РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 4 б, 4в класс
рабочая программа по математике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Приложение к основной образовательной
программе начального общего образования
приказ от 30.09.2018 №399
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
(учебный предмет, уровень изучения)
4 б, 4в класс
(класс)
136 часов
(количество часов)
Составитель: Просекова В.В., Васильева Р.Н.
учитель начальных классов
Согласовано протокол заседания методического совета от 29.09.2018г. № 1 | Согласовано методист ______________Е.С. Бабайлова |
2020-2021 учебный год
Урай
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 4 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
При составлении рабочей программы по математике за основу взята авторская программа М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебником математики 4 класса УМК «Школа России» (М., «Просвещение», 2015).
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к математике.
Цели курса:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи курса:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
- сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
- рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
- система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.
Математика» 4 класс. Выпускник научится:
– читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
– представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
– объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
– пользоваться изученной математической терминологией;
– записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
– находить числовые значения буквенных выражений вида а+3, 8–г,
b:2, a+о, с–о, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
– выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
– выполнять вычисления с нулём;
–выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа), проверку вычислений;
– решать уравнения вида х±60 =320, 125+х =750, 2000–х=1450, х–12=2400, х:5=420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
– решать задачи в 1-3 действия;
– находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
– находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
– узнавать время по часам;
– выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
– применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;
– строить заданный отрезок;
– строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон;
– выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);
– выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
– определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки;
– формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
– выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;
– развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
– осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;
– сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений;
– формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений табличные случаи умножения и деления внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
– пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное числа;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.),
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе вместимости,
- определения времени по часам (В часах и минутах).
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса по математике:
По разделу «Работа с задачами»:
иметь представление:
- о различных способах краткой записи задачи;
- о различных способах оформления решения задачи;
- о рациональных и нерациональных способах решения задачи;
- об алгебраическом способе решения задачи;
- о возможности классификации задач по заложенным в них отношениям;
- о задачах, имеющих не одно решение;
знать:
- структуру текстовой задачи;
- условные обозначения, используемые в краткой записи задач;
уметь:
- определять, является ли текст задачей;
- преобразовывать текст, не являющийся задачей, в задачу;
- выделять составляющие задачу элементы независимо от сложности ее построения;
- устанавливать идентичность задач, данных в разных формулировках, заменить сложную формулировку простой;
- проанализировать задачу, начиная от ее вопроса, установить количество и порядок действий, необходимых для ее решения, обосновать выбор действий;
- записывать решение задачи по действиям с вопросами или комментариями, а также сложным выражением
По разделу «Изучение величин»:
иметь представление:
- о связи метрических мер измерения величин с десятичной системой счисления;
- об особенностях построения системы мер времени;
знать:
- единицы измерения длины, площади, массы, времени и соотношения между ними;
- формулы определения площади прямоугольника: S = а·в, треугольника S = 1/2а·в; объема четырехугольной призмы V = а · в · h и произвольной прямой призмы V= S0CH · h;
уметь:
- чертить изученные геометрические фигуры при помощи линейки и обозначать их буквами латинского алфавита;
- измерить длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
- находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника,
- использовать рациональный способ решения в допускающих это ситуациях;
- определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;
- определять объем прямой четырехугольной призмы, произвольной прямой призмы;
- определять объем прямоугольного параллелепипеда, используя соответствующую формулу;
- выражать изученные величины, используя разные меры их измерения.
По разделу «Изучение элементов алгебры»:
иметь представление об основных свойствах равенств;
уметь решать уравнения, требующие 1-4 тождественных преобразований.
По разделу «Изучение элементов геометрии»:
иметь представление об объеме, способах его определения и единицах измерения;
знать:
- свойства сторон и углов прямоугольника и его частного случая - квадрата; - свойство радиусов одной окружности и соотношение между радиусом и диаметром; 3) уметь чертить изученные геометрические фигуры при помощи линейки и обозначать их буквами латинского алфавита.
По разделу «Изучение действий»
иметь представление об умножении дроби на натуральное число;
знать:
- названия компонентов изученных действий, знаки, обозначающие эти операции, законы и свойства изученных действий;
- таблицы сложения и умножения;
- особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления;
- порядок выполнения .действий в сложных выражениях без скобок и со скобками;
- изменение результатов действий при изменении их компонентов;
уметь:
- выполнить сложение и вычитание многозначных чисел;
- выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное и многозначное число;
- находить значение сложных выражений, содержащих 3-5 действий;
- выполнять изученные действия с величинами.
По разделу «Изучение чисел»
иметь представление:
- о принципах построения десятичной позиционной системы счисления;
- о точных и приближенных числах и источниках их возникновения;
- о целых числах, их математическом смысле, связи с натуральными числами и расположении этих чисел на координатной прямой;
уметь:
- читать и записывать любое натуральное число в пределах класса миллионов;
- определять место каждого из них в натуральном ряду;
- устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения при помощи знаков;
- читать и записывать дробные числа, числитель и знаменатель которых не выходит за пределы изученных натуральных чисел;
- сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и разными числителями и с равными числителями, но различными знаменателями.
Календарно-тематический план. 4б, 4в класс Учитель: Просекова В.В., Васильева Р.Н.
№ п/п | Тема | Дата прохождения | Скорректированные сроки |
4б,4в | |||
Числа от 1 до 1000– 14 часов | |||
Нумерация. Счет предметов. Разряды. | 01.09 | ||
Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание | 02.09 | ||
Нахождение суммы нескольких слагаемых | 04.09 | ||
Алгоритм письменного вычисления трехзначных чисел | 07.09 | ||
Умножение трехзначного числа на однозначное | 08.09 | ||
Вход контрольных работ. Свойства умножения | 09.09 | ||
Работа над ошибками. Алгоритм письменного деления | 11.09 | ||
Приемы письменного деления | 14.09 | ||
Приемы письменного деления | 15.09 | ||
Диагонали прямоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. | 16.09 | ||
Диаграммы | 18.09 | ||
Нумерация многозначных чисел. | 21.09 | ||
Приемы письменного умножения и деления. | 22.09 | ||
Закрепление пройденного. | 23.09 | ||
Числа, которые больше 1000 – 109 часов | |||
Нумерация – 11 часов | |||
Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы. | 25.09 | ||
Чтение многозначных чисел | 28.09 | ||
Запись многозначных чисел | 29.09 | ||
Разрядные слагаемые | 30.09 | ||
Сравнение чисел | 02.10 | ||
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 05.10 | ||
Закрепление изученного | 06.10 | ||
Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились | 1210 | ||
Класс миллионов. Класс миллиардов | 13.10 | ||
Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | 14.10 | ||
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного | 16.10 | ||
Величины – 11 часов | |||
Величины.Единицы длины. Километр | 19.10 | ||
Единицы длины. Закрепление изученного | 20.10 | ||
Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр | 21.10 | ||
Таблица единицы площади | 23.10 | (26.10-08.11.20г каникулы в связи с карантином) | |
Измерение площади с помощью палетки | 26.10 | ||
Единицы массы. Тонна, центнер | 27.10 | ||
Единицы времени. Определение времени по часам | 28.10 | ||
Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. | 30.10 | ||
Век. Таблица единицы времени | 02.11 | ||
Что узнали. Чему научились. Закрепление пройденного. | 03.11 | ||
Контрольная работа по теме «Величины» | 04.11 | ||
Сложение и вычитание -12 часов | |||
Анализ контрольной работы. Устные и письменные приемы вычислений | 06.11 | ||
Нахождение неизвестного слагаемого | 09.11 | ||
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | 10.11 | ||
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | 11.11 | ||
Нахождение нескольких долей целого | 13.11 | (16.11-22.11каникулы) | |
Решение задач | 23.11 | ||
Решение задач | 24.11 | ||
Сложение и вычитание величин | 25.11 | ||
Решение задач | 27.11 | ||
Что узнали. Чему научились. Закрепление пройденного. | 30.11 | ||
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» | 01.12 | ||
Анализ контрольных работ. Задачи-расчеты | 02.12 | ||
Умножение и деление – 76 часов | |||
Умножение и деление. Свойства умножения | 04.12 | ||
Письменные приемы умножения | 07.12 | ||
Письменные приемы умножения | 08.12 | ||
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 0912 | ||
Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | 11.12 | ||
Деление с числами 0 и 1 | 14.12 | ||
Письменные приемы деления | 15.12 | ||
Письменные приемы деления | 16.12 | ||
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме | 18.12 | ||
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 21.12 | ||
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 22.12 | ||
Закрепление изученного. Решение задач | 23.12 | ||
Закрепление пройденного. Проверим себя и свои достижения. | 25.12 | ||
Закрепление изученного. | 28.12 | ||
Умножение и деление на однозначное число. Закрепление. | 29.12 | ||
Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 30.12 | (01.01-10.01.21 каникулы) | |
Решение задач на движение | 11.01 | ||
Решение задач на движение | 12.01 | ||
Решение задач на движение | 13.01 | ||
Странички для любознательных. Проверочная работа | 15.01 | ||
Умножение числа на произведение. | 18.01 | ||
Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями | 19.01 | ||
Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями | 20.01 | ||
72 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающиеся нулями | 23.01 | |
73 | Решение задач | 25.01 | |
74. | Перестановка и группировка множителей | 26.01 | |
75. | Что узнали. Чему научились. Закрепление пройденного. | 27.01 | |
76. | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число.» | 29.01 | |
77. | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного | 01.02 | |
78. | Деление числа на произведение | 02.02 | |
79. | Деление числа на произведение | 03.02 | |
80. | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 05.02 | |
81. | Решение задач | 08.02 | |
82. | Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями | 09.02 | |
83. | Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями | 10.02 | |
84 | Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями | 12.02 | |
85. | Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями | 15.02 | |
86. | Обобщение по теме «Умножение и деление на числа оканчивающиеся нулями» | 16.02 | |
87 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление на числа оканчивающиеся нулями» | 17.02 | |
88. | Решение задач | 19.02 | (20.02-28.02.21г каникулы) |
89. | Что узнали. Чему научились. | 01.03 | |
90. | Закрепление пройденного. | 02.03 | |
91. | Умножение числа на сумму. Наши проекты. | 03.03 | |
92. | Умножение на двузначное и трёхзначное число число | 05.03 | |
93. | Умножение числа на сумму. | 09.03 | |
94. | Письменное умножение на двузначное число | 10.03 | |
95. | Письменное умножение на двузначное число | 12.03 | |
96 | Решение задач | 15.03 | |
97. | Решение задач | 16.03 | |
98. | Письменное умножение на трехзначное число | 17.03 | |
99. | Письменное умножение на трехзначное число | 19.03 | |
100 | Закрепление изученного | 22.03 | |
101 | Закрепление изученного | 23.03 | |
102 | Что узнали. Чему научились | 24.03 | |
103. | Обобщение «Умножение на двузначное число» | 26.03 | |
104. | Закрепление по теме: «Умножение на двузначное число». | 29.03 | |
105. | Письменное деление на двузначное число | 30.03 | |
106. | Алгоритм письменного деления на двузначное число | 31.03 | |
107. | Письменное деление на двузначное число | 02.04 | |
108. | Письменное деление на двузначное число | 05.04 | |
109. | Закрепление изученного | 06.04 | |
110. | Закрепление изученного. Решение задач | 07.04 | |
111. | Закрепление изученного | 09.04 | |
112. | Письменное деление на двузначное число. Закрепление | 12.04 | |
113. | Закрепление изученного. Решение задач | 13.04 | (14.04-18.04.21г каникулы) |
114. | Закрепление изученного. Решение задач | 19.04 | |
115. | Обобщение по теме «Деление на двухзначное число» | 20.04 | |
116. | Письменное деление на трехзначное число | 21.04 | |
117 | Письменное деление на трехзначное число | 23.04 | |
118. | Письменное деление на трехзначное число | 26.04 | |
119. | Закрепление изученного | 27.04 | |
120. | Деление с остатком | 28.04 | |
121. | Деление на трехзначное число. Закрепление | 30.04 | |
122 | Что узнали. Чему научились | 04.05 | |
123. | Что узнали. Чему научились | 05.05 | |
124 | Обобщение по теме «Деление на трёхзначное число» | ||
Повторение – 12 часов | |||
125 | Закрепление по теме «Деление на трёхзначное число» | 07.05 | |
126 | Нумерация | 11.05 | |
127 | Закрепление изученного | 12.05 | |
128 | Арифметические действия: сложение и вычитание | 14.05 | |
129 | Арифметические действия: сложение и вычитание | 17.05 | |
130 | Выражения и уравнения. | 18.05 | |
131 | Правила о порядке выполнения действий | 19.05 | |
132. | Правила о порядке выполнения действий | 21.05 | |
133. | Геометрические фигуры | 24.05 | |
134. | Решение задач. | 25.05 | |
135 | Решение задач. | 26.05 | |
136. | Решение задач. | 28.05 | |
Итого: 136 часов |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплекс:
Образовательный процесс по математике организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:
• урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
• урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
• урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
• урок-проектирование – место для решения проектных задач;
• учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими математическими проблемами;
• групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;
• самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:
– задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;
– задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующие навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);
– творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои лингвистические знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию).
Материально-техническое оснащение предмета
- Аудиокассеты, видеокассеты, электронные энциклопедии
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа». Сайт единой цифровой образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru
- Математические таблицы, в том числе и электронные
- Наглядные пособия. (компакт-диск) Демонстрационные таблицы. Математика-Издательство «Учитель», 2012
- Словари (орфографические, толковые)
- Лотос предметными картинками, цифрами, дробями, математическими знаками действий
Литература
- Сборник программ для начальной общеобразовательной школы,Издательство «Вита – Пресс», Москва, 2011 г.
- М.И. Моро, М.А.Бантова учебник Математика в 2-х частях – изд. –М. Просвещение,2015
- М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика: рабочие программы. 1-4 классы М.: Просвещение 2015
- С.В. Савинова, В.А. Савинов Поурочные разработки по курсу «Математика» 1-4 классы к УМК М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой М.: ВАКО 2016
Интернет-ресурсы
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info|about|193
- Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http:// www.school2100.ru
http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...