Мастер-класс "Формирование приёмов креативного мышления"
учебно-методический материал по математике
В мастер - классе показаны приёмы, которые формируют креативность, расширяют взгляд обучающихся на одно и тоже явление с разных сторон. Предлагаемые задания направлены на развитие у детей общих приемов творческого мышления, не привязанных к конкретному учебному предмету. В то же время они могут быть использованы и для активизации творческого мышления применительно к различным содержательным областям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_priyomov_kreativnogo_myshleniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Солнцева Ирина Владимировна МБОУ СОШ № 51
Формирование приёмов креативного мышления.
Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом необычном свете и находить уникальные, оригинальные, решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
Урок математики в первом классе. Я покажу несколько приёмов, которые формируют креативность, и как на элементарных заданиях можно расширить и углубить взгляд обуучающихся на одно и тоже явление с разных сторон. Предлагаемые задания направлены на развитие у детей общих приемов творческого мышления, не привязанных к конкретному учебному предмету. В то же время они могут быть использованы и для активизации творческого мышления применительно к различным содержательным областям.
Урок начинается с устного счёта. Чтобы выполнить задание, дети должны проявить самостоятельность, вспомнить отсутствующие данные и записать ответ.
- Сколько ушей у двух мышей?
- Нарисуйте столько квадратов, сколько крыльев у птицы.
- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
- Подарил утятам ёжик
- Шесть красивеньких сапожек.
- Кто ответит из ребят,
- Сколько было всех утят?
- В пирог вонзилась одна вилка.
Сколько там осталось дырок?
Слайд 1.
Следующее задание на проверку умения ориентироваться в пространстве. Т.Е. геометрическая пропедевтика.
- Какая фигура находится на первом плане?
- Что можно сказать про квадрат?
- Есть другие мнения?
Анимация
- Какая фигура теперь на первом плане?
- Какая фигура на заднем плане?
- Что вы можете сказать про квадрат?
- Где он находится?
Слайд 2.
Если мы заинтересованы в совершенствовании мыслительной деятельности наших детей, развитии их находчивости, сообразительности, умения логично рассуждать, необходимо предлагать чаще разгадывать ребусы.
-Отгадайте ребус. Возьмите первые слоги у названия птицы и сказочного героя и сложите их вместе. Какое слово получилось?
Слайд 3.
Знания, полученные на уроках русского языка, собственный опыт необходимо актуализировать (применить) на уроке математики. В задании также отрабатывается применение математических знаний на практике.
- Что вы можете рассказать об этом слове? (ответы детей)
-В 2014 году в России впервые прошли Зимние Олимпийские игры. А состоялись они не «там, где всегда мороз». Принимал Олимпиаду 2014 самый теплый город нашей страны — субтропический Сочи.
- Посмотрите на слово. Посчитайте количество согласных букв.
- Сколько согласных в слове?
- Все согласны?
- Увеличьте это число на три.
- Какое число получилось?
- Кто не согласен?
- Кто мне сможет назвать тему нашего урока?
Слайд 4.
- И первое, что мы должны сделать, научиться писать цифру 5.
Ведём наклонную палочку до середины клеточки, рисуем полуовал, в двух местах цепляемся за клетку и рисуем хвостик в правый угол клетки.
- Сколько элементов потребовалось для записи цифры 5? (3)
- Продиктуйте мне элементы, а я буду писать.
- Возьмите листочек, на котором написана цифра 5, маркер. Обведём цифру 5 по счёту (1,2,3)
( Можно попробовать написать пальчиком на парте, на ладошке, в воздухе.)
- Откройте тетради и напишите цифру 5 по правилам.
- Подчеркните самую красивую цифру красным карандашом.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом и обведите в кружок самую удачную цифру у него в тетради. Такая работа выполняется для того, чтобы дети проанализировали свою цифру и цифру одноклассника.
Слайд 5.
При смене заданий развивается восприимчивость – способность быстро переключаться с одного задания на другое, беглость – способность продуцировать большое количество идей.
- Посмотрите на герб Сочи. Из скольких частей он состоит?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на герб города?
- Герб города Сочи разделен на четыре части. В первой части три горы с вечными снегами и ледниками. Во второй части пальма – дерево, символизирующее субтропики. В третьей части восходящее, пламенеющее солнце. В четвертой части – пояс, представляющий волны Черного моря. Пятое, связующее звено, представляет собой "чаша с огненной водой" - символ знаменитых сероводородных минеральных источников.
- Какие ассоциации у вас возникают с числом 5?
- Скажите, какие Олимпийские символы вы знаете?
- Какой из символов Олимпиады подойдёт к нашему уроку?
Слайд 6.
Развивается абстрактное мышление, умение увидеть и выделить взаимосвязи между различными, на первый взгляд, предметами.
- Посчитаем их. Почему именно пять колец? (5 континентов.)
- Олимпийские кольца символизируют единство, объединение пяти континентов.
- Запомните расположение колец и воспроизведите их расположение. Сколько человек потребуется для выполнения этого задания? (Команды мальчиков и девочек выполняют задание)
- Проверьте правильность выполнения задания.
Слайд 7.
При выполнении следующего задания развивается познавательная деятельность, формируется умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
- Мы находимся в Олимпийской деревне. Организаторы столкнулись с проблемой: на каждом этаже должно жить по пять спортсменов. Помогите организаторам расселить спортсменов.
- Какие проблемы могут ещё возникнуть у организаторов при расселении?
- Назовите профессии людей, которые будут обслуживать спортсменов.
- Как часто проходят Олимпийские игры?
- В каком году была Олимпиада в Сочи?
- Кто сможет сказать, когда были предыдущие?
- Когда будут следующие?
-Вам сейчас по 7 лет. Сколько вам будет, когда игры будут проходить в городе Пхёнчхан Южной Кореи?
- Кто является талисманом нашей сборной?
Слайд 8.
Для выполнения следующего задания требуется гибкость мышления. У детей формируется любознательность, они учатся рассуждать с учётом принципа вариативности задач. Оригинальные идеи должны быть обязательно отмечены.
- Чебурашка привёз нам из Сочи таблицу рейтинга стран участниц Олимпиады. Посмотрите и скажите, на каком месте была Россия?
- Какие из стран завоевали столько медалей, сколько подходит под тему нашего урока?
- Чебурашка просит нас составить математический рассказ о медалях, завоёванных нашей сборной. Но прежде чем вы приступите к работе, скажите, чем математический рассказ отличается от рассказа? (в математическом рассказе много чисел; он короткий; обязательно нужно о чём-то спросить)
- Составляем математический рассказ.
- Как будем решать?
- О чём ещё можно спросить?
Слайд 9.
Задание тренирует способность логически рассуждать, развивает смекалку, сообразительность. Благодаря таким заданиям поддерживается интерес к предмету, обобщается пройденный материал.
- Чебурашка принёс нам ряд символов. Скажите, с чем мы можем сравнить этот ряд символов? (с числовым рядом)
- Вспомним, что происходит при движении вправо по числовому лучу? Влево?
- Посмотрите внимательно и скажите, месяц больше или меньше звёздочки?
- Кто считает иначе?
- Цилиндр больше или меньше стрелочки?
- Если к сердечку прибавить месяц, то чему будет равна сумма?
- Какой знак мы поставим между суммой треугольника и звёздочки и звёздочки и треугольника?
Слайд 10.
- Прочитайте стихотворение Евгения Шварца.
Все должны об этом знать,
Чувств у человека – пять:
Это обоняние, вкус и осязание.
Не забудь о главных двух:
Это зрение и слух.
- Мы прочитали стихотворение об органах чувств, без которых человеку сложно было бы жить. Посмотрите следующий слайд. Постарайтесь запомнить фамилии тех, кто поразил вас, и скажите, какие чувства вы испытывали при просмотре этого слайда.
Слайд 12.
Следующее задание познавательное. Дети не только узнают имена спортсменов, которые прославили нашу страну, но и вспоминают известные им фамилии, факты.
- Фамилии каких спортсменов вы запомнили? Почему?
- Скажите, какие чувства вы испытывали при просмотре этого слайда.
(восторг, гордость, патриотизм, единение, радость…)
- Я очень рада, что вы почувствовали гордость за свою страну.
- Отличаются ли чувства, которые вы мне сейчас перечислили, от чувств, которые описал Евгений Шварц? Чем?
Слайд 13.
- В 2014 году наша страна принимала ХХII Олимпийские игры. Это большая честь и ответственность. Я очень надеюсь, что в будущем ваши имена будут известны в спорте, в политике, в экономике. За вами будущее России!
Сегодня все более очевидным становится тот факт, что социальный прогресс во многом зависит от того, какое количество творческих людей способны его осуществлять. Именно от степени развитости в человеке творческого начала зависит развитие науки и техники.
Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и, совершив ошибки на своем творческом пути, способен к их исправлению. Следовательно, одной из важных задач учителя является формирование творческого мышления у младшего школьника. Единственным плодотворным путем развития творческого мышления в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.
Говоря о проблеме творческих способностей, я согласна с мнением великого ученого Л.С. Выготского, который написал: «Творчество на деле существует не только там, где создают великие творческие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр
Как развивать креативное мышление младших школьников? я использую элементы и приемы ТРИЗа. Игры "Ассоциации" по смежности, по подобию, составляем ассоциативные цепочки, учимся составлять загадки,...
«Развитие креативного мышления младших школьников».
Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке вс...
Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла
Развитие креативности на уроках гуманитарного цикла....
Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла
Цель работы - изучить различные виды упражнений, применяемые в начальной школе, доказать что систематическая работа над активизацией словаря способствует развитию грамотной речи, орфографической...
Технология проблемного обучения как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики
Обобщение педагогического опыта...
презентация Формирование приёмов креативного мышления на уроках математики. 1 класс цифра 5
презентация изучение число ,цифра 5...
Кроссенс как приём развития креативного мышления (мастер - класс)
В презентации рассматривается использование приёма "Кроссенс" в образовательном процессе....