«Развитие наблюдательности на уроках математики в начальных классах».
статья (4 класс) по теме
Основная задача учителя начальных классов заключается в том, что в процессе обучения учащиеся должны овладеть учебной деятельностью, когда обучаемый будет стремиться осознать чему и как он учится, а не только получить конкретный практический результат. Формирование учебной деятельности происходит в ходе решения учебных задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие наблюдательности на уроках математики в начальных классах».
Габриэлян Ж.Г., учитель высшей квалификационной категории
ГОУ СОШ № 501 Г. Санкт-Петербурга
Основная задача учителя начальных классов заключается в том, что в процессе обучения учащиеся должны овладеть учебной деятельностью, когда обучаемый будет стремиться осознать чему и как он учится, а не только получить конкретный практический результат. Формирование учебной деятельности происходит в ходе решения учебных задач.
На уроке математики учитель может более определенно и зримо показать важность анализа задания для правильного и рационального его выполнения, тем самым формировать у учащихся своеобразную зоркость и приучать их быть более внимательными к любому заданию.
Для того чтобы ученики могли правильно и полно выполнить анализ любого задания, надо развивать у детей наблюдательность. К. Д. Ушинский писал: «Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения в одну мысль и верно выражать эту мысль словами».
С этой целью на уроках провожу различные упражнения:
1. Найдите закономерность и продолжите ряд чисел:
2 4 6 8 50 45 40 35 2 30 4 27 6 24
2. Что общего в записи чисел каждой строки:
37 530 31 137
52 271 20 123
3. Найдите лишнее число в каждой строке:
63 90 53 27
52 84 74 41
Варианты проведения устного счета с использованием заданий на развитие наблюдательности:
1. - Наименьшее двузначное число увеличить на 2;
- К 2 прибaвить 2 единицы;
- 40 уменьшить на 8;
- 30 увеличить на 12;
- Найдите сумму чисел 50 и 2.
У учеников в тетради получается ряд чисел:
12 22 32 42 52
_ Найдите закономерность в числовом ряду и продолжите его, записав три числа
2 . У нас "в гостях" волшебный квадрат, давайте разгадаем его секрет.
Какое число пропущено? Докажи.
Какие числа записаны в квадрате?
Какого числа не хватает?
40 | 20 | 60 |
10 | 80 | 90 |
70 | 30 | ? |
3. Запишите число, состоящее из 2 десятков и 5 единиц; 6 десятков и 4 единиц;
1 десятка и 6 единиц;
6 десятков и 1 единицы
Получается ряд чисел:
25 64 16 61
- Найдите лишнее число.
При выполнении этого задания важно, чтобы ребята нашли несколько вариантов решения и объяснили свой выбор,
Для того, чтобы операции с числами учащиеся выполняли сознательно, я использую задания, в которых нужно вычислить удобным способом, сравнить выражения, используя свойства арифмeтических действий; задания, в которых нужно объяснить, на основании каких свойств действий выполнены вычисления или доказать правильность вычислений. Придумай примеры таких упражнений:
1. Сравните выражения:
28 + 30 … 42 + 16
57 + 13 … 13 + 57
68+14 ... 68-14
74 - 30 ... 74 - 20
2. Вычислите значения выражений:
56 + 42 35 + 23 49 – 30
42 + 56 58 – 35 30 + 19
Особенность задания заключается в том, что значение во второй строке ученики могут найти в результате анализа выражений в первой строке, используя знания переместительного свойства сложения, и знания связей между результатами и компонентами арифметических действий. Наряду с конкретными математическими заданиями целесообразно предлагать задания с обобщенными данными, в которых используются не конкретные числа, а специальные знаки их заменяющие.
Аналогичную работу можно провести со "сказочными цифрами":
$ +@ =Q О +$=& v-ц=z
@+$= & - 0= v-z =
В такие задания можно включить «ловушки», например:
Jl + О =
4. Одна из любимых игр детей - « Найдите значение сказочного выражения»:
(1:+'1')-1:= (О + N)-N =
Дети находят значение выражения, объясняют свой выбор. Составляют свои, но уже числовые, аналогичные «сказочным», и находят их значения.
5. Решите «сказочное уравнение»:
о+л = л о -л =0 о +'!!=Z+'Q
Произвольность и условность обозначения цифры имеют важное значение для формирования у учащихся элементов отвлеченного мышления, логически прав ильных рассуждений и вместе с тем повышения осознанности и обобщенности, приобретенных детьми знаний.
б. Для развития логического мышления и математической зоркости в работе помогают структурные схемы выражений.
На доске 2 схемы выражений:
(О + О) – О (О + О) + О
Выберите схему выражения, значение которого всегда можно вычислить разными способами.
Выполняя это задние, учащиеся доказали, почему в одном случае всегда можно выполнить вычисления разными способами, а в другом - нет. И объяснили, что это зависит от числового материала. Работа по анализу структурных схем выражений предшествовала более сложной, в которой подчёркивается важная роль чисел, входящих в выражения.
При изучении темы "Порядок действий", наглядно показываю детям, что при изменении порядка выполнения действии с помощью положения скобок изменяются результаты действий. Но при: этом важно обратить внимание учащихся на то, что не всегда, изменяя порядок выполнения действий, будут изменяться и значения выражений. Это относится к выражениям, вычислить значения которых можно на основе свой арифметических действий. Поэтому учащимся целесообразно предложить задание:
7. Сравните выражения:
(59 + 38)-29 59 + (38-29)
После выполнения задания можно провести беседу по следующим вопросам:
- Сравните эти два выражения: чем они похожи и чем отличаются?
- Порядок действий у них различен, значит, должны были получиться разные результаты, а у нас получились одинаковые. Почему?
( Мы можем вычесть число из суммы разными способами, при этом значение выражения изменится)
- запишите недостающий способ вычисления значения выражения и назовите более удобный способ вычисления
В результате анализа ученики могут найти более рациональный способ выполнения задания. Рациональность проявляется тогда, когда для данного случая существуют разные приемы или способы нахождения результата
После изучения всех четырех арифметических действий можно в полном объеме провод работу по анализу структур выражений, которые можно преобразовать на основе знания свойств арифметических действий.
Три основных типа структур числовых выражений по возможности их преобразования:
1. Структура выражений, которые невозможно преобразовать на основе свойств арифметических действий:
О : (О + О ), О – О + О х О
2. Структуры выражений, которые всегда возможно преобразовать независимо числового материала:
О х (0 х О), (О + О) х О О – (О + О)
3. Структура выражений, возможность преобразования которых зависит от числового материала:
(О + О) : О (О + О) – О
Для усвоения учащимися структур выражения, которые можно преобразовать, были использованы следующие задания:
1 .. Выберите схемы выражений, значения КО1Орых всегда можно вычислить разными способами
0 - ( 0 + 0 ), ( 0 + 0 ) + О (О + О) - О
( О х О) х О ( 0 + 0 ) : 0 О х О + О х О
2. Вставьте в "окошки" такие числа, чтобы удобно было преобразовать выражения так:
50 х (17 х О ) 170 х 3 + О х 3
(О + 273) -187 156: 3 + О : 3
Выполнение этого задания требует от учащихся не только знания структур, которые можно преобразовать на основе свойств арифметических действий, но и анализа числового материала, который позволит выполнить вычисления в указанном порядке.
3. Найдите и вычислите значения только тех выражений, значения КО1Орых можно найти более удобным способом
36 х (14 х 38) 35 х 14 + 15 х 14
(360 + 24): 4 767 + (256 + 198)
Умение наблюдать необходимо каждому человеку. Наблюдательность - важная черта личности, позволяющая понимать, усваивать новое и на этой основе проявлять творчество. Это помогает воспитывать самостоятельность мышления, интерес к учению, тем самым проводить систематическую работу по формированию учебной деятельности. В результате такой работы у учащихся возрос интерес к урокам математики, а средний балл успеваемости составил 4,0, что позволило многим из учащихся занять высокие места в Международной игре по математике «Кенгуру»
Предварительный просмотр:
«Приёмы обучения чтению детей разного уровня подготовки к школе».
Учитель высшей квалификационной категории ГОУ СОШ № 501 г. Санкт-Петербурга
Габриэлян Ж. Г.
За последнее время в системе начального образования произошли значительные изменения. Изменилась цель образования, а вместе с нею и компонентами: знаниями, умениями, навыками.
Одно из общеучебных умений, от которого зависит успешность обучения ребёнка – это чтение. Основной проблемой на начальном этапе обучения является овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно –популярным текстом.
Навык чтения формируется только к концу второго года обучения. Те учащиеся, которые не овладели этим навыком, в дальнейшем не понимают смысла текста, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Такие дети с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении затрудняются выделить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте.
Перед нами учителями, остро стоит вопрос, почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными. Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и.т.д.
Одна из главных причин, я думаю, всё –таки кроется в семье. Есть ли в доме книги, которыми можно было бы заинтересовать ребёнка, читают ли сказки детям. А если этого в семье нет, то эта задача целиком и полностью ложится на плечи учителя, в руки которого попадает ребёнок, придя в первый класс. Исходя из результатов анкетирования родителей, в семьях моих учеников имеется достаточное количество детских книг, однако подготовка детей была различной: 10 ч. читали по буквам до 8 слов, 6 ч. – по слогам 21-30 слов, 8 ч. – 31-40 слов, более 50 слов – 6 человек
Используя приёмы обучения, которые я описываю ниже, в январе мною был отмечен рост навыка чтения у 19 человек. Теперь до 10 слов читают только 2 чел., 11-20 слов -5 чел., 21-30 слов - 6 чел., от 30 до 40 слов - 5 чел., 41-50 слов - 5 чел., более 50 слов - 5 чел.
Уроки обучения грамоте проводить сложно, особенно на первых порах. Учителю надо позаботиться, чтобы всем было на них интересно: и тем, кто хорошо читает, и тем, кто не умеет читать вообще. Каждый урок приходится продумывать, чтобы ни один ученик не выпал из поля работы. Огромное спасибо Н. В. Нечаевой за ее «Азбуку» и тетради. Задания в ней занимательные, красочные иллюстрации, много развивающих упражнений. Но к каждому занятию необходимо подбирать и дополнительный материал для индивидуальной работы с отдельными учащимися. На уроках обучения грамоте делю детей на группы по уровню подготовки. Помимо цели урока перед собой ставлю еще две дополнительных: при работе с детьми 1 уровня работать с детьми над развитием четкости произношения слов, сочетаний слов и предложений, включая чтение скороговорок, чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца, строфы. При работе с детьми 3 уровня - совершенствовать технику чтения, предлагая для чтения тексты, карточки
- задания по ориентировке в структуре текста и занимательные задания
достаточного уровня сложности. Цели, конечно, меняются в зависимости от темы урока, уровня сложности понятия материала. Работа проводится то со всем классом, то с отдельными группами, то индивидуально.
Хочу привести примеры такой работы. Изучая гласные, буквы сильным ученикам предлагаю для работы текст с заданием. А с остальными выполняю следующие упражнения:
1) упражнение по отработке чтения гласных и согласных,
2) дыхательные упражнения, рекомендованные автором учебника Н.В.НечаевоЙ,
3) чтение сочетаний гласных и согласных,
4) чтение сочетаний гласных и согласных в словах,
5) произношение текста четко, внятно с соблюдением знаков препинания, пауз,
6) чтение скороговорок,
7) чтение пословиц, загадок.
Затем переходим к звукобуквенному анализу слов.
Ребята увлеченно выполняют все мои задания. Часто случается так, что ученикам очень нравится вид работы, выполненный на уроке. Дома они стараются найти и выполнить похожие. Некоторые способны придумывать сами. А для меня нет ничего лучше, когда ученики начинают выдумывать, творить самостоятельно! К следующему уроку обязательно приносят и показывают свою работу. Я, конечно, же, их хвалю при всём классе. Иногда дарю маленькие сувениры. Ребятам это очень нравится. Они стараются ещё больше. Даже слабые ученики начинают проявлять активность.
Таким образом, к концу первого класса мы подошли со следующими результатами:
26-30 слов- 3 чел., 35-40 слов- 2 чел., 41-49 слов- 2 чел., 50 и более-
21 чел. (а было только 5 чел.).
К началу второго года обучения у 11 учеников техника чтения увеличилась, а ведь прошли летние каникулы. Должно было быть наоборот. Более 50 слов прочитали 24 ученика. Это значит, что мои старания не пропали даром. Дети и летом читали!
Во втором классе, чтобы не ослабить интерес к урокам литературного чтения, в начале урока я стала проводить 3-5 минутные разноуровневые тренинги, которые вырабатывают умение слушать внимательно, развивают память, умение подражать услышанной речи, правильно дышать при чтении, рассказе. Эту работу провожу в сменных группах. Для группы сильных ребят предлагаю задания сложнее. Для средних и слабеньких задания с каждым разом усложняются. Самое главное, чтобы дети умели внимательно слушать. Этому вопросу я тоже уделяю немало внимания.
Научиться эффективно, слушать можно при условии, если
• хорошо знаешь свои недостатки и достоинства как человека слушающего; (обсуждаем в классе)
• знаешь правила слушания и стараешься им следовать(nамятка). Психология общения различает несколько видов слушания.
Пассивное слушание предполагает внимательное молчание с активным использованием невербальных средств: кивков, мимических реакций. Контакта глаз и поз и других проявлений поддержки и желания слушать дальше. Я учу своих детей и активному слушанию, способствующему более глубокому взаимопониманию. Для этого использую следующие приёмы:
• Уточнение - обращение с просьбой к учителю (собеседнику) дополнить, разъяснить услышанное, чтобы точнее понять.
• Перефразирование- изложение своими словами услышанного. Побуждает ученика к более подробному пересказу.
• Дальнейшее развитие мыслей, идей – прогсваривание подтекста высказывания. Это позволяет уточнить смысл сказанного даёт возможность получить информацию без вопросов.
• Резюме - ученик воспроизводит высказывания учителя в сокращённом, обобщённом виде.
Эти приёмы позволяют детям свободно без боязни задавать вопросы. Ни для кого не секрет, что есть дети, которые с трудом идут на контакт, боятся что-либо спросить.
Поскольку голосообразование, артикуляция и дыхание - это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, упражнения по улучшению голоса, уточнению артикуляции и умению слушать проводятся одновременно. Такие упражнения выполнялись в первом классе. Задания во втором классе даю с соблюдением достаточного уровня сложности, напечатав их на карточках, которые через определённый промежуток времени меняю. Приведу примеры таких карточек.
Тренировка длительного речевого вдоха проводится при чтении стихов и прозы.
Карточка 1
1) Сделав полный вдох, перечислить на выдохе названия дней недели, месяцев. Посчитать 1-20, 20-1.
2) Прочитайте стихотворение «Дом, который построил Джек». Во время чтения сначала произносите на выдохе две строки текста, затем четыре (и более) с чётким и выразительным проговариванием.
Карточка 2
Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты:
С каждым разом реплики удлиняются. Упражнения нужно выполнять, делая более глубокий вдох.
1. Сказала тётя :
-Фи, футбол!
(с пренебрежением )
Сказала мама: -Фу, футбол!
Сестра сказала: -Ну, футбол! (разочарованно)
А я ответил:
-Во, футбол!
2. -Яму копал?
-Копал.
-В яму упал?
-Упал.
-В яме сидишь ?
-Сижу.
-Лестницу ждёшь?
-Жду.
-Яма сыра?
-Сыра.
-Как голова?
-Цела.
-Значит живой?
-Живой.
-Ну, я пошел домой
3. Квартира Борисовых?
-Да.
-Кухонный гарнитур ждёте?
-Да, жду.
-Куда поставить, в кухне?
-Нет, пока не надо, там ремонт. Оставьте здесь в коридоре.
-Как хотите.
Мешать проходу не будет?
-А вы, поплотнее к стенке придвиньте.
Карточка 3
Разыграйте, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности.
Карточка 4
Произнесите чистоговорки с изменением интонации
(весело, грустно, оповещательно, жестоко, гневно, удивленно, иронично.)
Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры. На дороге с утра тарахтит трактор.
Карточка 5
Произнесите одну и ту же фразу "голосами разных животных": коня, мыши, медведя, коровы, собаки, ежа, зайца и других - так, чтобы изменялась интонация и ритм речи.
Сегодня очень хорошая погода. Стоит стол.
Облака плывут.
Карточка 6 "Скакалка"
Прыгать на 1 или 2-х ногах, делая согласованные движения. Руками крутить воображаемую скакалку. Во время прыжков произносить текст по слогам, чётко выделяя ударный. Темп можно менять (быстро, умеренно. медленно.)
Со скакалкой я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем,
чтобы Звук держать оно могло бы.
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки
И не чувствую одышки.
Голос звучен, льётся ровно
И не прыгаю я словно.
Раз- два! Раз-два! Раз-два! Раз!
Можно прыгать целый час.
(Е. Савичева)
Карточка 7
Произносите слова, обращая внимание на мягкую голосоподачу и
слитность, с чётким выделением ударного слога. Постарайтесь запомнить.
морозостойкий естественнонаучный
высокоурожайный сложноподчиненный
жаропонижающий металлорежущий
огнеупорный малоупотребительный
нефтеперегонный свежекопченый
самолетостроительный деревообрабатывающий народнохозяйственный правобережный среднеазиатский
сильнодействующий дикорастущий животрепещущий научно-фантастический дальневосточный
с этим заданием можно очень интересно поработать. Объяснить значение слов, подобрать к ним подходящие существительные, поработать над словообразованием, запомнить как можно больше слов (игра «Кто больше?»), составить интересный рассказ, используя эти слова и т. Д.
Карточка 8
Произнесите слитно на одном выдохе 4 слова, исключив "лишнее"
по тематике.
молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
Лист, почка, кора, дерево, сук.
Успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш.
Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
минута, секунда, час, вечер, сутки.
Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
Карточка 9
Отрабатывайте медленный темп речи с соблюдением следующих требований: сделав спокойный вдох, сразу же, не задерживая дыхание, произнесите на плавном выдохе предложения. Говорите плавно, слитно, интонационно выразительно.
Эксперимент удивительно удачен.
Аудитория университета удобна.
Обсерватория отлично оборудована.
Искусствовед оценил экспозицию (и т.д.)
Такие предложения можно составлять самим или давать задание детям, используя словари.
Карточка 10
Выполняйте в паре. Расскажите о чем-нибудь в течение 2-3 минут. Партнер должен пересказать ваше сообщение тем же тоном, в том же темпе, с тем же уровнем громкости. Важно не столько содержание, сколько подражание.
Карточка 11
Прочитайте предлагаемый текст из скороговорок, как информационное сообщение. Сначала разбейте текст на абзацы (смысловые части) и поставьте знаки паузы ( // ) на границах частей. В ходе чтения передайте основные факты четко, спокойно, выверено
Из-под Костромы, из-под Костромы везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыпет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.
Карточка 12
Прочитать, как сказку: неторопливо, загадочно, игриво.
Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок.
Полежало немножко, распахнула окошко. Здравствуй, солнышко - колоколнышко!
Расскажу я вам сказку старинную, не шибко короткую, да и не шибко длинную, а такую как раз, как от меня до вас. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказку говорят. Сказок у нас, что птиц в стае, да ни одна из них не пустая.
Последние два задания для детей, я считаю, довольно сложными.
Тексты не совпадают с жанровыми особенностями. При проверке выполненного задания дети часто смеются, что даёт возможность снять напряжение. Думаю, что приведенные примеры заданий помогут вам сделать уроки разнообразнее и увлекательнее. Ученики с удовольствием работают в парах, группах, выполняя роли. Через полгода техника чтения в среднем по классу возросла на 15 слов. Вот так результат!
Конечно, работа по совершенствованию техники чтения проводится не только на уроках, но и дома. Родители слабо читающих детей читают им на ночь рассказы и сказки. Те из детей, кто читает сам, записывают результаты чтения в дневник читателя. Записи контролирую еженедельно. Чтобы дети не терялись в огромном количестве книг, я руковожу их чтение, знакомлю с детскими писателями на уроках и прошу прочитать их произведения к сроку. Затем устраиваю ВИКТОРИНУ, к которой дети придумывают интересные вопросы, делают рисунки и .т.п.
И В заключении хочу сказать, что внимательно наблюдая за собой и моими учениками, я обнаружила много интересных информативных моментов, которые ранее ни о чём не говорили и теперь значительно облегчают мою профессиональную деятельность, принося только радость и удовлетворение в работе с детьми. Желаю и Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи на уроках математики в начальных классах.
В обучении математики младших школьников используется как естественный, разговорный язык, так и специальный язык науки математики – математический....
Презентация с аннотацией к открытому уроку по развитию логического мышления в 1 классе Логические задачи-шутки,задачи-загадки на уроках математики в начальных классах
Цель презентации: развитие аналитического мышления,анализ,сравнение,сопоставление,обобщение,классификация,развитие внимания,памяти,логического мышления,познавательной активности учащихся на урок...
Развитие внимания и наблюдательности на уроках математики в начальных классах
Разработка элементов урока из целостной системы уроков математического воображения. Элементы этого урока могут использоваться на каждом уроке математики, а так же во внеурочной предметной деятельности...
Развитие речи на уроках математики в начальных классах.
Как можно развивать речь на уроках математики у младших школьников...
Развитие речи на уроках математики в начальных классах.
Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этом качестве нуждаются руководитель предприятия и рабочий, учёный и инженер, педагог и экономист, врач и агрон...
Статья "Развитие речи на уроках математики в начальных классах"
Забота о частоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Ведь именно учителя - начиная с первой учите...
Приемы развития памяти на уроках математики в начальных классах
Современному школьнику на уроках математики приходится запоминать не только новые слова, но и формулы, правила, схемы. Поэтому для успешного развития культурной памяти нужно использовать разнообразные...