Развитие аналитических способностей и внимания. Совершенствование мыслительных операций.
план-конспект урока (1 класс)

Васильева Лира Юрьевна

  Внеурочная деятельность по математике в 1 классе "Развитие аналитических   способностей и внимания. Совершенствование мыслительных операций."

1 класс информатика, логика, математика, автор А.О. Холодова «Юным умникам и умницам»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_vd.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Развитие аналитических   способностей и внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Уровень образования: 

 начальное общее образование

Целевая аудитория: 

 Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

 1 класс

Предмет(ы): 

  Внеурочная деятельность

Цель урока: 

    Цель занятия:

Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышления)

познакомить детей с некоторыми подробностями из жизни разведчиков;    

            развивать внимание, зрительную память, нестандартное  мышление,            

            ориентацию в пространстве.

Задачи урока:

Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;

Развивать навыки  контроля и самоконтроля;

Развивать  у ребят уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта;

Ожидаемые результаты:

Развитие у детей познавательных интересов, возникновение (у кого-то закрепление) интереса к учёбе; снижение тревожности;

 

Формирование УУД

Личностные результаты:  самооценка своей работы, смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение).

Регулятивные:определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на уроке,  умение действовать по образцу, алгоритму, памятке;

Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; работать в группе, команде

Элементы содержания: упражнения для развития памяти, внимания, творческого воображения

Технологии, применяемые на занятии: работа в малых группах (парами), технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, технология применения нового материала ,технология коллективной работы с классом, информационные и здоровьесберегающие технологии, технология интерактивного обучения.

Тип урока: 

 Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): 

 9

Используемые учебники и учебные пособия: 

 1 класс информатика, логика, математика, автор А.О. Холодова «Юным умникам и умницам»

Используемая методическая литература: 

Методическое пособие 1 класс Программа курса  в\д "Юным умникам и умницам" " Информатика, логика, математика"

Используемое оборудование: 

Материально-техническое обеспечение урока:  

- приложение  к занятию -  раздаточный материал (для каждого учащегося)

- у каждого учащегося цветные карандаши

 - мультимедийное оборудование (интерактивная доска, ПК, проектор),

- презентация к занятию   

Используемые ЦОР: 

   «Электронное приложение к курсу О.А. Холодовой

 «Юным умникам и умницам»

автор Мочалова Е. Н . Учитель начальных классов МОУ Гимназия №4 г. Перми

Краткое описание: 

 Педагогическая карта занятия кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» учителя начальных классов МОБУ СОШ им. Иванова с. Базлык  Предмет: внеурочная деятельность «Умники и умницы» Класс: 1  класс, информатика, логика, математика, автор А.О. Холодова «Юным умникам и умницам» Тема занятия: Решение нестандартных задач. Тип занятия: комбинированное (с использованием презентации на необходимых этапах урока). Материально-техническое обеспечение урока: - приложение к занятию - раздаточный материал (для каждого учащегося) - у каждого учащегося цветные карандаши - мультимедийное оборудование (интерактивная доска, ПК, проектор), - презентация к занятию Цель занятия: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышления) Задачи урока: Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску; Развивать навыки контроля и самоконтроля; Развивать у ребят уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта; Ожидаемые результаты: Развитие у детей познавательных интересов, возникновение (у кого-то закрепление) интереса к учёбе; снижение тревожности; Формирование УУД Личностные результаты: самооценка своей работы, смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение). Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на уроке, умение действовать по образцу, алгоритму, памятке; Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; Элементы содержания: упражнения для развития памяти, внимания, творческого воображения Технологии, применяемые на занятии: работа в малых группах (парами), технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, технология применения нового материала ,технология коллективной работы с классом, информационные и здоровьесберегающие технологии, технология интерактивного обучения.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное   учреждение средняя общеобразовательная школа им. К. Иванова с. Базлык

Конспект  внеурочной деятельности обще интеллектуального направления «Умники и умницы»

 1 класс

 

 

Составила и провела  учитель начальных классов первой  категории  Васильева Л. Ю.

 

 

 

 

 

Этапы урока

Технология

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Мозговая гимнастика

Здоровье сберегающая

Чтобы подготовиться к работе, выполняем упражнения «мозговой гимнастики»:

«Качания головой»(стимулирует мыслительные процессы)

- дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

«Ленивые восьмёрки»

(обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания)

-по 3 раза каждой рукой и вместе рисуем восьмёрки в горизонтальной плоскости.

«Шапка для размышлений»

(улучшает внимание, ясность восприятия и речь)

- «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

«Вижу палец!»

(для улучшения зрения)

-указательный палец правой руки держим перед носом на расстоянии 25-30 см, смотрим на палец 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, затем правый глаз, а потом смотреть на палец двумя глазами.

Выполняют упражнения под руководством учителя.

Регулятивные (действия под руководством учителя)

2.

Разминка.

СЛАЙД  1

Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности.

Вступительное слово учителя.

 - Сегодняшнее занятие посвящено Дню защитника Отечества. Мы поговорим о разведчиках.

    Разведка – это сбор сведений о противнике, местности, необходимых для оценки обстановки и принятия решения. Например, собирается армия начать наступление на врага. Но сначала нужно узнать, каковы силы противника: сколько у него солдат, сколько танков, пушек, самолётов, где находятся склады боеприпасов. Вот и высылают небольшую группу разведчиков. Это очень внимательные, осторожные, а также надёжные, специально обученные люди. 

Задание 1.

Существуют выражения для определения надёжности человека, попробуйте их прочитать.

  1. лёшоп укдевзар в  и  мин  с  ыб  я
  2. пошёл не разведку в ним с бы я

                    Ответы:  1. « Я бы с ним и в разведку пошёл».

                                         2.   « Я бы с ним в разведку не пошёл».

 - Очень уж опасное это дело – разведка. И потому становятся разведчиками только самые достойные, проверенные воины, лучшие из лучших.  Группа разведчиков рискуя жизнью, добывает необходимые сведения о враге. И тогда армия наносит точные удары по местам скопления боевой техники, по складам с вооружением.

     Существуют специальные школы, в которых обучают будущих разведчиков.

1.  Назови шесть животных, в названиях которых встречается буква «ж»?

2. Какой колокольчик не звенит?

3. Что мост мостит без топора?

4. Что входит в окно, не ломая его?

5. Что растёт со шляпой?

6.   Сама пёстрая. ест зелёное, даёт белое? К это?

7.   Назови пять имён мальчиков, начинающихся на букву «М»

 

 

1.       жираф. Журавль, ёж. жук,  жаворонок

2.        цветочный

3.        мороз

4.        свет, лучи

5.       гриб

6.       корова

 7.  Марат, Михаил, Мирон, Матвей, Митя, Максим

Познавательные УУД

3.

Совершенствование воображения, памяти, логического мышления.

Развитие творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

Технология коллективной работы с классом.

      Предлагаю поиграть в «Школу разведчиков». Разведчики должны быть очень внимательными и обладать хорошими знаниями. Я буду читать стихи, а вы – искать в них ошибки, если они есть.

  • Нацепив на ноги ласты,

Под водой плывут гимнасты. (Не гимнасты, а аквалангисты).

  • Волк живёт в своей норе,

А жучки живут в коре.  (Всё правильно)

  • Воют волками метели

В зимнем месяце апреле. (Апрель – не зимний месяц).

  • Для перины и подушки

     Мягкий пух дают лягушки. (Не лягушки, а гуси и утки).

  • Хорошо в футбол играем,

Шайбы часто забиваем. (Не шайбы, а мячи)

  • Для того, кто нездоров,

Вызывают докторов.  (Всё правильно)

  • Если тонет кто-то вдруг,

Брось ему точильный круг. (Не точильный, а спасательный).

  • Будешь «туча»  с  «я» писать,

То получишь сразу «пять». (Не пять, а два!)

  • Рыбкам маленький сачок

Сплёл умелец – паучок. ( Не рыбам, а мухам).

1. Игра  «Фантазёр»  (Дорисуй фигуру)  СЛАЙД  2

-Вам предлагаются  похожие по форме фигуры и задание: дорисовать предметы по указанным признакам:

- орудие для метания стрел

- на ней можно плыть по воде

- он защищает от дождя

- с его помощью прыгают с самолёта

- он растёт в лесу

- в неё собирают фрукты, грибы.

 

Учащиеся слушают инструкцию, читают здание, под руководством учителя выполняют эти задания;

Лук, лодка, зонт, парашют, гриб, корзина.

 

- рассматривают, запоминают, зарисовывают в тетрадь.

-выполняют задание.

 

Ответы детей.

Регулятивные.

 

 

Познавательные.

Регулятивные.

 

 

 

 

Познавательные.

 

 

 

 

 

4.

Физминутка.

Здоровьесберегающие технологии.

Коррегирующая  гимнастика для глаз.

«Зоркие глазки»,  «Стрельба глазами», «Моргания».

- учащиеся выполняют упражнения.

Регулятивные.

5.

Решение творческо-поисковых и творческих задач.

Развитие произвольного внимания.

 

Технология коллективной работы с классом.

 

1.  Упражнение на внимание  «Кто спрятался на берёзе?»

СЛАЙД  3

- Послушайте некоторые подробности из жизни разведчиков.

Иногда, чтобы запутать следы, им приходится пользоваться специальными ботинками, которые имеют каблук впереди, а подошву сзади. Когда разведчик идёт в одну сторону, его следы повёрнуты в другую.

Отправляясь на задание, разведчик не может взять с собой много продуктов и  воды. Поэтому у него с собой имеются обеззараживающие таблетки. Такую таблетку можно бросить в воду, загрязнённую нефтью, мыльной пеной, какой-либо инфекцией. Через минуту вся грязь осядет вниз, а верхний слой можно пить. Если закончатся продукты, можно убить кабана, наловить рыбы, можно есть ягоды , грибы, ежей, лягушек, змей, улиток, земляных червей…

2.  «Соотнеси цифры и буквы,  расшифруй слова» СЛАЙД 4 

Перенесите буквы в кружочки внизу и вы узнаете, кто спрятался на дереве. Работу выполнить только с помощью глаз. Условие –  время выполнения  20 секунд.

3.  «Помоги рыбаку» СЛАЙД 5, 6

 

- ответы детей

БАРАБАН

МАГАЗИН

 

 

-ответы детей.

Регулятивные. Познавательные.

 

6.

Физминутка.

Здоровьесберегающие технологии.

«Весёлая переменка» СЛАЙД 7

Левой рукой дотроньтесь до правого уха, правой рукой до кончика носа, затем быстро сменить руки.

Дети выполняют  задание.

Регулятивные.

7.

Совершенствование воображения, памяти, логического мышления.

Технология применения нового материала, работа в парах, технология интерактивного обучения.

«Верно - неверно» СЛАЙД  8, 9.

Задание:  необходимо  сконцентрировать внимание на определении верности высказывания.

Работайте в парах, совещайтесь  с соседом. 

Игра «Разлетевшиеся шары». ( из слогов собрать слова)

Работа учащихся в парах.

 Проверка: На интерактивной доске учащиеся маркером подчеркивают верные высказывания.

Познавательные, регулятивные, личностные              (развитие коммуникативных умений)

 

8.

Графический диктант

Самостоятельная работа.

 СЛАЙД 10.

Подготовка в выполнению упражнения:

Разминка пальцев:

«Пальцы здороваются»

«Волна»

Настрой на работу

Загадка

  Сам – металлический.

    Мозг электрический.

3↑ 1→ 1↑ 1← 3↑ 1↑ на уголок вправо 3→ 1↓ на уголок вправо 3↑ 1← 1↓ 1→ 3↓ 1← 2↑ 1←

3↓ 1→ 3↓ 1→ 1↓ 2← 3↑ 1←

3↓ 2← 1↑ 1→ 3↑ 1→ 3↑ 1← 2↓ 1←

 -Проверка.

-  Отгадывание загадки

- самостоятельная работа

-  Сравнение выполненной  работы и образца.

 

Познавательные, регулятивные.

9.

 

Анализ выполненной работы.

СЛАЙД  11.

За каждое упражнение вы получили 1 сектор (часть) круга с изображением животного. Дома подготовьтесь к следующему занятию. Вам нужно найти информацию об этом животном (устно),

не забудьте рассказать о том, в каком источнике была найдена эта информация.

 

Регулятивные. Познавательные.

10.

Итог урока.

Рефлексия.

- А теперь оцените себя сами.  Внизу листа раскрасьте флажок так, как вы считаете у вас получилось работать на уроке.

Красный цвет – получилось всё отлично.

Жёлтый - хорошо.

Зелёный - только часть заданий выполнена верно.

Синий - сегодня не получилось так, как хотелось бы.

-Поднимите руки, кто раскрасил флажок красным цветом? Жёлтым? Зелёным? Синим?

 

- дети оценивают себя

 

 

 

 

- поднимают руки, высказывают своё мнение.

Личностные.

Поднимите руки, кто из вас трудился. Все. Значит,  время не прошло впустую. Каждый из вас научился ещё чему-то новому, закрепил то, что уже умел.  Молодцы. На следующем занятии у вас всё получится.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Юным умникам и умницам" по теме "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи."

Данное занятие проводится в рамках программы "Работа с одаренными детьми" и способствует развитию познавательных способностей учащихся....

Внеклассное занятие на развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 1 класс(работа с одаренными детьми)

Принципиальной задачей этого занятия является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний....

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. 3 класс.

Технологическая карта урока. Занятие 33 (17). "Юным умникам и умницам". Информатика, логика, математика. О. А. Холодова. 4 класс....

Внеурочное занятие "Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций", 3 класс

Цель: развитие у обучающихся психических процессов (внимание, память, мышление) на основе организации работы с заданиями интеллектуальной направленности.Планируемые результаты:Предметные результа...

Конспект внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций", 3 класс

Цель: развитие у обучающихся психических процессов (внимание, память, мышление) на основе организации работы с заданиями интеллектуальной направленности.Задачи:- развивать слуховую память, внимание, м...

Конспект внеурочного занятия "Развитие внимания. Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач" (3 кл)

Студент: Саетгалина Элина, 35 группаНазвание курса: «Юным умникам и умницам» развитие познавательных способностей, автор О.А.ХолодоваНаправленность внеурочной деятельности: интеллектуально...