем правило «Плюс – берем палочки, минус – забираем палочки», стараемся его напоминать каждый раз как решаем пример и обращаем внимание ребенка на знак в примере
4) Производим действие сложения\вычитания
«Берем\Отбираем сколько?» Обращаем внимание ребенка на последующую цифру (слагаемое\вычитаемое). Ребенок добавляет палочки или убирает некоторые в сторону.
Для наглядности можно используемые палочки складывать в контейнер.
5) Находим ответ
«Сколько палочек?» Ребенок пересчитывает палочки в контейнере и записывает ответ
Чтобы «подружиться с палочками», можно не только с помощью них считать, но и строить из них различные фигуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок (закрепление с использованием ИКТ).Сложение и вычитание в пределах 10.
1 класс является организационным началом образовательного процесса. Поэтому для вовлечения детей в данный процесс лучше использовать различные виды уроков. Так как в современном мире «компьютер» стано...
Урок математики с использованием регионального компонента. Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»
Урок математики с использованием регионального компонента.Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»(КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА VIII ВИДА) Цель: закрепление навыков устного счёта...
Конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление" с использованием компьютерных технологий
Конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление" в форме урока-путешествия с использованием компьютерных технологий построен в со...
ЭОР. Тест "Сложение и вычитание круглых чисел" выполнен с использованием программы Microsoft Power Point
Тест "Сложение и вычитание круглых чисел"...
Наглядный материал для работы с электронной доской. математика 2 класс. Взаимосвязь сложения и вычитания
Материал представляет собой наглядное пособие для учеников 2-ого класса. С помощью примеров показывает сложение и вычитание как взаимообратные действия....