"Переходим через разряд", 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация по математике "Переходим через разряд", 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Переходим через разряд».

Тип урока: изучение нового материала.

Умк: Планета знаний.

Цель:  познакомить с приемом  сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через разряд

Задачи:

  1. формировать способность к  сложению и вычитанию двузначных чисел с переходом через разряд
  2. развивать вычислительные умения и способность к самостоятельному анализу и решению задач, способность применять мыслительные операции и выражать результаты мышления в речи
  3. воспитывать учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения примеров

Познавательные УУД: 

 – самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

 – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

 – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

– активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

 – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

 – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

 – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении.

Регулятивные УУД:

– выполнять работу в соответствии с заданным планом;

 – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

 – определять цель деятельности на уроке

 – обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

Личностные УУД:

– понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

– быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

 – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

План урока

  1. Организация класса
  1. Приветствие
  2. Знакомство
  3. Эмоциональный настрой
  1. Устный счет

1. Нахождение значений выражений

2. Нахождение суммы разрядных слагаемых.

3. Игра на внимание

4. Решение простой задачи.

5. Итог устного счета

  1. Сообщение темы и цели урока
  2. Изучение нового материала
  1. Выполнение задания 1.
  2. Выполнение задания 2.
  3. Выполнение задания 3.
  4. Выполнение задания 4.
  5. Выполнение задания 5.
  1. Итог урока
  1. Подведение итога урока
  2. Рефлексия
  3. Выставление оценок

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организация класса
  1. Приветствие
  2. Знакомство
  3. Эмоциональный настрой

1 мин

- Здравствуйте!
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели

-Тише сели…

Л: положительное отношение к уроку.

  1. Устный счет

1.Нахождение значений выражений

2.Нахождение суммы разрядных слагаемых.

3.Игра на внимание

4.Решение простой задачи.

5.Итог устного счета

-Начнем урок с устного счета.

- Найдите значения выражений

 Число 10 увеличить на 2

-Что значит увеличить на 2?

-Сколько будет?

Число 18 уменьшить на 3

-Что значит уменьшить на 3?

-Сколько будет?

Сложите два числа 15 и 4

-Что значит сложить числа 15 и 4?

-Сколько будет?

Вычтите из 17 6

-Что значит из 17 вычесть 6?

-Каков результат?

17-6=11

 Определите, сколько десятков и единиц в числах, назовите сумму разрядных слагаемых: в виде сложения круглого числа и единиц:

72 = … + …

56 = … + …

44 = … + …

93 = … + …

-Игра на внимание

-Найдите квадраты, у которых сумма чисел равна 18

12+8         2+8   10+3     16+2     20-2

 

- Решим задачу.

«В  коробке лежало  8 карандашей, доложили ещё 4 карандаша. Сколько карандашей стало всего?»

-Прочитайте задачу про себя, вслух громко и четко прочитает…

- О чем задача?

-Что известно?

-Как найти сколько всего карандашей?

-Сколько карандашей?

-Молодцы, на устном счете мне помогали…

10+2

12

18-3

15

15+4

19

17-6

11

70+2

50+6

40+4

90+3

О карандашах.

Было 8, доложили 4.

8+4=12(к.)

  1. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке  мы продолжим  путешествие по стране Сложения и Вычитания.

Во время путешествия мы будем записывать всё самое интересное и важное в своих «путевых дневниках», т.е в  тетрадях.

-Математика любит порядок.

-Откройте тетради, запишите число, сегодня 27 ноября, классная работа.

-Отступите 1 клетку вниз от классной работы, от начала строки запишите число в котором 8 десятков 9 единиц

-Какое число запишите?

-1 десяток 9 единиц, запишите, отступив 1 клетку вправо.

-Какое число запишите?

-7 десятков, запишите, отступив 1 клетку вправо.

-Какое число запишите?

-Прочитайте записанные числа.

89 19 70

- Составьте пример на сложение, используя эти 3 числа.

На доске записываю

-Отступите 1 клетку вниз и запишите.

70+19=89

-Назовите компоненты в этом выражении.

-А теперь еще 2 примера на вычитание

Ученики говорят, записываю на доске

70+19=89

89-70=19

89-19=70

А как первое выражение связано с двумя нижними?

-Сегодня мы с вами познакомимся с новым способом сложения, более удобным, научимся вычислять в столбик.

89

19

70

1 слагаемое - 70, 2 слагаемое - 19, Сумма-89

Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое

Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое

П: принимают и сохраняют учебную цель.

Р: самоконтроль.

Л: учебно-познавательный интерес к новому материалу.

  1. Изучение нового материала

  1. Выполнение задания №1

  1. Выполнение задания №2

  1. Выполнение задания №3

  1. Выполнение задания № 4.

  1. Выполнение задания №5.

-Откройте учебник на странице 94, найдите задание № 1.

-Понаблюдайте, как можно складывать числа, прочитает выражение…

-Объясните, как производили вычисление. (сначала складывали десятки, затем единицы)

-Такие приемы вычисления называют Устными.

-Таким же способом сложим числа:

-Первое выражение читает…

-Что складываем сначала?

-Сколько десятков в первом слагаемом? Втором?

-Запишите.

-Поставьте знак «+»

-Сколько единиц в первом и втором слагаемом?

-Что еще нам нужно сложить?

-Запишите «6+5» после знака «+», поставьте знак «=»

-Посчитайте сумму десятков.

-Запишите 30, поставьте знак «+»

-Посчитайте сумму единиц

-Запишите после знака «+» «11»

-Посчитайте общую сумму.

16+25=10 +20+6+5=30+11=41

27+14=20+10+7+4=30+11=41

-Найдите задание №2.

-При сложение однозначных чисел результат может быть: меньше 10; равен 10; больше 10, но меньше 20.

- Подберите вместо  букв А и Б однозначные числа, чтобы результат был меньше 10.

- Подберите вместо  букв В и Г однозначные числа, чтобы результат был равен 10.

- Подберите вместо  букв Д и Е однозначные числа, чтобы результат был больше 10.

-Какой результат может быть при сложении однозначных чисел? (При сложение однозначных чисел результат может быть: меньше 10; равен 10; больше 10, но не меньше 20.)

-Найдите задание № 3. Найдите значения выражений

23+4=27

24+8=32

25+5=30

23+9=32

23+7=30

27+2=29

-Подчеркните выражения, результат которых меньше 30 зеленым карандашом, больше 30 – красным, равные 30- синим.

- Какие выражения подчеркнули  зеленым карандашом?

-Какие выражения красным?

-Сейчас мы познакомимся с более удобным способом сложения двухзначных чисел, сложением в столбик по алгоритму.

Алгоритм:

27

35

62

Пишу… ( под числом 27, не пропуская не одной клеточки подписываем 35, десятки под десятками, единицы под единицами, слева на пересечении клеточек между числами ставим знак «+», подчеркиваем по линии клеточек под числом 35, не пропуская клеточки под линией пишем результат, начинаем складывать с единиц.)

Складываю единицы: 7+5=12,

-Сколько десятков и единиц в числе 12? (12 единиц – это 1дес. и 2единицы, пишу под единицами 2, а 1 десяток запомню и прибавлю к десяткам, над десятками напишем маленькую цифру 1, чтобы не забыть)

Складываю десятки: 2+3=5, да ещё 1

5+1=6

Пишу под десятками 6.

Читаю ответ: 62.

-Найдите задание №4, выполним вычисления в столбик по алгоритму.

-К доске пойдёт…

43

  8

51

Пишу… ( под числом 43, не пропуская не одной клеточки подписываем 8, десятки под десятками, единицы под единицами, слева на пересечении клеточек между числами ставим знак «+», подчеркиваем по линии клеточек под числом 8, не пропуская клеточки под линией пишем результат, начинаем складывать с единиц.)

Складываю единицы: 3+8=11,

-Сколько десятков и единиц в числе 11? (11 единиц – это 1дес. и 1единицы, пишу под единицами 1, а 1 десяток запомню и прибавлю к десяткам, над десятками напишем маленькую цифру 1.)

Складываю десятки: 4+1=5

Пишу под десятками 5.

Читаю ответ: 51.

-К доске пойдёт…

24

 12

36

Пишу… ( под числом 24, не пропуская не одной клеточки подписываем 12, десятки под десятками, единицы под единицами, слева на пересечении клеточек между числами ставим знак «+», подчеркиваем по линии клеточек под числом 12, не пропуская клеточки под линией пишем результат, начинаем складывать с единиц.)

Складываю единицы: 4+2=6,

пишу под единицами 6

Складываю десятки: 2+1=3

Пишу под десятками 3.

Читаю ответ: 36.

-К доске пойдёт…

16

 57

73

Пишу… ( под числом 16, не пропуская не одной клеточки подписываем 57, десятки под десятками, единицы под единицами, слева на пересечении клеточек между числами ставим знак «+», подчеркиваем по линии клеточек под числом 57, не пропуская клеточки под линией пишем результат, начинаем складывать с единиц.)

Складываю единицы: 6+7=13,

-Сколько десятков и единиц в числе 13? (13 единиц – это 1дес. и 3единицы, пишу под единицами 3, а 1 десяток запомню и прибавлю к десяткам, над десятками напишем маленькую цифру 1.)

Складываю десятки: 1+5=6, да ещё 1

6+1=7

Пишу под десятками 7.

Читаю ответ: сумма 16 и 57 = 73.

-К доске пойдёт…

36

 14

50

Пишу… ( под числом 36, не пропуская не одной клеточки подписываем 14, десятки под десятками, единицы под единицами, слева на пересечении клеточек между числами ставим знак «+», подчеркиваем по линии клеточек под числом 14, не пропуская клеточки под линией пишем результат, начинаем складывать с единиц.)

Складываю единицы: 6+4=10,

-Сколько десятков и единиц в числе 10? (10 единиц – это 1дес. и 0единиц, пишу под единицами 0, а 1 десяток запомню и прибавлю к десяткам, над десятками напишем маленькую цифру 1.)

Складываю десятки: 3+1=4, да ещё 1

4+1=5

Пишу под десятками 5.

Читаю ответ: сумма 36 и 14 = 50.

-К доске пойдёт…

  7

 68

 75

Пишу… ( под числом 7, не пропуская не одной клеточки подписываем 68, десятки под десятками, единицы под единицами, слева на пересечении клеточек между числами ставим знак «+», подчеркиваем по линии клеточек под числом 68, не пропуская клеточки под линией пишем результат, начинаем складывать с единиц.)

Складываю единицы: 7+8=15,

-Сколько десятков и единиц в числе 15? (15 единиц – это 1дес. и 5единиц, пишу под единицами 5, а 1 десяток запомню и прибавлю к десяткам, над десятками напишем маленькую цифру 1.)

Складываю десятки: 6+1=7

Пишу под десятками 7.

Читаю ответ: сумма 7 и 68 = 75.

-К доске пойдёт…

 56

 38

 94

Пишу… ( под числом 56, не пропуская не одной клеточки подписываем 38, десятки под десятками, единицы под единицами, слева на пересечении клеточек между числами ставим знак «+», подчеркиваем по линии клеточек под числом 38, не пропуская клеточки под линией пишем результат, начинаем складывать с единиц.)

Складываю единицы: 6+8=14,

-Сколько десятков и единиц в числе 14? (14 единиц – это 1дес. и 4единицы, пишу под единицами 4, а 1 десяток запомню и прибавлю к десяткам, над десятками напишем маленькую цифру 1.)

Складываю десятки: 5+3=8, да ещё 1

8+1=9

Пишу под десятками 9.

Читаю ответ: сумма 56 и 38 = 94.

-Прочитайте стихотворение после 4 задания.

-Сейчас решим задачу…

-Найдите задачу под номером 5. Посередине запишите слово «задача».

-Прочитайте задачу про себя, вслух прочитает…

-О ком задача? (о даме с собачкой и саквояжем)

-Что известно в задаче? (вес дамы с собачкой и с саквояжем составляет 98 кг, саквояж -16 кг, собачка-2кг)

-Что нужно узнать? (вес дамы)

-Посмотрите на краткую запись задачи:

Д.-? кг

С.-16 кг           98кг

Соб.-2 кг

-Сколько весит саквояж? (16)

-Сколько весит собака ? (2)

-А сколько весит дама? (неизвестно)

-Сколько кг общий вес? (98 кг)

-Каким действием можем узнать вес дамы? (вычитанием)

- Что нужно вычесть? (вычесть из общего веса, вес саквояжа и собачки)

-Как?

1) 98 – 16=82(кг)

-Что нашли? (вес дамы и собачки)

-Как узнать вес дамы?

2)82-2=80 (кг)

-Что нашли? (вес дамы)

-Что-нибудь еще нужно узнать? (нет)

-Запишите ответ. (80 кг весит дама)

Десятки

1дес, 2 дес

10+20

Единицы

6 и 5

10+20=30

6+5=11

30+11=41

3+2<10

5+5=10

7+8=15

К:оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций

Р:умеют следовать режиму организации учебной деятельности; оценивают выполнения своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли трудности при выполнении

  1. Итог урока

  1. Подведение итога урока.

  1. Выставление оценок

3.Рефлексия

-С каким способом сложения мы с вами сегодня познакомились? (сложением в столбик по алгоритму)

-Назовите этапы алгоритма. (складываем сначала единицы, затем десятки)

-Молодцы, ребята, на уроке вы сегодня отлично поработали, я могу поставить оценки…

-Посмотрите на слайд, на стихотворение. Послушайте его. Зачитайте строчку из стихотворения, которая соответствует вашему отношению к сегодняшнему уроку.

1. Урок полезен, все понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Еще придется потрудиться,

4.Да, трудно все-таки учиться!

-Спасибо. Урок окончен.

Л: Самооценка на основе критерия успешности;Контроль и оценка успешности деятельности.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика

Слайд 3

10+2= 12 18-3= 15 15+4= 19 17-6= 11

Слайд 4

72 = … + … 56 = … + … 44 = … + … 93 = … + … 70 2 50 6 40 4 90 3

Слайд 5

12+8 2+8 10+3 16+2 20-2

Слайд 6

«В коробке лежало 8 карандашей, доложили ещё 4 карандаша. Сколько карандашей стало всего?» 8+4=12(к.)

Слайд 8

89 19 70 70+19=89 89-70=19 89-19=70

Слайд 9

27+35=20+30+7+5=50+12=62

Слайд 10

16+25 = 10+20+ 6+5= 30+ 11= 41 27+14= 20+10+ 7+4= 30+ 11= 41

Слайд 11

А+Б <10 3+2 <10 8+2 =10 7+8>1 0 Д+Е >10 В+Г=1 0

Слайд 12

23+4 = 24+8= 25+5= 27 32 30 23+9= 23+7= 27+2= 32 30 29

Слайд 13

Алгоритм: Пишу… Складываю единицы: Складываю десятки: Читаю ответ:

Слайд 14

Д.-? кг С.-16 кг Соб.-2кг 98кг 1) 98 – 16=82(кг )-вес дамы 2)82-2=80 (кг )-вес дамы Ответ: 80кг и собачки

Слайд 15

1. Урок полезен, все понятно. 2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Еще придется потрудиться, 4.Да, трудно все-таки учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект фрагмента урока во 2 классе "Сложение двузначных чисел с переходом через разряд"

Цель: введение алгоритма сложения двузначных чисел с переходом через разряд.    ...

Урок математики во 2 классе, построенный на основе системно-деятельностного подхода по системе Занкова Л.В. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд в столбик.

В связи с введением ФГОСов у многих учителей возник вопрос: "Как же строить урок по-новому?" На курсах дают в основном одну теорию и в лучшем случаи фрагменты уроков. Выношу на ваш суд, коллеги, свой ...

Методическая разработка к уроку математики для 2 класса. Тема: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»

Презентация к уроку.Тип урока: закрепление изученного.Тема: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»Цель: закрепить знания о приеме сложения однозначных чисел с переходом через разряд.Зад...

Урок математики в 1 классе по УМК "Перспектива" "Сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд"

Открытый урок по математике по УМК "Перспектива" с применением мультимедийных технологий был проведён для коллег района на семинаре учителей начальных классов....

Урок математики 2 класс УМК Гармония "Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом и без перехода через разряд"

Цель: Закрепить знания, умения, навыки по данной теме. Задачи урока:Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100, умение решать задачи.Прививать любовь к природе, учить бережному отношен...

Урок математики 1 класс Тема«Сложение чисел с переходом через разряд (через десяток)»

Урок знакомит учащихся с алгоритмом сложения однозначных чисел с переходом через разряд....

Индивидуальный проект мультимедийного урока « Переходим через разряд. Складываем двузначные числа с переходом через десяток»; УМК « Планета знаний» 2 класс

Тема урока: « Переходим через разряд. Складываем двузначные числа с переходом     через десяток»  Цель: исследовать особенности сложения двузначных чисел в сто...