РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» 2 - 4 КЛАСС
рабочая программа по математике
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная геометрия» составлена на основе следующих источников:
- Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2010 год) (утвержден приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 года) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
- «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой (Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011,
- Основная образовательная программа начального общего образования ЧОУ «Добрая школа на Сольбе».
- Учебный план ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» на 2019-2020 учебный год.
- Положение о рабочей программе ЧОУ «Добрая школа на Сольбе».
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная геометрия» рассчитана на 102 часа во 2—4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zanimatelnaya_geometriya_2_-_4_kl.docx | 33.61 КБ |
prilozhenie_ktp_2_kl.docx | 23.97 КБ |
prilozhenie_ktp_3_kl.docx | 23.93 КБ |
prilozhenie_ktp_4_kl.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Протокол № ____ от _____________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» _____________________ Е.М. Гажу «_____» ___________________20___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
2 - 4 КЛАСС
Составитель: Кузьменко А.Н.
Учитель начальных классов
Категория первая
м. Сольба
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная геометрия» составлена на основе следующих источников:
- Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2010 год) (утвержден приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 года) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
- «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой (Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011,
- Основная образовательная программа начального общего образования ЧОУ «Добрая школа на Сольбе».
- Учебный план ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» на 2019-2020 учебный год.
- Положение о рабочей программе ЧОУ «Добрая школа на Сольбе».
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная геометрия» рассчитана на 102 часа во 2—4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
Личностными результатами изучения программы являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
- разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
- преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Универсальные учебные действия
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2 класс. (34часа)
Формирование основных понятий: точка, линия, прямая линия, отрезок, длина отрезка, линейка, луч, построение луча, отрезка, сравнение отрезков, сравнение линии и прямой линии.
Углы.
Луч, угол, вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды углов, сравнение углов.
Треугольники.
Треугольник, вершина, стороны. Виды треугольников, построение треугольников, составление из треугольников других фигур.
Четырехугольники.
Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат. Построение квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.
3 класс (34 часа)
Символика. Построение.
Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельные и пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение длины ломаной.
Периметр.
Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра.
Циркуль.
Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля.
Углы. Транспортир.
Углы. Величина угла. Транспортир.
4 класс. (34 часа)
Высота. Медиана. Биссектриса.
Треугольники, высота, медиана, биссектриса основание и их построение. Прямоугольный треугольник. Катет и гипотенуза треугольника. Составление из треугольников других фигур.
«Новые» четырехугольники.
Параллелограмм. Ромб. Трапеция. Диагонали их и центр. Сходство этих фигур и различие.
Площадь.
Периметр и площадь. Сравнение. Нахождение площади с помощью палетки. Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки.
Геометрическая фигура.
Геометрическое тело.
Понятие объема. Геометрическое тело. Квадрат и куб. Сходство и различие. Построение пирамиды. Прямоугольник и параллелепипед. Построение параллелепипеда. Сходство и различие.
Круг, прямоугольник, цилиндр. Сходство и различие. Построение цилиндра. Знакомство с другими геометрическими фигурами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов | |
1. | 2 класс | 34 | |
2. | 3 класс | 34 | |
3. | 4 класс | 34 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Контроль и оценивание внеурочной деятельности учащихся основывается на критериях уровня и качества выполняемых заданий: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом учащегося в ходе работы.
В программу заложено использование различных форм контроля достижений учащихся: анкетирование, беседа, оценка работы в группах, контроль выполнения творческой работы и ее презентации.
Формы контроля и система оценивания
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через: вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения, самоконтроль, взаимоконтроль. С помощью « Листа контроля» в конце каждого занятия дети осуществляют самооценку. Занятия безотметочные, по системе «зачет – незачет».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Ведущие методы: частично-поисковый, проблемно-поисковый, исследовательский, беседа, метод проектов, социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие; упражнения, предполагающие обратную связь.
Приемы: создание ситуации успеха, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, привлечение обучающихся к оценочной деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность;
Технологии: технология интерактивного обучения Л.И. Уманского, технология встречных усилий Г.А. Цукерман (технология развития творческой деятельности), система оценивания по методике профессора П.И.Третьякова; технология КТД Н.Е.Щурковой;
Организационные формы обучения: классная, индивидуально-групповая, групповая, коллективная.
Для осуществления образовательного процесса по курсу внеурочной деятельности «Занимательная геометрия» необходимы следующие принадлежности:
- игра «Геоконт»;
- игра «Пифагор»;
- игра «Танграм»;
- набор геометрических фигур;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.
Цифровые образовательные ресурсы
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://www.ict.edu.ru
- Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://fcior.edu.ru
- Школьный клуб http://www.school-club.ru
- Начальная школа http://nachalka.info
Литература
Литература для учителя
- В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
- Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
- Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
- Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
- Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
- Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
- Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
Литература для учащихся
- Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся.- М. «Просвещение», 2016
- Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2014
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата план | Дата факт | примечания |
2 КЛАСС (34 ЧАСА) | |||||
Введение. Путешествие в страну Геометрию. Загадки о геометрических инструментах. | 1 | ||||
Знакомство с понятием «Точка». Практические задания. | 1 | ||||
Цвета радуги. Их очередность. Практические задания. | 1 | ||||
Линии. Прямая линия и ее свойства. Практическая работа с линейкой. | 1 | ||||
Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Практическая работа с линейкой. | 1 | ||||
Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Задачи на развитие логического мышления. | 1 | ||||
Кривая линия. Точки пересечения кривых линий. Практические задания. | 1 | ||||
Решение топологических задач. Понятия «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под». Самостоятельная работа. | 1 | ||||
Пересекающиеся линии. Практические задания. | 1 | ||||
Решение топологических задач. Лабиринт. Игра на внимание. Лабиринт. | 1 | ||||
Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. Игра «Дорисуй». | 1 | ||||
Вертикальные и горизонтальные прямые линии. Практические задания. | 1 | ||||
Первоначальное знакомство с сетками. Задания на развитие памяти, внимания. | 1 | ||||
Отрезок. Имя отрезка. Игра «Сложи фигуру». | 1 | ||||
Сравнение отрезков. Единицы длины. Задание с линейкой. | 1 | ||||
Ломаная линия. Практические задания. | 1 | ||||
Ломаная линия. Длина ломаной. Задачи на развитие логического мышления. | 1 | ||||
Решение задач на развитие пространственных представлений. | 1 | ||||
Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. Имя прямого угла. Практическая работа. | 1 | ||||
Острый угол. Имя острого угла. Практические задания. | 1 | ||||
Тупой угол. Имя тупого угла. Практические задания. | 1 | ||||
Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия. Практические задания. | 1 | ||||
Острый, прямой и тупой углы. Практическое задание. | 1 | ||||
Многоугольники. Коллективная работа. | 1 | ||||
Математическая викторина «Гость Волшебной поляны». | 1 | ||||
Треугольник. Имя треугольника. Аппликация из треугольников. | 1 | ||||
Треугольник. Условия его построения. Практические задания. | 1 | ||||
Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Практические задания. | 1 | ||||
Треугольник. Виды треугольников. Практические задания. | 1 | ||||
Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция. Аппликация из четырёхугольников. | 1 | ||||
Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб. | 1 | ||||
Квадрат. Свойства квадрата. Оригами. Сложение и изготовление квадрата. | 1 | ||||
Танграм. Составление картинки танграм. | 1 | ||||
Геометрический КВН. Повторение изученного во 2-м классе. | 1 |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата план | Дата факт | примечания |
3 КЛАСС (34 ЧАСА) | |||||
Повторение изученного материала во 2 классе. Решение логических задач. | 1 | ||||
Плоские фигуры и объемные тела. Конструирование игрушек. | 1 | ||||
Многоугольники. Практическая работа. Аппликация из многоугольников. | 1 | ||||
Периметр многоугольников. Задания на нахождение периметра. | 1 | ||||
Окружность. Круг. Практическая работа с циркулем. | 1 | ||||
Окружность и круг. Практическая работа. Аппликация из кругов. | 1 | ||||
Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности. Практическая работа с циркулем. | 1 | ||||
Радиус и диаметр круга. Практическая работа. Узоры из окружностей. | 1 | ||||
Радиус и диаметр окружности. | 1 | ||||
Решение геометрических задач. | 1 | ||||
Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. | 1 | ||||
Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. | 1 | ||||
Сектор круга. Решение задач на нахождение доли. | 1 | ||||
Сектор. Сегмент. Практическая работа. новогодняя елка. | 1 | ||||
Параллельные прямые. Решение задач на развитие логического мышления. | 1 | ||||
Виды четырехугольников. Построение параллелограмма. | 1 | ||||
Построения на нелинованной бумаге прямого угла, перпендикулярные прямые. | 1 | ||||
Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. | 1 | ||||
Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. | 1 | ||||
Диагонали квадрата. Практическая работа. | 1 | ||||
Деление окружности на 4, 6 равных частей. Работа с циркулем – вычерчивание «розеток». | 1 | ||||
Решение топологических задач. | 1 | ||||
Многоугольники выпуклые и невыпуклые. Практическая работа. | 1 | ||||
Периметр многоугольника. Геометрическая разминка. | 1 | ||||
Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. Практическая работа. | 1 | ||||
Площадь. Единицы площади. | 1 | ||||
Площадь. Решение задач на нахождение площади. | 1 | ||||
Нахождение площади равностороннего треугольника. Практическая работа. | 1 | ||||
Плоскость. Практическая работа, направленная на развитие умения понимать понятие «плоскость». | 1 | ||||
Угол. Угловой радиус. Аппликация из геометрических фигур. | 1 | ||||
Сетки. Решение логических задач. | 1 | ||||
Обобщение изученного материала. Аппликация из геометрического материала. | 1 | ||||
Обобщение изученного материала. Задания на развитие логического мышления. | 1 | ||||
Урок-праздник «Хвала геометрии!» Применение полученных навыков. | 1 |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата план | Дата факт | примечания |
4 КЛАСС (34 ЧАСА) | |||||
Повторение изученного во 3-м классе. Решение логических задач. | 1 | ||||
Решение топологических задач. Пентамино. Подготовка учащихся к изучению объемных тел. | 1 | ||||
Куб. Развёртка куба. Моделирование куба. Практическая работа | 1 | ||||
Прямоугольный параллелепипед, куб. Развертка параллелепипеда. Практическая работа | 1 | ||||
Каркасная модель куба. Развертка куба. Работа с проволокой. | 1 | ||||
Куб. Площадь полной поверхности куба. Выполнение заданий на смекалку. | 1 | ||||
Знакомство со свойствами игрального кубика. Развитие пространственного мышления. | 1 | ||||
Равносторонний и равнобедренный треугольники. Практическая работа. | 1 | ||||
Измерение углов. Транспортир. Выполнение заданий на нахождение градусной меры угла. | 1 | ||||
Построение углов заданной градусной меры. Разработка алгоритма построения угла. | 1 | ||||
Построение треугольника по трем заданным сторонам. Развитие пространственного мышления. | 1 | ||||
Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. Практическая работа. | 1 | ||||
Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. Решение задач на нахождение площади. | 1 | ||||
Площадь. Измерение площади палеткой. Изготовление палетки. | 1 | ||||
Числовой луч. Развитие пространственного мышления. | 1 | ||||
Числовой луч (закрепление). Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. | 1 | ||||
Сетки. Игра «Морской бой». Правила игры. | 1 | ||||
Сетки. Координатная плоскость. Развитие пространственного мышления. | 1 | ||||
Осевая симметрия. Практическая работа. | 1 | ||||
Симметрия. Выполнение симметричных рисунков. | 1 | ||||
Симметрия (закрепление). Практическая работа. Оригами. | 1 | ||||
Поворотная симметрия. Кубик Рубика. Практическая работа. | 1 | ||||
Прямоугольный параллелепипед. Развитие воображения. | 1 | ||||
Прямоугольный параллелепипед. Выполнение заданий с координатной плоскостью. | 1 | ||||
Прямоугольный параллелепипед. Модель развёртки параллелепипеда. Моделирование параллелепипеда. | 1 | ||||
Цилиндр. Развитие пространственного мышления. | 1 | ||||
Цилиндр. Закрепление изученного. Самостоятельная работа. | 1 | ||||
Конус. Практическая работа. | 1 | ||||
Пирамида. Развёртка. Моделирование пирамиды. | 1 | ||||
Пирамида. Развитие воображения. | 1 | ||||
Шар. Геометрическая разминка. | 1 | ||||
Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела». | 1 | ||||
Проверочные задания на сформированность геометрических понятий. | 1 | ||||
Геометрический КВН. Применение полученных навыков. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир геометрии"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Миргеометрии" 1 класс предназначена для работы в любой системе учебников, одобренных для работы в ФГОС НОО...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир геометрии"
Программа внеурочной деятельности для детей 7 - 10 лет, на четыре года обучения....
Программа внеурочной деятельности "Занимательная геометрия"
Раздел содержит программу внеурочной деятельности "Занимательная геомтерия", сценарии занятий по программе, дидактические материалы. ПРограмма прошла рецензирование в институте развития обра...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная геометрия" 3 класс
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная геометрия" 4 класс
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и ...
Рабочая программа внеурочной деятельности Информационная геометрия 2 класс
Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...