Математическая викторина
план-конспект занятия по математике (3 класс)

Викторина по теме "Время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по математике на тему:

«Поговорим о времени»

Класс: 3класс.

Цель: формирование представления  о  единицах измерения времени.

Задачи:

•        обобщить знания детей о часах, о времени и его приметах, познакомить со старинными приборами для измерения времени;

•        закрепить умение решать задачи с определением времени;

•        воспитывать стремление экономить время, использовать его с пользой.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация «В часовой лавке»,картинки с изображением разных видов современных и старинных часов, костюмы мудрецов, запись  песни «Колокола» (Слова: Ю. Энтина. Музыка:   Е. Крылатова),  плакаты с пословицами о времени для  оформления сцены, модели часов, карточки с заданиями для команд, таблица для жюри, песочные часы на 5 минут.

Методические рекомендации

   Игра проводится между двумя классами. Каждый класс делится на 6  команд. Состав команды  должен быть разнородным: лидер, ученики со средними и слабыми способностями. Желательно, чтобы в одной  команде не встретились  друзья или дети, которые часто конфликтуют друг с другом.   Работоспособность    команд     зависит от выбора   командира, поэтому его нужно выбрать заранее, учитывая мнение детей. Это важно потому, что при поиске правильных ответов ученики должны уметь работать сообща. Жюри оценивает работу каждой команды, а затем, суммируя  по классам заработанные баллы, подводит итог конкурса.

Ход мероприятия

Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Для того чтобы узнать, чему оно посвящено, отгадайте загадки.

 Что нельзя возвратить?

Что быстрее мысли?

Вчера,  было, сегодня есть и завтра будет. ( Время.)

- Что знаете о времени?

– Что такое время? (Слайд 2.)

Мудрец 1.  Мы, мудрецы, давно мучаемся над этой загадкой. Казалось бы, что может быть проще времени? Ведь оно существует как бы повсюду – любое событие протекает во времени, да и наша жизнь тоже, но если немного задуматься, то мы окажемся перед Великой Тайной времени. И тогда уж возникнет не один, а целое море вопросов.

Почему время вездесуще? Почему оно течет повсюду?

Мудрец  2. «Нельзя дважды войти в одну, и туже реку». Потому что между первым и вторым разом пройдет какое-то время – и та вода, в которую вы входили в первый раз, просто утечет. Входя в воду, вы обнаружите, что река постоянно меняется. Вот и получается древний парадокс: «Нельзя ни разу войти в одну, и ту же реку».

Мудрец 3.  Время течет повсюду и постоянно. И нельзя войти дважды в реку Времени.

И поэтому ни одна секунда не похожа на другую. А все потому, что время течет только в одном направлении – из прошлого в будущее – и никогда в обратную сторону. (Это называется асимметрией прошлого и будущего).

Но опять же почему именно так? А кстати, что такое будущее и прошлое? Что такое настоящее?

Мудрец 1. Ведь если хорошенько вдуматься, то настоящего-то и вовсе нет. Настоящее – это лишь « мимолетное виденье», почти неощутимый миг между прошлым и будущим. Физики изображают это в виде так называемого светового конуса, где есть бесконечные Будущее и Прошлое. И лишь одна точка – их пересечение – является Настоящим.

Мудрец 2. Физики вообще очень серьезно размышляют над Великой Тайной Времени. Из чего, например, « сделано» время? Откуда оно вообще «берется»? И можно ли временем управлять?

Да, когда-нибудь Великая Тайна Времени должна быть разгадана. А пока еще никто толком не знает, что же такое время. В одном лишь все единодушны: нельзя тратить время по пустякам – оно ведь никогда больше не возвращается.

Мудрец 3. Хорошо кто-то придумал написать на календаре: Сегодня – первый день всей твоей будущей жизни. Постарайся не потерять его!

Теперь о часах начинаем рассказ, о тех, что придуманы были до нас,

О древних часах, о неточных вчерашних, о том, как часы появились на башнях,

О том, как точней стали в тысячу раз. Время пришло. Начинаем рассказ.

Ученик 1.        Когда-то часов электронных не ведали. (Слайд 3.)

                    По солнцу вставали, по солнцу обедали.

                    Капризней часов не знавали в природе.

                    Но все ж опоздания были не в моде.

Ученик 2.        Вот шест из железа, по-гречески «гномон». (Слайд 4.)

                    Показывал время на площади днем он.

                    И где б ни бродил человек, целый день

                   «Время» за ним по пятам, словно тень.

Ученик 3.        Шли годы. Часы появились иные. (Слайд 5.)

                    Клепсидрою звались часы водяные.

                   Ораторам время считали они.

                   Лить воду в речах запрещалось в те дни.

Ученик 4.        Хитрый будильник придуман в Китае.  (Слайд 6.)

                   Тонкая нить равномерно сгорает.

                   Падает шар, и, гремя, и звеня

                    Сони, боялись часов, как огня.

Ученик 5.        И вот появляются более точные – (Слайд 7.)

                   Их называли часами песочными.

                   Впрочем, для лодырей и лежебок,

                    Время всегда уходило в песок.

Ученик 6.        Время суровое средневековое –  (Слайд 8.)

                   Изобретенье довольно толковое:

                 Двигают стрелки тяжелые гири –

                  Новое время в Европе и мире.

Ученик 7.        Рождались открытия, со временем споря,  (Слайд 9.)

                   Это случилось в церковном соборе.

                  Вверх посмотрел человек мимоходом,

                 Увидел, как люстра качалась под сводом,

                  И наступило в тот миг просветление:

                  Маятник – вот эталон измерения.

Ученик 8.        Маятник сделал часами часы.  (Слайд 10.)

                  Пусть у кого-то они для красы,

                  Но без часов человеку никак:

                  Ошибка в секунду порой не пустяк!

Ученик 9.        Нынче хронометр кажется старцем, (Слайд 11.)

                  Всюду часы электронные с кварцем.

                  И все же, хоть время несется стремительно,

                  Над прошлым не смейся,

                   Ведь все относительно.

                 Вдогонку за временем следуй, за веком,

                    Будь современным во всем человеком.

Представление членов жюри.

1.Команды «Секунды»

Расположите время в порядке возрастания.

Задание на карточках (час, секунда, минута, век, месяц, неделя, день)

2.Команды «Минуты»

Примеры – ребус.  (Задание на карточках)

 Расположите   ответы в порядке возрастания, и запиши слово.

(Р)  45 : 9 =         (В)  32 : 8 =         (Е) 36 : 6=         (Я) 72 : 9 =     (М) 21 : 3 =

4

5

6

7

8

В

Р

Е

М

Я

Игра  «Время»

      Пока работают команды «Минуты», с остальными учениками проводится игра. Называю -  команда «Секунда», встают обе команды «Секунды»,  называю -команды «Месяцы», встают команды «Месяцы» и т.д.

3.Команды «Часы»

Работа с моделями часов

•        Часы показывают ровно 5 часов дня. Какое время было 8 часов назад? (9ч.)

•        Часы показывают половину первого. Меняем местами минутную стрелку и часовую. Который сейчас час?  (17 ч.5 мин.)

•        Часы показывают 4 часа. Через сколько минут минутная стрелка нагонит часовую? (20 минут)

•        Который час показывали дворцовые часы, когда великолепный наряд Золушки превратился в старое домашнее платье? (24 ч.)

•        Если до полночи оставалось два часа, то сколько было времени? (22 ч.)

•        Профессор лег спать в 9 часов вечера, а будильник поставил на 6 часов утра. Сколько времени спал профессор? ( 9 ч.)

•        Наручные часы отстают на 7 минут и показывают 9 ч.58 минут. Каково точное время? (10 ч.5 мин.)

Игра для болельщиков «Закончи пословицу»

•        Делу время, потехе час.

•        День летний - год кормит.

•        Летний день, за зимнюю неделю.

•        Весна да осень - на дню погод восемь.

•        Летом сутки льёт, а час сушит.

•        Без работы день годом кажется.

•        Упустишь минуту - потеряешь час.

•        Знай минутам цену, а  секундам счёт.

•        Один день стоит трёх для того, кто делает всё вовремя.

•        На час ума не хватило, навек в дураки попал.

•        Век живи – век учись.

•        Обещанного три года ждут.

•        Время дороже золота.

•        День да ночь — сутки прочь.

•        Сколько лет, сколько зим.

4.Команды «Дни»  (задание на карточках)

Загадки

Без ног и без крыльев оно,

 Быстро летит, не догонишь его. ( Время.)

На первую ступеньку

 Встал парень молодой,

 К двенадцатой ступеньке

 Пришел старик седой. ( Год.)

Двенадцать братьев

 Разно называются

 И разными делами

 Занимаются. ( Месяцы.)

Я вам скажу заранее,

Она известна всем.

Не делится в названии,

Но делится на семь. (Неделя)

Брат и сестра. Кто их приметил ?

Сестра черна, а братец светел.

Она всегда растет зимой, он летом.

Что за брат с сестрой? (День и ночь)

Мы ходим ночью, ходим днем,

 Но никуда мы не уйдем.

 Мы бьем исправно каждый час,

 А вы, друзья, не бейте нас! ( Часы.)

5.Команды «Недели» (Задание на карточках.)

Закончи предложения.

Продолжительность спектакля 2_______ .

Петя отдыхал на море 24______ .

Продолжительность мультфильмов 15___________.

Студент учится в институте 5 ___________.

Урок длится 45 ____________ .

Конкурс для болельщиков  «Кто быстрее соберёт портфель за минуту?»

6.Команды «Месяцы»

Задача.

Тоня, Дима, Юля, Паша, Катя появились на свет в один и тот же год, но в разные месяцы – 14 февраля, 10 апреля, 23 июня, 21 августа, 21 декабря. Кто когда родился, если мальчик, у которого день рождения в июне, ходит в школу с девочкой которая родилась в апреле. Димин день рождения раньше Катиного, но позже, чем у Паши. Тоня – самая старшая из всех ребят.

Решение:

14 февраля

10 апреля

23 июня

21 августа

21 декабря

Тоня

+

Дима

+

Юля

+

Паша

+

Катя

+

– Ребята, как сэкономить время, сделать так, чтобы его хватало и на учебу и на игру?

Режим дня. (Инсценировка)

Взял Витя в руки молоток.

И к стенке под часами.

С  «Режимом дня» прибил листок

Железными гвоздями.

К семи ноль – ноль постель –

Для бабушки заданье.

А мама соберет портфель

Согласно расписанию.

А папе вовремя прийти,

И за уроки сесть к шести.

Сказала бабушка:

– В связи с подпунктом  «Обтирание»

Сорвется выход в магазин.

Смените расписание.

– Я бы могла собрать портфель, –

Сказала мама Вите,

– Но кто вам сварит вермишель?

Ведь вы же есть хотите!

Добавил папа:

– Я готов приняться за уроки.

Но я на службе в пять часов.

Нельзя ли сдвинуть сроки?

Но Витя так сказал родным:

– Режим мне дали в школе,

А чтобы выполнить режим,

Нужна вам сила воли.

– Как вы думаете, прав ли Витя? Расскажите о своем режиме дня.

А сейчас рассказ об одежде  во все времена,

Про то, как менялась с веками она,

Как нынче важна, как нужна была прежде,

Итак, начинаем рассказ об одежде

Шкуры носили далекие предки,

Недаром они были ловки и метки.

Первый костюм добывался в бою.

Предки ценили одежду свою.

Греция. Рим. Одеяние строгое.

Звались одежды хитоном и тогою.

В тогах атласных те, кто богаче.

Рабы одевались, конечно, иначе.

Бывают приметы у каждого века.

Взгляни на одежду и дом человека.

В то время, как строили башни и шпили,

Такого же стиля одежду носили.

Стояли у нас на Руси терема.

Искусной резьбой украшались дома.

И красная девица с молодцем рядом,

Пленяют искусно расшитым нарядом.

Знатные люди - министры, придворные -

Шили богатые платья узорные.

Если б не эти костюмы, то знать

Вы не смогли б на рисунке узнать.

Проходят века, и меняется мода.

В одежде – характер, обычай народа.

Но мода не знает границ и преград,

И джинсы – земной повседневный наряд.

Итог.

– Что вы узнали сегодня на конкурсе? Что вам больше всего запомнилось? О чем вы расскажите своим родителям или друзьям?

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того, какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет,

Ненагруженное, пустое

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки,

И очень краткие часы. (С. Я. Маршак)

Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои минутки и часы добрыми и умными делами.

Вот закончилась игра,

 Результат узнать пора.

 Кто же лучше всех трудился

 И в игре отличился? Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая викторина

Викторина для 1-2 классов очень занимательна для детей!...

Математическая викторина

ЦЕЛИ: развивать память, внимание, логическое мышление; прививать интерес к математике....

Внеклассное мероприятие "Математическая викторина"

Данное мероприятие расчитано на учащихся 1 класса. Викторина предполагает закрепление математических знаний  и формировние интреса к изучению математики...

Математическая викторина

Данная  викторина для 2 класса может быть использована во внеклассной работе, на факультативных занятиях по математике....

Математическая викторина «В стране весёлых чисел»

Цель мероприятия: Развивать логическое мышление обучающихся, расширять знания по предмету, развивать коммуникативные способности....

Математическая викторина

Математическая викторина для уч-ся 3- 4 классов....

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА для 1 класса «Математическая шкатулка»

Цель: развитие интереса к изучению математики, воспитание любознательности, стремления познать новое, расширение кругозора; активизация познавательной деятельности.Оборудование:·...