Рабочая программа Литературное чтение
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_pogramma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx45.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родниковская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на

заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол №__

от  «___»  ____________2020г.

«Согласовано»

Зам. по УВР

_____Земляная Л.В.

«__»_________2020г.

«Утверждено»

Директор школы

________Т.В.Коробейникова

Приказ №_____________

 от «___»________2020г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Литературное чтение»

предметной области «Филология»

4 класс

2020-2021 учебный год

Разработала программу:

первой квалификационной категории

учитель начальных классов

Комарова Оксана Анатольевна

                                                                2020 год

                                                 Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе примерной программы по литературному чтению начального общего образования, авторской программы  О.В.Кубасовой (УМК Гармония «Ассоциация 21 век» 2013г.), утвержденной Министерством образования и науки РФ и основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Родниковской СОШ

На изучение учебного предмета «литературное чтение» образовательной области «Филология» в 4 классе отводится 3 часа в неделю. Программа рассчитана на 102ч.(34 учебных недели)

Универсальные учебные действия

Планирование этих умений осуществляется по мере реализации программы на предстоящий срок.

Учебные результаты по предмету даны на двух уровнях: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться». Планируемые результаты, выделенные курсивом, получат возможность достичь только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей.

Личностные универсальные учебные действия:

  • Выполняет правила поведения школьника.
  • Самостоятельно выполняет поручения учителя, проявляя инициативу
  • Удерживает статус школьника, осознает значимость учения, учится с опорой на внешние и внутренние мотивы, объясняет свои мотивы
  • Сопоставляет самооценку и оценку другими себя на основе критериев успешности учебной деятельности
  • Самостоятельно оценивает свои возможности на основе заданных критериев успешности
  • Выражает в рисунке, лепке свое отношение об услышанном или увиденном произведении искусства.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Создает правила действия в учебной деятельности по аналогии с игровой, рефлектирует выполнение этих правил

Самостоятельно осуществляет учебные действия в новом материале по образцу или заданному алгоритму совместно с одноклассниками (в парах и группах)

Отличает способы выполнения учебного действия применительно к характерным ситуациям

Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению

Определяет количество и порядок действий по решению задачи в соответствии с условиями ее реализации

Сопоставляет свои действия по планированию и контролю решения задачи с установленными правилами

Осуществляет пошаговый и итоговый контроль действий одноклассника (в группе, паре), сравнивая способ его выполнения и результат с эталоном

Корректирует действие по ходу его выполнения.

Исправляет указанную ошибку самостоятельно.

Корректирует с помощью взрослого план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Формулирует познавательную цель под руководством взрослого.

Различает, что известно и усвоено, от того, что еще неизвестно.

Преобразует практическую задачу в познавательную

Самостоятельно сопоставляет, аргументирует и оценивает свою работу и работу других

Сопоставляет цель, ход и результат деятельности совместно со  сверстниками, определяет причины успешности и не успешности  в учебной деятельности

Осуществляет поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике

Определяет цель и способ наблюдения с помощью взрослого.

Представляет при участии учителя изученный материал в виде устных сообщений, реферата, презентаций.

Различает типы книг (изданий), виды информации (научная, познавательная) с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Выбирает книги для чтения на основе заглавия, оглавления, аннотации, предисловия, иллюстраций и др. данных

Рассуждает, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях в сотрудничестве с учителями или одноклассниками (по опорам)

Определяет цель совместной работы и распределяет задания в паре, группе

Оценивает действия партнера на основе заданных критериев

Задает вопросы партнеру по теме и контролирует ответы на основе своих знаний

Задает вопросы собеседнику на понимание и строит понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер знает и понимает

Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме под руководством учителя

Выделяет в услышанном тексте-рассуждении понятное и непонятное.

Задает вопросы к услышанному рассуждению

Внимательно слушает чтение учителем и детьми научно-популярных статей, былин, басен

Отвечает на вопросы по содержанию услышанного

Выделяет главную мысль (мысли) из услышанного текста по алгоритму совместно с другими

Выделяет опорные слова.

Составляет план текста по памятке

Составляет (продолжает) рассказ на заданную тему по плану

Самостоятельно обращается к словарю для объяснения непонятных слов

Восстанавливает деформированный план.

Составляет план текста по памятке

Отличает главную информацию от второстепенной.

Задает основание для упорядочивания информации (под руководством учителя)

Извлекает информацию, представленную в неявном виде, по наводящим вопросам

Использует самостоятельно различные виды чтения: изучающее, ознакомительное, поисковое (по заданному алгоритму)

Выполняет подробный пересказ прочитанного на основе самостоятельно составленного плана

Составляет план, вычленяя содержащиеся в тексте основные события и  сведения.

Кратко передает содержание текста по плану

Устанавливает простые связи между идеей текста и фактом

Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов.

Составляет «аннотацию», письменно отвечая на вопросы, заданные учителем

Высказывает свою точку зрения о прочитанном, работая в паре и группе

Дает аргументированную оценку содержанию текста (в процессе обсуждения с учителем и сверстниками)

Определяет место и роль иллюстративного ряда в тексте (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками)

Обнаруживает неточные факты, сведения, отсутствие   информации

Предметные умения (Подготовка к ККР):

  • понимать содержание текста и подтекст произведений более сложных, чем прежде, по художественному и смысловому уровню;
  • выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
  • работать с толковым словарем;
  • использовать при чтении средства интонационной выразительности (логическое ударение, силу и эмоциональную окраску голоса, темпо ритм, логические и психологические паузы, мелодику);

-давать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

-определять тему и главную мысль произведения;

-соотносить содержание произведения с теми языковыми средствами, при помощи которых оно выражено автором;

-озаглавливать иллюстрации и тексты;

-составлять простой план произведения;

-пересказывать текст подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану);

  • выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);
  • развивать способность к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в процессе его;

-        ставить вопросы к прочитанному;
- самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.

  • выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;
  • выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексику, отличать сказку от рассказа;
  • использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение);
  • накопить разнообразные видо-жанровые представления об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения).

- уметь подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;

- освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины (индивидуальные и групповые), произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутую драматизацию;

- уметь подготовить творческий пересказ;

- уметь составить диафильм (комикс) к небольшому тексту (устно и графически);

  • принимать участие в конкурсах чтецов;

      - составлять собственные высказывания на основе прочитанного.

Содержание и предметные планируемые результаты освоения программы по предмету литературное чтение в 4  классе

Раздел

Содержание учебного предмета

Планируемый результат по содержанию учебного предмета.

Предметные умения

Научится

Получит возможность научиться

Виды речевой и читательской деятельности

  Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный, учебный, научно-популярный — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение с учётом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации);

• читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов текстов);

• читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (только для художественных текстов);

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое/выборочное — в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

• ориентироваться в содержании художественного и научно-популярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

— для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

— для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая

ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

• использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов:

— для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

— для научно-популярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

• использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

— для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

— для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

• передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

• участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

• удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения;

• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

• различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

• высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

• составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание)

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

.• осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;

• вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

• составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

• работать с тематическим каталогом;

• работать с детской периодикой;

• самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для

художественных текстов)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

• распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

• отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

• различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений

• воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

• находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет);

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);

• определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

• создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

• восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

• составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

• составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

• вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевлённого предмета;

• создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

• работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение

1.2.1.1. Чтение. Работа с текстом

(метапредметные результаты)

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

• работать с несколькими источниками информации;

• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

• сопоставлять различные точки зрения;

• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе

п/п

Тема(содержание) урока

Количество часов

Дата

Раздел 1. «Что за прелесть эти сказки!..» (Сказки) (20 ч)

1

Библиотечный урок «Что мы читали летом» ;С. Михалков «Гимн Российской Федерации»

1

2

И. Токмакова «В чудной стране».

Русская народная сказка «Пётр I и мужик»

1

3

Русская народная сказка «Марья и ведьмы»

1

4

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

1

5

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

1

6

Обобщение по теме «Русские народные сказки».

1

7

Книги со сказками разных народов. Бразильская сказка «Жизнь человека»

1

8

X. К. Андерсен «Русалочка». Слушание. Анализ первичного восприятия сказки

1

9

X. К. Андерсен «Русалочка». Диалог с автором сказки

1

10

X. К. Андерсен «Русалочка». Сказки Х.К.Андерсена

1

11

Административная контрольная работа

1

12

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

13

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Описание героев.

1

14

 Сказки А.С. Пушкина

1

15

Д. Джекобс «Рыба и кольцо»

1

16

А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». Слушание. Анализ первичного восприятия

1

17

А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». Деление текста на части. Составление плана

1

18

Дж. Родари «Эти бедные привидения» .Книги Джанни Родари

1

19

К. Драгунская «Лекарство от послушности»

1

20

Книги со сказками современных отечественных писателей

1

Раздел 2. «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) (4 ч

21

«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева) «Добрыня и Змей»

(обработка Ю. Круглова)

1

22

«Болезнь и исцеление Ильи Муромца»

(пересказ А. Нечаева)

1

23

«Алёша Попович и Тугарин» (пересказ А. Нечаева).Книги с былинами. Обобщение

1

24

Административная контрольная работа

1

Раздел 3. «Уж сколько раз твердили миру...» (Басни) (4 ч)

25

X.К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Лисица и Козёл», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать»

1

26

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки»

1

27

Л.Н. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков

«Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»

1

28

И. Демьянов « Валерик и

тетрадь». Книги с баснями . Обобщение.

1

        Раздел 4. «Оглянись вокруг» (Рассказы) (20 ч)

29

М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»

1

30

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

31

Книги с рассказами о животных»

1

32

Р. Фраерман «Девочка  с камнем»

1

33

Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»

1

34

Книги с рассказами  о детях

1

35

Ю. Яковлев «Полосатая палка»

1

36

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Слушание. Анализ первичного восприятия

1

37

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Выборочный пересказ

1

38

Н. Носов «Огородники»

1

39

О. Григорьев «Две трубы»

1

40

Книги С.П. Алексеева. С.П. Алексеев «Капитан бомбардирской роты» «Радуйся малому, тогда и большое придёт»

1

41

А. Чехов «Ванька». Слушание. Анализ первичного восприятия

1

42

А. Чехов «Ванька». Характеристика героев

1

43

Д. Мамин-Сибирякт «Вертел». Основная мысль произведения.

1

44

Л. Кассиль «У классной доски». Первичное восприятие текста. Работа по содержанию

1

45

Книги о Великой Отечественной войне. В. Лидин «Завет»

1

46

Р. Брэдбери «Всё лето в один день». Фантастический рассказ

1

47

Р. Брэдбери «Всё лето в один день». Обобщение.

1

48

Административная контрольная работа

1

Раздел 5. «Золотая колесница» (Мифы Древней Греции) (4 ч)

49

«Персей»

1

50

Н. Кун «Олимп»

1

51

«Орфей и Эвридика»

1

52

Книги с мифами Древней Греции. «Дедал и Икар» 

1

Раздел 6. «Вначале было Слово, и Слово было Бог...» (Библейские сказания) (7 ч)

53

Библейские сказания: «Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»; «Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех», «Изгнание из рая»

1

54

«Всемирный потоп»

1

55

«Моисей». Слушание. Анализ первичного восприятия

1

56

«Моисей». Пересказ текста

1

57

С. Лагерлёф «Святая ночь». Работа над осознанностью чтения

1

58

А. Мень «Милосердие Иисуса» Притча «Блудный сын».

1

59

Книги с библейскими сказаниями. Обобщение.

1

Раздел 7. «Самого главного глазами не увидишь...» (Повесть-сказка) (8 ч)

60

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Слушание. Анализ первичного восприятия

1

61

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Анализ первичного восприятия текста

1

62

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».  Перечитывание текста и его анализ

1

63

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Художественные особенности сказки

1

64

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Христианское начало в сказке

1

65

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Анализ образов героев, их взаимоотношений

1

66

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Инсценировка эпизодов

1

67

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Обобщение прочитанного 

1

Раздел 8. «Мир – театр, люди в нём – актёры...» (Пьесы) (5 ч)

68

Р. Зелёная «Ах, руки, руки!..»

1

69

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава)

1

70

Книги Н. Носова . Н. Носов «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»)

1

71

Н. Носов «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»)

1

72

Книги и журналы с пьесами. Обобщение.

1

Раздел 9. «Мир волшебных звуков» (Поэзия) (14 ч)

73

В. Жуковский «Песня»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»

1

74

А.С. Пушкин «Птичка», «Няне»; К. Паустовский «Сказки Пушкина»

1

75

А.С. Пушкин «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины» (из И.В. Гёте); М. Лермонтов «Утёс», «Молитва»

1

76

Административная контрольная работа

1

77

И. Суриков «Весна»;

К. Бальмонт «Золотая рыбка»

1

78

А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»

1

79

С. Есенин «С добрым утром!»

М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»;

1

80

В. Маяковский «Тучкины штучки»

Книги и журналы со стихами русских поэтов.

1

81

С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»

1

82

Ю. Владимиров «Чудаки»; Д. Хармс «Очень

страшная история»

1

83

Книги и журналы с забавными стихами. В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы»

1

84

О. Высотская «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня»

1

85

Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла» .Обобщение

1

86

Книги и журналы со стихами современных детских поэтов

1

Раздел 10. «Когда, зачем и почему?» (Познавательная литература) (16 ч)

87

Ю. Яковлев «О нашей Родине»

И. Соколов- Микитов «Русский лес»

1

88

Ю. Дмитриев «Зелёное и жёлтое»

1

89

«Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»)

1

90

Н. Соловьёв «Сергей Радонежский». Первичная работа с текстом

1

91

Н. Соловьёв «Сергей Радонежский».

1

92

В. Губарев «В открытом космосе»

1

93

Л. Яхнин «Метро»

1

94

М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего» «Сто тысяч почему».

1

95

Книги и журналы, отвечающие на вопросы

1

96

Н. Надеждина «Лук от семи недуг»; М. Константиновский «Что такое электрический ток»

1

97

Промежуточная аттестация

1

98

В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»

1

99

А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» (отрывок)

1

100

Книги о книгах и их создателях .К. Паустовский «Великий сказочник»

1

101

К. Чуковский «Признания старого сказочника» (фрагмент) 

1

102

Заключительный обобщающий библиотечный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Литературное чтение"

программа "Гармония", автор О.В. Кубасова, 2 класс...

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...