Мастер-класс "Формирование приёмов креативного мышления"
учебно-методический материал по математике

Солнцева Ирина Владимировна

В мастер - классе показаны приёмы, которые формируют креативность, расширяют взгляд обучающихся на одно и тоже явление с разных сторон. Предлагаемые задания направлены на развитие у детей общих приемов творческого мышления, не привязанных к конкретному учебному предмету. В то же время они могут быть использованы и для активизации творческого мышления применительно к различным содержательным областям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_priyomov_kreativnogo_myshleniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Солнцева Ирина Владимировна МБОУ СОШ № 51

Формирование приёмов креативного мышления.

Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом необычном свете и находить уникальные, оригинальные, решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

Урок математики в первом классе.  Я покажу несколько приёмов, которые формируют креативность, и как на элементарных заданиях можно расширить и углубить  взгляд обуучающихся на одно и тоже явление с разных сторон. Предлагаемые задания направлены на развитие у детей общих приемов творческого мышления, не привязанных к конкретному учебному предмету. В то же время они могут быть использованы и для активизации творческого мышления применительно к различным содержательным областям.

Урок начинается с устного счёта. Чтобы выполнить задание, дети должны проявить самостоятельность, вспомнить отсутствующие данные и записать ответ.

  • Сколько ушей у  двух мышей?
  • Нарисуйте столько квадратов, сколько крыльев у птицы.
  • У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
  • Подарил утятам ёжик
  • Шесть красивеньких сапожек.
  • Кто ответит из ребят,
  • Сколько было всех утят?
  • В пирог вонзилась одна вилка.

Сколько там осталось дырок?

Слайд 1.

Следующее задание на проверку умения ориентироваться в пространстве. Т.Е. геометрическая пропедевтика.

- Какая фигура находится на первом плане?

- Что можно сказать про квадрат?

- Есть другие мнения?

Анимация

- Какая фигура теперь на первом плане?

- Какая фигура на заднем плане?

- Что вы можете сказать про квадрат?

- Где он находится?

Слайд 2.

Если мы заинтересованы в совершенствовании мыслительной  деятельности наших детей, развитии их находчивости, сообразительности, умения логично рассуждать, необходимо предлагать чаще разгадывать ребусы.

-Отгадайте ребус. Возьмите первые слоги у названия птицы и сказочного героя и сложите их вместе. Какое слово получилось?

Слайд 3.

Знания, полученные на уроках русского языка, собственный опыт необходимо актуализировать (применить) на уроке математики. В задании также отрабатывается применение математических знаний на практике.

- Что вы можете рассказать об этом слове? (ответы детей)

-В 2014 году в России впервые прошли Зимние Олимпийские игры. А состоялись они не «там, где всегда мороз». Принимал Олимпиаду 2014 самый теплый город нашей страны — субтропический Сочи.

- Посмотрите на слово. Посчитайте количество согласных букв.

- Сколько согласных в слове?

- Все согласны?

- Увеличьте это число на три.

- Какое число получилось?

- Кто не согласен?

- Кто мне сможет назвать тему нашего урока?

Слайд 4.

- И первое, что мы должны сделать, научиться писать цифру 5.

Ведём наклонную палочку до середины клеточки, рисуем полуовал, в двух местах цепляемся за клетку и рисуем хвостик в правый угол клетки.

- Сколько элементов потребовалось для записи цифры 5? (3)

- Продиктуйте мне элементы, а я буду писать.

- Возьмите листочек, на котором написана цифра 5, маркер. Обведём цифру 5 по счёту (1,2,3)

( Можно попробовать написать пальчиком на парте, на ладошке, в воздухе.)

- Откройте тетради и напишите цифру 5 по правилам.

- Подчеркните самую красивую цифру красным карандашом.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом и обведите в кружок самую удачную цифру у него в тетради. Такая работа выполняется для того, чтобы дети проанализировали свою цифру и цифру одноклассника.

Слайд 5.

При смене заданий развивается восприимчивость – способность быстро переключаться с одного задания на другое, беглость – способность продуцировать большое количество идей.

- Посмотрите на герб Сочи. Из скольких частей он состоит?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на герб города?

- Герб города Сочи разделен на четыре части. В первой части три горы с вечными снегами и ледниками. Во второй части пальма – дерево, символизирующее субтропики. В третьей части восходящее, пламенеющее солнце. В четвертой части – пояс, представляющий волны Черного моря. Пятое, связующее звено, представляет собой "чаша с огненной водой" - символ знаменитых сероводородных минеральных источников.

- Какие ассоциации у вас возникают с числом 5?

- Скажите, какие Олимпийские символы вы знаете?

- Какой из символов Олимпиады подойдёт к нашему уроку?

Слайд 6.

Развивается абстрактное мышление, умение увидеть и выделить взаимосвязи между различными, на первый взгляд, предметами.

- Посчитаем их. Почему именно пять колец? (5 континентов.)

- Олимпийские кольца символизируют единство, объединение пяти континентов.

- Запомните расположение колец и воспроизведите их расположение. Сколько человек потребуется для выполнения этого задания? (Команды мальчиков и девочек выполняют задание)

- Проверьте правильность выполнения задания.

Слайд 7.

При выполнении следующего задания развивается познавательная деятельность, формируется умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

- Мы находимся в Олимпийской деревне. Организаторы столкнулись с проблемой: на каждом этаже должно жить по пять  спортсменов. Помогите организаторам расселить спортсменов.

- Какие проблемы могут ещё возникнуть у организаторов при расселении?

- Назовите профессии людей, которые будут обслуживать спортсменов.

- Как часто проходят Олимпийские игры?

- В каком году была Олимпиада в Сочи?

- Кто сможет сказать, когда были предыдущие?

- Когда будут следующие?

-Вам сейчас по 7 лет. Сколько вам будет, когда игры будут проходить в городе Пхёнчхан Южной Кореи?

- Кто является талисманом нашей сборной?

Слайд 8.

Для выполнения следующего задания требуется гибкость мышления. У детей формируется любознательность, они учатся рассуждать с учётом принципа вариативности задач. Оригинальные идеи должны быть обязательно отмечены.

- Чебурашка привёз нам из Сочи таблицу рейтинга стран участниц Олимпиады. Посмотрите и скажите, на каком месте была Россия?

- Какие из стран завоевали столько медалей, сколько подходит под тему нашего урока?

- Чебурашка просит нас составить математический рассказ о медалях, завоёванных нашей сборной. Но прежде чем вы приступите к работе, скажите, чем математический рассказ отличается от рассказа? (в математическом рассказе много чисел; он короткий; обязательно нужно о чём-то спросить)  

- Составляем математический рассказ.

- Как будем решать?

 - О чём ещё можно спросить?

Слайд 9.

Задание тренирует способность логически рассуждать, развивает смекалку, сообразительность. Благодаря таким заданиям поддерживается интерес к предмету, обобщается пройденный материал.

- Чебурашка принёс нам ряд символов. Скажите, с чем мы можем сравнить этот ряд символов? (с числовым рядом)

- Вспомним, что происходит при движении вправо по числовому лучу? Влево?

- Посмотрите внимательно и скажите, месяц больше или меньше звёздочки?

- Кто считает иначе?

- Цилиндр больше или меньше стрелочки?

- Если к сердечку прибавить месяц, то чему будет равна сумма?

- Какой знак мы поставим между суммой треугольника и звёздочки и звёздочки и треугольника?

Слайд 10.

- Прочитайте стихотворение Евгения Шварца.

Все должны об этом знать,

Чувств у человека – пять:

Это обоняние, вкус и осязание.

Не забудь о главных двух:

Это зрение и слух.

- Мы прочитали стихотворение об органах чувств, без которых человеку сложно было бы жить. Посмотрите следующий слайд. Постарайтесь запомнить фамилии  тех, кто поразил вас, и скажите, какие чувства вы испытывали при просмотре этого слайда.

Слайд 12.

Следующее задание познавательное. Дети не только узнают имена спортсменов, которые прославили нашу страну, но и вспоминают известные им фамилии, факты.

- Фамилии каких спортсменов вы запомнили? Почему?

- Скажите, какие чувства вы испытывали при просмотре этого слайда.

(восторг, гордость, патриотизм, единение, радость…)

- Я очень рада, что вы почувствовали гордость за свою страну.

- Отличаются ли чувства, которые вы мне сейчас перечислили, от чувств, которые описал Евгений Шварц? Чем?

Слайд 13.

- В 2014 году наша страна принимала ХХII Олимпийские игры. Это большая честь и ответственность. Я очень надеюсь, что в будущем ваши имена будут известны в спорте, в политике, в экономике. За вами будущее России!

Сегодня все более очевидным становится тот факт, что социальный прогресс во многом зависит от того, какое количество творческих людей способны его осуществлять. Именно от степени развитости в человеке творческого начала зависит развитие науки и техники.

Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и, совершив ошибки на своем творческом пути, способен к их исправлению. Следовательно, одной из важных задач учителя является формирование творческого мышления у младшего школьника. Единственным плодотворным путем развития творческого мышления в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

Говоря о проблеме творческих способностей, я согласна с мнением великого ученого Л.С. Выготского, который написал: «Творчество на деле существует не только там, где создают великие творческие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр

Как развивать креативное мышление младших школьников? я использую элементы и приемы ТРИЗа. Игры "Ассоциации" по смежности, по подобию, составляем ассоциативные цепочки, учимся составлять загадки,...

«Развитие креативного мышления младших школьников».

Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке вс...

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Развитие креативности на уроках гуманитарного цикла....

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Цель работы - изучить различные виды упражнений, применяемые в начальной школе, доказать что систематическая работа  над активизацией словаря способствует развитию грамотной речи, орфографической...

Кроссенс как приём развития креативного мышления (мастер - класс)

В презентации рассматривается  использование приёма "Кроссенс" в образовательном процессе....