Пути повышения функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики.
статья по математике (2 класс)
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenipe_funktsionalnaya_gramotnost.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Зиннатуллина Ильмира Фаиловна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №1- Центр
национального образования» ЕМР РТ
Пути повышения функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.
Функционально грамотная личность- это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным:
-самостоятельность;
-ответственность;
-инициативность;
-способность принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях;
-готовность к получению новых знаний в течение всей жизни;
-умение выбрать свой профессиональный путь.
А также:
-умение легко адаптироваться в любом социуме;
-умение находить компромиссы, поскольку жить среди людей - значит постоянно искать новые решения;
-отличное владение устной и письменной речью для успешного взаимодействия с окружающими;
-отличное владение информационными технологиями.
Проблема в том, что многие педагоги дают глубокие знания по предмету, но не обучают детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Педагог должен научить своих подопечных идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию. При этом:
-формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
-развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.
Математика является одним из самых важных средств интеллектуального развития человека. Развивая познавательные способности человека, она влияет на содержание и преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование учащихся необходимо для их успешной жизни в современном обществе. Математическая грамотность формируется прежде всего через реализацию компетентностного подхода к обучению.
Для реализации компетентностного подхода в обучении математике необходимо:
- регулярно задавать вопросы вида: «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;
- систематически включать в урок компетентностью задачи;
- использовать на этапе обобщения изученного материала интегрированные задачи;
- предусматривать работу над учебными проектами.
Примеры компетентностных задач по математике:
1. Задания на применение математических знаний для решения практических задач.
2. Задания на ориентацию в жизненной ситуации.
3. Комплексные, интегрированные задачи, описывающие некоторые жизненные ситуации, случаи (практико-ориентированные).
Работа над компетентностными заданиями способствует формированию у младших школьников в первую очередь познавательных УУД: действий сравнения, анализа и синтеза, аналогии, обобщения, умения ставить и решать проблемы, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, умения осознанно и правильно строить речевое высказывание, способности к смысловому чтению, что положительно сказывается и на изучении других предметов.
Функциональная грамотность — это планируемый результат решительно для каждого ученика. Педагогу в первую очередь нужно развивать в каждом ребенке следующие умения: добывать и применять знания, оценивать ситуацию, заниматься самообразованием. Во-вторых, предметные знания не являются для нас приоритетным результатом: это только средства развития ребенка. В-третьих, акцентировать внимание следует на интегративных компонентах функциональной грамотности, то есть читательской, коммуникативной, информационной и языковой грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути повышения орфографической грамотности учащихся начальной школы.
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы...
Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках математики.
Формы и методы для формирования математической грамотности....
Развитие функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...
Эссе «Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку через технологию развивающего обучения»
Эссе "Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку через технологию развивающегося обучения"...
Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики
Начальное звено образования - фундамент школьной учебы, поэтому очень важно именно в начальных классах развить умение использовать математические знания на практике...
«Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики средствами образовательного портала «Учи.ру»
laquo;Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики средствами образовательного портала «Учи.ру»...
Развитие функциональной грамотности у младших школьников на уроках математики и во внеурочное время
Развитие функциональной грамотности младших школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Инновации в обучении математики связаны с актуализацией математической грамотности как с...