Выступление на тему: «Значение метода проблемного изложения при введении арифметических действий в альтернативных системах обучения»
материал по математике
проблемное обучение — это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем — характерный признак этого обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №10»
Выступление на ШМО на тему:
«Значение метода проблемного изложения при введении арифметических действий в альтернативных системах обучения»
Подготовила:
Паршина Валентина Сергеевна,
учитель начальных классов
2019
В своей работе А.И. Сомсиков арифметическим действием называет «переход от нестандартного описания к стандартному».
С.А.Зайцева предлагает такую формулировку определения: « Если по двум данным числам определяют третье число, удовлетворяющее некоторым условиям, то этот процесс в математике называют арифметическим действием.
При разности подходов к формулированию, суть остаётся одна: при помощи арифметического действия находим некое число, являющееся результатом действия.
Обучение осознанному применению арифметические действий занимает значительную часть программы обучения математики в начальной школе, это обусловлено её важностью и непосредственной связью с остальными разделами курса. Главной целью работы над темой как указано в программе по математике для начальных классов является формирование у обучающихся «сознательных и прочных, доведенных до автоматизма навыков вычислений».
Главная цель изучения арифметических действий - это формирование осознанных, прочных, доведенных до автоматизма вычислительных навыков, основанных на учёте возрастных психологических особенностях, этим и определяется порядок введения теоретических и формирования практических знаний, умений, навыков.
Традиционный тип объяснительно-иллюстративного обучения в общеобразовательной школе строится, как система усвоения учащимися готовых знаний. Эти знания ими осмыслены и закреплены в памяти и по необходимости могут быть воспроизведены. Но при таком обучении мало внимания обращается на развитие творческого мышления ученика. В 60−70-е годы педагоги и психологи (за рубежом Дж. Брунер — США, В. Оконь — Польша; в нашей стране М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, A.M. Матюшкин, А. В. Брушлинский и др.) стали разрабатывать новое направление в методике обучения, получившее название проблемного.
Современные требования, предъявляемые к образованию, требуют и других подходов к организации учебно-познавательного процесса. Одним из способов решения проблемы является проблемное обучение. Цель проблемного обучения широка: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).
Итак, проблемное обучение — это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем — характерный признак этого обучения.
В педагогической литературе существует несколько определений этого явления.
И.Я. Лернер же сущность проблемного обучения видит в том, что «учащиеся под руководством учителя принимают участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям современной школы».
Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и в овладении учащимися обобщенных знаний и принципов решения проблемных задач.
Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения: 1) создание проблемных ситуаций; 2) обучение учащихся в процессе решения проблем; 3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как активное обучение, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.
Продуктивный метод стимулирует умственную активность, способствуя успешному запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предмета, процессов и явлений.
В современной начальной школе, ориентированной на формирование различных компетенций, традиционная система обучения, включающая в себя лишь элементы развивающего обучения, всё больше вытесняется программами развивающего обучения, разработанными отечественными учеными Л.С.Выготским, Л.В.Занковым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым. Современные УМК ориентированы на развивающее обучение, одним из элементов которого является проблемное обучение.
Начальная школа активно использует дидактические принципы и методику обучения системы Л.В.Занкова и системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
В развивающей системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова тремя китами, на которых базируется система, являются:
1.Ведущими предметами исследования в процессе обучения являются способы и методы решения задач. С этих позиций осуществляется изучение любой учебной дисциплины. Каждый последующий раздел конкретизируется и дополняется освоенными методами действия.
2.Любая учебная деятельность характеризуется предметно-практическим направлением.
3.Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка.
Данный подход к обучению исключает использование репродуктивного способа обучения и ориентируется на личностно-деятельностный подход, стимулирует развитие теоретического мышления.
Здесь ученик равноправный участник образовательного процесса, он превращается в ученого и исследователя, который сотрудничает с учителем в поиске новых открытий. Меняется и роль учителя, он становится координатором.
Методика Эльконина-Давыдова использует на уроках подводящий или пробуждающий вид диалога.
Данные виды диалога позволяют детям выдвигать множество собственных вариантов решения поставленной задачи или проблемы. Педагог, в свою очередь, фиксирует самые неординарные варианты и предлагает учащимся доказывать свои гипотезы, а также создает на уроке ситуацию успеха. В конце занятия школьники подводят итоги своей деятельности.
На уроках математики учитель ставит перед ребятами различные проблемы, мотивируя их рассуждать, анализировать, делать предположения и выводы.
Например: Из числа 9 вычесть 4. К полученной разности прибавить 3
Из 9вычесть 4, будет 5. К 5 прибавить 3, получаем 8.
9-4+3=8
1) К числу 4 прибавь число 3.
2) Из числа 9 вычесть полученную сумму.
К 4 прибавить 3 равно 7. Из 9 отнять 7 получается 2
9-4+3=2
Учитель: Как же так? Числовые выражения одинаковые, а значения разные? (возникает проблемная ситуация).
Далее учитель разворачивает побуждающий диалог.
Учитель:- Над каким вопросом подумаем? (побуждение к формулированию проблемы)
Ученики: - Почему в одинаковых примерах разные ответы? (проблема как вопрос, ответом на который являются «скобки»)
Учитель: Вспомните, в каком порядке предлагалось выполнить арифметические действия в заданиях.
Ученики: Найти разность 9 и 4, затем прибавить 8. А во втором - сначала найти сумму 4 и 5, а затем её вычесть из 9. Арифметические действия требовалось выполнить в разной последовательности.
Учитель: Может мы, не правильно записали второе выражение?
Ученики: Нет, правильно. Из 9 требовалось вычесть. Надо сумму как-то выделить, чтобы показать, что начинаем с неё.
Учитель: Важное, мы обычно подчёркиваем, а математике существуют скобки. Запишите второе выражение со скобками. К какому выводу пришли?
Ученики: Если в выражении есть скобки, начинаем решать с выполнения действия в них.
Задачей каждого учителя является развитие логического мышления обучающихся. Математика играет главную роль в решении этой задачи, так как это самая теоретическая наука из всех изучаемых в начальной школе.
Анализ программ, учебников по математике для начальной школы, разработанных с учетом требований ФГОС НОО, показывает, что в них уделяется особое внимание теоретическому обоснованию выбранных арифметических действий, включению правил, изучению и использованию свойств. С одной стороны, это связано с тем, что изучение теории способствует развитию логического мышления младших школьников. С другой стороны, при решении задач логического характера обращаются к составлению таблиц, диаграмм Эйлера – Венна, графов и т.д. Это способствует развитию у младших школьников умения строить графические модели задачи и работать с ними, что является также важным общеучебным умением.
В анализируемых изданиях при изучении арифметических действий используются проблемные задания, которые способствуют сознательному выбору действия.
Список литературы
- Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. - М., 2015. - 248 с.
- Аргинская И.И. Математика. Методическое пособие к учебнику 2-го класса четырехлетней начальной школы / И.И. Аргинская. - М.: Центр общего развития, 2010. - 108 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2012. - 118 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и выступление по теме "Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС"
Методы педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС....
Контрольная работа по теме "Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление".
Контрольная работа по теме "Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление" состоит и 2 варианто и включает 5 различных заданий: запиши числа: вычисли в с...
Конспект (план) урока во 2 классе по математике на тему "Составление и решение задач, требующих 2 арифметических действия"
Урок проводился во 2 классе Специальной (коррекционной) школы №18 Центрального района Санкт-Петербурга по предмету "Математика" на тему "Составление и решение задач, требующих 2 арифметических действи...
Выступление на тему "Инновационные методы обучения"
В материале представлены современные методы обучения в начальной школе....
Конспект урока математики 1 класс тема "Сложение, вычитание, умножение, деление. Названия компонентов арифметических действий. Присчитывание и отсчитывание по 3."
Конспект урока математики 1 класс тема"Сложение, вычитание, умножение, деление. Названия компонентов арифметических действий. Присчитывание и отсчитывание по 3."...
Выступление на тему: «Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика»
Выступление на тему: «Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика»...
Выступление на тему: "Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика"
Выступление на тему: "Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика"....