Технологическая карта "Приоритетного национального проекта Образование"
учебно-методический материал по математике

Анжелика Викторовна Трахунова

Развитие пространственного воображения младших школьников на уроках, во внеурочной работе используя проектную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_trahunova_a.v.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Трахунова Анжелика Викторовна

Город Хабаровск

МБОУ СОШ № 52

Учитель начальных классов

29 лет

II.Сущностные характеристики опыта*

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие пространственного воображения младших школьников на уроках, во внеурочной работе используя проектную деятельность.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия

  • необходимостью развития пространственного воображения, позволяющие в процессе обучения и во внеурочное время повышать компетентность учащихся, уровень образовательного процесса, развивать самостоятельную и творческую способность каждого учащегося и использование  информации  для дальнейшего самообразования;
  • между потребностью детей самореализовываться, развиваться творчески с разным уровнем способностей учеников.
  • между необходимостью формирования у младших школьников навыков проектной деятельности как базы для эффективного освоения содержания образования начальной школы.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использова-нии образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

1.С помощью специальной системы упражнений и заданий формировать пространственное воображение учеников и умение не только  воспроизводить услышанную информацию, а ее осмысление и умение применять на практике.

2. Сущность ИПО заключается в разработке методики включения учащихся в собственный исследовательский поиск (от коллективных до индивидуальных)на любых предметных уроках, а также во внеурочной и внеклассной работе.

3.Дать возможность раскрытию индивидуальных способностей детей всех без исключения.

4.Воспитывать интерес к урокам при использовании ИКТ.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

  • Развитие пространственного воображения необходимо для формирования у учащихся прочных и осознанных знаний и умений, развитие познавательных способностей;
  • Привыкая к выполнению стандартных заданий, дети не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. Использование метода проектной деятельности повышает творческо-поисковую активность детей;
  • Организация и проведение творческих проектов при обобщении тем;
  • Основным риском при внедрении данного ИПО является прямой перенос существующей проектной технологии, широко реализуемой  в основной школе, на этап начального образования без учета возрастной специфики.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Воображение необходимо нагружать, упражнять, иначе с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.

Реализация изменений возможна при условии владения учителем современными образовательными технологиями  развивающего обучения, умением анализировать итоги деятельности учителя и ученика. Проектная деятельность нужна учителю для усиления положительной мотивации обучения, обеспечения рационального сочетания теоретических знаний, так и их практического применения изменений. Эти изменения способствует профессиональному росту учителя, реализации дидактических принципов научной подачи учебного материала и обучения учащихся с учетом современных требований.

6.Результат изменений

Развитие пространственного воображения, которое  отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к процессу обучения, позволяет сформировать у учащихся прочные и осознанные знания и умения, развивать познавательные способности.

Применение метода проектов  позволило установить позитивную динамику:

1) Рост творческого потенциала педагога и освоения новых технологий в учебно-воспитательном процессе; 

2)Результативностью участия в олимпиадах и конкурсах;

3) Решение образовательных проблем школы посредством проектной деятельности учителей и учащихся;

4) Расширение возможностей участия родителей в деятельности школы.

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

www.kubanoved.kubannet.ru/r46/ Раздел «Из опыта работы»

"Неделя педмастерства". Мищенко Л.А., руководитель МО учителей начальных классов СОШ №93

firstage.ru/ личный сайт учителя начальных классов

Мищенко Л.А.  раздел из опыта работы

*Общий объем описания сущностных характеристик (пп. 1-6) - до 1800 зн.

III. Педагогическое эссе** Описание инновационного опыта учителя

       Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребёнка, его способностей. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

     В своей деятельности я ориентируюсь на гуманизацию образовательного процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка, что предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать разнообразные задачи.

     Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределённый путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

В процессе педагогической практики приходится сталкиваться с проблемой снижения уровня пространственного воображения, а вследствие и познавательной активности учащихся, потерей мотивации. Опыт показал, что причинами недоработок в современном состоянии решения проблемы является противоречие между объективной необходимостью формирования пространственного воображения и познавательных потребностей младших школьников, и недостаточной разработкой педагогических условий и организационно-методического обеспечения данного процесса. В связи с отсутствием методической базы, достаточного количества готовых мультимедийных образовательных ресурсов, возникла необходимость в самостоятельном освоении и разработке системы использования информационно-коммуникационных технологий для повышения познавательной активности школьников. Основными компонентами системы работы является оснащённость кабинета начальных классов компьютером и мультимедийным проектором, соответствующим программным обеспечением, а также компьютерная грамотность учителя. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Метод творческих проектов – это инновационный метод обучения школьников. Творческий проект является итоговой учебно-трудовой работой учащихся, активизирующей их деятельность.

1 и 2 классы – коллективные проекты учителя и учащихся,  учащихся и родителей;

3 и 4 классы – коллективные и индивидуальные проекты  учащихся.

 Что важно в выполнении творческих проектов?

Сформулировать идею продукта, в котором есть потребность. Неэффективно изготавливать изделия, которые никому не нужны.

    Главное – повысить уверенность у школьников в том, что они могут создать красивые вещи, сохранить их индивидуальность, умение самостоятельно что-то создавать.

    Проектная деятельность в школе является исключительным по своей эффективности средством развития у школьников способностей к изобретательству, рационализаторству и творческой деятельности.

    Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся возможность самим определиться с выбором.

 Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом, особенно если речь идет о целом классе, ничего им не объясняя? Как объяснить,

что такое проект? Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту?  Мы сами должны быть увлеченным человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как мы это любим.

     Результативностью использования является: увеличение интереса школьников к предмету; победителей конкурсов и олимпиад;  включение каждого ученика в развитие и обучение; раскрытие творческих способностей учащихся; формирование адекватной самооценки личности, своих достижений и достоинств. Школьники, научившиеся выполнять творческие задания, впоследствии переоценивают свое отношение к учебному процессу. Они переходят от привычного скачивания информации без должного отбора, к более серьезному и  аналитическому подходу в ее осмыслении.

     Применение данной технологии направлено на создание ситуаций успеха, организации обучения без принуждения, развития сотрудничества между учителем и учениками. Данный опыт предполагает активное использование проектных технологий  как на уроках (исследовательские проекты), так и во внеурочной деятельности.

    Я считаю, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей. Поэтому я стараюсь специально развивать и тренировать пространственное воображение учащихся на всех уроках, через специальные упражнения.

**Выполняется в свободной форме, представляет собой фактологическое описание учителем своего инновационного опыта объемом до 1 стр. (1800-2000 зн.)

IY.Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Жане Лариса Хазретовна, старший методист ГИНМЦ, тел. 259 – 21 – 79,

ginmac@mail.ru  LZHane@yandex.ru

г. Краснодар, ул. Коммунаров, 150

V. Информационные характеристики опыта*

(матрица используется в дальнейшем  для компьютерной  обработки)

Составляющие образования, изменение которых является содержанием инновационного опыта**

Обучение***

Воспитание***

Дополнительное образование***

Ключевые слова, раскрывающие характеристики инновационного опыта****

1. Ценности и ценностные ориентации

2. Цели и задачи

3. Содержание образования

4. Технологии, в том числе ИКТ

+

Информационно – коммуникативные технологии, личностно-ориентированное обучение.

5. Средства

+

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, сканер.

6. Методы

7. Организационные формы

8. Образовательная среда

9.Информационно-методическая среда

10.Информационные ресурсы

11.Организационные ресурсы

12.Мотивационные ресурсы

13.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

14.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

*Таблица «Информационные характеристики опыта» заполняется на основе сущностных характеристик опыта в соответствии с  составляющими образования, которые представляют содержание опыта (п.II).

При представлении инновационного ПО  учителя  не заполняются пп.3,14,17

В случае затруднения рекомендуется обращаться к консультанту.

**Столбец содержит составляющие образования, которые представляют содержание опыта.

***Для информационного представления опыта необходимо поставить «+» в ячейке на пересечении измененной составляющей образования и соответствующей сферы образования

****Обозначить 3-5 слов, отражающих изменения, составляющие сущность представленного опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 477 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

В статье говорится о процессе реализации национального проекта «Образование» (на примере Государственного бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №477 с углубленным из...

Обобщение опыта в рамках национального проекта образования

В данной презентации отражено обобщение опыта учителя по теме "Создание ситуации успеха младших школьников"....

В рамках Конкурса лучших учителей приоритетного национального проекта "Образование-2015". Результаты педагогической деятельности Долговой Елизаветы Никандровны, учителя начальных классов СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы.

В рамках Конкурса лучших учителей приоритетного национального проекта "Образование-2015". Результаты педагогической деятельности Долговой Е.Н., учителя начальных классов СП №2 ГБОУСОШ №2100....

Приоритетный национальный проект "Образование" 2017

Конкурс, имеющий традиции и перспективы, проводится в целях стимулирования преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развития их творческого и профессионального потенциала.Большой инте...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД В СВЕТЕ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

профессиональное совершенствование деятельности воспитателя группы продленного дня в свете ПНП "Образование"...