Приемы письменного вычитания
план-конспект урока по математике (4 класс)

Мощенко Марина Николаевна

Приемы письменного вычитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_priemy_pismennogo_vychitaniya.docx52.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 4
ПРИЕМЫ ПИСЬМЕННОГО ВЫЧИТАНИЯ

(учебник, с. 9)

Цель деятельности учителя

Создать условия для проверки сформированности вычислительных умений и навыков в пределах 1000 с переходом через разряд, нахождения значения числовых выражений, периметра квадрата

Тип урока

Закрепление знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся выполнять письменные вычитания чисел в пределах 1000 с переходом через разряд, составлять и решать задачи разными способами, находить значения числовых выражений, пользоваться изученной математической терминологией; решать логические задачи (перекладывать палочки, чтобы получились другие фигуры).

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета «Математика» (к освоению математических способов решения познавательных задач)

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

3. http://www.trepsy. net/world/? stat=4440

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Приемы письменного вычитания, буквенные вычитания

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Моти-
вация (самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке –

Ручка, книжка и тетрадка?

Беритесь, ребята,

Скорей за работу.

Учитесь считать,

Чтоб не сбиться со счета

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учите-лем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Целеполагание

С. 9

Определяют тему, цель урока

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи

III. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.

Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую

Наблюдения учителя, выполненные задания.

2. Устный счет:

Выполняют задания.

информацию из текстов; используют знаково-символические средства для решения практических задач; осознанно
и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями.

Р – принимают и сохраняют учебные задачи; ориентируются в учебнике; планируют, контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса.

1) Выполнение вычислений
по алгоритму.

а

7

11

2

3

10

27

9

14

12

х

2) Игра «Быстро сосчитайте».

– Перед вами круг, разделенный на несколько секторов. В каждом секторе представлено число.

Я буду указкой показывать на одно из чисел и задавать вопросы, а вы должны быстро и правильно отвечать на них. В конце игры подсчитаем, какой ряд учащихся дал больше правильных ответов.

Показывает на одно число и говорит:

а) два числа, сумма которых равна указанному числу;

б) два числа, разность которых равна указанному числу;

в) два числа, произведение которых равно указанному числу.

Участвуют в дидактической игре.

Групповая.

Устные вычисле-ния (сло-жение
и вычитание в пределах 100, табличное умножение).

3) Индивидуальная работа по карточкам.

1-й уровень

2-й уровень

13 – 2

5 + 26

108 : 6

98 : 14

65 : 5

6 + 47

15 – 9

60 : 15

36 : 2

0 – 18

144 : 9

14 + 38

Выполняют задания.

Индивидуальная.

Выполнение вычислений (внетабличное деление, сложение и вычитание в пределах 100, письменное вычитание в пределах 1000).

3. Повторение алгоритма вычитания.

– Вспомните, сколько десятков в 1 сотне?

– Сколько единиц в 1 десятке?

– Рассмотрим решение такого примера.

– Можно ли из 2 единиц вычесть 3 единицы?

– Надо занять у десятков один десяток. Но десятков отдельных нет. Значит, занимаем 1 сотню. Ставлю точку, чтобы не забыть.

В 1 сотне 10 десятков, занимаю 1 десяток.
В 1 десятке 10 единиц. Значит, из 12 вычесть 3, остается 9 единиц. Записываю под единицами. А десятков у нас осталось не 10, а 9, так как мы уже один десяток заняли. Вычитаю десятки: 9 – 6 = 3. Записываю под десятками. Вычитаю сотни. Здесь осталось 5 сотен. Значит: 5 – 4 = 1. Записываю под сотнями. Читаю ответ: 139.

– Откройте учебник на странице 9. Кто попробует объяснить решение примеров в самом верху страницы?

– 1 сотня = 10 десятков.

– 1 десяток = 10 единиц.

– Нельзя.

Фронтальная.

№ 29.

Объясняют.

Выполняют с комментированием примеры.

Фронтальная.

Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение движений согласно инструкции

IV. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

№ 30.

36 – 5 = 31 (чел.).

Ответ: 31 человек записался на кружок рисования.

Решают самостоятельно.

Индивидуальная.

П – владеют логическими действиями; выдвигают гипотезы и их обосновывают; используют знаково-символические средства; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. 

Р – осуществляют планирование, контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Устные ответы,
записи
в тетради (решение текстовых арифметических задач).

№ 32.

1) 36 + 18 = 54 (м.) – в плацкартном.

2) 54 + 36 = 90 (м.).

Ответ: 90 мест вместе.

Двое учащихся решают на закрытой доске, остальные – самостоятельно. Потом сверяют решения.

2. Решение примеров.

№ 33 (см. ресурсный материал).

Решают с комментированием у доски и оформляют как выражение с переменной.

Фронтальная.

Письменное сложение
и вычитание в пределах 1000.

№ 34.

– Можно ли сразу сравнивать выражения?

– Что необходимо сделать?

Образец записи:

200 – 30 · 4 < (200 – 30) · 4

80 < 680

(Устная проверка.)

Выполняют самостоятельно.

– Нет.

– Вычислить значения выражений в правой и левой части.

Индивидуальная.

К – адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию
в коммуникации; осуществляют учет разных мнений

Сравнение выражений на основе вычислений.

3. Задания
из электронного приложения к учебнику

Выполняют задания

Индивидуальная

Выполненные задания

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Что повторили сегодня на уроке?

– Чему научились?

– Что осталось непонятным?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес
к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний

Устные ответы

VI. До-машнее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

С. 9, № 35, 36

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств ее достижения

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

№ 33.

а + 347

а – 39

а = 53

а = 53

53 – 39 = 14

а = 558

 

а = 558

а = 40

а = 40

40 – 39 = 1

а = 282

а = 282


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приемы письменного вычитания в пределах 1000 ".

Урок  математики в 3 классе позволяет познакомить детей с решением примеров на вычитание трехзначных чисел в столбик. Урок путешествия помогает детям усвоить новую тему и закрепить пройденный мат...

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Повторение приемом письменного сложения и вычитания» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Повторение приемом письменного сложения и вычитания»Цели деятельности учителя: закреплять умение выполнять письменные вычисления изученных видов; совершенст...

Конспект урока по математике 4 класс Приемы письменного вычитания

Конспект урока по математике 4 класс Приемы письменного вычитания  Школа России...

Конспект урока по математике 2 класс "Школа России" на тему «Повторение приемом письменного сложения и вычитания»

Конспект урока по математике 2 класс "Школа России" на тему «Повторение приемом письменного сложения и вычитания»...

Урок по математике в 3 классе: «Приемы письменного вычитания в пределах 1000»

Закрепить навыки письменного вычитания в пределах 1000.Развивать вычислительные навыки, умение рассуждать, анализировать, обобщать.Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность....

Конспект урока по математике в 3 классе "Приемы письменного вычитания в пределах 1000" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с приемами письменного приёма вычитания в  пределах 1000; развитие вычислительных навыков; совершенствование навыка решения примеров и...

Конспект урока, 3 класс на тему: «Приемы письменного вычитания трехзначных чисел».

Конспект урока математики в 3 классе . тема : "Приемы письменного вычитания трехзначных чисел"....