Дата: 22.10.2020г
Школа: МБОУ Трубчевская СОШ№1
Класс 3А
Учитель: Солодухина Н.А.
Студентка: Чеботок П.Р.
ОС: Школа России
Тема урока: Задачи на нахождение четвёртого пропорционального
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Содержательная: знакомство с задачами на нахождение 4-ого пропорционального.
Деятельностная: формировать умение решать задачи на нахождение 4-ого пропорционального
Задачи:
Дидактические:
- Создать условия для знакомства с задачами
- Учащиеся научатся решать задачи изученных видов
- Создать условия для совершенствования вычислительных навыков
- Закреплять знания таблицы умножения и деления
Развивающие:
- Создать условия для нахождения нужной информации в учебнике
- Формировать способность принимать и сохранять цели и учебные задачи
- Формировать умение оценивать свои достижения, определяя трудности
- Создать условия для умения учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение
- Создавать условия для умения правильно задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи
Воспитательные:
- Формировать мотивацию к учебной и познавательной деятельности
- Формировать умение интерес к познанию мотивации
Планируемые результаты:
Предметные:
- Создать условия для знакомства с задачами
- Уметь решать задачи изученных видов
- Уметь соотносить объекты с понятиями
Личностные УУД:
1. Уметь учить слушать и понимать своих одноклассников
2. Учить умению сочувствовать и сопереживать
3. Развивать интерес к предмету
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
1.Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
2.Целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
3.Готовность к преодолению трудностей.
Познавательные УУД:
1.Развитие познавательных интересов;
2.Готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач;
3.Умения выделять главное.
Коммуникативные УУД:
1.Развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника;
2.Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения.
Оборудование: Математика 3 класс: система уроков по учебнику М.И Моро, М.А Бантовой, Г.В Бельтюковой, С.И Волковой, С.В Степановой/ авт. – сост. С.В. Савинова.- Волгоград: учитель, 2016. 2017. – 480с.
План урока
1.Этап мотивации
1.1.Приветствие
1.2. Эмоциональный настрой
1.3.Проверка готовности к уроку
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1Работа устно над задачами
2.2 Математический диктант
3. Этап выявления места и причины затруднения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1Формулирование темы урока
4.2Формулирование задач урока
5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Работа с текстом.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8. Этап включения в систему знаний и повторения. Введение имен прилагательных в текст.
9. Этап рефлексии учебной деятельности
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, виды и методы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» | 1.1 Приветствие - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Робертовна и сегодня урок математики проведу у вас я. - Садитесь.
1.2 Эмоциональный настрой Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять – И внимательно считать. 1.3. Проверка готовности к уроку -Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. | Слушают учителя, здороваются. Настраиваются на учебную деятельность
| Визуальный внешний контроль за готовностью детей к уроку Фронтальный устный опрос |
Л1 Л2
Л1 Л2 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | 2.1 Работа устно над задачами -Ребята, а сейчас мы с вами поработаем устно над задачами Задача 1. В классе 13 мальчиков, а девочек на 4 меньше. Сколько детей в классе? - О чём идёт речь в задаче? (о девочках и мальчиках) - Сколько мальчиков? (13) - Сколько девочек? (на 4 меньше) - Каков вопрос задачи? (Сколько детей в классе?) - Как ответим на вопрос задачи? (нужно узнать сколько девочек?) - А как мы узнаем? (13-4= 9) - Теперь ответим на вопрос задачи. (13+9=22)
- Измени вопрос так, чтобы во втором действий нужно было выполнить вычитание? (на сколько мальчиков больше чем девочек?) 13-9=4 (на 4 мальчика больше) Задача 2. -У Тани 12 фломастеров, а карандашей в 2 раза меньше. На сколько карандашей меньше, чем фломастеров? - О чём идёт речь в задаче? (о фломастерах и карандашах) - Сколько фломастеров у Тани? (12) - Сколько карандашей? (в 2 раза меньше) - Каков вопрос задачи? (На сколько карандашей меньше, чем фломастеров?) - Как ответим на вопрос задачи? (нужно узнать сколько карандашей) - Как узнаем? (12/2=6 карандашей) - Теперь ответим на вопрос задачи. (12-6=6) на шесть карандашей меньше - Молодцы ребята, а теперь давайте проведём математический диктант. 2.2 Математический диктант. 1. Какое число нужно разделить на 6, чтобы получилось 8 (48)? 2.На сколько 18 меньше, чем 32? (на 14) 3.Найдите частное чисел 42 и 7 (6) (как найти частное, если мы знаем делимое и делитель?) 4.Я задумала число, умножила его на 7 и получила 28. Какое число я задумала? (4) 5.Во сколько раз 6 меньше, чем 18? (в 3)
|
Работают над задачами
|
|
Р2 Р3
К2
К1 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявления места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | -Ребята, составьте пожалуйста задачу, используя данные таблицы, и решите ее.
Цена | Кол-во | Стоимость | ? | 5шт | 40руб. |
-Что нужно найти в задаче? (Цену) -Как будете находить? (Стоимость разделим на количество) 40:5 = 8 (руб.) -Как узнать, сколько нужно заплатить за 3 таких предмета, за 6 таких предметов? (Цену умножить на количество) 8*3=24(руб), 8*6=48(руб). - Какая цена? (одинаковая) -Что помогло вам ответить на второй вопрос задачи? (Отвечая на первый вопрос задачи, мы узнали цену предмета, а так как она одинаковая, мы смогли использовать полученные данные при ответе на второй вопрос) |
|
| Р2
К1 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1.Формулирование темы урока. - Чему будет посвящён наш урок сегодня? (решению задач) 4.2 Формирование задач урока. -Сформулируйте задачи нашего урока. - | Решение задач, в которых для ответа на вопрос задачи надо найти значение постоянной величины (т.е. в этом случае цена) | Фронтальный устный опрос
| Р1 Р3 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Работа по учебнику стр.46 - Ребята, откройте пожалуйста учебники на стр. 46 и прочитайте задачу под №1 - О чём идёт речь в задаче? (об овощах и их расходе по дням) Расход овощей за 1 день | Количество дней | Общий расход овощей | Одинаковый | 5д. | 10кг | 3д. | ? |
- Что нужно узнать? (сколько овощей израсходовали за 3 дня, если расходовали каждый день поровну?) - Что нужно знать, чтобы ответить, сколько овощей израсходовали за 3 дня? (Сколько овощей расходовали за один день) - В задаче таких данных нет. Как это узнать? (Общий расход овощей за 5 дней разделить на количество дней) - Ребята, мы знаем, что за один день расходуется одинаковое количество овощей. И знаем, что за 5 дней расходуется 10 кг овощей. Как узнать расход овощей за 1 день?) нужно 10/5= 2 (кг) – расход овощей в день - И так, на какой вопрос мы ответим в первом действии? (узнаем сколько кг овощей расходуется в день) (Запись на доске) - Ребята, мы с вами узнали ответ на первое действие. -На какой вопрос мы ответим во втором действий? (Запись на доске) 2) Сколько овощей израсходовали за 3 дня? - Как мы узнаем? (цену умножим на количество дней) 2*3=6 (кг) израсходовали овощей за 3 дня - Какой ответ задачи? -Решите задачу. Решение: НА СЛАЙДЕ 1) 10:5=2(кг)-овощей расходовали за один день 2)2*3=6(кг) Ответ: за 3 дня израсходовали 6 кг овощей.
| Решают задачи
| Фронтальный опрос, беседа | Р2 П1
К1 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | -А сейчас ребята мы с вами решим задачу №2 (стр.46) (Один ученик решает задачу на доске с подробным объяснением, а остальные в тетрадях) Цена | Кол-во | Стоимость | (одинаковая) | 6м | 18руб. | 9м | ? |
Решение: 1) 18:6=3(руб.) -цена 2) 3*9=27(руб.) Ответ: 9м ленты стоят 27 руб. - После комментирования один ученик решает у доски.
| Отвечают на вопросы
| Фронтальный опрос беседа | П2 Р2 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | -Ребята, а сейчас вы самостоятельно в тетрадях у себя решите примеры по рядам 1 ряд-1 строчку, 2ряд-2 строчку, 3 ряд-3строчку -№3 (с. 46). (Самостоятельное выполнение) -Ребята, давайте проверим, что у вас получилось?
|
Выполняют самостоятельно решают
| Фронтальный опрос, беседа |
Р2 П2
|
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | -А сейчас ребята, я вам предлагаю проверить себя - «Проверь себя» (учебник стр. 46) №6 -Проверка по образцу Цена | Кол-во | Стоимость | ? | 6шт. | 48руб. |
Решение: 48:6=8(руб) 5 * 8 = 40 Ответ: 5 машинок стоят 40 рублей |
| Фронтальный опрос, беседа | П1
П2
Р3
К1,Л2 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | -Оцените свою работу на уроке? -Чему мы сегодня на уроке научились? -Какие задачи мы учились сегодня решать? -Задачи на кратное сравнение) -Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого (больше разделить на меньше)
| Ответы детей | Фронтальный устный опрос
| П2
К1 Л2
|
Домашнее задание | Учебник : №3 ( 4 ая-строчка), №5 (стр46) |
|
|
|