Конспект урока "Задачи на нахождение четвёртого пропорционального" ("Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Чиркова Анастасия Сергеевна

Цель деятельности учителя:

  • формирование умения решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 6 ноября 2018г., вторник

Школа: МАОУ СОШ №148

Класс: 3 «а»

Кабинет: 106

ФИО учителя: Гришкевич В.В.

ФИ студента: Гурьянова А.

ФИО методиста: Шакирова О.Г.

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема: «Задачи на нахождение четвёртого пропорционального»

Цель деятельности учителя:

  • формирование умения решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • уметь решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального;
  • уметь использовать навык табличного умножения и деления для изученных случаев.

Личностные:

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 

Оборудование: учебник: «Школа России», 3 класс 1 часть; презентация, рабочие тетради.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок математики у вас проведу я.

- Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу.

Приветствуют учителя

Показывают готовность к уроку

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

4 мин

- Ребята посмотрите на слайд.

На слайде написаны выражения:

48:6

12:6

24:6

6:6

54:6

42:7

7*6

- Скажите ребята, какое выражение лишнее? Почему?

- А сейчас нужно найти значения выражений.

- Сверьте свои ответы с ответами на слайде. Молодцы ребята.

- За день машина проехала 40 км, сколько км машина проедет за 2 дня?(80км)

- За 1м ткани заплатили 36р. Сколько заплатят за 4 м?(144р)

- За день израсходовали в столовой 2 кг. масла, сколько кг израсходуют за неделю?(14кг).

- Отлично, молодцы. Продолжаем работу.

Выполняют задание

Находят лишний пример

- Лишнее выражение 7*6, потому что все выражения на деление, а это на умножение

Находят значение выражений

48:6=8

12:6=2

24:6=4

6:6=1

54:6=9

42:7=6

7*6=42

Устно решают задачи

40*2=80 (км)

36*4=144(р)

- Неделя = 7 дней

2*7=14(кг)

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3.

Постановка учебной задачи

Словесный:

учебный диалог

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

3 мин

- Ребята, откройте свои учебники на странице 46.  Прочитай задачу №1. 

- Давайте посмотрим, как она оформлена в учебнике?

- Верно. Задача нам представлена в виде таблицы.

- Посмотрите, как называются столбики таблицы. Прочитайте.

- Что обозначает число 5?

- Что обозначает число 3? Число 10?

- Что нужно найти? Где у нас поставлен вопрос?  

- Скажите, а почему в 1 столбике написано, что расход овощей одинаковый? Где это написано в условии?

- Вы уже решали такие задачи?

- Ребята, как вы думаете, над какой темой мы с вами сегодня поработаем?

- Совершенно верно. А какие цели мы можем поставить на этот урок?

- Молодцы!

Читают задачу

За 5 дней в семье израсходовали 10 кг овощей. Сколько овощей израсходовали за 3 дня, если каждый день расходовали овощей поровну?

- Краткая запись оформлена в таблице

- Расход овощей за 1 день, кол-во дней и общий расход овощей

- Число 5 означает количество дней

- Число 3 тоже обозначает количество дней. Число 10 обозначает количество кг, которые израсходовали за 5 дней.

- Нам нужно найти количество овощей, которое израсходовали за 3 дня

- Каждый день расходовали ПОРОВНУ, поэтому расход овощей одинаковый

- Нет

- Я думаю, тема нашего урока: «Задачи на нахождение четвёртого пропорционального»

- На этом уроке мы научимся решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: целеполагание

Р: планирование

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение упражнения

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

7 мин

- А теперь давайте попробуем решить нашу задачу.

- Ребята, можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?  

- Как мы можем найти кол-во кг израсходованных за 1 день? Каким действием?

- Давайте запишем первое действие

- Зная кол-во кг израсходованных за 1 день, мы сможем узнать кол-во кг израсходованных за 3 дня? Каким действием?  

- Давайте запишем второе действие

- Запиши решение и ответ задачи на доске, все остальные записывают в тетради.  

- Ребята, сколько у нас получилось кг за 3 дня? 6кг. Правильно, садись.

- А теперь давайте составим обратную задачу. Кто попробует?

- Отлично. Давайте решим эту задачу. Кто пойдёт к доске?

- Молодец, отметка: …

- Молодцы, ребята. Работаем дальше.

- Нет, мы не сможем, потому что нам нужно сначала найти количество кг, которое израсходовали за 1 день

- Мы разделим количество овощей на количество дней, делением

1)10:5=2(кг) израсходовали за 1 день

- Да, можем. Мы 2 кг умножим на 3 дня, умножением

2) 2*3=6(кг) израсходовали за 3 дня

          Ответ: 6 кг овощей израсходовали за 3 дня

Записывают решение и ответ задачи

- У нас получилось 6 кг.

 

За 5 дней в семье израсходовали 10 кг овощей. За сколько дней семья израсходует 6 кг овощей, если каждый день расходовали овощей поровну?

1) 10:5=2(кг) овощей израсходовали за 1 день

2) 6:2=3(д.)

Ответ: за 3 дня семья израсходовала 6 кг овощей.

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

5.

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

Практический: выполнение физических упражнений

8 мин

- А сейчас найдите №2. 

- Кто прочитает нам задачу?

Давайте составим таблицу к задаче

- О чем задача? О ленте.

- У нас с вами речь идет о купле и продаже, какие основные величины в магазине? Будем читать и заполнять таблицу. За 6 м. ленты заплатили 18 р. Куда мы поставим 6м.? 18р? Куда поставим 9м? вопрос? А что нам известно про цену? Такой же ленты. Что значит такой?  

- Отлично. Попробуйте аналогично №1 решить эту задачу.

- Спинки держим ровно. Головы не опускаем.

- Молодцы. Давайте проверим. Кто пойдёт к доске?

- Чтобы узнать, сколько стоит 9м. ткани, что нужно сделать?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

- Каким действием мы узнаем стоимость за 1 м ткани?

- Давайте запишем первое действие

- Зная стоимость 1м ткани, мы сможем узнать стоимость 9 м ткани? Каким действием?

- Давайте запишем второе действие и ответ

- А сейчас давайте проведём физминутку.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку

Руки в стороны согнули

Вверх подняли – помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое плечо.

Дружно присели

Пяточки задели,

На носочки поднялись

Опустили руки вниз.

- Молодцы, работаем дальше.

Читают задачу

За 6 м ленты заплатили 18 р. Сколько рублей стоит 9 м такой ленты?

Составляют таблицу к задаче

- В задаче говорится о ленте

- Основные величины: цена, количество, стоимость

Цена

Кол-во

Стоимость

Одинаковая

6 м.

18 р.

9м.

? р.

Самостоятельно решают задачу, опираясь на краткую запись

- Мы не можем сразу ответить на вопрос

- Сначала нам нужно узнать, цену за 1 м ткани

- Делением

1) 18:6 = 3 (р) за 1 м. ткани

- Да, теперь мы сможем ответить на этот вопрос, умножением

2) 3*9 =27 (р)

Ответ: 27 рублей стоит 9 м такой же ткани

Повторяют движения за учителем

Выполняют физические упражнения

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Словесный: слово учителя

Практический: работа у доски

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания

6 мин

- Переходим к №3. 

- Посмотрите, что дано в этом упражнении?

- Кто пойдёт к доске решать первую и вторую строчку?

54:6=9     (52-31):3=7      9:3=3        6*5:10=3

42:6=7     54:(16-7)=6      16:4=4      3*8:6=4

- Отлично. Отметка: …

- Кто пойдёт решать третью и четвёртую строчку?

36:9=4      (12+18):6=5      25:5=5      5*7:5=7

40:8=5      35:(30-23)=5     36:6=6       5*4:10=2

- Молодец, отметка: …

- Вы отлично справились с этим заданием.

- Смотрим на №4

- Посмотрите внимательно на таблицу.

- Что нужно сделать в этом задании?

- Совершенно верно. Неизвестную b мы заменяем цифрой из первой строки, умножаем на 6 и записываем ответ во вторую строку.

- Кому непонятно задание?

- Отлично. Давайте начнём.

b

1

2

3

4

5

6

7

8

9

B*6

6

12

18

24

30

36

42

48

54

- Нам даны выражения

Работа у доски

54:6=9   (52-31):3=7   9:3=3      6*5:10=3

42:6=7   54:(16-7)=6   16:4=4    3*8:6=4

36:9=4   (12+18):6=5   25:5=5     5*7:5=7

40:8=5   35:(30-23)=5   36:6=6    5*4:10=2

Выполняют упражнение

- Неизвестную «b» мы заменяем цифрой из первой строки, умножаем на 6 и записываем ответ во вторую строку

b

1

2

3

4

5

6

7

8

9

B*6

6

12

18

24

30

36

42

48

54

П: построение логической цепочки рассуждений

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический: выполнение упражнения

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Открываем стр.47 №5

- Кто не нашёл?

- Что вы видите?

- Верно. Такое задание мы с вами уже выполняли. Кто сможет объяснить, что нужно сделать?

- Верно, вам  необходимо неизвестную с заменить числом из первой строки и разделить на 6. Ответ записать во вторую строку.

с

54

48

42

36

30

24

18

12

с:6

9

8

7

6

5

4

3

2

Выполняют задание

- Мы видим таблицу

- Нам  необходимо неизвестную «с» заменить числом из первой строки и разделить на 6

с

54

48

42

36

30

24

18

12

с:6

9

8

7

6

5

4

3

2

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

5 мин

- У нас сегодня был насыщенный урок.

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание: Р.т. стр.32, упр.75.

- Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

- Какую тему мы с вами изучали? Отлично.

- Какие цели мы ставили на урок?

- Мы достигли поставленных целей?

Высказывания ребят

Я научилась…

Мне стало ясно…

Я поняла…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнала…

– Вы сегодня замечательно потрудились.

- Кто же у нас активно работал на уроке?

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Записывают домашнее задание

Подводят итоги урока

- Мы изучали тему: «Задачи на нахождение четвёртого пропорционального»

-  Мы ставили цель - научиться решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального. Да, мы достигли поставленных целей

Выполняют задание

Дополняют фразы

Отвечают на вопросы

Р: оценка

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

48:6 12:6 49:7 24:6 7*6 6:6 54:6 42:7

Слайд 3

48:6 12:6 49:7 24:6 7*6 6:6 54:6 42:7

Слайд 4

48:6=8 12:6=2 49:7=7 24:6=4 7*6=42 6:6=1 54:6=9 42:7=6

Слайд 5

За день машина проехала 40 км, сколько км машина проедет за 2 дня?

Слайд 6

За день машина проехала 40 км, сколько км машина проедет за 2 дня? (80 км)

Слайд 7

За 1м ткани заплатили 36р. Сколько заплатят за 4 м?

Слайд 8

За 1 м ткани заплатили 36 руб. Сколько заплатят за 4 м? (144 руб)

Слайд 9

За день израсходовали в столовой 2 кг масла, сколько кг израсходуют за неделю?

Слайд 10

За день израсходовали в столовой 2 кг масла, сколько кг израсходуют за неделю? (14 кг)

Слайд 12

Тема урока

Слайд 13

Тема урока: «Задачи на нахождение четвёртого пропорционального»

Слайд 14

Цель урока: научиться решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

Слайд 16

b 1 2 3 4 5 6 7 8 9 B *6

Слайд 17

b 1 2 3 4 5 6 7 8 9 B *6 6 12 18 24 30 36 42 48 54

Слайд 18

c 54 48 42 36 30 24 18 12 c :6

Слайд 19

c 54 48 42 36 30 24 18 12 c :6 9 8 7 6 5 4 3 2

Слайд 20

Рабочая тетрадь: стр.32, № 75.

Слайд 21

Тема урока

Слайд 22

Тема урока: «Задачи на нахождение четвёртого пропорционального»

Слайд 23

Цель урока: научиться решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

Слайд 24

Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на нахождение стоимости, на движение, на нахождение четвёртого пропорционального.

Задания позволят отрабатывать навык вычисления значения выражения; умение решать задачи алгебраическим и арифметическим способом на нахождение стоимости, на движение, на нахождение четвёртого пропорци...

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального 3 класс . Презентация

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального в 3 классе по УМК  "Школа России",  учебник  2часть стр 10...

Конспект урока "ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО" Школа России 4 класс

Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, составлять задачи, обратные данной, равенства и неравенства, применять способы устных ...

Урок математики в 3 классе. Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального

Урок математики в з классе по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального". Тип урока: комплексное применение знаний, умений и на...

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального (3 класс)

Урок реализован в 3-ем классе.Направлен на формирование умений решать задачи на нахождение 4-ого пропорционального...

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. 3 класс.

Учебно-методический материал по математике...