Конспект урока по математике. Сочетательное свойство сложения
план-конспект урока по математике

Казьмина Анна Алексеевна

Цель:

  • формировать вычислительную культуру, способствовать развитию умения рационализации вычислений;
  •  учить читать и записывать выражения со скобками и без скобок;
  • развивать умение решать текстовые задачи несколькими способами и      использовать эти умения для проверки решения;
  • формировать понятие: сочетательное свойство сложения

УУД:

Личностные:

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа»,  «мир».

2. Уважение к своему народу, к своей малой родине. 

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Регулятивные:

1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной  деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

           Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 4.    Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

       Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование:

Учебник

Тетрадь с печатной основой

Карточки индивидуальной работы

Презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Конспект

урока по математике

«Сочетательное свойство сложения»

Цель:

  • формировать вычислительную культуру, способствовать развитию умения рационализации вычислений;
  •  учить читать и записывать выражения со скобками и без скобок;
  • развивать умение решать текстовые задачи несколькими способами и      использовать эти умения для проверки решения;
  • формировать понятие: сочетательное свойство сложения

УУД:

Личностные:

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа»,  «мир».

2. Уважение к своему народу, к своей малой родине. 

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Регулятивные:

1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной  деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

           Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 4.    Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

       Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование:

Учебник

Тетрадь с печатной основой

Карточки индивидуальной работы

Презентация

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте дети.

 А начну урок  цитатой известного педагога  Песталоцци «Счет и вычисления –
основа порядка в голове»

Эмоциональный настрой  к познавательной деятельности.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 Устный счет: прочитай выражение

-И мы  начнем с устного счета.

Прочитайте  выражение несколькими способами:

2+5;  9-4; 8-(6+1); 5+(7-3);

Найдите значения выражений.

Известный писатель М. М. Пришвин сказал:

«Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача» А что для вас значит  природа?

Кстати, Тамбовская область признана одним из красивейших  регионов России. Как жители, так и учёные Тамбовского края поддерживают и приумножают красоту природы, пользуясь сложными расчётами и вычислительными навыками. Давайте и мы учиться быстро и правильно считать.

-Самостоятельная работа на карточках:

-Ребята, сейчас я вам раздам карточки. Найдите значения выражений и, распределив ответы в указанном порядке, прочитайте зашифрованное слово.

Карточка1.

3+2=                  10 – 1=

9+5=                   7+6=

12 – 4=               4 – 3=

11+8=

14-Р; 19-П; 5-Д; 8-О;1-А;9-Р;13-И

Полученные ответы поставьте в порядке убывания

Ключевое слово: природа

Карточка 2.

3 – 2=              10+1=

9+5=               16 – 6=

12+4=              4+3=

13 – 9=

4-Р; 16-А; 14-Т; 1-К; 7-А; 11-О; 10-С

Полученные ответы поставь в порядке возрастания

Ключевое слово: красота

Какое слово получилось у 1 варианта?

Какое слово получилось у 2 варианта?

Как связаны эти слова?

Фронтальная работа

-Ребята, а теперь посмотрите на экран (2 слайд)

-Какие деревья изображены на экране?

У некоторых ребят было секретное задание.

У яблони самые интересные истории. Например, именно яблоко помогло Ньютону открыть закон всемирного тяготения. С приходом весны, яблоня начинает распускать свои весенние цветы розового, белого цвета. Яблоня — любимое в народе дерево, и не только за чудесные плоды, но и за ее особую неповторимую красоту.

Нет дерева более близкого русскому человеку, чем береза. Вроде бы ничего особенного - ни ярких цветов,  ни особенных размеров, но, тем не менее, это  дерево по-особенному родное и теплое. . Березка стала символом России. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Многие народы почитали сосну, она служила символом жизни плодородия и бессмертия, вечности и долголетия, верности долгу. В повседневной жизни для человека сосна:  это лодка, телега, изба, мебель, мост, банька, а сосновый лес : это тепло, лекарство, дичь, мед, воск, ягоды и грибы.

-На какие 2 группы можно разбить эти предметы?

-А на какие ещё группы можно разбить?

-Как можно найти, сколько деревьев всего?

-Тогда у нас получается выражение (3+4)+5

-Давайте придумаем второй способ. Как еще можно посчитать количество всех деревьев?

-И выражение получается 3+(4+5)

-Сравним значения сумм……

Чем были похожи и чем отличались  выражения?

Сделаем вывод: Зависит ли сумма от порядка выполняемых действий?

Самостоятельная работа по карточкам. (Сравните выражения)

1.Два плюс пять. 2. Сумма чисел двух и пяти. 3. К двум прибавить пять. 4. Два увеличить на пять.

Для нас природа это леса, луга, поля, реки, озёра. Это красота окружающего мира.

На экране изображены сосны, дубы и яблони

Рассказ о деревьях

На хвойные и лиственные

Дикорастущие и садовые

Можно найти количество лиственных деревьев, для этого к 3+4, а затем, сколько всего деревьев, для этого к лиственным прибавим  5 хвойных.

12

Можно найти количество дикорастущих деревьев, для этого к 4+5, а затем, сколько всего деревьев, для этого к 3 садовым прибавим дикорастущие.

12

Слагаемые  и значения выражений равны.

Выражения отличались местом скобок, то есть порядком действий.

Нет

3. Выявление места и причины затруднения.

-Можно ли было сравнить выражения, не находя их значений?

Дети отвечают

4.Построение проекта выхода из затруднения.

-Можно воспользоваться  правилом: сумма не зависит от порядка выполняемых действий.

Это правило называется сочетательным свойством сложения. С помощью формулы оно может быть записано так: (а+в)+с=а+(в+с).

Сделаем вывод, как можно,  не вычисляя,  сравнить значения выражений в №2?

Достаточно увидеть возможность применения этого свойства

5.Реализация построенного проекта.

Физкультминутка

-Рыбки плавают во Цне

В чистой светленькой воде

То сойдутся, то разойдутся

То зароются в песке.

 

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задание с отрезками на презентации

- Чем отличаются отрезки?

-Правильно. А что у них общего?

-Составьте выражение для нахождения длины 1 отрезка.

2 отрезка.

-Можно поставить между выражениями знак «равно»?

Можем мы заменить два соседних слагаемых их суммой?

1 отрезок поделён на 2 части. Длина первой – 5см, а второй – 6 см.

А второй отрезок поделён на 3 части. Длина первой – 5 см, второй – 3 см, третьей – 3 см.

Длина большого отрезка равна 11.

(5+6);

 (5+3+3)

да

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-А теперь давайте посмотрим на задачу 3.

-Прочитайте задание.

О чем в задаче идет речь?

Давайте прочитаем их имена.

Рассказ учителя о каждом.

Сколько  картин в музее  Васнецова? Репина? Шишкина?

-Что нужно узнать в задаче?

Повторите условие задачи.

Повторите вопрос задачи.

Сделаем рисунок к задаче:

|_____________|_______________________|______|

      2к                           6к                                    1к

А теперь работа в парах. Решите задачу.

Запишем решение на доске.

Сравним решения.

Ребята, можно сказать, что мы решили задачу тремя способами. Второй и третий способы можно считать проверкой.  Получились у нас одинаковые ответы?

Значит, задача решена верно.

Могли бы мы, не вычисляя, быть убеждены, что значения выражений будут равны?

О картинах русских художников

Васнецов, Репин, Шишкин

Васнецова 2 картины. Репина 6 картин. Шишкина 1 картина.

Сколько картин всего.

Да, здесь использовано сочетательное свойство.

8.Включение в систему знаний и повторение  

-Давайте выполним задание 4 с комментированием. Работаем по цепочке. Начинает…

-Посмотрите на экран. Это некоторые реки Тамбовской области.

Самая длинная – Ворона.

 Относительно названия реки имеются две популярные версии. Первая версия гласит, что в старые времена берега Вороны были облюбованы множеством вороньих стай, благодаря которым река и получила своё название. По другой версии река была названа «вороньей» т.е. чёрной из-за характерного тёмного цвета придонного ила.

Это р.Цна.

Это р. Мошляйка.

Какой из отрезков соответствует р.Цна. р.Ворона и р.Мошляйка?

Ну и самая маленькая река- Мошляйка . Это правый приток Цны. Длинна Мошляйки составляет 8 километров. Ее пруды являются памятником природы, эталоном лесного правобережья Цны. Сосновые леса, дубравы, насыщенные озоном, река с высоким качеством воды, источниками и прудами сделали Тулиновку зоной отдыха, известной далеко за пределами края.

Самый длинный отрезок-Ворона. Средний –Студенец, и маленький отрезок Мошляйка.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ребята,  что мы сегодня учились определять?

Сформулируйте правило.

Как называется это правило?

Что вы узнали нового на уроке?

Вам понравился урок?

Сегодня на уроке мы на уроке научились определять зависит ли сумма от порядка

Сумма не зависит от порядка выполняемых действий.

выполняемых действий.

 Сочетательное свойство сложения

Познакомились с сочетательным свойством, узнали, что  два соседних слагаемых можно заменить их суммой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики «Сочетательное свойство сложения».

Урок ознакомления по математике в 3 классе с сочетательным свойством сложения....

Презентация по математике "Сочетательное свойство сложения"

Презентация по математике "Сочетательное свойство сложения"...

Конспект урока.Математика. Сочетательное свойство сложения

Конспект урока.Математика. Сочетательное свойство сложения...

Конспект урока по математике "Сочетательное свойство умножения" 3 класс

Конспект современного урока с использованием цифровых ресурсов и электронных образовательных платформ....

Конспект урока по математике "Переставное свойство сложения", 1 кл.

Конспект урока по математике для обучающихся 1 класса коррекционной школы для обучающихся с умственной отсталостью 9интеллектуальными нарушениями)...

Конспект урока по математике.Тема:"Свойства сложения".(УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить с еще одним свойством сложения, основанным на группировке слагаемых.Планируемые результатыПредметные: - иметь представление о понятиях "переместительное сво...

Технологическая карта урока математики "Сочетательное свойство сложения" (УМК "Начальная школа 21 века", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о сочетательном свойстве сложения.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Узнать, какое с...