Научно методические материалы.Задания
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Учебные задания, разработанные на основе типовых задач программы формирования / развития универсальных учебных действий на уроках в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания по предметам | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
_____________«Средняя общеобразовательная школа №66 р.п. Бердяуш»___________
Научно-методические материалы
Учебные задания, разработанные на основе типовых задач
(программы формирования универсальных учебных действий модельных региональных основных образовательных программ
начального общего образования)
Подготовила: Гайдай Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория,
МАОУ «СОШ №66, р.п.Бердяуш»,
Челябинская область.
г. Сатка
2019 год
В данном материале представлены учебные задания, разработанные на основе типовых задач программы формирования / развития универсальных учебных действий на уроках в начальных классах. Универсальные учебные действия (УУД) – это способность учащихся развиваться и усваивать новые знания самостоятельно путём приобретения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия, как известно, подразделяются на четыре вида: познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные. Работая по ФГОС уже не первый год, я глубоко убеждена, что требования к урокам значительно изменились. И учебные задания должны сделать урок более деятельностным, продуктивным, интересным. Данные задания способствуют формированию УУД.
Для достижения цели необходимо формировать у учащихся общеучебные умения и навыки, что находит своё отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Выготский Л.С., Асмолов А.Г., Леонтьев А.Н. и другие).
Начальная школа является «фундаментом» дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого этапа во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях образования. Формирование универсальных учебных действий – процесс длительный и упорный. Формировать учебные действия нужно систематически, последовательно и на всех учебных предметах и во внеурочной деятельности. Регулятивные УУД формируются в процессе их многократного повторения (вначале под руководством учителя). Формирование познавательных УУД связано с содержанием учебного материала и способов его преобразования и применения. Личностные, регулятивные и коммуникативныеУУД формируются в основном через взаимодействие участников образовательного процесса с использованием специальных форм и методов организации учебной работы.
В основе обучения лежит системно-деятельностный подход. Поэтому, следующие виды заданий рекомендую для включения в работу.
- Для формирования познавательных УУД:
- использование знаков, символов;
- логические задания, решение задач (приём «задача - не задача»);
- проблемная задача, задача с недостающими данными;
- ситуативная задача, творческое задание;
- таблицы, схемы,
- задания вида: «найди отличия», «что изменилось?», «на что похоже?»;
- составление и работа с диаграммами;
2) Для формирования коммуникативных УУД:
- задания вида: «задай вопрос по картинке, по ситуации», «оцени товарища», «продолжи ответ», «спроси у учителя», «предложи задания», «работай в паре»;
- чтение «цепочкой»;
- групповая работа;
- «распредели роли»;
- «отгадай, о ком речь»?
- «выбери отвечающего».
3) Для формирования регулятивных УУД:
- составление плана действий;
- заучивание в классе;
- предположи решение;
- предупредительный диктант;
- преднамеренная ошибка;
- деформированный текст;
- «полубуква», «зеркало»
- поиск информации.
4) Для формирования личностных УУД:
- листы достижений;
- самооценка деятельности;
- творческое задание;
- проектная работа;
- подведение итога урока;
- выступления «хочу сообщить»;
- театрализация.
Задания представлены в таблице.
Предмет | Задание | УУД |
Математика 1-2 класс | Задание №1. Укажи примеры с ответом 9. 10-1 5+3 9-1 9-0 0+9 3+7 8-1 5+4 7+2 | Познавательные |
Задание №2 К числу 4 прибавить столько же. Выбери, кто будет отвечать. | Коммуникативные | |
Задание №3. В компьютерном классе занимались 10 детей: четверо из них мальчики, остальные девочки. Сколько девочек в классе? Объясни выбор действия. | Познавательные | |
Задание №4. Сложением (+) или вычитанием (-) будешь решать задачу? У Оли 3 наклейки, а у Ани 2 наклейки. Сколько всего наклеек у девочек? Изобрази графически. | Регулятивные | |
Задание №5. На катке было 4 мальчика и 3 девочки. Это задача? Почему? Дополни так, что бы задача решалась вычитанием. | Познавательные | |
Задание №6. Верно или неверно определено неизвестное число? Отметь верные (+) 9+ =14 (5) +3= 11 (8) 7+= =14 (6) +4=13 (8) | Регулятивные | |
Задание №7. Укажи выражения, значения которых содержат 4 десятка. 36+3 48-6 100-51 35+5 50-2 70-(30+1) | Познавательные | |
Русский язык 1-2 класс | Задание №1. Продиктуйте слова своему товарищу (или классу) I вариант. В_рона, м_ро_, л_пата, к_н_ки II вариант. М_сква, уч_ни_, т_тра_ь, п_нал. | Коммуникативные |
Задание №2 Впиши в предложение подходящие по смыслу слова из сказок. Выбери себе уровень. Уровень 1. Посадил ….. …… . Волк опустил …. в ….. . Уровень 2. Ловись, …., и мала, и велика. Девочка взяла самую большую …. и похлебала из самой большой …. . | Личностные | |
3 класс | Задание №3. Расположи предложения так, чтобы получилось стихотворение, объясни орфограммы, расставь знаки препинания. Не набрать мне столько за год В лес ходила я с Мариной Набрала подружка ягод За черникой и малиной Охарактеризуй подружку. | Регулятивные |
3-4 класс | Задание №4. Впиши в предложения-загадки подходящие по смыслу имена прилагательные. Какие грамматические признаки можно определить? ….матрёшка, ….сердечко. (Малина) Шёрстка …., а коготок …. . (Кошка) | Познавательные |
Задание №5. Творческое изложение. Кошка и котята. У кошки шесть котят. Они живут на печке. Слепые котята пищат, плачут, ищут мать. Кошка кормит их своим молоком. Скоро глазки у котят откроются. Малыши подрастут. Мать научит их ловить мышей. Они сами будут находить себе пищу. План.
Слова для справок: находить, скоро, подрастут, молоко, откроются, ловить, шесть. | Регулятивные Познавательные Личностные | |
Задание №6 Составьте из слов предложения, чтобы получились пословицы, объясни их смысл. (Работа в паре) Почёт, рядом, труд, живут, и. Матери, лучше, сердце, солнца, греет. Мастерство, в, почёте, всегда. | Коммуникативные | |
Задание №7 Исправь ошибки. Душистый сирень, субботняя вечер, красное платок, верный подруга, железная дверь, топлёное кефир. | Регулятивные | |
Задание № 8. Спиши вставляя нужные слова, составь схему. Витя … увидел гнездо … . (воробьёв, Воробьёв) Коля … слушал пение … . (петухов, Петухов) | Познавательные Личностные | |
Литературное чтение 1класс. | Задание №1. Обучение грамоте. Сказка теремок. Театрализация. Дети сами выбирают роли, сами говорят текст, выбирают реквизит. По окончании дети придумывают свой вариант конца сказки. | Коммуникативные Личностные |
3-4 класс | Задание №2. Работа с текстом. В.Даль. «Русская смекалка». Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать? Придумать вопросы к тексту. Предложить тему проекта. Вариант применения в нашей местности. | Познавательные Регулятивные Личностные |
Окружающий мир 3класс | Задание №1 Карточка. Впиши пропущенные слова. Одежда хорошо сохраняет тепло нашего _________, потому что в ней содержится воздух, а воздух _______ ________тепло. Карточка. Вода входит в состав любого _______. Она содержится во всех частях ________. В плодах (арбузе, апельсине) много _________. Этот ___ - вода с растворёнными в ней различными ____________________. В телах _______ вода обычно составляет больше _______ массы. Много _________ и в теле человека. Что бы ты посоветовал членам своей семьи для поддержания здоровья? Допиши ___________________________ | Регулятивные Познавательные Личностные |
Задание № 2. Прочитай. Составь задания по теме «Растения». Придумай памятку, как беречь природу. Нарисуй знаки сохранности деревьев. Выросла на опушке стройная кудрявая берёзка. Точно зимний снег, белеет стройный её ствол. | Личностные Регулятивные | |
2 класс | Задание №3. Найди группу растений, в которой перечислены только деревья. сосна, дуб, клён, орешник осина, берёза, ель, ясень лиственница, рябина, сирень, липа | Познавательные Регулятивные |
Задание №4. Закончи определение: «Хвоя – это….» иголки на сосне и ели, иголки на хвойных растениях, узкие, в виде иглы, листья хвойных растений. | Познавательные Регулятивные | |
Задание №5 Ребятам из 2-В класса надо было перечислить этажи (ярусы) леса, начиная с верхнего. Вот их ответы. Проверь и прокомментируй. Коля расположил так: деревья, кустарники, травы. Лена расположила так: кустарники, травы, деревья. Олег расположил так: травы, кустарники, деревья. Кто выполнил верно? | Личностные Познавательные | |
4 класс | Задание №6 Составь план своего безопасного маршрута «Дом - школа», помести дорожные знаки. Проведи по этому маршруту своего товарища. | Коммуникативные Личностные |
Используемые источники:
1. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»: пособие для учителя / ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
2. «Типовые задачи формирования универсальных учебных действий». Л.Н.Чипышева. Сайт ЧИППКРО
3. Планируемые результаты начального общего образования ., под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с.
4. http://skazrus.my1.ru/load/26-1-0-556
5. http://skazrus.my1.ru/load/26
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая статья "Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"
Разрабатывая проблему формирования самоконтроля младших школьников на уроке физического воспитания, было выделено три направления:· Самоконтроль поведен...
Научно методическая разработка «Система работы воспитателя в группе продленного дня по развитию связной речи у обучающихся»
Данная научно-методическая работа раскрывает роль работы по развитию речи у обучающихся с нарушением зрения. Включает в себя ситему работы по диагностике и развитию связной речи детей в гр...
Инновационное развитие воспитания: научно-методические основы и механизмы реализации
Последнее время слово "инновация" в образовании употребляется слишком часто. Конечно, можно обновить содержание образовательных программ, но при этом нельзя будет ...
Научно- методическая статья. Тема: "Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами"
Работа учителя-воспитателя с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами на уроке и внеурочное время...
Научно-методическая статья о духовно-нравственном воспитании в ГПД.
Духовно-нравственное воспитание – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качест...
Научно-методическая статья по ознакомлению учащихся с жостовской росписью.
Работа педагога с детьми при организации занятий по знакомству с жостовской росписью строится исходя из следующих задач обучения: 1. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, ув...
Педагогическое призвание.Международный научно-методический конкурс. Тема научно-методической работы "Механизмы мотивации на внимательное изучение темы при выполнении домашнего задания"
В связи с загруженностью детей учебным процессом. внеурочной деятельностью и посещением различных кружков, у них не остается достаточно времени для качественного выполнения домашнего задания.Поэтому у...