Конспект по математике "Вычитание числа 1"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Конспект урока математики. Тема "Вычитание числа 1". УМК ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока математики | 39.81 КБ |
Презентация к уроку математики | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Математика 1 класс (ПНШ)
ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА 1
Цель: создать условия для ознакомления со случаем вычитания вида • – 1.
Задачи: - закреплять знание компонентов вычитания;
- совершенствовать умения составлять разности и находить их значения;
- развивать внимание и умение сравнивать, обобщать, делать вывод и других учебных навыков;
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам и природе.
Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):
Регулятивные: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: строить объяснение в устной форме по предложенному плану; подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; знать моральные нормы и уметь выделять нравственный аспект поведения.
Оборудование:
Для детей: линейка, веер с цифрами, фишки, учебник, тетради, ручка, карандаши простой и зелёный, стёрка.
Для учителя: касса цифр, предметные картинки с изображением Незнайки, 2 куриц, 10 цыплят, линейка, таблицы с суммами и разностями, жетоны «рыбки», пластмассовые контейнеры с заданием-сюрпризом ( по количеству обучающихся ).
Ход урока.
I.Организационный момент.
(Проверка готовности к уроку обучающихся.)
Вот и прозвенел звонок
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
II.Устный счёт.
Начнём с устного счёта.
- Задание для Незнайки.
(На доске Таблица с изображением Незнайки и цифры из кассы от 1 до 9 перевёрнутые и хаотично расположенные). Слайд 1
Из кувшина вдруг возник
Удивительный старик.
Джин Незнайке подмигнул
Цифры все перевернул.
- Помогите Незнайке расставить числа в порядке возрастания.
Расставьте их в порядке возрастания. (ученик работает у доски)
- Какое число следует за числом: 5, 3, 8, 6, 4, 1 ?
- Какое число предшествует числу: 3, 7, 6, 10, 8, 5, 2 ?
- Счёт до 10 и обратно (дети считают хором).
- Вычислить. Слайд 2
Посмотрите на доску. Я буду задавать вопросы.
За правильные ответы вы будете получать жетоны-рыбки. Если сосчитали правильно – поймали рыбку, если неправильно – рыбка сорвалась.
- Как называются записи на доске в первом столбце? (суммы)
6+1 7+1 8+1 9+1
- Какое число получится, если к числу прибавить 1 ( правило )? (следующее за ним при счёте)
- Как называют компоненты сложения?
- Найдите значения сумм.
- Как называются записи во втором столбце? (разности)
6-1 7-1 8-1 9-1
- Прочитать называя компоненты вычитания.
- Сравните данные разности. Чем они похожи? (В этих разностях вычитаемое – число 1.)
Сообщение цели урока.
- Сегодня на уроке вы научитесь вычитать число 1, т.е. будете находить значения разностей, в которых вычитаемое 1. Слайд 3
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 14).
Задание № 1.
– Прочитайте математические записи.
– Как они называются?
– Как называются числа при вычитании?
– Выберите (подчеркните) разности, у которых вычитаемое равно 1. Сколько их? (6)
– Вычислите значения этих разностей (устно).
– Запишите разности с их значениями, расположив по порядку от меньшего значения к большему (в порядке возрастания).
Запись: 1 – 1 = 0
2 – 1 = 1
3 – 1 = 2
4 – 1 = 3
5 – 1 = 4
6 – 1 = 5
– В каждой разности подчеркните ее значение зелёным карандашом.
- Уменьшаемое в каждой разности обведите кружком.
– Сравните значение разности с уменьшаемым.
– Какой вывод вы можете сделать?
Учитель может продемонстрировать натуральный ряд чисел (или линейку).
Вывод: результатом вычитания числа 1 из данного числа будет число, которое предшествует данному.
Прочитайте правило вычитания числа 1 из данного в учебнике жирным шрифтом.
Задание № 2.
При выполнении этого задания учащиеся знакомятся со смыслом понятия «уменьшить на некоторое число» на примере «уменьшения данного числа на 1».
– Рассмотрите первый рисунок. Что здесь изображено?
– Как вы понимаете задание: «Уменьши данное число на 1»?
– На каком рисунке показано уменьшение числа предметов на 1? (На первом рисунке.)
– Сколько было сначала морковок?
– Сколько заяц съел морковок?
– Выполните к данному рисунку соответствующую запись.(6 – 1 = 5.)
– Как называется данная запись?
– На сколько вы уменьшили число 6?
- Подчеркните разность простым, а значение разности зелёным карандашом.
Физкультминутка (слайд 4)
Головой весь день крутил. Озорной цыплёнок жил.
Влево, вправо повернул.
Ножку левую согнул. Потом правую поднял. И на обе снова встал.
Начал крыльями махать, Поднимать и опускать.
Повернулся влево, вправо- Хорошо на свете, право!
А потом гулять пошёл - Червячка себе нашёл!
IV. Работа в тетради с печатной основой № 2 (с. 18–19, № 1–5).
(слайд 5, 6, 7)
Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
с. 18 р.т.
№1, №2
- Выполнить вычитание с помощью схем и записать значения разностей.
- Выполнить вычитание и записать значения разностей.
Самостоятельная работа (с последующей взаимопроверкой).
- Поменяйтесь с соседом тетрадями, проверьте правильность выполнения задания, оцените работу.
Ученик озвучивает правильные ответы.
№ 3 С устным объяснением учащегося под запись.
V. Закрепление. (слайды 8-18)
А теперь мы с вами отправляемся на птичий двор. Там цыплята помогут нам закрепить наши знания. В гости с пустыми руками идти неприлично. Поэтому чтобы угостить кур и цыплят мы наловили рыбок. Рыбку они любят не меньше чем кошки. За верные ответы вы будите получать жетоны-рыбки.
«Путешествие на птичий двор».
Учитель рассказывает и иллюстрирует с помощью предметных картинок считалку А.Л. Барто.
Дети по ходу объяснения делают записи примеров на доске. (два ученика)
(На доске изображение курицы Пеструшки).
-Отправляемся в гости.
Это курица Пеструшка, у неё ответственное дело, она высиживает птенцов.
Вдруг под курицей яйцо – «крак»!
Словно из пелёночек, выскочил цыплёночек.
Сидит один, озирается, других дожидается.
Тут второе яйцо треснуло.
Из домика тёмного ещё один цыплёнок – «цвок»! 1+1=2
Один да один, стало их ….(двое). (Дети отвечают хором)
Сидят вдвоём, озираются. других дожидаются.
Из третьего яичка вышла сестричка.
Два да один, стало их ….(трое). 2+1=3
Сидят втроём, озираются, других дожидаются.
Ещё яйцо «кок», ещё один цыплёнок – скок!
Три да один, стало их….(четверо). 3+1=4
Сидят вчетвером, озираются, последнего дожидаются.
А из последнего яичка опять сестричка.
Четыре да один….(пять). 4+1=5
Попробуйте сосчитать!
Слайд №8
Стала Пеструшка по улице ходить.
Стала цыплят своих водить.
Ходит, не зевает, им корм добывает.
(На доске изображение курицы Хохлатки и 5 её цыплят).
А на соседнем дворе у курицы Хохлатки
Тоже вывелись цыплятки.
Из пяти яичек пять пушистых птичек.
Стала Хохлатка тоже ходить,
Стала цыплят своих по улице водить.
Только зевает она по сторонам: то тут постоит, то там,
То назад побежит, то вперёд, а цыплята у неё вразброд.
Вот и случилась у неё беда: пропал цыплёнок без следа.
1, 2, 3, 4….А было пять! Нет одного, где искать?
5 – 1 = 4 (дети записывают в тетради)
Слайд № 9
А Пеструшка то удивляется, что у неё семья прибавляется
Пять да один ….(шесть). Наперебой просят есть.
5 + 1 = 6 (дети записывают в тетради)
Слайд № 10
Пока искала Хохлатка сыночка, пропала у неё и дочка.
4 – 1 = 3 (дети записывают в тетради)
Слайд № 11
Теперь сколько ни смотри, осталось их….(три).
А у Пеструшки между тем стало их….(семь).
6 + 1 = 7 (дети записывают в тетради)
Слайд № 12
Какая же Хохлатка зевака, закружилась у неё голова, однако!
Осталось цыплят только….(двое).
3 – 1 = 2 (дети записывают в тетради)
Один да один, дочка и сын.
Слайд № 13
А сколько у Пеструшки, спросим?
Семь да один -….(восемь).
7 + 1 = 8 (дети записывают в тетради)
Слайд № 14
Сбежала у Хохлатки и дочка.
2 – 1 = 1 (дети записывают в тетради)
Слайд № 15
Не прозевать бы сыночка.
Сидит один, озирается, видно, тоже удрать собирается.
А у Пеструшки цыплят – целый отряд.
Восемь да один….(девять), да это ещё не всё ведь!
8+ 1 = 9 (дети записывают в тетради)
Слайд № 16
Плохо Хохлаткино дело:
И последнего она проглядела.
То тут пошарит, то там,
А всё зевает по сторонам.
И последний цыплёнок
К Пеструшке перешёл.
Видно у неё хорошо!
1-1=0 (дети записывают в тетради) Слайд № 17
Собралось цыпляток ровно (дети отвечают хором)… десяток. 9+1=10 Слайд № 18
- Какое получится число, если из данного числа вычесть 1, сделайте вывод.
Вывод: Результатом вычитания числа 1 из данного числа будет число, которое предшествует данному при счёте.
VI. Подведение итогов.
- Чему научились на уроке?
- Расскажите правило вычитания числа1 из любого числа.
- Покажите сколько рыбок вы сегодня наловили.
Учитель оценивает работу на уроке каждого, дети угощают рыбкой кур и цыплят, прощаются с ними.
- Обитатели птичьего двора благодарны вам и приготовили сюрприз. Они вам дарят необычные яйца.
VII. Рефлексия. (слайд 19)
Каждый получает карточку с изображением лица ребёнка без ротика, его нужно нарисовать.
- на уроке было интересно, новое правило запомнил.
- на уроке было интересно, но правило ещё не запомнил, выучу дома.
- на уроке было не интересно, правило не запомнил.
Использовано стихотворение А.Л. Барто «Считалка».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
6 + 1 7 + 1 8 + 1 9 + 1 6 – 1 7 – 1 8 – 1 9 – 1
ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА 1
Головой весь день крутил. Озорной цыплёнок жил. Влево, вправо повернул. Ножку левую согнул. Потом правую поднял И на обе снова встал. Начал крыльями махать, Поднимать и опускать. Повернулся влево, вправо- Хорошо на свете, право! А потом гулять пошёл - Червячка себе нашёл!
УВЕРЕН В СЕБЕ СОМНЕВАЮСЬ НЕ УВЕРЕН
МОЛОДЕЦ БУДУ СТАРАТЬСЯ 8 6 4 7 3 2 5
5 – 1 = 4
5 + 1 = 6
4 – 1 = 3
6 + 1 = 7
3 – 1 = 2
7 + 1 = 8
2 – 1 = 1
8 + 1 = 9
1 – 1 = 0
9 + 1 = 10
СПАСИБО ЗА РАБОТУ н а уроке было интересно, новое правило запомнил н а уроке было интересно, но правило ещё не запомнил, выучу дома
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока математики: Числа 1-8.( 1 класс)
План-конспект урока по математике. Тема : Числа 1-8 ( второй урок по данной теме ) Автор : Л.Г.Петерсон , 2 часть, 1 класс, II четвер...
Конспект урока математики "Число 10. Состав числа 10".
Урок предназначен для обучающихся 1 класса по программе "Школа 2100"...
Конспект урока математики «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация».
урок в соответствии с фгос...
План-конспект урока "Умножение числа на нуль и нуля на число".
Урок разработан с учётом требований ФГОС....
Конспект урока "Умножение числа 8 и деление на 8.Восьмая часть числа.
Урок математики. УМК "Школа 21 века". Класс: 2...
Конспект урока: Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числа 2 класс
Тема урока: Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числаТип урока: постановка и решение учебной задачи.Цель урока: создать условия для составления таблицы умножения 9 и на 9;Задачи:1....
Конспект урока математики "Число 10. Запись числа 10"
Матариал содержит конспект урока и презентацию....