Развитие функциональной грамотности у младших школьников на уроках математики и во внеурочное время
презентация к уроку по математике

Развитие функциональной грамотности младших школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Инновации в обучении математики связаны с актуализацией математической грамотности как составного компонента жизненных навыков.Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором необходимых и достаточных компетенций, а сформировать устойчивую потребность в саморазвитии, самообразовании и творческом самосовершенствовании, подготовить  ученика к обучению и развитию на следующих образовательных уровнях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon funktsionalnaya_gramotnost.ppt922 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ № 134 города Новосибирска Мисщенчук Вера Николаевна учитель начальных классов

Слайд 2

РАЗВИТИЕ ФУНК ЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Слайд 3

Развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования школы. Инновации в обучении математики связаны с актуализацией математической грамотности как составного компонента жизненных навыков. Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Слайд 4

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

Слайд 5

Известный математик Джордж Полиа говорил: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».

Слайд 6

Формы работы над задачей Работа над решенной задачей Сравнение задач и их решений Выбор решения из 2-х предложенных Изменение условия, чтобы задача реша- лась др.действием Закончить решение Решение задач с лишними или недостающими данными Работа над структурой задачи Моделирование задачи Решение задач разными способами Составление аналогичной задачи Составление разных выражений к «данным» задачи Выбор выражений, являющихся решением задачи Объяснение готового решения Составление и решение обратных задач Выбор способа записи решения (уравнение, выражение, по действиям) Изменение вопроса Составление задач по схеме, рисунку, словам

Слайд 7

комбинаторные логические связанные с величинами расстановки, на промежутки с геометрическим содержанием на упорядочивание множеств арифметические, требующие особых приёмов решения на планирование действий Нестандартные задачи

Слайд 8

логические на тему «Доли» решаемые с помощью графов на принцип Дирихле решаемые с конца ЗАДАЧИ на установление соответствия между множествами на уравнивание данных

Слайд 9

Комбинаторная задача «Построение дерева возможностей» Есть краски зелёного, красного, жёлтого, синего, оранжевого цветов. Сколькими способами можно раскрасить трёхэтажные домики в 3 цвета, при условии, что цвета не должны повторяться? (60 способов) З З К Ж С О О Ж С Ж Ж О О К К К С С К С Ж О

Слайд 10

Задача на планирование действий Папа с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река. У берега стоял плот, который может выдержать груз весом в 100 кг. Вес папы – 80 кг, сыновей – 45 кг и 50 кг. Как должны они действовать, чтобы переправиться на другой берег? Решение 80 45, 50 80 80 50 45 45 50 80 45 80 50 45, 50

Слайд 11

Задачи на принцип Дирихле В коробке лежат несколько одинаковых по размеру мячиков синего, красного и жёлтого цветов. Из коробки взяли 4 мяча. Есть ли среди них хотя бы 2 мяча какого- либо цвета? Задачи, решаемые с помощью графов В первенстве класса по шашкам 5 участников: Аня, Боря, Влад, Гриша, Даша. Первенство проводится по круговой системе – каждый из участников играет с каждым из остальных один раз. Уже некоторые игры проведены: Аня сыграла с Борей, Владом и Дашей; Боря сыграл с Аней и Гришей; Влад – с Аней и Дашей, Гриша – с Борей, Даша – с Аней и Гришей. Сколько игр проведено и сколько ещё осталось?

Слайд 12

Д Решение. Участников соревнований изобразим точками, которые назовём первыми буквами имён детей. Если двое участников уже сыграли между собой, соединим их точки отрезками. Получил такой граф: Число игр, проведенных, равно числу рёбер, т.е. шести. Чтобы узнать число оставшихся игр, соединим рёбрами красного цвета тех участников, которые ещё не играли друг с другом. Таких рёбер получилось 4, значит осталось провести 4 игры: Борис – Влад, Борис – Даша, Влад – Гриша, Гриша – Аня. А Б В Г

Слайд 13

Задачи на уравнивание данных Масса 4 одинаковых яблок и 3 одинаковых апельсинов составляет 1 кг 250 г, а 7 таких же яблок и 5 апельсинов – 2 кг 150 г. Найди массу яблока и массу апельсина. Задачи, решаемые с конца Торговка, сидя на рынке, думала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину их, да ещё десяток, то у меня бы их была целая сотня!» Сколько яблок у неё было?

Слайд 14

Задачи геометрического содержания Назовите геометрические фигуры. Какая фигура лишняя? Объясните, почему так считаете? Круг разделите на две равные части линией слева направо. Как называется каждая часть круга? Нижний полукруг раскрасьте красным цветом. Верхний полукруг - синим цветом. У какой из основных фигур наименьшее количество углов? (Треугольник.) Поднимите левую руку. Положите ее на верхний левый угол треугольника. Из этого угла проведите линию так, чтобы треугольник разделился на две равные части. Какие новые фигуры получились? (Два треугольника.) Верхний треугольник заштриховать ровными линиями сверху вниз. Оставшийся треугольник заштриховать ровными линиями слева направо. Назовите последнюю фигуру. Почему она так называется? На что эта фигура похожа? Дорисуйте. Для тех, кто затрудняется рисовать, предлагается закрасить фигуру любым цветным карандашом.

Слайд 15

КОЗ по теме: «Умножение и деление круглых чисел» для 3 класса Компетенция: информационная , Аспект: первичная обработка информации . Стимул: У Юры есть 500 рублей. В школьном буфете пирожок стоит 50 тенге, а пирожное 100 рублей. На сколько пирожков и пирожных хватит денег у Юры? Задачная формулировка: Определите, сколько различных способов покупки может сделать Юра? Источник информации: картинки (пирожок и его цена, пирожное и его цена)

Слайд 16

20 рублей Модельный ответ: 40 рублей Количество пирожков Количество пирожных стоимость а) 0 5 200 б) 10 0 200 в) 6 2 200 г) 2 4 200 д) 4 3 200 е) 8 1 200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".

В данном обобщении опыта прослеживается:  использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...

Распространение передового педагогического опыта на тему: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время»

Распространение передового педагогического опыта на тему: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"...

Развитие функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...

Развитие функциональной грамотности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Обучение ребёнка в школе в рамках действующей педагогической системы предполагает овладение и развитие им функциональной грамотности....

Мастер-класс «Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников»

Мастер-класс «Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников»...

Контекстные задачи как инструмент развития функциональной грамотности обучающихся младшего звена

В работе представлен алгоритм конструирования контекстных задач. Рассмотрены задачи по разным предметам и задача для учителей.Разработаны задачи про Саратов и Маркс....

«Развитие функциональной грамотности через игру на уроках в начальной школе»

Методическая разработка может быть использована учителями начальных классов....