Математика 4 кл УМК Школа России
рабочая программа по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 4 класс, разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России авторской программой М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова (УМК «Школа России»).Основной образовательной программы МОУ «Поселья», Учебного плана МОУ «СОШ Поселья».
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа ориентирована на работу по УМК «Школа России»:
- Учебник М.И.Моро, М.А.Бантова и др. «Математика. 4 класс. Части 1 и 2».
- М.: «Просвещение»,2013
- Тетрадь на печатной основе М.И.Моро, С.И.Волкова. «Тетрадь по математике. 4 класс. Части 1 и 2». - М.: «Просвещение», 2013
- Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. М.: «Просвещение», 2013.
- Контрольно-измерительные материалы. Математика. / Сост. Т.Н.Ситникова. М.: ВАКО, 2013.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Предметные результаты изучения курса:
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Числа и величины
Выпускник научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Арифметические действия
Выпускник научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Геометрические величины
Выпускник научится:
-вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
-оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Работа с информацией
Выпускник научится:
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Планируемые личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
- уважительное отношение к иному мнению и культуре.
- навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности;
- умения определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
- мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
- умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Познавательные
Обучающийся научится:
- использовать математического содержания - символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- владеть базовыми предметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура) и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета, используя абстрактный язык математики;
- использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания с поставленными целями и задачами;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;
- читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
- использовать различные способы поиска , сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументировано, c использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
- принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
- принимать участие в определении общей цели и путей е достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Содержание курса
Место учебного предмета в учебном плане.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю, всего 34 недели – 136 часов.
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 *b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Основными формами организации образовательного процесса по математике являются:
- традиционный урок;
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок-проект, урок-практика, и др.)
Основные виды организации образовательного процесса по математике являются: самостоятельная работа, устный счет, контрольная работа, математический диктант, презентация, составление проекта и т.п.
Календарно-тематическое планирование по математике
№ | Название темы | Часы | Дата проведения | ||
По плану | фактич | ||||
Знакомство с учебником | 1 | ||||
Повторение. Нумерация, счет предметов. Разряды. | 1 | ||||
Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | 1 | ||||
Сложение и вычитание | 1 | ||||
Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 | ||||
Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | 1 | ||||
Умножение трёхзначного числа на однозначное | 1 | ||||
Свойства умножения | 1 | ||||
Алгоритм письменного деления на однозначное число | 1 | ||||
Арифметический диктант Приёмы письменного деления. | 1 | ||||
Закрепление навыка письменных приёмов деления | 1 | ||||
Входная контрольная работа | 1 | ||||
Работа над ошибками | 1 | ||||
Закрепление навыка деления | 1 | ||||
Диаграммы | 1 | ||||
Закрепление изученного по теме: «Четыре арифметических действия» | 1 | ||||
Нумерация больше 1000. Класс единиц и класс тысяч | 1 | ||||
Чтение многозначных чисел | 1 | ||||
Запись многозначных чисел. | 1 | ||||
Арифметический диктант Разрядные слагаемые. | 1 | ||||
контрольная работа | 1 | ||||
Работа над ошибками | 1 | ||||
Увеличение, уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 1 | ||||
Класс миллионов, класс миллиардов | 1 | ||||
«Нумерация больше 1000» Самостоятельная работа | 1 | ||||
Единицы длины – километр | 1 | ||||
Таблица единиц длины | 1 | ||||
Закрепление знаний таблицы единиц длины | 1 | ||||
Арифметический диктант Единицы площади | 1 | ||||
Закрепление знаний единиц площади | 1 | ||||
Контрольная работа по теме: «Нумерация больше тысячи» | 1 | ||||
Работа над ошибками. Закрепление изученного | 1 | ||||
Таблица единиц площади | 1 | ||||
Измерение площади с помощью палетки | 1 | ||||
Единицы массы. Тонна, центнер | 1 | ||||
Таблица единиц массы | 1 | ||||
Единицы времени Определение времени по часам | 1 | ||||
Арифметический диктант Решение задач | 1 | . | |||
Секунда | 1 | ||||
Единицы времени. Век | 1 | ||||
Таблица единиц времени | 1 | ||||
Закрепление. | 1 | ||||
Контрольная работа по теме «Величины» | 1 | ||||
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | ||||
Устные и письменные приёмы вычислений | 1 | ||||
Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | ||||
Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого | 1 | ||||
Нахождение нескольких долей целого. | 1 | ||||
Решение задач | 1 | ||||
Сложение и вычитание величин | 1 | ||||
Решение задач | 1 | ||||
Закрепление. | 1 | ||||
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | 1 | ||||
Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 | ||||
Письменные приёмы умножения | 1 | ||||
Письменные приёмы умножения | |||||
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 | ||||
Арифметический диктант Нахождение неизвестного множителя делимого делителя. | 1 | ||||
Деление с числами 0 и 1 | 1 | ||||
Письменные приёмы деления | 1 | ||||
Письменные приёмы деления | 1 | ||||
Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | ||||
Решение косвенных задач | 1 | ||||
Закрепление знаний Решение задач | 1 | ||||
Письменные приёмы деления. Решение задач | 1 | ||||
Письменные приёмы деления. Решение задач | 1 | ||||
Закрепление изученного | 1 | ||||
Закрепление по теме Арифметический диктант «Умножение и деление многозначных чисел». | 1 | ||||
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число». | 1 | ||||
Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | ||||
Умножение и деление на однозначное число | 1 | ||||
Скорость. Единицы скорости Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 | ||||
Решение задач на движение | 1 | ||||
Решение задач на движение | 1 | ||||
Решение задач на движение | 1 | ||||
Умножение числа на произведение | 1 | ||||
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | ||||
Письменное умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 | ||||
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | 1 | ||||
Арифметический диктант Решение задач на движение | 1 | ||||
Перестановка и группировка множителей | 1 | ||||
Закрепление изученного. | 1 | ||||
Закрепление изученного. | 1 | ||||
Контрольная работа по теме | 1 | ||||
«Письменное умножение». | 1 | ||||
Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | ||||
Деление числа на произведение. | 1 | ||||
Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 1 | ||||
Решение задач | 1 | ||||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | ||||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | ||||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | ||||
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | ||||
Решение задач на движение в противоположных направлениях | 1 | ||||
Арифметический диктант Закрепление. | 1 | ||||
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 | ||||
Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 | ||||
Умножение числа на сумму | 1 | ||||
Умножение числа на сумму. | 1 | ||||
Письменное умножение на двузначное число. | 1 | ||||
Письменное умножение на двузначное число. | 1 | ||||
Решение задач. | 1 | ||||
Решение задач | 1 | ||||
Арифметический диктант Письменное умножение на трехзначное число. | 1 | ||||
Письменное умножение на трехзначное число. | 1 | ||||
Письменное умножение на трехзначное число. | 1 | ||||
Письменное умножение на трехзначное число. | 1 | ||||
Закрепление изученного. | 1 | ||||
Контрольная работа «Умножение на двузначное число и трехзначное число" | |||||
Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 | ||||
Письменное деление на двузначное число. | 1 | ||||
Письменное деление с остатком на двузначное число | 1 | ||||
Алгоритм письменного деления на двузначное число | 1 | ||||
Письменное деление на двузначное число. Закрепление. | 1 | ||||
Письменное деление на двузначное число | 1 | ||||
Письменное деление на двузначное число. | 1 | ||||
Закрепление | 1 | ||||
Арифметический диктант Решение задач | 1 | ||||
Закрепление изученного | 1 | ||||
Письменное деление на двузначное число. Закрепление. | 1 | ||||
Письменное деление на трехзначное число | 1 | ||||
Письменное деление на трехзначное число | 1 | ||||
Письменное деление на трехзначное число | 1 | ||||
Закрепление изученного | 1 | ||||
Деление с остатком. | 1 | ||||
Письменное деление на трехзначное число. Закрепление. | 1 | ||||
Контрольная работа " Посменное деление на трехзначное число" | 1 | ||||
Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 | ||||
Нумерация. | 1 | ||||
Выражения и уравнения. | |||||
Сложение и вычитание. | 1 | ||||
Умножение и деление. | 1 | ||||
Порядок выполнение действий. | 1 | ||||
Контрольная работа Итоговая | 1 | ||||
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | ||||
Закрепление. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"
Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"...
Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.
Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Программа по математике по УМК "Школа России" авторов М.И. Моро, Ю.М.Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1 – 4 классы»
Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике для ...
Конспект урока математики в 4 классе (образовательная программа начального общего образования, авторская программа М. И. Моро и др. «Математика», образовательная система «Школа России»)
Тема урока: Приём письменного деления на однозначное число. Цели: - отрабатывать умение выполнять деление трехзначного числа на однозначное; - совершенствовать устные и письменные вычислительные...
4 класс. РП по математике к УМК "Школа России" с модулем "Занимательная математика"
Рабочая программа по предмету «Математика» для 4класса...
1 класс. РП по математике к УМК "Школа России" с модулем "Занимательная математика"
Рабочая программа 2020-2021...