Рабочая программа по внеурочной деятельности.
рабочая программа по математике
Рабочая программа 1, 3 классы "Занимательная математика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanim.matematika_1_3_klassy.docx | 77.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области"
Утверждено: Введено в действие:
педагогическим советом приказом директора школы
"_____"_____________20___г.№_____
от "____"____________20___г.
Протокол №___________ ___________М.В. Булгакова
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу
"Занимательная математика"
(общеинтеллектуальное направление)
(уровень начального общего образования)
Разработчик: Усачева Ю.Ю.
Содержание
1.Пояснительная записка ………………………………………………………………3
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности ……………………………7
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности ……………………………………………………………………………………………10
4. Тематическое планирование ……………………………………………………….13
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании следующих нормативно-правовых документов:
- - Федеральный закон об образовании в Российской Федерации.
- - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г. №1241"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. N373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г.).
- - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. N373" (зарегистрирован в Минюсте России от 12.12.2011г. N 2357).
- - Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 №189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 г. №189).
- - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №2106).
- - Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
- - Устав МБОУ "СОШ №2 г. Щигры Курской области".
.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» предназначена для работы с детьми 1, 3 классов. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
. Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом .
Актуальность выбора программы определена следующими факторами:
- на основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса
Принципы программы:
⮚ Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
⮚ Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
⮚ Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
⮚ Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
⮚ Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
⮚ Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
⮚ Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Основные виды деятельности учащихся:
⮚ решение занимательных задач;
⮚ оформление математических газет;
⮚ знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
⮚ проектная деятельность
⮚ самостоятельная работа;
⮚ работа в парах, в группах;
⮚ творческие работы
Основные методы
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу занятий положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Занятия должны помочь обучающимся:
⮚ усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
⮚ помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
⮚ формировать творческое мышление;
⮚ способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-Проговаривать последовательность действий .
-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу «Занимательная математика» являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс (33 часа)
Числа. Арифметические действия. Величины. (21ч.)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действий так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
- «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото» «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
- игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
- игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
- игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
- математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
- работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
- игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,
⎯ «Морской бой» и др.
Виды деятельности:
- сравнение разных приёмов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;
- обсуждение алгоритмов решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы;
- умение работать с числовыми головоломками;
- умение действовать в соответствии с заданными правилами;
- включение в групповую работу, участие в обсуждении проблемных вопросов, умение высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- использование критериев для обоснования своего суждения;
- сопоставление полученного (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;
- умение контролировать свою деятельность.
Мир занимательных задач. (3ч.)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Виды деятельности:
— ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данные и искомые числа (величины);
- выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- моделирование ситуацией, описанной в тексте задачи, использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации;
- конструирование последовательности шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснение (обосновывать) выполняемых и выполненных действий;
- воспроизведение способов решения задачи;
- сопоставление полученного (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием; |
- анализ предложенного варианта решения задачи, выбор из них верного, выбор наиболее эффективного способа решения задачи:
- оценивание предъявляемого готового решения задачи (верно, неверно);
- участие в учебном диалоге;
- конструирование несложных задач.
Геометрическая мозаика. (9ч.)
Пространственные представления. Понятия «влево», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала число, стрелки , указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции ( треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;
- конструкторы Лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Виды деятельности:
- ориентирование в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентирование на точку начала движения, на числа и стрелки 1—> \\, и др., указывающие направление движения;
- умение проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделение фигур заданной формы на сложном чертеже;
- анализ расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составление фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
- выявление закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставление полученного (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;
- объяснение (доказывать) выбора деталей или способа действия при заданном условии;
- анализ предложенного возможного варианта верного решения;
- моделирование объёмных фигур из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
- сравнение построенных конструкций с образцом.
- класс (34 часа)
1.Математика – царица наук. (1ч.)
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать. (1ч.)
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта. (1ч.)
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. (1ч.)
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с числами. (1ч.)
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы. (1ч.)
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. (1ч.)
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с числами. (1ч.)
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач. (1ч.)
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними данными. (1ч.)
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки - смекалки. (1ч.)
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». (1ч.)
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи. (1ч.)
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши». (1ч.)
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. (1ч.)
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». (1ч.)
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. (1ч.)
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. (1ч.)
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». (1ч.)
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. (1ч.)
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра.(1ч.)
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач.(1ч.)
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». (1ч.)
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!(1ч.)
Исторические сведения: кто такой Архимед, открытия Архимеда, вклад в науку.
25. Задачи с многовариантными решениями. (1ч.)
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! (1ч.)
Исторические сведения: кто такой Пифагор, открытия Пифагор, вклад в науку.
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. (1ч.)
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями. (1ч.)
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. (1ч.)
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. (1ч.)
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями. (1ч.)
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН. (1ч.)
Систематизация знаний по изученным разделам.
33. Круглый стол «Подведем итоги». (1ч.)
Уметь работать коллективно.
34. Итоговое повторение. (1ч.)
Решать логические задания.
Тематическое планирование
(1 класс)
№ занятия | Тема | Указание форм организации и видов деятельности обучающихся |
1 | Математика - это интересно. | Решение нестандартных задач . Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх» , «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3×3 клетки).беседа, практические задания. |
2 | Танграм- древняя китайская головоломка. | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично разбиением на части без заданного разбиения. Проверка выполненной работы, практическое занятие. |
3 | Путешествие точки. | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его шагов. Практическое занятие, работа в группах. |
4 | Игры с кубиками. | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого 2 кубика). Взаимный контроль. Практическое занятие, работа в парах. |
5 | Танграм – древняя китайская игра. | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично разбиением на части без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. Практическое занятие, работа в группах. |
6 | Волшебная линейка. | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Практическое занятие, работа в группах. |
7 | Праздник числа. | Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Практическое занятие, работа в группах, в парах. |
8 | Конструирование многоугольников. | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично разбиением на части без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Дидактическая игра, коллективно в группах. |
9 | Игры с кубиками. | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого 2 кубика). Взаимный контроль. Практическое занятие, работа в парах. |
10 | Игра-соревнование « Веселый счет». | Нахождение и показ и называние чисел по порядку (от 1 до 20) Числа расположены в таблице 4×5 не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Практическое занятие. |
11 | Игра с кубиками. | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого 2 кубика). Взаимный контроль. Практическое занятие. |
12 | Конструкторы «лего». | Знакомство с деталями. Практическое занятие. |
13 | Веселая геометрия. | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Беседа, практическая работа. |
14 | Математические игры. | Построение «математических» пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 10». Беседа, практическая работа. |
15 | «Спичечный» конструктор. | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Практическая работа в группах. |
16 | Прятки с фигурами. | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». Беседа, практические задания, работа в группах. |
17 | Математические игры. | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». Беседа, практические задания, работа в группах. |
18 | Числовые головоломки. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Беседа, практическая работа. |
19 | Математическая карусель. | Работа в «центрах деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. Практическое занятие, работа в группах. |
20 | Уголки. | Составление фигур из 4,5,6,7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. Практическое занятие, игра. |
21 | Числовые головоломки. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Игровой марафон. |
22 | Игра в магазин. | Сложение и вычитание чисел в пределах20. Практическое занятие. |
23 | Задачи – смекалки. | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. |
24 | Веселая геометрия. | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Беседа, практическая работа. |
25 | Прятки с фигурами. | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10», «Сложение ив пределах 20», «Вычитание в пределах 20». |
26 | Конструирование фигур. | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично разбиением на части без заданного разбиения. Составление многоугольников. |
27 | Игры с кубиками. | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого 2 кубика). Взаимный контроль. Практическое занятие. |
28 | Математическое путешествие. | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычисления в группах. Игровое занятие. |
29 | Игра в магазин. | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Практическое занятие. |
30 | Математические игры. | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Беседа, практическое занятие, работа в парах. |
31 | Секреты задач. | .Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. Практическое занятие. |
32 | Математическая карусель. | Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации. Практическое занятие. |
33 | Числовые головоломки. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Игровой марафон. |
Тематическое планирование
(3 класс)
№ | Тема | Указание форм организации и видов деятельности обучающихся |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук». | Определение интересов, склонностей учащихся. |
2 | Как люди научились считать. | Выполнение занимательных заданий. |
3 | Интересные приемы устного счёта. | Обучение приемам устного счёта. |
4 | Решение занимательных задач в стихах. | Обучение разгадыванию ребусов и решение задач. |
5 | Упражнения с числами. | Работа с приемами, алгоритмами. |
6 | Учимся отгадывать ребусы. | Составление и разгадывание математических ребусов. |
7 | Числа-великаны. Коллективный счёт. | Решение тест –кроссвордов. |
8 | Упражнения с числами. | Работа с приемами, алгоритмами вычислений. |
9 | Решение ребусов и логических задач. | Обучение разгадыванию ребусов и задач. |
10 | Задачи с неполными данными, лишними данными. | Обучение составлению схем, диаграмм. |
11 | Загадки - смекалки. | Составление загадок, требующих математического решения. |
12 | Игра «Знай свой разряд». | Умение пользоваться таблицей разрядов. |
13 | Обратные задачи. | Работа в группах «Найди пару». |
14 | Практикум «Подумай и реши». | Самостоятельное решение задачи с одинаковыми цифрами. |
15 | Задачи с изменением вопроса. | Обучение решению задач нового вида. |
16 | «Газета любознательных». | Обучение приемам проектной деятельности. |
17 | Решение нестандартных задач. | Решение задач на установление причинно-следственных отношений. |
18 | Решение олимпиадных задач. | Решение заданий повышенной трудности. |
19 | Решение задач международной игры «Кенгуру». | Решение заданий повышенной трудности. |
20 | Школьная олимпиада. | Решение заданий повышенной трудности. |
21 | Игра «Работа над ошибками». | Работа над ошибками олимпиадных заданий. |
22 | Математические горки. | Решение задач на преобразование неравенств. |
23 | Наглядная алгебра. | Работа в группах: инсценирование. |
24 | Решение логических задач. | Составление схем для решения задач. |
25 | Игра «У кого какая цифра». | Обоснование правильности выполнения заданий. |
26 | Знакомьтесь: Архимед! | Нахождение материала в энциклопедии и справочной литературе. |
27 | Задачи с многовариантными решениями. | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения. |
28 | Знакомьтесь: Пифагор! | Работа со справочным материалом. |
29 | Задачи с многовариантными решениями. | Нахождение различных способов решения задач. |
30 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | Упражнение в составление знаковых систем. |
31 | Задачи с многовариантными решениями. | Подбор примеров задач с многовариантным решением. |
32 | Математический КВН. | Работа в группах и самостоятельно. |
33 | Круглый стол «Подведем итоги». | Умение работать коллективно. |
34 | Итоговое повторение. | Решение логических заданий. Умение оценивать свои знания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...