Математика
рабочая программа по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
Рассмотрена на заседании кафедры учителей от «29» августа 2016 г. | Утверждена Приказом № 244 - ОД от «29» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
4 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
математика, авторы М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С. В. Степанова
Глушич Н.В.., учителем начальных классов
г. Оха
2016 г.
I РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- Формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения).
- Развитие основ логического, знаково–символического и алгоритмического мышления.
- Развитие пространственного воображения; математической речи; познавательных способностей; критичности мышления.
- Формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно – познавательных и практических задач.
- Формирование умения вести поиск информации и работать с ней.
- Формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
- Воспитание стремления к расширению математических знаний.
- Развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково – символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно – познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовит своё выступления с сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общих цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»
Предметные результаты
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задач.
- Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс « Математика» в 4 классе рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
В связи с особенностями климата в рабочей программе по математике предусмотрено сокращение на 12 часов (они оставлены как резерв на случай отмены занятий по метеоусловиям и иным непредусмотренным потерям рабочего времени).
В итоге по плану:
- 4 класс 124 ч.
1. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. Повторение
1.1-1.13 Нумерация. Четыре арифметических действия. Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление.
2. ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000. Нумерация
2.1-2.11 Новая счётная единица- тысяча. Класс единиц и класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел. Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. Класс миллионов. Класс миллиардов.
3. ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000. Величины
3.1-3.9 Единица длины километр. Таблица единиц длины. Единицы площади. Таблица единиц площади. Масса. Таблица единиц массы. Проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город». Единицы времени: секунда, век. Таблица единиц времени. Решение задач на определение события.
4. ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000. Сложение и вычитание.
4.1-4.10 Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.
5. ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000. Умножение и деление.
5.1-5.74 Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Умножение числа на произведение. Деление числа на произведение. Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трёхзначное число. Проект «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий. Письменное деление многозначного числа на двухзначное и трёхзначное число. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида.
6. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
6.1 – 6.7 Нумерация. Выражения и уравнения. Арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление. Правила о порядке выполнения действий. Величины. Геометрические фигуры. Задачи. Итоговая комплексная работа.
7. РЕЗЕРВ 12 ч.
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения: школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
Контрольные работы:
Входная диагностическая работа № 1
Контрольная работа № 1 по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация»
Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание»
Диагностическая работа № 2 за 1 полугодие
Контрольная работа № 3 по теме «Умножение и деление»
Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»
Контрольная работа № 5 по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число»
Контрольная работа № 6 по теме «Деление на двузначное число»
Выпускная проверочная работа
Итоговая комплексная работа
Проекты:
№ 1 «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город»
№ 2 «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в разделе | Содержание (раздел, тема урока) | Сроки проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 (13 часов) (К. раб. - 0; д. раб. – 1) | |||||
1 | 1.1 | Повторение. Нумерация чисел | |||
2 | 1.2 | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание | |||
3 | 1.3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | |||
4 | 1.4 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел | |||
5 | 1.5 | Умножение трёхзначного числа на однозначное | |||
6 | 1.6 | Свойства умножения | |||
7 | 1.7 | Алгоритм письменного деления | |||
8 | 1.8 | Приёмы письменного деления | |||
9 | 1.9 | Приёмы письменного деления | |||
10 | 1.10 | Диаграммы | |||
11 | 1.11 | Входная диагностическая работа № 1 | |||
12 | 1.12 | Закрепление изученного по теме «Повторение» | |||
13 | 1.13 | Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных | |||
14 | 2.1 | Класс единиц и класс тысяч | |||
15 | 2.2 | Чтение многозначных чисел | |||
16 | 2.3 | Запись многозначных чисел | |||
17 | 2.4 | Разрядные слагаемые | |||
18 | 2.5 | Сравнение чисел | |||
19 | 2.6 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | |||
20 | 2.7 | Закрепление изученного | |||
21 | 2.8 | Класс миллионов. Класс миллиардов | |||
22 | 2.9 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Проект «Математика вокруг нас» | |||
23 | 2.10 | Контрольная работа № 1 по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | |||
24 | 2.11 | Закрепление изученного по теме «Нумерация чисел больше 1000» | |||
Величины (9 часов) (К. раб. - 0; д. раб. – 0) | |||||
25 | 3.1 | Единицы длины. Километр | |||
26 | 3.2 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр | |||
27 | 3.3 | Таблица единиц площади | |||
28 | 3.4 | Измерение площади с помощью палетки | |||
29 | 3.5 | Единицы массы. Тонна, центнер | |||
30 | 3.6 | Единицы времени. Определение времени по часам | |||
31 | 3.7 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда | |||
32 | 3.8 | Век. Таблица единиц времени | |||
33 | 3.9 | Что узнали. Чему научились | |||
34 | 4.1 | Устные и письменные приёмы вычислений | |||
35 | 4.2 | Нахождение неизвестного слагаемого | |||
36 | 4.3 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | |||
37 | 4.4 | Нахождение нескольких долей целого | |||
38 | 4.5 | Решение задач | |||
39 | 4.6 | Сложение и вычитание величин | |||
40 | 4.7 | Решение задач | |||
41 | 4.8 | Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных | |||
42 | 4.9 | Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание» | |||
43 | 4.10 | Повторение изученного материала по теме «Сложение и вычитание» | |||
44 | 5.1 | Свойства умножения | |||
45 | 5.2 | Письменные приёмы умножения | |||
46 | 5.3 | Письменные приёмы умножения | |||
47 | 5.4 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | |||
48 | 5.5 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | |||
49 | 5.6 | Деление с числами 0 и1 | |||
50 | 5.7 | Письменные приёмы деления | |||
51 | 5.8 | Письменные приёмы деления | |||
52 | 5.9 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме | |||
53 | 5.10 | Закрепление изученного. Решение задач | |||
54 | 5.11 | Диагностическая работа № 2 за 1 полугодие | |||
55 | 5.12 | Повторение изученного в 1 полугодии. Решение задач | |||
56 | 5.13 | Закрепление изученного | |||
57 | 5.14 | Что узнали. Чему научились | |||
58 | 5.15 | Закрепление изученного | |||
59 | 5.16 | Умножение и деление на однозначное число | |||
60 | 5.17 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | |||
61 | 5.18 | Решение задач на движение | |||
62 | 5.19 | Решение задач на движение | |||
63 | 5.20 | Решение задач на движение. Странички для любознательных | |||
64 | 5.21 | Умножение числа на произведение | |||
65 | 5.22 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | |||
66 | 5.23 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | |||
67 | 5.24 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | |||
68 | 5.25 | Решение задач | |||
69 | 5.26 | Перестановка и группировка множителей | |||
70 | 5.27 | Что узнали. Чему научились | |||
71 | 5.28 | Контрольная работа № 3 по теме «Умножение и деление» | |||
72 | 5.29 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» | |||
73 | 5.30 | Деление числа на произведение | |||
74 | 5.31 | Деление числа на произведение | |||
75 | 5.32 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | |||
76 | 5.33 | Решение задач | |||
77 | 5.34 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | |||
78 | 5.35 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | |||
79 | 5.36 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | |||
80 | 5.37 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | |||
81 | 5.38 | Решение задач. Закрепление изученного | |||
82 | 5.39 | Что узнали. Чему научились | |||
83 | 5.40 | Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» | |||
84 | 5.41 | Повторение изученного. Наши проекты | |||
85 | 5.42 | Умножение числа на сумму | |||
86 | 5.43 | Умножение числа на сумму | |||
87 | 5.44 | Письменное умножение на двузначное число | |||
88 | 5.45 | Письменное умножение на двузначное число | |||
89 | 5.46 | Решение задач | |||
90 | 5.47 | Решение задач | |||
91 | 5.48 | Письменное умножение на трёхзначное число | |||
92 | 5.49 | Письменное умножение на трёхзначное число | |||
93 | 5.50 | Закрепление изученного | |||
94 | 5.51 | Что узнали. Чему научились | |||
95 | 5.52 | Контрольная работа № 5 по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число» | |||
96 | 5.53 | Закрепление изученного по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число» | |||
97 | 5.54 | Письменное деление на двузначное число | |||
98 | 5.55 | Письменное деление с остатком на двузначное число | |||
99 | 5.56 | Алгоритм письменного деления на двузначное число | |||
100 | 5.57 | Письменное деление на двузначное число | |||
101 | 5.58 | Письменное деление на двузначное число | |||
102 | 5.59 | Закрепление изученного | |||
103 | 5.60 | Закрепление изученного. Решение задач | |||
104 | 5.61 | Закрепление изученного | |||
105 | 5.62 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление | |||
106 | 5.63 | Закрепление изученного. Решение задач | |||
107 | 5.64 | Что узнали. Чему научились | |||
108 | 5.65 | Контрольная работа № 6 по теме «Деление на двузначное число» | |||
109 | 5.66 | Повторение изученного по теме «Деление на двузначное число» | |||
110 | 5.67 | Письменное деление на трёхзначное число | |||
111 | 5.68 | Письменное деление на трёхзначное число | |||
112 | 5.69 | Письменное деление на трёхзначное число | |||
113 | 5.70 | Закрепление изученного | |||
114 | 5.71 | Деление с остатком | |||
115 | 5.72 | Выпускная проверочная работа | |||
116 | 5.73 | Деление на трёхзначное число. Закрепление | |||
117 | 5.74 | Что узнали. Чему научились | |||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (7 часов) (К. раб. - 0; д. раб. – 1) | |||||
118 | 6.1 | Нумерация. Выражения и уравнения | |||
119 | 6.2 | Арифметические действия: сложение и вычитание | |||
120 | 6.3 | Арифметические действия: умножение и деление | |||
121 | 6.4 | Правила о порядке выполнения действий | |||
122 | 6.5 | Величины. Геометрические фигуры | |||
123 | 6.6 | Задачи | |||
124 | 6.7 | Итоговая комплексная работа | |||
РЕЗЕРВ (12 часов) | |||||
125- 136 | 7.1- 7.12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"
Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".
Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник дидактических заданий для индивидуальной работы по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Данный сборник заданий можно использовать как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности по научному направлению....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник самостоятельных и контрольных работ по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Самостоятельные и контрольные работы для 2 класса УМК "Перспектива"...
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по математике для 3-ого класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика»»
Данное программно-методическое сопровождение по математике для 3-его класса поможет педагогам в проверке знаний учащихся. Удобство данного материала заключается в том, что весь материал разбит на инди...