Мастер-класс "Формирование приёмов креативного мышления"
учебно-методический материал по математике
В мастер - классе показаны приёмы, которые формируют креативность, расширяют взгляд обучающихся на одно и тоже явление с разных сторон. Предлагаемые задания направлены на развитие у детей общих приемов творческого мышления, не привязанных к конкретному учебному предмету. В то же время они могут быть использованы и для активизации творческого мышления применительно к различным содержательным областям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Солнцева Ирина Владимировна МБОУ СОШ № 51
Формирование приёмов креативного мышления.
Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом необычном свете и находить уникальные, оригинальные, решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
Урок математики в первом классе. Я покажу несколько приёмов, которые формируют креативность, и как на элементарных заданиях можно расширить и углубить взгляд обуучающихся на одно и тоже явление с разных сторон. Предлагаемые задания направлены на развитие у детей общих приемов творческого мышления, не привязанных к конкретному учебному предмету. В то же время они могут быть использованы и для активизации творческого мышления применительно к различным содержательным областям.
Урок начинается с устного счёта. Чтобы выполнить задание, дети должны проявить самостоятельность, вспомнить отсутствующие данные и записать ответ.
- Сколько ушей у двух мышей?
- Нарисуйте столько квадратов, сколько крыльев у птицы.
- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
- Подарил утятам ёжик
- Шесть красивеньких сапожек.
- Кто ответит из ребят,
- Сколько было всех утят?
- В пирог вонзилась одна вилка.
Сколько там осталось дырок?
Слайд 1.
Следующее задание на проверку умения ориентироваться в пространстве. Т.Е. геометрическая пропедевтика.
- Какая фигура находится на первом плане?
- Что можно сказать про квадрат?
- Есть другие мнения?
Анимация
- Какая фигура теперь на первом плане?
- Какая фигура на заднем плане?
- Что вы можете сказать про квадрат?
- Где он находится?
Слайд 2.
Если мы заинтересованы в совершенствовании мыслительной деятельности наших детей, развитии их находчивости, сообразительности, умения логично рассуждать, необходимо предлагать чаще разгадывать ребусы.
-Отгадайте ребус. Возьмите первые слоги у названия птицы и сказочного героя и сложите их вместе. Какое слово получилось?
Слайд 3.
Знания, полученные на уроках русского языка, собственный опыт необходимо актуализировать (применить) на уроке математики. В задании также отрабатывается применение математических знаний на практике.
- Что вы можете рассказать об этом слове? (ответы детей)
-В 2014 году в России впервые прошли Зимние Олимпийские игры. А состоялись они не «там, где всегда мороз». Принимал Олимпиаду 2014 самый теплый город нашей страны — субтропический Сочи.
- Посмотрите на слово. Посчитайте количество согласных букв.
- Сколько согласных в слове?
- Все согласны?
- Увеличьте это число на три.
- Какое число получилось?
- Кто не согласен?
- Кто мне сможет назвать тему нашего урока?
Слайд 4.
- И первое, что мы должны сделать, научиться писать цифру 5.
Ведём наклонную палочку до середины клеточки, рисуем полуовал, в двух местах цепляемся за клетку и рисуем хвостик в правый угол клетки.
- Сколько элементов потребовалось для записи цифры 5? (3)
- Продиктуйте мне элементы, а я буду писать.
- Возьмите листочек, на котором написана цифра 5, маркер. Обведём цифру 5 по счёту (1,2,3)
( Можно попробовать написать пальчиком на парте, на ладошке, в воздухе.)
- Откройте тетради и напишите цифру 5 по правилам.
- Подчеркните самую красивую цифру красным карандашом.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом и обведите в кружок самую удачную цифру у него в тетради. Такая работа выполняется для того, чтобы дети проанализировали свою цифру и цифру одноклассника.
Слайд 5.
При смене заданий развивается восприимчивость – способность быстро переключаться с одного задания на другое, беглость – способность продуцировать большое количество идей.
- Посмотрите на герб Сочи. Из скольких частей он состоит?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на герб города?
- Герб города Сочи разделен на четыре части. В первой части три горы с вечными снегами и ледниками. Во второй части пальма – дерево, символизирующее субтропики. В третьей части восходящее, пламенеющее солнце. В четвертой части – пояс, представляющий волны Черного моря. Пятое, связующее звено, представляет собой "чаша с огненной водой" - символ знаменитых сероводородных минеральных источников.
- Какие ассоциации у вас возникают с числом 5?
- Скажите, какие Олимпийские символы вы знаете?
- Какой из символов Олимпиады подойдёт к нашему уроку?
Слайд 6.
Развивается абстрактное мышление, умение увидеть и выделить взаимосвязи между различными, на первый взгляд, предметами.
- Посчитаем их. Почему именно пять колец? (5 континентов.)
- Олимпийские кольца символизируют единство, объединение пяти континентов.
- Запомните расположение колец и воспроизведите их расположение. Сколько человек потребуется для выполнения этого задания? (Команды мальчиков и девочек выполняют задание)
- Проверьте правильность выполнения задания.
Слайд 7.
При выполнении следующего задания развивается познавательная деятельность, формируется умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
- Мы находимся в Олимпийской деревне. Организаторы столкнулись с проблемой: на каждом этаже должно жить по пять спортсменов. Помогите организаторам расселить спортсменов.
- Какие проблемы могут ещё возникнуть у организаторов при расселении?
- Назовите профессии людей, которые будут обслуживать спортсменов.
- Как часто проходят Олимпийские игры?
- В каком году была Олимпиада в Сочи?
- Кто сможет сказать, когда были предыдущие?
- Когда будут следующие?
-Вам сейчас по 7 лет. Сколько вам будет, когда игры будут проходить в городе Пхёнчхан Южной Кореи?
- Кто является талисманом нашей сборной?
Слайд 8.
Для выполнения следующего задания требуется гибкость мышления. У детей формируется любознательность, они учатся рассуждать с учётом принципа вариативности задач. Оригинальные идеи должны быть обязательно отмечены.
- Чебурашка привёз нам из Сочи таблицу рейтинга стран участниц Олимпиады. Посмотрите и скажите, на каком месте была Россия?
- Какие из стран завоевали столько медалей, сколько подходит под тему нашего урока?
- Чебурашка просит нас составить математический рассказ о медалях, завоёванных нашей сборной. Но прежде чем вы приступите к работе, скажите, чем математический рассказ отличается от рассказа? (в математическом рассказе много чисел; он короткий; обязательно нужно о чём-то спросить)
- Составляем математический рассказ.
- Как будем решать?
- О чём ещё можно спросить?
Слайд 9.
Задание тренирует способность логически рассуждать, развивает смекалку, сообразительность. Благодаря таким заданиям поддерживается интерес к предмету, обобщается пройденный материал.
- Чебурашка принёс нам ряд символов. Скажите, с чем мы можем сравнить этот ряд символов? (с числовым рядом)
- Вспомним, что происходит при движении вправо по числовому лучу? Влево?
- Посмотрите внимательно и скажите, месяц больше или меньше звёздочки?
- Кто считает иначе?
- Цилиндр больше или меньше стрелочки?
- Если к сердечку прибавить месяц, то чему будет равна сумма?
- Какой знак мы поставим между суммой треугольника и звёздочки и звёздочки и треугольника?
Слайд 10.
- Прочитайте стихотворение Евгения Шварца.
Все должны об этом знать,
Чувств у человека – пять:
Это обоняние, вкус и осязание.
Не забудь о главных двух:
Это зрение и слух.
- Мы прочитали стихотворение об органах чувств, без которых человеку сложно было бы жить. Посмотрите следующий слайд. Постарайтесь запомнить фамилии тех, кто поразил вас, и скажите, какие чувства вы испытывали при просмотре этого слайда.
Слайд 12.
Следующее задание познавательное. Дети не только узнают имена спортсменов, которые прославили нашу страну, но и вспоминают известные им фамилии, факты.
- Фамилии каких спортсменов вы запомнили? Почему?
- Скажите, какие чувства вы испытывали при просмотре этого слайда.
(восторг, гордость, патриотизм, единение, радость…)
- Я очень рада, что вы почувствовали гордость за свою страну.
- Отличаются ли чувства, которые вы мне сейчас перечислили, от чувств, которые описал Евгений Шварц? Чем?
Слайд 13.
- В 2014 году наша страна принимала ХХII Олимпийские игры. Это большая честь и ответственность. Я очень надеюсь, что в будущем ваши имена будут известны в спорте, в политике, в экономике. За вами будущее России!
Сегодня все более очевидным становится тот факт, что социальный прогресс во многом зависит от того, какое количество творческих людей способны его осуществлять. Именно от степени развитости в человеке творческого начала зависит развитие науки и техники.
Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и, совершив ошибки на своем творческом пути, способен к их исправлению. Следовательно, одной из важных задач учителя является формирование творческого мышления у младшего школьника. Единственным плодотворным путем развития творческого мышления в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.
Говоря о проблеме творческих способностей, я согласна с мнением великого ученого Л.С. Выготского, который написал: «Творчество на деле существует не только там, где создают великие творческие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр
Как развивать креативное мышление младших школьников? я использую элементы и приемы ТРИЗа. Игры "Ассоциации" по смежности, по подобию, составляем ассоциативные цепочки, учимся составлять загадки,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-18982-1361880610.jpg)
«Развитие креативного мышления младших школьников».
Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке вс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/18/picture-60321.jpg)
Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла
Развитие креативности на уроках гуманитарного цикла....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/18/picture-60321.jpg)
Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла
Цель работы - изучить различные виды упражнений, применяемые в начальной школе, доказать что систематическая работа над активизацией словаря способствует развитию грамотной речи, орфографической...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-125384-1350323493.jpg)
Технология проблемного обучения как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики
Обобщение педагогического опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-833232-1476792676.jpg)
презентация Формирование приёмов креативного мышления на уроках математики. 1 класс цифра 5
презентация изучение число ,цифра 5...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/21/picture-512-1682041054.jpg)
Кроссенс как приём развития креативного мышления (мастер - класс)
В презентации рассматривается использование приёма "Кроссенс" в образовательном процессе....