Внеурочная деятельность "Занимательная математика"
учебно-методический материал по математике

Екатерина Витальевна Алешина

План кружка 4 класс, сценарий утренника «Праздник первого десятка», викторина 3 класс, дорожная карта, мет. копилка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi.docx19.03 КБ
Файл dorozhnaya_karta_po_matematike.docx20.21 КБ
Файл metodicheskaya_kopilka.docx779.45 КБ
Файл plan_kruzhka_4_klass.docx24.7 КБ
Файл stsenariy.docx23.22 КБ
Файл viktorina.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс

Комбинаторные задачи

1) На столе лежат три одинаковых по виду кубика. Один из них немного легче, чем другие. Как найти бракованный кубик при помощи двухчашечных весов за одно взвешивание?

2) Даны 4 монеты. Одна из них фальшивая: она легче, чем другие. Каким наименьшим числом взвешиваний на двухчашечных весах можно определить фальшивую монету?

3) В коробке лежат белые и голубые шары. Мальчик вынул 3 шара, не глядя в коробку. Будут ли среди вынутых шаров хотя бы 2 шара одного цвета?

4) В мешке лежат 3 красных шарика и 3 синих. Наугад достали сразу 3 шарика. Шарики каких цветов могли достать? Рассмотри все возможные варианты. Сделай схематический рисунок.

5) Из мешка, в котором лежат 2 синих шарика и 2 красных шарика, девочка выбирает поочерёдно 3 шарика. Изобрази все возможные варианты выбора шариков с помощью схематического рисунка. Запиши полученные варианты, используя буквы С и К.

Логические задачи

1) Бабушка связала Нине две пары носков. Сколько носков связала бабушка Нине?

2) По двору ходят куры. У всех кур Петя насчитал 6 ног. Сколько кур?

3) У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?

4) Какое число самое маленькое?

5) В семье четверо детей: сестёр столько же, сколько братьев и сестёр. Сколько сестёр?

Нестандартные задачи

1.У Тани было 5 орехов. Один она отдала брату и у них орехов стало поровну. Сколько орехов было у брата сначала?

2.Возле школы росли 3 ели. Посадили еще 2 дуба и 5 елей. Сколько стало елей возле школы?

3.Найди в каждом ряду лишнее число:

21 44 8 90 16

40 20 30 33 90

66 12 33 44 55

31 33 35 25 39

9 8 7 4 20

4.Во дворе было 3 курицы, столько же уток, индюков меньше, чем уток, но больше, чем гусей. Сколько всего птиц было во дворе?

5.По двору ходили гуси. Всего у них 22 ноги. Подошли двое козлят. Сколько ног у гусей и козлят вместе?

2 класс

Комбинаторные задачи

1) Сколько всего двузначных чисел можно составить из цифр 7, 4 и 5 при условии, что цифры в записи числа не повторяются? Запиши эти числа через запятую.

2) Сколько различных двузначных чисел можно составить из цифр 0, 1, 2, если цифры в записи числа могут повторяться? Запиши эти числа через запятую.

3) Составь все двузначные числа, в записи которых используются цифры 3 и 7.

4) Какие трёхзначные числа можно составить из цифр 7, 0, 9, если:

а) цифры в записи числа не повторяются;

б) цифры в записи числа могут повторяться.

5) Сколько двузначных чисел можно записать лишь с помощью цифр 1, 2, 3, 4?

Логические задачи

1.          Витя, Саша и Андрей смастерили из бумаги кораблик, змея и аиста. Какую игрущку сделал каждый мальчик, если Витя не сделал кораблика и змея, а Саша не делал кораблик?                        

2. Знайка, Кнопочка и Тюбик живут в домах №14, 17, 19. В каком доме живет каждый человек, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Кнопочка не живет в доме 19 ?                       

3.          У Вити сегодня день рождения. Он моложе своей сестры, которой исполнилось 6 лет. Сколько лет может быть Вите ?

4.           Володя, Дима и Петя устроили соревнование. Один из мальчиков решил 12 примеров, второй – 13, а третий – 14. Сколько примеров решил каждый мальчик, если Петя решил примеров меньше, чем Дима, а Дима меньше чем Володя ?

5.           Айсен живет на третьем этаже, а Уолан на шестом. Нюргун живет между ними. На каком этаже живет Нюргун ?

Нестандартные задачи

1.Подберите  и запишите два числа, при сложении которых в результате получается 1.

2. Змей-Горыныч приказал кузнецу сделать для его дворца 3 замка и к каждому замку 3 ключа - медный, серебряный и золотой. Сколько ключей должен сделать кузнец? 

3. Лист бумаги согнули пополам, потом еще раз пополам и по линиям сгиба лист разрезали. Сколько получилось листочков? 

4. На веревке завязали 3 узла так, что концы веревки оказались свободными. На сколько частей эти узлы разделяют веревку?

5. Чтобы рассадить в комнате 8 детей, не хватает двух стульев. Сколько стульев в комнате?

3 класс

Комбинаторные задачи

1) Перед тобой три игрушки: машина, кубик, рыбка. Запиши первыми буквами, как их можно расставить тройками, чтобы в каждой тройке игрушки были разными, а одинаковых троек не было. Две первые строчки записаны. Продолжи остальные.

М. К. Р.

М. Р. К.

2) Составь расписание на завтра, если должно быть по одному уроку математики, чтения и рисования. Запиши все варианты первыми буквами: М Ч Р.

3) Виталик, Дима и Сергей решили вместе сфотографироваться. Сколькими различными способами они могут сесть на одну скамейку? Найди 6 способов.

4) У Коли на полке лежат три книги: одна со сказками, другая со стихами, третья с рассказами. Он хочет их переместить. Сколькими способами он может это сделать?

5) В классе Аня, Петя и Лена хорошо поют, Серёжа и Галя играют на гитаре, а Миша умеет показывать фокусы. Сколькими способами можно составить концертную бригаду из певца, артиста и фокусника?

Логические задачи

1) В стране Невыученных Уроков грозный профессор математики сказал Пете: «Я отпущу тебя домой, если ты угадаешь число, которое я задумал. Моё число – это половина третьей части числа 12». Помогите Пете отгадать число!

2) На блюдца разложили 18 вафель так: 4, 5, 2, 7. Как можно, не трогая вафель на блюдцах, расставить эти блюдца на двух столах так, чтобы на одном столе было в 2 раза больше вафель, чем на другом?

3) Болт тяжелее гайки в 2 раза. Во сколько раз 8 таких болтов тяжелее одной гайки?

4) Миша подтянулся на перекладине 12 раз, а Петя на 3 раза меньше. Сколько раз подтянулся Петя?

5) Масса арбуза и ещё половины такого же арбуза равна 12 кг. Найди массу целого арбуза.

Нестандартные задачи

1) Для приготовления обеда повару понадобилось 24 кг картошки, свеклы в 3 раза меньше, а лука в 2 раза меньше чем свеклы. Сколько килограмм лука потратил повар?

2) Оля вырезала из бумаги 5 квадратов, 7 треугольников, а кругов в 2 раза больше чем треугольников. Сколько всего Оля вырезала фигур?

3) Первое число 12, второе в 3 раза меньше, а третье в 4 раза больше чем второе. Вычисли сумму этих трех чисел.

4) В школьную столовую привезли 6 кг, лимонов, яблок на 24 кг больше чем лимонов, а груш на 12 кг меньше чем яблок. Сколько килограмм груш

5) Для приготовления обеда повару понадобилось 24 кг картошки, свеклы в 3 раза меньше, а лука в 2 раза меньше чем свеклы. Сколько килограмм лука потратил повар?

4 класс

Комбинаторные задачи

1) У Тани 2 вида ручек и 4 вида карандашей. Сколько различных комплектов из одной ручки и одного карандаша можно из них составить?

2) У Золушки было всего 2 простенькие шляпки. Чтобы украсить их, она из лоскутков ткани сделала три разных цветка. Сколько теперь будет у Золушки вариантов шляпок с цветами?

3) В шкафу висят 4 юбки красного, жёлтого, зелёного и синего цветов, а также 3 свитера жёлтого, зелёного и синего цветов. Сколько костюмов можно составить из этой одежды, если известно, что цвета юбки и свитера в одном костюме не совпадают?

4) В соревнованиях участвуют 5 футбольных команд. Каждая команда играет один раз с каждой командой из остальных команд. Сколько матчей будет сыграно?

5) Два человека пожали друг другу руки. Сколько было рукопожатий? А если 7 человек пожали друг другу руки, то сколько будет рукопожатий?

Логические задачи

1) Детям 15, 8, 5, 13 лет. Их имена Ваня, Оля, Витя, Гена. Сколько лет каждому из них, если один мальчик ходит в детский сад, Ваня старше Оли, если сложить возраст Вани и Вити, число будет делиться на 3.

2) На олимпиаде три команды набрали 285 баллов. При условии, что команда 24-ой школы набрала бы меньше на 8 баллов, 46-ой школы на 12 балов меньше, а команда школы номер 12 на 7 балов меньше, тогда все команды набрали бы баллов поровну. Назови количество баллов, которое набрали команды 12 и 24 школ вместе.

3) Лучник сделал 10 выстрелов по мишени, которыми выбил 90 очков. Попаданий в 10 было 4, все остальные выстрелы попадали в семерку, восьмерку или девятку. Сколько было попаданий в каждую цифру кроме десяток.

4) В банк привезли 1 миллион рублей рублевыми купюрами. Сколько понадобится рабочих дней, чтобы пересчитать купюры, если:

5) В коробке лежат 24 геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты). Известно, что квадратов в 7 раз меньше, чем треугольников. Сколько в коробке лежит каждой из фигур?

Нестандартные задачи

1) В туристический лагерь прибыло 240 учеников из г. Москвы и Орла. Мальчиков среди прибывших было 125 человек, из которых 65 - москвичи. В числе учеников, прибывших из Орла, девочек было 53. Сколько всего учеников прибыло из Москвы?

2) Сидя у окна вагона поезда мальчик стал считать телеграфные столбы. Он насчитал 10 столбов. Какое расстояние прошёл за это время поезд, если расстояние между столбами 50 м?

3) Начертить прямоугольник, площадь которого равна 12 см, а периметр равен 26 см.

4) Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если каждую сторону его увеличить в 2 раза?

5) Во сколько раз больше число, выраженное четырьмя единицами четвёртого разряда, чем число, выраженное четырьмя единицами первого разряда?



Предварительный просмотр:

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

ФИО участника: Алешина Екатерина Витальевна

Класс: 1

Предмет: математика

Тема: Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация.

Тема проекта: Числа в загадках, пословицах, поговорках.

Исследуемый объект: числа

Предмет: малые фольклорные жанры.

Гипотеза: предполагаем, что в поговорках, пословицах и загадках, есть числа.

Цель проекта: создание книги "Числа в загадках, пословицах, поговорках".

Продукт проекта: Книга "Числа в загадках, пословицах, поговорках"

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные):

Предметные: формирование прочных знаний о значении математики в разных областях жизни: в школе и дома, в магазине и на спортивной площадке, при приготовлении пищи и покупке продуктов в магазине.

Метапредметные:

познавательные: применять навыки счета и знание состава чисел; составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос; формулировать несложные выводы; находить аргументы, подтверждающие вывод; использование средств ИКТ для решения познавательных задач;

регулятивные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, слушать учителя и выполнять его требования.

Личностные:развивать самостоятельность и личную ответственность за выполненный творческий продукт;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Продукт

1.Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:

- анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создавать новый продукт (формулирование идеи проектирования);

- Конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);

- Выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач).

Способствует формулировке темы проекта с помощью загадок и стихотворений, проблемы проекта, гипотезы, цели и задачи.

Формулируют тему проекта, определяют проблему, гипотезы,  цели и задачи проекта.

Сформулированная цель, задачи, проблема и выдвинутая гипотеза.

2. Выполнение (реализация) проекта:

- планирование этапов выполнения проекта;

- определение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования;

- собственно реализация проекта.

1. Помогает ученикам разработать план реализации проекта. Для определения этапов работы предлагает ученикам ответить на вопросы: «Что нам известно о пауках и паутине? Чего мы еще не знаем? Что нам нужно сделать, чтобы получить необходимую информацию?»

2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности,   выбрать срок презентации и  форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта.

Изучают числа от 1 до 10, изучают малые жанры фольклора, узнают отличительные особенности пословиц, поговорок и загадок.

Делятся на 3 группы:

1 гр. - подбирает пословицы, в которых есть числа;

2 гр. - подбирает поговорки, в которых есть числа;

3 гр. - подбирает загадки, в которых есть числа.

Разрабатывают макеты страниц книги. Создают страницы книги. Объединяют страницы в книгу.

План проекта

3.Подготовка итогового продукта:

- обсуждение способов оформления конечных результатов;

- сбор, систематизация и анализ полученных результатов;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация.

Помогает в оформлении книги. Предлагает алгоритм выступления на защите проекта.

Выслушивает выступления учеников. Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями.

Оформляют книгу "Числа в загадках, пословицах и поговорках".

Публично представляют полученные результаты. Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта.

Книга "Числа в загадках, пословицах, поговорках", презентация проекта.



Предварительный просмотр:

Занимательная математика

1 класс

Задачи-смекалки:

1. На столе лежало 8 груш и 9 слив. На сколько больше слив, чем яблок?

2. Из города в поселок шла старушка, а навстречу ей шли 3 ученика. Сколько человек направлялось в поселок?

3. Из дома в школу шли пятеро первоклассников: Петя, Лиза, Гриша, Толя, Лариса, и 3 второклассника: Семен, Стас, Ваня. Сколько девочек шли в школу?

4. Саша и Коля увидели в небе два летящих самолета. Сколько самолетов увидел каждый мальчик?

5. На столе стояло 4 стакана с ягодами. Вова съел ягоды из одного стакана и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?

6. На столе стояло 7 свечей. Коля потушил одну свечу. Сколько свечей на столе?

7. Дети встали друг за другом. Оля заметила, что впереди нее стоит 4 человека, а позади – 3. Сколько всего детей?

8. Летело 10 уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось?

9. На подоконнике лежало 8 зеленых помидоров. Через три дня они покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось?

10. Чтобы попасть на спектакль, двум сыновьям и двум отцам понадобилось три входных билета. Как такое может быть?

Задачи – шутки:

  1. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
  2. Верёвку разрезали в пяти местах. Сколько частей получилось?
  3. Две девочки шли в парк, им повстречались ещё 5 подруг. Сколько всего девочек шли в парк?
  4. В семье 6 сыновей, и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?
  5. У Тани, Оли и Наташи были обруч, скакалка и мяч. У Наташи не было мяча и скакалки, у Тани не было мяча. У кого и какой предмет был?
  6. Собачка, когда она «служит», весит 3килограмма. Сколько она будет весить, если встанет на все лапы?
  7. На заборе сидели 8 птиц. 2сороки, воробей да шмель улетели. Сколько птиц осталось сидеть на заборе?
  8. В коробке умещается 10 красных бусинок и 6 зелёных. Какие бусинки меньше – красные или зелёные?
  9. Юра на прогулке у озера видел жука, трёх гусей, двух уток, жаворонка и четырёх стрекоз. Сколько птиц видел Юра?
  10.  На дереве сидели 3 птички. К ним прилетели ещё 2 птички. Кот подкрался и схватил 1 птичку. Сколько птичек осталось на ветке?

Ребусы:

ребус про цифру три   https://pickimage.ru/wp-content/uploads/2018/10/matemrebus1.jpg https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/mathematicalrebuses/matemrebus5.jpg

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/mathematicalrebuses/matemrebus3.jpg

Шарады:

1. Он грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О» -

Будет круглое число.

2. С буквой «Р» - с овцы стригут,

В нити прочные прядут.

А без «Р» - нужна для счёта,

Цифрой быть - её работа.

3. Число я меньше десяти.

Меня тебе легко найти.

Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,

Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать.

4. Рождаюсь на мебельной фабрике я

И в каждом хозяйстве нельзя без меня.

Отбросишь последнюю букву мою -

Названье большому числу я даю.

5. Я с «Л» смягчённым - под землёй,

Бываю каменный и бурый.

А с твёрдым - в комнате твоей

И в геометрии фигура.

6. Счастливой цифру ту считают,

При счете её применяют.

А «М» вот на «Т» поменяли -

И рыбы немало поймали.

7. С «К» - для продуктов годна,

С «М» - для сложения нужна.

8. С глухим шипящим -

Кругл, как мячик.

Со звонким -

Как огонь, горячий.

9. С глухим шипящим я -

Числительное.

Со звонким - имя

Существительное.

10. С «К» - фигура без углов,

С «Д» - дружить с тобой готов.

Софизмы:

Софизм «5 = 6»

Софизм «Пропавший рубль»

Три подруги зашли в кафе выпить по чашке кофе7 Выпили. Официант принес им счет на 30 рублей. Подруги заплатили по 10 рублей и вышли. Однако хозяин кафе решил сделать скидку посетительницам, сказав что кофе стоит 25 рублей. Официант взял деньги и побежал доганять подруг, но пока он бежал, подумал, что им будет трудно делить 5 рублей, ведь их трое, поэтому решил отдать им по 1 рублю, а 2 рубля оставить себе. Так и сделал.

2 класс

Задачи-смекалки:

1.Поезд состоит из 12 вагонов. Марат сел в 6 по счёту вагон с головы поезда, а Андрей сел в 6 вагон по счёту с хвоста поезда. В одном ли вагоне ехали Марат и Андрей?

2. У трёх девочек по 2 цветных шара: у Оли синий и красный, у Кати зелёный и красный, у Ланы жёлтый и синий. Сколько различных по цвету шаров у детей?

3. Карина гуляла и видела у реки 4 уток, 2 гусей, жука, 4 бабочки и соседскую собаку. Сколько птиц видела Карина?

4. Лестница состоит из 9 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы?

5. Мама дала сыновьям по 8 конфет. Вечером у старшего осталось 3 конфеты, а у младшего - 1 конфета. Кто съел больше?

6. Арбуз и дыня вместе весят 5 кг, а два арбуза и дыня весят 8 кг. Сколько весит один арбуз и одна дыня?

7.Два третьеклассника шли в школу во вторую смену. Они встретили трёх первоклассников – учеников первой смены. Сколько всего учеников шли в школу?

8.У брата и сестры было орехов поровну. Брат отдал сестре 3 ореха. На сколько орехов стало больше у сестры, чем у брата.

9.Руслан старше Андрея. Кирилл моложе Саши, но старше Руслана. Кто из них самый старший и самый младший?

10.Во дворе гуляли собаки и куры. Всего 10 лап. Сколько могло быть кур и сколько собак. Сколько вариантов ответа?

11.Колю угостили конфетами. Половину конфет он съел, а оставшиеся 5 конфет отнёс брату. Сколько конфет дали Коле?

Задачи – шутки:

  1. В одной семье 2 отца и 2 сына. Сколько это человек?
  2. Федя старше Андрея, Игорь моложе Толи, но старше Феди. Кто из мальчиков самый старший? Кто самый младший?
  3. По дороге один за другим идут 7 детей. За каждым мальчиком, кроме последнего, идёт девочка. Сколько девочек идёт по дороге?
  4. Вера спросила своего брата: «Я старше тебя на 3 года. На сколько я буду старше тебя через 5 лет?»
  5. В деревню ехала машина, а ей навстречу 2 трактора, каждый из которых тянул по 1 сломанной машине. Сколько машин ехало в деревню?
  6. Крышка стола имеет 4угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало у крышки?
  7. Никита живёт в своём доме вместе с папой, мамой и братом. А ещё с ними живут собака, 2кошки, 2попугая и 4золотые рыбки. Сколько всего ног у обитателей этого дома?
  8. Гусь весит на двух лапах 6кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну?
  9. Бревно распилили на 3части. Сколько распилов сделали?
  10. Сестре 4 года, а брату 6лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6лет?

Ребусы:

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/27/s_58b48b8703e88/575189_7.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/27/s_58b48b8703e88/575189_8.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/27/s_58b48b8703e88/575189_3.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/27/s_58b48b8703e88/575189_4.jpeg

 Шарады:

1. Он грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О» -

Будет круглое число.

2. С буквой «Р» - с овцы стригут,

В нити прочные прядут.

А без «Р» - нужна для счёта,

Цифрой быть - её работа.

3. Число я меньше десяти.

Меня тебе легко найти.

Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,

Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать.

4. Рождаюсь на мебельной фабрике я

И в каждом хозяйстве нельзя без меня.

Отбросишь последнюю букву мою -

Названье большому числу я даю.

5. Я с «Л» смягчённым - под землёй,

Бываю каменный и бурый.

А с твёрдым - в комнате твоей

И в геометрии фигура.

6. Счастливой цифру ту считают,

При счете её применяют.

А «М» вот на «Т» поменяли -

И рыбы немало поймали.

7. С «К» - для продуктов годна,

С «М» - для сложения нужна.

8. С глухим шипящим -

Кругл, как мячик.

Со звонким -

Как огонь, горячий.

9.С глухим шипящим я -

Числительное.

Со звонким - имя

Существительное.

10. С «К» - фигура без углов,

С «Д» - дружить с тобой готов.

11. Первый слог - нота,

Второй слог - нота.

А в целом -

Только часть чего-то.

12. Предлог стоит в моём начале,

В конце же - загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски или  за столом.

Софизмы:

Софизм "Дважды два - пять"

Софизм 5=1

Софизм 2*2=5

Софизм  «Полупустое тоже, что и полуполное»

3 класс

Задачи-смекалки:

1. В болоте жила – была лягушка Квакушка и ее мама Квакквакушка. На обед Квакквакушка съедала 16 комаров, а Квакушка на 7 меньше, на ужин 15 комаров, а Квакушка на 5 меньше. Сколько комаров нужно лягушкам в день, если они не завтракают. 

2. Мышка- норушка и 2 лягушки- квакушки весят столько же, сколько 2 мышки – норушки и одна лягушка- квакушка. Кто тяжелей: мышка или лягушка? 

3. Курочка Ряба, снесла несколько золотых яиц. Дед с бабой стали их делить. Дед говорит: «Если мы возьмем по 3 яичка, то одно останется». А баба ответила: «Если захотим по 4, то одного не хватит». Пришла внучка и говорит: «У нас 8 яиц». Права ли внучка? Сколько яиц, снесла курочка Ряба? 

4. При постройке забора на квадратном участке в деревне Простоквашино пес Шарик, кот Матроскин и галчонок Хватайка вкапывали столбики. С каждой стороны участка нужно вкопать по 6 столбиков. Сколько столбиков понадобилось коту Матроскину, Шарику и Хватайке для постройки забора? 

5. Шнур 12 метров разрезали на 3 равные по длине части. Сколько разрезов пришлось для этого сделать? 

6. У Незнайки было пять целых груш, шесть половинок да восемь четвертинок. Сколько груш было у Незнайки? 

7. Ваня разложил камешки на столе на расстоянии 2 см один от другого. Сколько камешков разложил он на протяжении 10 см? Напиши ответ. 

8. Во дворе находятся куры и поросята. Всего 5 голов и 14 ног. Сколько во дворе кур и сколько поросят? Напиши ответ. 

9. Сто орехов разложили на пять nачек. В первой и во второй в сумме -51 орех, во второй и третьей – 44, в третьей и четвертой -31, а в четвертой , 5- 33. Найди количество орехов в каждой кучке. Напиши ответ. 

10. Бочонок, полный меда, весил 12 кг. Когда половину меда съели, бочонок стал весить 7 кг. Напиши, сколько он будет весить, когда весь мед съедят? 

11. Вдоль беговой дорожки расставлены столбы. Старт дан у первого столба. Через 12 минут бегун был у четвертого столба. Через сколько минут от начала старта бегун будет у седьмого столба? ( скорость бегуна постоянная) 

12. Вова и Дима решали задачу за 10 минут. Сколько времени потратил на решение задачи каждый мальчик? 

13. У Данилы в двух карманах 20 рублей. Когда из одного кармана в другой он переложил 6 рублей, то в обоих карманах денег стало поровну. Сколько денег ( в рублях) было первоначально в каждом кармане? 

14. Ручка дороже карандаша на 15 рублей. На сколько рублей 5 ручек стоят дороже 5 карандашей? 

Задачи – шутки:

  1. Вова и Дима решили задачу за 10минут. Сколько времени     потратил на решение задачи каждый мальчик?
  2.  «Вот вам 3 таблетки, - сказал доктор. – Принимайте по одной через каждые 2часа». Через какое время будет принята последняя таблетка?
  3. Было 9листов бумаги. Некоторые из них разрезали на 3части. Всего стало 15листов. Сколько листов бумаги разрезали?
  4. На руках 10пальцев. Сколько пальцев на 10руках?
  5. В нашем доме живут Катя, Маша и Лена. Вчера я видела Катю и Машу. Одной из них 9лет, а другой 8. Сегодня я видела Машу и Лену. Одной из них 10лет, а другой 9. Кому сколько лет?
  6. В комнате 4угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?
  7. На столе 3стакана с вишней. Коля съел 1стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
  8. Что тяжелее – 1кг железа или 2кг пуха?
  9. Летят утки в ряд. Пятая утка посередине. Сколько всего уток летит?
  10. Две обезьяны нашли 6кокосовых орехов. По пути они поссорились с крокодилом и кинули в него по ореху. Затем они помирились и несколько орехов съели. Сколько орехов они съели, если домой они принесли половину того, что у них было?

Ребусы:

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/27/s_58b48c02aae50/575191_1.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/27/s_58b48c02aae50/575191_2.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/27/s_58b48c02aae50/575191_4.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/27/s_58b48c02aae50/575191_6.jpeg

 Шарады:

1. Он грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О» -

Будет круглое число.

урок - сорок)

2. Я приношу с собою боль,

В лице большое искаженье.

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То сразу превращусь я в знак сложенья.

(Флюс - плюс)

3. Коль в треугольнике угол прямой,

Я называюсь его стороной.

Букву последнюю мне поменять -

Буду, как ветер, вас по морю мчать.

(Катет - катер)

4. С буквой «Р» - с овцы стригут,

В нити прочные прядут.

А без «Р» - нужна для счёта,

Цифрой быть - её работа.

(Шерсть - шесть)

5. Читаем мы направо смело -

Геометрическое тело.

Прочтём же справа мы налево -

Увидим разновидность древа.

(Куб - бук)

6. Рождаюсь на мебельной фабрике я

И в каждом хозяйстве нельзя без меня.

Отбросишь последнюю букву мою -

Названье большому числу я даю.

(Стол - сто)

7. Я с «Л» смягчённым - под землёй,

Бываю каменный и бурый.

А с твёрдым - в комнате твоей

И в геометрии фигура.

(Уголь - угол)

8. С «Д» - давно я мерой слала,

С «Т» - уж нету выше балла.

(Пядь - пять)

9. Счастливой цифру ту считают,

При счете её применяют.

А «М» вот на «Т» поменяли -

И рыбы немало поймали.

(Семь - сеть)

10. С «К» - для продуктов годна,

С «М» - для сложенья нужна.

(Сумка - сумма)

11. С «Ш» - для счёта я нужна,

С «М» - обидчикам страшна!

Софизмы:

1. «Отцу 32 года, сыну 5 лет. Через сколько лет отец будет в 10 раз старше сына?»

2. 3*3=6

4 класс

Задачи-смекалки:

1. У мальчика сестёр столько же, сколько и братьев. Но у каждой сестры братьев в 2 раза больше, чем сестёр. Сколько всего детей в семье? (7 детей)

2. Груша дороже яблока в два раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши?(одинаково)

3. У Миши несколько солдатиков, а у Саши их в 2 раза больше. Вместе у мальчиков 9 солдатиков. А сколько у каждого?(3 и 6)

4. Стоит дуб. На дубе 13 веток. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (на дубе яблоки не растут)

5. Лестница состоит из 25 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть как раз на середине лестницы?( на 13)

6 .По дороге два мальчика шли и по 20 рублей нашли. За ними ещё четыре идут.

Сколько они рублей найдут? (ничего не найдут)

7. Двое мальчиков играли в шахматы 4 часа. Сколько часов играл каждый?

(каждый играл 4 часа)

8. Катя и Оля были в цирке. Представление продолжалось 2 часа. Сколько часов  смотрела представление каждая девочка? (2 часа)

9. В семье 5 сыновей. У каждого из них одна сестра. Сколько всего детей в семье?(6)

10. Колесо имеет 25 спиц. Сколько промежутков между спицами?(24)

Задачи – шутки:

  1. 6 картофелин сварилось за 30минут. За сколько минут сварилась одна картофелина?
  2. Сколько получится, если число 1 умножить само на себя тысячу раз?
  3. «Сколько лет твоему отцу?» - спросил Васю его приятель. Вася ответил: «А вот сообрази сам: число его лет на 49 больше 1 и на 50 меньше 100. Сколько же ему лет?»
  4. Длина удава 4метра, или 8попугаев. Какова длина попугая?
  5. На двух подоконниках 7горшков с цветами. С одного подоконника на другой переставили 2горшка с цветами. Сколько их теперь на двух подоконниках?
  6. В семье четверо детей, им 5, 8, 13 и 15лет, а зовут их Таня, Юра, Света и Лена. Сколько лет каждому из них, если одна девочка ходит в детский сад, Таня старше Юры, а сумма лет Тани и Светы делится на 3?
  7. Таня расставила 4крестика на расстоянии 4см друг от друга. Каково расстояние от первого крестика до четвёртого?
  8. У рассеянной хозяйки есть 3 ящика для рассады с надписями «Колокольчики», «Цветы», «Помидоры». Она посадила семена колокольчиков, помидоров и ромашек в эти ящики так, что все надписи оказались неверными. Что вырастет в ящике с надписью «Колокольчики»?
  9. Если в 12часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 72часа будет солнечная погода? Почему?
  10. Среди трёх футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зелёного. Какой мяч тяжелее всех?

Ребусы:

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/27/s_58b48c02aae50/575191_7.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/27/s_58b48c02aae50/575191_8.jpeg

 Шарады:

1.Джин в бутылке сидит,
Горько плачет и грустит:
«Здесь уже я триста лет,
И на волю хода нет!»
Будет ваш ответ каков,
Если через семь веков
 Джина выпустит мой дед,
Сколько Джину будет лет?

2.Кай для Снежной Королевы
 Кресло выложил из льда.
Он работал три недели –
Кресло вышло хоть куда!
Отвечайте поскорей,
Сколько Кай потратил дней?

3.Дуремар поймал пиявок –
Шесть больших и семь малявок.
Сколько у него пиявок?

4.Трехголовый дракон жил на свете.
Триста лет жил он в сказке, дети.
Сколько же лет прожила
 Каждая его голова?


5.Три маленьких гнома трудились, устали:
Книги волшебные переплетали.
Сели гномы отдыхать,
Самый младший стал считать.
Насчитал он всего
 По тридцать штук на каждого,
Десять книг в остатке.
Сколько всего книг, ребятки?
 

Софизмы:

1. 4 руб. = 40000 коп

Возьмем верное равенство 2руб. = 200 коп. и возведем его по частям в квадрат. Получится 4 руб. = 40000коп.

Вопрос: В чем ошибка?

Ответ: Возведение в квадрат величин не имеет смысла. В квадрат возводятся только числа.

2. Два равно трем 2 = 3

Возьмем два верных равенства: 10 - 10 = 0

15 - 15 = 0

Так как правые части равны, то приравняем левые: 10 - 10 = 15 - 15

2· (5 - 5) = 3· (5 - 5)

2 = 3

Вопрос: В чем ошибка?

Ответ: Ошибка в том, что на ноль (5 - 5) делить нельзя.

3. Четыре равно пяти 4 = 5

Рассмотрим верное числовое равенство:

16 – 36 = 25 – 45

16 – 36 + 20,25 = 25 – 45 + 20,25

(4 – 4,5)2 = (5 – 4,5)2; 4 – 4,5 = 5 – 4,5;

4 = 5.

Вопрос: В чём ошибка?

Ответ: (4 – 4,5) · 2 = (5 – 4,5) · 2 , только тогда, когда |4 – 4,5| = |5 – 4,5|.



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план кружка «Юный Пифагор»

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.

№п/п

Тема

Количество часов

1

Царство математики

7

2

Мир задач

4

3

Логические задачи.

10

4

Упражнения на быстрый счет.

4

5

Переливания

2

6

Выпуск математической  газеты

1

7

Математическая олимпиада.

5

8

Итоговое занятие

1

Итого

34

Содержание

1. Царство математики (7 часов)

О математике с улыбкой. (2 часа)

Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых. Решение интересных задач. Веселая викторина.

Из истории чисел. (2 часа)

Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.

Математические игры. (1 час)

Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!». Игра «Задумайте число»

Четные и нечетные числа. (2 часа)

Свойства  четных и нечетных чисел. Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.

2. Мир задач (4 часа)

Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа)

Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:

Задачи, решаемые с конца. (1 час)

Задуманное число. Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

Задачи на взвешивания( 1 час)

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.

3. Логические задачи. (10 часов)

Истинностные задачи. (1 час)

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.

Несерьезные задачи.  (1 час)

Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.

Логика и рассуждения(1 ч.)

Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.

Задачи с подвохом. (1 час)

Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.

Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)

Игра «Попробуй раздели». Головоломка "Танграм". Составление фигур из частей Колумбова яйца.

Математические ребусы (2 часа)

4. Упражнения на быстрый счет. (4 часа)

Вычисли наиболее удобным способом. Умножение на 9 и на 11. Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.  Использование изменения порядка счета.

5. Переливания.(2 часа)

Задачи на переливание

6. Выпуск математических газет ( 1 час)

7. Математическая олимпиада. (5 часов)

Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др.

Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.

8. Итоговое занятие

Календарно -тематическое планирование занятий кружка «Юный Пифагор»

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата

Факт

Царство математики (7 часов)

1

О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых.

1

2

Решение интересных задач. Веселая викторина.

1

3

Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними.

1

4

Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними.

1

5

Математические игры.

Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!». Игра «Задумайте число»

1

6

Четные и нечетные числа.

Свойства  четных и нечетных чисел

1

7

Четные и нечетные числа.

Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.

1

Мир задач ( 4 часа)

8

Задачи-шутки, задачи-загадки.

Таинственные задачи.

1

9

Задачи-шутки, задачи-загадки.

Задачи на определение возраста.

1

10

Задачи, решаемые с конца.

Задуманное число

Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

1

11

Задачи на взвешивания.

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.

1

Логические задачи. (10 часов)

12

Истинностные задачи.

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.

1

13

Несерьезные задачи.

Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.

1

14

Логика и рассуждения.

Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.

1

15

Задачи с подвохом.

Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.

1

16

Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели»

1

17-18

Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм"

2

19

Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца

1

20-21

Математические ребусы

2

Упражнения на быстрый счет. (4 часа)

22

Вычисли наиболее удобным способом.

1

23

Умножение на 9 и на 11.

1

24

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

1

25

Использование изменения порядка счета.

1

Переливания.(2 часа)

26

Задачи на переливание

1

27

Задачи на переливание

1

28

Выпуск математической газеты

1

Математические олимпиады. (5 часов)

29

Подготовка и участие в математических олимпиадах

1

30

Подготовка и участие в математических олимпиадах

1

31

Подготовка и участие в математических олимпиадах

1

32

Конкурс «Лучший математик»

1

33

Конкурс «Знатоки математики»

1

34

Итоговое занятие

1

Всего

34



Предварительный просмотр:

Утренник «Праздник первого десятка»

1 класс

Цели: обобщать и закреплять знания, полученные на уроках математики.

Планируемые результаты: развивать логическое мышление, повышать интерес учащихся к изучению математики, формировать умения работать в группах, умение сотрудничать, выражать свое мнение, рассуждать, использовать математическую терминологию при составлении и решении задач, выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Оформление доски: в центре плакат  «Праздник первого десятка», по краям веселые цифры. Презентация с заданиями.

Ход утренника

Ведущий: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Мы начинаем наше необычное путешествие в сказочную   страну. А в какую, отгадайте:                      

Очень мудрая страна,

Дружит с числами она.

В ней так много неизвестного,

В ней так много интересного.

Ну-ка, дети вы скажите

Ее имя назовите!

 (страна Математики) 

                                                                                                                            

- Чтобы начать наше путешествие в страну чисел и цифр закроем глазки и посчитаем  от 1 до 10.

Жители этой удивительной страны приготовили для вас праздник. Он называется «Праздник первого десятка!». Они приготовили множество интересных заданий.  

 Работать сегодня будем под девизом: Математики тропинки одолеем без запинки!              

Звучит запись песни «Дважды два - четыре».

Нам цифры забывать нельзя!

Куда ни посмотри —

Они везде, твои друзья.  

С людьми давно они живут.
 

Ну-ка, цифры стройтесь в ряд!

Готов к работе наш отряд!

И нетрудно всем понять,

Как хорошо уметь считать!

Ведущий. Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы не применялись знания математики.

Выступление учащихся:

1 ученик

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

Ма-те-ма-ти-ка!

2 ученик

Почему корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает

Ма-те-ма-ти-ка!

3 ученик

Чтоб врачом, моряком

Или лётчиком стать.

Надо прежде всего

Математику знать.

И на свете нет профессий

Вы заметьте-ка,

Где бы вам не пригодилась

Математика!

4 ученик

Математика повсюду,

Глазами только поведёшь,

И вокруг тебя, о чуду,

Чисел много ты найдешь

Ведущий. Вот сейчас проверим, как вы умеете считать.

Прямой и обратный счет от 1 до 10 все вместе

Ведущий. Цифры! Занять свои места!

Выходят дети в шапочках с цифрами от 1 до 9

1 ученик

Единица – палка с носом -

Обращается с вопросом:

«Сколько ртов, голов и лбов

Человек носить готов?»

2 ученик

Двойка лебедем плывет

И задачку задает:

Сколько ранним утром глаз

Открывается у нас?

3 ученик

А вот и цифра 3.

Словно ласточка смотри

Тройка – третий из значков

Состоит их двух крючков

4 ученик

Вот четверки - силачи

Подымают кирпичи,

Выжимают гири

Пуда на четыре.

5 ученик

А потом пошла плясать

По бумаге цифра 5.

Это фокусник - пятерка

Вы за ней следите зоркр.

Кувыркнется раз и два-

Обернется цифрой 2.

6 ученик

Цифра 6 -дверной замочек

Сверху крюк, внизу кружочек.

Это цифра акробатка:

То шестерка то девятка.

7 ученик

Цифра 7, цифра 7.

Цифра легкая совсем.

Я косу принесу

И срисую ту косу.

8 ученик

К этой цифре ты привык.

Это цифра- снеговик.

Лишь зима сменяет осень,

Дети лепят цифру 8.

Только к цифре ты, дружок

Третий не лепи кружок.

9 ученик

Цифра 6, как обезьянка,

Кувыркалась спозоранку.

Что за чудо приключилось

Цифра 9 получилась.

10 ученик

Цифра вроде буквы о -

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Что не значит ничегошеньки

11 ученик

Ноль катился по странице

И не значил ничего.

Рядом встала единица,

Сделав 10 из него.

- Эти цифры все,  друзья,

Помогают нам считать.

И без них никак нельзя

Складывать и вычитать. 

*Как нету на свете                                                                                                      

Без ножек столов,

Как нету на свете

Без рожек козлов,

Котов без усов

И без панцирей раков,

Так, нет в арифметике

Действий без знаков.

*Крестик — он зовется плюс.

Без него не обойдусь,

Если я хочу узнать,

Сколько будет три и пять.

Тут я, без сомнения,

Выполню сложение.

3+5=8

*Мама утром испекла                                                                                                 

Нам четыре пирога.

Три из них мы сразу съели.

Сколько съесть мы не успели?

*Минус вам поможет тут!

Меня минусом зовут.

Я не крестик, но, друзья,

Без меня никак нельзя!

И вот мы — внимание!

Выполняем вычитание!

4-3=1

Ведущий:

Мы вспомнили все цифры и знаки.

Первое задание. Найдите ошибку в примерах.

4-2=6         2+3=5                                                                                                            

8+1=8        7-2=6

1+5=7        7+1=8            

5+4=9        6-0=7

- Молодцы! С первым заданием справились. 

Второе задание.    Задачки в стихах

Сколько маленьких утят

Плавать и нырять хотят?

3 утёнка далеко,

2 нырнули глубоко.

Сколько их всего в пруду,

Сосчитать я не могу.  (3 + 2 = 5)

 

Как-то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят.

Сколько в снег свалились?(4 – 2 = 2)

 

5 ворон на крышу сели.

2 ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело.

Сколько всех их прилетело?(5 + 2 = 7)

 

5 щенят в футбол играли.

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?(5 – 1 = 4)

 

8 оленей ели грибочки.

Двое их деток спали на кочке.

Скорее прошу я ребят посчитать,

Сколько оленей вышло гулять?(8 + 2 = 10)

Лебеди у нас в пруду:

Я поближе подойду.

Трое чёрных, белых – пять.

Кто успел их сосчитать? (3 + 5 = 8)

   

Завтракаем на привале.

Нам с собой яичек дали.

Всмятку 2 и 5 крутых.

Сосчитайте, сколько их?(2 + 5 = 7)

Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели.

5 румяных, налитых,

3 с кислинкой. Сколько их(5 + 3 = 8)

      

Третье задание.   Ребусы                                          

ПО 2 Л                                      3 ТОН

С 3 Ж                                        Р 1 НА

ВИ 3 НА                                   7 Я

Сценка «Неисправимая лентяйка».

Учитель: Иванова, к доске. Расскажи числа от 1 до 10.

Иванова:    1,2,3,4,  3, 4, 4, 3

Уч. Опять ты не выучила уроки. Ты, Иванова, неисправимая лентяйка. Садись, единица.

(Иванова сидит на лавочке и мечтает, вытаскивает дневник и стирает единицу).

Единица: (кричит) Иванова, ты где?

ИВ(поворачивается к ед.) Ты что, не понимаешь, что мне ты не нужна?

Ед. Нет, Иванова, ты теперь будешь делать то, что я захочу.

ИВ. Нет, не буду (пытается убежать).

Ед. (догоняет и говорит) Удрать от меня, Иванова, невозможно. Меня можно исправить. А ты, Иванова, неисправимая лентяйка. Значит я, неисправимая единица.

ИВ. Неужели я неисправимая? Нет!!!

(учит уроки, рассказывает порядок чисел от 1 до 10)

(Ед. исчезает)

 Все, конец единице!

**Нам цифры забывать нельзя!

Куда ни посмотри —

Они везде, твои друзья:    

Один, и два, и три.

**С людьми давно они живут.

 Повсюду цифры есть.

Лишь только кликни – тут как тут:        

Четыре, пять и шесть.

**В любой игре, в любом пути

Они с тобою вместе.

Считаешь ты до десяти:

Семь, восемь, девять, десять.

**Хоть числа с виду и просты —

У них секретов много.

И если их полюбишь ты.  

Тебе они помогут.

Ведущий: Числа помогут нам, а  мы  поможем ёжику разложить грибы в корзины.         

(На доске ежик, две корзины, шесть грибов с примерами. Задача, правильно решить пример, называя  числа при сложении и вычитании. Поместить гриб в нужную корзину.)

Молодцы! Помогли ежику собрать все грибочки.                                                  

 Четвертое задание  «Нарядим ёлочку»                             

На плакате елочка, сделанная из ладошек детей на уроке технологии. Ёлочку будем наряжать необычными  игрушками, а вот какими, отгадайте загадку:

Белая красавица в воздухе кружится,

Сядет и растает на моей ладони.    Снежинка.

Для вас занимательные  задачки.  

 Будьте внимательны!

* В тарелке лежали три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на  тарелке?  (Морковь – овощ, 4)

 *Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько птиц стало возле  дома?(4. Уж- змея.)

*На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну  книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книжек она прочитает?   (Ни одной – собаки не умеют читать).

 *У дома росла береза. На березе шесть веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок росло на березе?   (Нисколько.  Яблоки, не растут на березах.)

*На каком дереве сидела ворона во время дождя?       (На мокром.)

*Сколько горошин войдут в обыкновенный стакан?     (Горошины ходить не умеют.)

Пятое задание  «Заселим домики»                                    

Жители этой чудесной страны просят вас помочь им заселиться в домики. Вспоминаем состав чисел 7, 9,8.    

Шестое задание 

 Поиграем  в игру «Самый умный»

Кто ответ знает,

Тот руку поднимает,

И четко отвечает.

- Где пальцев больше: на левой руке или на правой руке?

- Сколько хвостов у семи котов?

- Сколько носов у двух псов?

- Сколько на руках пальчиков у двух мальчиков?

- Сколько ушей у трех малышей?

- Сколько дней в неделе?  Назовите их.

- Собака догоняет кошку, а кошка – мышку. Кто бежит впереди?

Молодцы! И с этим заданием справились успешно.

Ученица читает стихотворение «Считать умею».

Мне целый день

Считать не лень:

Спешу скорее встать,

Потом  ищу я целый день –

Чего бы сосчитать?

Корова во дворе одна.

А овечек – две.

Три котёнка у окна,

Четвёртый на траве.

Девочки идут гулять –

Две и три, а вместе – пять.

Идёт автобус – шесть колёс,

А пассажиров – семь.

Шофёр их по дороге вёз,

Увёз от нас совсем.

Сели птички на забор –

Восемь невеличек,

А одна летит во двор –

Значит, девять птичек.

Десять нам яиц снесла

Курица рябая…

Считать я больше не могу –

Устала  я,  считая.

Чтобы так не уставать,

Надо больше чисел знать.

Я все числа изучу –

Ведь я в первый класс хожу.

                                                                                                                                       

Ведущий:    

Математики тропинки

Все прошли вы без запинки!

Запомните, все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света,

Без счета не сможет подняться ракета,

Без счета письмо не найдет адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята!

По окончании конкурсов  всем ученикам  медали «За стремление к знаниям»

Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие в страну чисел и цифр. Пора нам возвращаться домой, назад из математической страны. Закроем глазки и посчитаем обратно от 10 до 1. Вот мы снова с вами в нашем классе. Жители попросили нас по возвращению в класс посмотреть мультфильм «Про козленка, который умел считать до 10».

Просмотр мультфильма.

- Надо ли уметь считать?



Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

3 класс по теме "Время"

Цели математической викторины:

  • Повышение познавательного интереса к предмету математика.
  • Способствовать развитию смекалки, эрудиции, умению быстро и четко излагать свои мысли.
  • Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности.
  • Способствовать развитию творческой деятельности учащихся, логического мышления
  • Показать красоту математики, ее роль в нашей жизни.
  • Воспитание культуры математического мышления.

Правило проведения викторины:

До начала викторины из учеников формируется жюри, которое будет следит за правилами проведения викторины, давать право на ответ, оценивать учащийся, объявлять промежуточные результаты. Каждый правильный ответ оценивается 1-2-3 балла в зависимости от сложности. По окончании викторины жюри объявляет победителей. Победители награждаются.

Ход викторины:

- Дорогие друзья, сегодня мы с вами встретились на необычном занятии по математике. Я хочу вам предложить не просто решать примеры и задачи, а попробовать свои силы в соревнованиях и показать свои знания и умения в конкурсах. Предлагаю вам разделиться на две  команды и выбрать капитана команды (учитель делит класс на 2 группы с помощью жетонов).

– Прочитайте загадку:

«Оно длиннее всего на свете – и короче.

Быстрее всего – и медленнее.

Самое дробное – и самое неразрывное.

Его меньше всего ценят,

Но больше всего сожалеют о его отсутствии.

Без него ничего не может быть сделано.

Когда его мало, оно пожирает всех и вся без следа,

А когда много – дает возможность вздохнуть спокойно».

– Что это? (Время.)

– Правильно! Время сегодня будет главным на нашем мероприятии.

– Что такое время? (Период, эпоха, подходящий, удобный срок, благоприятный момент; пора дня, года; продолжительность, длительность чего-нибудь.)

– Прочитайте, пословицы. Читают:

1. На час отстанешь – за день не догонишь.

2. Минутка час бережет.

3. Делу – время, потехе – час.

4. Век живи – век учись.

– О чем говорят эти пословица? (Учащиеся высказывают разные варианты ответов: Нужно ценить время, делать все во время, а не откладывать на потом).

– С помощью чего измеряют время, вы ответите, отгадав загадки:

Никогда не отдыхаем,                 

Никогда не устаем,               

Все шагаем и шагаем,                 

На одной ноге идем…

Идут минуты и года,

Приветствие команд

Но мы не дремлем никогда.

Что это? (Часы.)

-Молодцы и мы начинаем наше мероприятие.

1 конкурс (1 балл за правильный ответ)

Разминка

  1. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)
  2. Инструмент для измерения длины. (Линейка)
  3. Результат сложения. (Сумма)
  4. Часть прямой, но не луч. (Отрезок)
  5. Оценка плохого ученика. (Два)
  6. Математический знак. (Плюс)  
  7. Результат вычитания. (Разность)    
  8. Оценка отличного ученика. (Пять)

Задачки:

1. Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 минут. Как это объяснить?  

Ответ:1 час 40 минут=100 минут

2. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежит каждая лошадь?

Ответ: 30 км.

3. Врач прописал 3 укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут сделаны все уколы?

Ответ: через 1 час.

 4. Два отца и два сына купили 3 апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться?

 Ответ: дед – отец – сын

5. В семье семь братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье?

Ответ: 8 детей

6. Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов?

Ответ: 11 распилов.                                         

2конкурс (1 балл за правильный ответ)

 Геометрические загадки 

1. Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

Что ты видишь? - ...   треугольник

2. Эта странная фигура,

Ну, совсем миниатюра!

И на маленький листочек.

Мы поставим сотни ...     точек

3. Он от солнца прилетает,

Пробивая толщу туч

И в тетрадочке бывает,

А зовется просто - ...    луч

4. Едет ручка вдоль листа

По линеечке, по краю -

Получается черта,

Называется ...   прямая

5. Он и острый, да не нос,

И прямой, да не вопрос,

И тупой он, да не ножик, -

Что еще таким быть может? угол

6. Сговорились две ноги

делать дуги и круги     циркуль

3 конкурс (1балл)

Анаграммы 

Переставив буквы, получить слово, связанное с математикой.

ФАГОПИР           пифагор         

АСУКЕНД           секунда

ТАНМУИ            минута  

АЧС                      час

ЯНДЕЛЕ              неделя        

ТИКСУ                 сутки

4 конкурс (1 балл)

Догадайся

Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия величин времени, которые в них «вписались».

◘ ФОР _ _ _ _ _  (Часть окна).

◘ ЛАС _ _ _ _ _  (Птица).

◘ КИС _ _ _ _ _  (Инструмент художника).

◘ КАР _ _ _ _ _  (Жёлтая, электронная, телефонная...). 

◘ _ _ _ Ф  (Предмет одежды).

◘ _ _ _ АДА  (Род загадки).

◘ _ _ _ ОВАРЫ  (Широкие штаны).

◘ _ _ _ МАНКА  (Музыкальный инструмент).

5 конкурс.  Отгадай ребус 1 балл

3буна                        по100вой

Ус3ца                        сес3ца

Ко100чка                  рас100яние  

6 конкурс. "Циферблат"

- За каждый правильны рисунок 1 балл.

«Нарисуйте на этих часах минутную и часовую стрелку так, чтобы они показывали: 4 часа 50 минут, 17 часов 10 минут, 23 часа».

7 конкурс «Разгадай кроссворд» (1 балл за правильно угаданное слово)

 Разные загадки для болельщиков

  1. Когда дома человек без головы?  (когда голову высунул в форточку)
  2. Человек попал под дождь, и ему негде и нечем было укрыться. Домой он пришел весь мокрый, но ни один волос на его голове не промок. Почему? (был лысый)
  3. Мужчина объясняет: «Это мой ребенок, но он мне не сын». Может ли быть такое?   (это его дочь)
  4. Некто живет на двадцать пятом этаже тридцатиэтажного здания. Каждое утро он входит в лифт, спускается вниз и отправляется на работу. Вечером, вернувшись домой, он входит в лифт, поднимается на двадцать четвертый этаж, а оттуда пешком еще на один этаж. Почему он выходит из лифта на двадцать четвертом этаже вместо того, чтобы подняться прямо на двадцать пятый этаж? (он карлик, не дотягивался до кнопки)
  5. Морозной февральской ночью усталый охотник возвратился в свою хижину. В хижине у него была керосиновая лампа, очаг, свечка и печурка, но у охотника осталась всего одна спичка. Что он зажжет сначала? (спичку)
  6. Обычно месяц кончается 30-м или 31-м числом. В каком месяце есть 28-е число? (в каждом)
  7. Когда строят дом, первый гвоздь во что вбивают? (в шляпку)
  8. Какой рукой лучше размешивать чай?   (лучше ложечкой)
  9. Из какой посуды нельзя есть?  (из пустой)
  10. Сколько булочек можно съесть на пустой желудок? (одну, вторая пойдет не в пустой желудок)
  11. Сколько дырок окажется в клеенке, если во время обеда ее 5 раз проткнуть вилкой? (20)
  12. Одно яйцо варится 5 минут. Сколько минут варятся 5 яиц? (5 минут)
  13. З а ч е м вода в стакане?    (за стеклом)
  14. На столе стояло 4 стакана напитка. Девочка выпила 1 стакан напитка. Сколько стаканов осталось?  (4 стакана)

Подведение итогов. Сценки. Песни.

Сказка про ноль С.Я.Маршак. Сценка Награждение.

– Вы отлично поработали, познакомились с различными видами часов, справились со всеми заданиями. Наше мероприятие подходит к концу. Помните, что каждому из вас необходимо дорожить временем, ведь если «На час отстанешь – за день не догонишь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". "

Предлагаю полное планирование программы по внеурочной деятельности курса "Математика и конструирование" для 1-4 классов. Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, планируемые резуль...

Презентация по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Презентация, показывающая, как при помощи геометрических фигур, можно составлять другие фигуры....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...

Внеурочная деятельность МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ

Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Курс математика и  конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....