Рабочая программа по математике 2 кл
рабочая программа по математике (2 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования (авторы - М.И.Моро, М.А.Бантова),
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи; — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Место предмета в учебном плане
Во 2 классе на изучение математики отводится 136 часов ( 4 часа в неделю).
Национально-региональный компонент
Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Задачи
- научить ребёнка ориентироваться в непосредственно окружающей его действительности (в родном поселке, районе, улице), самостоятельно находить источники нужной информации и умело пользоваться.
- Дать возможность школьникам почувствовать себя полноправными гражданами своего поселка, играх, конкурсах, викторинах
- Осознать свою сопричастность к событиям, происходящим в поселке , свою социальную и историческую значимость.
- Помочь формировать учащимся свою систему ценностей- представление о предпочитаемых благах, объектах, являющихся предметом желаний, стремлений, интересов. Помочь осознать, что каждый человек, включая его самого – уникальная, неповторимая личность, с богатым внутренним миром и огромным потенциалом возможностей. Родной дом, школа, город – это место, где этот потенциал можно реализовать, раскрыть свои таланты, добиться успеха, осуществить мечту, причём не в далёком будущем, а в настоящем времени, здесь и сейчас.
В рабочую программу включены 13 уроков с элементами национально – регионального компонента. Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений идет через использование на уроках материалов:
- бурятского фольклора;
- художественных текстов писателей Бурятии, статистических данных;
- музейных материалов;
- традиций народных праздников;
- флоры и фауны Бурятии; народных промыслов;
- этнологии и этнографии Бурятии.
Содержание НРК
№ | Тема урока | НРК |
3 | Десяток. Счёт десятками. | «Интересные сведения об Иволгинском районе» |
5 | Числа от 11 до 100 | «Бурятские сказки в цифрах и задачках» |
10 | Сотня | «Задачи. Города и села Бурятии» |
29 | Периметр многоугольника | «Территория республики Бурятия в цифрах » |
33 | Закрепление | «Интересные математические сведения о Байкале» |
43 | Решение задач на нахождение суммы | «История села Колобки в цифрах» |
62 | Закрепление изученного по теме « Сложение и вычитание» | «Старинные бурятские логические задачи» |
79 | Закрепление | «Игры бурятского народа» |
86 | Свойство противоположных сторон прямоугольника (решение частных задач). | «Город будущего в Бурятии» |
90 | Закрепление изученного в разделе «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | «Цифры в пословицах и поговорках бурятского народа» |
117 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» | «Сказы легенды и придания бурятского народа в цифрах» |
130 | Закрепление изученного во 2 классе. | «Животный мир Бурятии в цифрах и задачах» |
132 | Закрепление | «Геометрические фигуры в бурятских орнаментах» |
Содержание тем учебного предмета
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация (17ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.(74 ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.(41ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.(4ч)
№ | Название раздела | Количествочасов на изучение раздела | Количество контрольных работ |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация | 17 ч | 1 |
2 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 47 ч | 3 |
3 | Сложение и вычитание (письменные вычисления) | 27 ч | 1 |
4 | Числа от 1 до 100.Умножение и деление | 27 ч | 1 |
5 | Табличное умножение и деление | 14 ч | 2 |
6 | Итоговое повторение. | 4 ч | 1 |
Итого | 136 ч | 9 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
- использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
- осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
- измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
Календарно-тематическое планирование 136 ч
№ | Тема | Дата | |
План | факт | ||
1 четверть 32 ч | |||
Числа от 1 до 100.Нумерация 17 ч | |||
1-2 | Числа от 1 до 20 | ||
3 | Десяток. Счет десятками | ||
4-5 | Числа от 11 до 100. | ||
6 | Однозначные и двузначные числа. | ||
7 | Входная контрольная работа. | ||
8-9 | Миллиметр. | ||
10 | Сотня. | ||
11 | Метр. | ||
12 | Сложение и вычитание вида 30+5, 35-30, 35-5. | ||
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | ||
14 | Единицы стоимости: рубль, копейка. | ||
15 | Закрепление по теме «Единицы стоимости» | ||
16 | Закрепление по теме «Нумерация чисел от 1 до 100» | ||
17 | Контрольная работа №1 по теме «Нумерация чисел от 1 до 100» | ||
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание 47 ч | |||
18 | Задачи, обратные данной | ||
19 | Сумма и разность отрезков. | ||
20 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | ||
21 | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого | ||
22 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. | ||
23 | Час. Минута | ||
24-25 | Длина ломаной. | ||
26 | Порядок действий. | ||
27 | Числовые выражения. | ||
28 | Сравнение числовых выражений. | ||
29 | Периметр многоугольника. | ||
30 | Свойства сложения. | ||
31-32 | Применение свойств сложения для рационализации вычислений | ||
2 четверть 32 часов | |||
33-34 | Закрепление «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | ||
35 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | ||
36 | Работа над ошибками в контрольной работе | ||
37 | Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания. | ||
38 | Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20 | ||
39 | Приёмы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20. | ||
40 | Приёмы вычислений для случаев вида 26+4 | ||
41 | Прием вычислений вида 30-7 | ||
42 | Приёмы вычислений для случаев вида 60-24. | ||
43 | Решение задач на нахождение суммы | ||
44 | Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого | ||
45 | Решение задач, раскрывающих смысл | ||
46 | Приёмы вычислений для случаев вида 26+7. | ||
47 | Приёмы вычислений для случаев вида 26-7. | ||
48-50 | Закрепление приёмов сложения и вычитания. | ||
51 | Контрольная работа. по теме «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100» | ||
52-54 | Буквенные выражения | ||
55-57 | Уравнение. Решение уравнений способом подбора. | ||
58 | Проверка сложения. | ||
59 | Проверка вычитания. | ||
60 | Закрепление изученного по теме «Уравнение» | ||
61-62 | Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | ||
63 | Контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 100» | ||
64 | Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | ||
3 четверть 40 ч | |||
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (письменные вычисления) 27 ч | |||
65 | Письменный приём сложения вида 45+23. | ||
66 | Письменные приёмы вычитания вида 57-26. | ||
67 | Проверка сложения и вычитания. | ||
68 | Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания. | ||
69 | Угол. Виды углов. | ||
70 | Решение задач изученных видов | ||
71 | Письменный приём сложения вида 37+48. | ||
72 | Сложение вида 37+53 | ||
73-74 | Прямоугольник. | ||
75 | Сложение вида 87+13. | ||
76 | Закрепление письменных приемов вычисления | ||
77 | Вычисления вида 32+8, 40-8 | ||
78 | Вычитание вида 50-24. | ||
79-80 | Закрепление изученного по теме «Письменные приемы вычислений» | ||
81 | Контрольная работа «Письменные приемы вычислений» | ||
82 | Анализ контрольной работы | ||
83 | Вычитание вида 52-24 | ||
84-85 | Закрепление письменных приемов сложения и вычитания | ||
86-87 | Свойства противоположных сторон прямоугольника. | ||
88-89 | Квадрат. | ||
90-91 | Закрепление изученного в разделе «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | ||
Числа от 1 до 100. Умножение и деление 27 ч | |||
92-93 | Конкретный смысл действия умножения. | ||
94 | Вычисление результата умножения с помощью сложения | ||
95 | Задачи на умножение. | ||
96 | Периметр прямоугольника. | ||
97 | Умножение единицы и нуля. | ||
98-99 | Названия компонентов и результата умножения. | ||
100-101 | Переместительное свойство умножения. | ||
102 | Контрольная работа за 3 четверть | ||
103 | Работа над ошибками | ||
104 | Резервный урок | ||
4 четверть 32 ч | |||
105-106 | Конкретный смысл действия деления | ||
107-108 | Задачи, раскрывающие смысл деления. | ||
109 | Название компонентов и результата действия деления | ||
110-111 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» | ||
112 | Связь между компонентами и результатом умножения. | ||
113 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. | ||
114 | Приёмы умножения и деления на 10. | ||
115 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | ||
116 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | ||
117 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» | ||
118 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» | ||
Табличное умножение и деление 14 ч | |||
119-120 | Умножение числа 2 и на 2 | ||
121 | Приемы умножения числа 2 | ||
122-123 | Деление на 2. | ||
124-125 | Закрепление «Умножение и деление на 2» | ||
126-127 | Умножение числа 3 и на 3. | ||
128-129 | Деление на 3. | ||
130-131 | Закрепление изученного «Умножение и деление на3» | ||
132 | Итоговая контрольная работа | ||
Итоговое повторение 4 ч | |||
133-136 | Закрепление изученного во 2 классе |
1.Моро М.И. и др. Математика: Программа: 1-4 классы. |
2. Учебники1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч.: Ч.1. |
3. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / (М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.). – М.: Просвещение,2011. – 92с. 4. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. (М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова) М.: Просвещение, 2019. – 96с. 5.О.Д. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по математике: 2 класс М.:ВАКО,2010. – 400с. |
6.Проверочные работы 1. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 2 класс. |
7. Методические пособия для учителя 1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методическое пособие: 2 класс. |
8. Дидактические материалы 1. Волкова С.И. Математика: Устные упражнения: 2 класс. |
9.Электронные учебные пособия: Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс (Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...