"Смекай, считай, отгадывай" - занятие по математике
план-конспект занятия по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема: Занимательная математика «Смекай, считай, отгадывай» |
Цель: развитие познавательных способностей. |
Задачи 1. Формировать понятие "комбинаторика" 2.Совершенствовать операции умственной деятельности; 3.Воспитывать чувства патриотизма, ответственности за качество и результат выполняемой работы.
|
Формируемые УУД Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: |
Ход занятия:
Я держу в ладошках солнце,
Я дарю его друзьям!
Улыбнитесь, это просто!
Лучик СОЛНЦА - это ВАМ!!!
Наш мир полон математики. Посмотрите вокруг.
Математика повсюду –
Глазом только поведешь,
И примеров сразу уйму,
Ты вокруг себя найдешь…
Попробуйте привести примеры математики в пределах нашего класса. (Дети приводят примеры).
Молодцы! Сегодня мы в очередной раз убедимся, что математика — наш друг!
Девиз нашего занятия: « Я МОГ БЫ ИХ ПЕРЕСЧИТАТЬ, НО МНЕ НЕ ДАЛИ ДОПИСАТЬ».
Сейчас вам, наверно, не понятен смысл нашего девиза, но в конце урока мы подведем итог нашей работы, и вы объясните, как вы его поняли и применяли на уроке.
В старинных русских сказаниях повествуется, как богатырь или другой добрый молодец, доехав до распутья, читает на камне: “Вперед поедешь – голову сложишь, направо поедешь – коня потеряешь, налево поедешь – меча лишишься”.
Вопрос: с какой проблемой сталкивается добрый молодец на перепутье?
Ответы учащихся.
(с проблемой выбора дальнейшего пути движения).
Верно! Добрый молодец на перепутье сталкивается с проблемой выбора дальнейшего пути движения.
Но выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку. Это сделать очень трудно не потому, что этого пути нет или он один и поэтому его трудно найти, а приходится выбирать из множества возможных вариантов, различных способов, комбинаций. И нам всегда хочется, чтобы этот выбор был оптимальный, самый лучший.
Оказывается, существует целый раздел математики, который занят поисками ответов на вопросы: сколько всего комбинаций определенного типа можно составить из данных предметов (элементов).
Этот раздел называется комбинаторикой.
Термин "комбинаторика" происходит от латинского «combina» - сочетать, соединять.
Люди, которые умело владеют техникой решения комбинаторных задач, а, следовательно, обладают хорошей логикой, умением рассуждать, перебирать различные варианты решений, очень часто находят выходы, казалось бы, из самых трудных безвыходных ситуаций.
1 задание:
-Все ли вы знаете, как выглядит государственный флаг России?
-Из каких цветных полос он состоит?
-А кто знает, что означает каждый цвет?
Значение цветов флага России:
белый цвет - означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
синий цвет - веры и верности, постоянства;
красный цвет - символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
От перестановок этих цветных полос, можно получить другой флаг. Как подсчитать, сколько можно получить различных флагов, состоящих из 3-х горизонтальных цветных полос: красной, белой и синей.
(Учащимся раздаются цветные полоски: белые, синие, красные, и предлагается из них составить разные комбинации флагов.)
Ваша задача: попробовать создать как можно больше комбинаций флагов из трёх горизонтальных полос: красной, белой и синей.
( Ученики работают).
-Сколько различных флагов у вас получилось?
-Среди полученных вами флагов, есть флаги европейских государств.
- Кто знает из вас, флаги каких стран у вас получились?
Решить эту задачу можно 3 способами:
1 способ – это способ перебора возможных вариантов.
-Когда вы составляли различные флаги из 3-х цветных полос, вы именно этим способом и пользовались, вы перебирали возможные варианты.
Решение этим способом можно записать с помощью:
Таблица возможных вариантов
КБС
БСК
СКБ
КСБ
БКС
СБК
2способ – это дерево возможных вариантов
3 способ – комбинаторное правило умножения.
-Флаг состоит из скольких полос?
1 полоса -3 способа
2 полоса -2 способа
3 полоса -1 способ
3 ∙ 2 ∙ 1 = 6
Ответ: 6 способов.
-Какой из способов самый эффективный, самый быстрый и точный?
2 задание: Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2 и 3?
(цифры могут повторяться)
-Какая из команд больше составит двузначных чисел из цифр 1, 2, 3?
-Из скольких цифр состоит двузначное число?
-Какой способ решения этой комбинаторной задачи вы использовали?
- Как вы думаете, чем больше цифр или других каких-то элементов мы будем комбинировать, тем сложнее нам будет найти все возможные варианты?
-А можно ли потерять какое-то число, используя способ перебора возможных вариантов?
-А что произойдёт с деревом возможных вариантов, если количество элементов, используемых в комбинациях, будет увеличиваться? (показываю дерево двузначных чисел и дерево расписания)
-Значит, какой из способов решения комбинаторных задач самый рациональный, самый быстрый и точный? (комбинаторное правило умножения.)
-Давайте проверим, правильно ли вы нашли количество вариантов двузначных чисел из цифр 1, 2 и 3 с помощью комбинаторного правила умножения.
3 способ – комбинаторное правило умножения.
1 место - 3 способа
2 место - 3 способа
3 ∙ 3 = 9
Ответ: 9 способов
3 задание:
-Кто из вас знает басню Ивана Андреевича Крылова «Квартет»?
-Кто помнит главных героев этой басни?
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки —
Пленять своим искусством свет.
-Чем главные герои были заняты?
-Мартышка, Осёл, Козёл и Мишка пересаживались, считая, что от этого зависит звучание музыки. Сколькими способами они могли пересесть?
-Давайте воспользуемся самым быстрым и эффективным способом решения комбинаторных задач. Каким?( комбинаторным правилом умножения.) Для этого немножко поиграем.
-Кто желает быть героями? (2-из 1 команды, 2-из 2 команды и в игровой форме осмысляют у кого из героев сколько вариантов расположения на 4 местах).
4 ∙3 ∙ 2 ∙ 1 = 24 способа
- Умнички! Всё правильно сделали!
4 задание:
- И последнее для вас, ребята, задание.
- Сколько в каждой команде у вас человек?
- Используя комбинаторное правило умножения, вычислить, сколькими способами вы можете пересесть за своим столом?
6 ∙ 5 ∙ 4 ∙ 3 ∙ 2 ∙ 1 = 720 способа
-Здорово! Блестяще справились с заданием!
Вывод:
-Какой из способов решения комбинаторных задач самый эффективный, самый быстрый и точный? (комбинаторное правило умножения).
-А кто из вас помнит девиз нашего занятия?
-Девиз нашего занятия: « Я МОГ БЫ ИХ ПЕРЕСЧИТАТЬ, НО МНЕ НЕ ДАЛИ ДОПИСАТЬ». Понятен ли смысл этих слов вам сейчас?
-Правильно, можно и пересчитать все возможные варианты, т. е. решить каким способом комбинаторную задачу? (способом перебора), а можно решить самым эффективным способом, каким? (используя комбинаторное правило умножения).
- Молодцы! Спасибо, ребята, вам за отличную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс по математике «Смекай, считай, отгадывай» для обучающихся 1 класса
Цель: привлечь внимание детей к изучению математики, содействие развитию математических способностей, математической логики.Задачи:формировать творческие способности обучающихся,развивать логиче...
Внеклассное мероприятие по математике во 2 классе, математическая игра «Смекай, считай, отгадывай»
презентация + разработка...
Занятие: "Смекай, считай, отгадывай"
Занятие состоит из набора различных коррекционных упражнений, которые предлагается выполнить детям. К занятию прилагается презентация....
Презентация к занятию "Смекай, считай, отгадывай"
Набор слайдов для использования на занятии "Смекай, считай, отгадывай",...
внеклассное занятие по математике: "Смекай, считай, отгадывай"
В разработке внеклассного занятия "Смекай,считай,отгадывай" разнообразные задания для развития логического мышления, памяти,внимания, навыков устного счёта....
Внеклассное мероприятие по математике "Смекай, считай, отгадывай"
Внеклассное мероприятие по математике для 2 класса "Смекай , считай, отгадывай"...
Конспект внеклассного мероприятия по математике «Смекай, считай, отгадывай»
КВН по математике во 2 классе....