Внеурочная деятельность. Занимательная геометрия. Головоломка танграм.
план-конспект занятия по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Занятие по внеурочной деятельности в начальной школе по теме: Головоломка танграм. Разработан Скомороховой М. В. в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Танграм может применяться на уроках математики с целью знакомства с геометрическими фигурами, сравнению фигур по размеру, форме, общим признакам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока внеурочной деятельности по математике. Танграм. | 20.49 КБ |
Презентация к уроку "Танграм" | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Головоломка «Танграм».
Предмет: внеурочная деятельность «Занимательная геометрия»
Подготовила материал: Скоморохова Марина Валерьевна, МАОУ лицей № 17 г. Калининград.
Цели:
- Формирование у учащихся представлений о геометрических фигурах, соотношении фигур по величине, форма и нахождение общих свойств.
- Получение новых знаний и информации о головоломке «Танграм»;
Задачи:
1. Развитие наглядного воображения, логического и пространственного мышления, внимательности и наблюдательности;
2. Формирование умения анализировать фигуры, способы соединения;
3. Обучение составлению заданной модели из элементов;
3. Воспитание настойчивости и терпения при выполнении заданий;
4. Воспитывать познавательный интерес; самостоятельность;
5. Воспитание личности с нестандартным мышлением.
Оборудование: конверты с набором «Танграм», шаблоны с изображениями животных, клей, альбомные листы.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Учитель:
– Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
Проверим вашу готовность к уроку.
На столе у каждого лежит набор геометрических фигур и лист со схемами.
II. Постановка темы и целей занятия:
Учитель:
– Сегодня нас ждет необычное занятие. А вот почему, мы узнаем из этой записки.
Из Китая пришла телеграмма:
«Потерялись фигурки танграма»!
– Поможем китайскому принцу собрать танграм?
Ученики:
– Поможем!
Учитель:
– В Китае очень любят разные игры и головоломки. Но и мы их любим. Сегодня мы познакомимся с игрой «Танграм».
Танграм — древняя китайская игра-головоломка, возникшая 4000 лет назад. Она состоит из танов, то есть плоских фигур. Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой.
У императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Принц рос здоровым и сообразительным не по летам. Но будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.
Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.
Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на части.
– Какие это фигуры, и сколько их мы узнаем из загадок.
Загадка 1:
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, —
Ну, пожалуй, и довольно! —
Что ты видишь? ...
(треугольник)
Загадка 2:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его…
(квадрат)
Загадка 3:
Два выходных,
И пять рабочих,
Их в месяце,
Четыре с хвостиком!
(неделя)
Учитель:
– Ребята, сколько дней в неделе? А что ещё бывает по семь?
Ученики:
– Семь цветов в радуге, семь гномов в сказке про Белоснежку, семь козлят, семь чудес света, цветик-семицветик, семь нот, «семь пядей во лбу (вспомним поговорку) и другие варианты.
Учитель:
– Танграм тоже состоит из семи фигур. Давайте считать: два больших треугольника, два маленьких треугольника, один средний треугольник, один квадрат. Сколько насчитали?
Ученики:
– Шесть!
Учитель:
– Сколько фигур я не назвала?
Ученики:
– Одну!
Учитель:
– Последняя фигура в танграме имеет название параллелограмм. Это четырехугольник, у которого попарно параллельны противоположные стороны.
Учитель:
– Теперь мы знаем из каких фигур состоит головоломка. Мы можем взять наши наборы и попробовать сложить фигуры.
ВАЖНО!
При решении головоломки требуется соблюдать два условия:
1. необходимо использовать все семь фигур танграма;
2. фигуры не должны перекрываться между собой.
III. Работа по теме.
– Учитель: Давайте вместе со мной попробуем собрать из квадрата большой треугольник. Возьмите два наибольших треугольника и положите их самой длинной стороной вниз так, чтобы они соприкасались вершинами.
Затем возьмите квадрат и поверните его вершиной вниз. Приставьте квадрат к левому большому треугольнику так, чтобы он продолжал линию, образованную короткой стороной этого треугольника.
Затем возьмите маленький треугольник и поверните его острой вершиной вниз. Проложите между квадратом и большим треугольником так, чтобы короткая сторона маленького треугольника полностью совпала со стороной квадрата. Возьмите средний треугольник. Его длинная сторона совпадает с короткой стороной большого треугольника. Совместите их.
Возьмите параллелограмм и положите так, чтобы его длинная сторона совпала с короткой стороной большого треугольника, а короткая – со стороной квадрата.
Осталось только приставить маленький треугольник на место вершины.
IV. Физминутка:
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)
Начинаем приседанья —
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно,
Как лягушки, проскакать. (Приседания — 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)
Учитель:
– А теперь поработаем в парах. На каждой парте лежат наборы с головоломкой, клей и схемы. Выберите одну из схем, соберите её, а затем приклейте к листу бумаги. Получившиеся работы мы прикрепим на доску и будем угадывать какая команда какую фигуру собрала.
VI. Итоги урока.
– Что нового сегодня узнали на уроке?
– Чему учились на уроке?
– А где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на уроке?
Танграм во всех его проявлениях можно встретить в дизайне одежды, архитектуре и ландшафтном дизайне. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Вся мебель, построенная по принципу танграма очень удобна и функциональна. Каждый раз она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина.
VII. Рефлексия.
Ребята оценивают свою работу и работу в группах с помощью цветных магнитных фишек. Зеленая фишка – все получилось, желтая фишка – были трудности с выполнением заданий, красна фишка – допустил много ошибок. Фишки прикрепляются на доску в виде башенок.
*Задание по желанию: Придумайте свою фигурку Танграма, дайте ей название, расположите на листе А4 и приклейте.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из Китая пришла телеграмма : «Потерялись фигурки танграма »! Что такое танграм ?
Танграм — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). При решении головоломки требуется соблюдать два условия : 1. необходимо использовать все семь фигур танграма ; 2. фигуры не должны перекрываться между собой. Из геометрических фигур головоломки " Танграм " можно составить несколько сотен силуэтов людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т.д.
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. У императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Принц рос здоровым и сообразительным не по летам. Но будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику любил играть. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был математик, другой – художник, а третий - знаменитый философ, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши- Чао - Тю "- квадрат, разрезанный на части.
Из каких частей состоит танграм ? Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, — Ну, пожалуй, и довольно! — Что ты видишь? ...
Из каких частей состоит танграм ? Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, — Ну, пожалуй, и довольно! — Что ты видишь? ...
Из каких частей состоит танграм ? Паралеллограмм . Это четырехугольник, у которого попарно параллельны противоположные стороны .
Из каких частей состоит танграм?
Схема танграма
Схема танграма
При решении головоломки требуется соблюдать два условия : 1. необходимо использовать все семь фигур танграма ; 2. фигуры не должны перекрываться между собой. Попробуй составить фигуры!
Как собрать треугольник
черепаха
домик
А теперь попробуй собрать домик
рыбка
ворон
кошка
свеча
Применение танграма
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность «Мир геометрии», 1 класс
Тема: Плоская и пространственная фигура Цели: формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни; развивать пространственное воображение учить изображать простые геометр...
Построение замкнутых линий, занятие по внеурочной деятельности "Мир геометрии"
Занятие разработано для учащихся 1 класса с целью расширения знаний о геометрических фигурах....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир геометрии"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Миргеометрии" 1 класс предназначена для работы в любой системе учебников, одобренных для работы в ФГОС НОО...
Программа внеурочной деятельности "Занимательная геометрия"
Раздел содержит программу внеурочной деятельности "Занимательная геомтерия", сценарии занятий по программе, дидактические материалы. ПРограмма прошла рецензирование в институте развития обра...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная геометрия" 3 класс
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная геометрия" 4 класс
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» 2 - 4 КЛАСС
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная геометрия» составлена на основе следующих источников:Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ...