Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме «Деление на двузначное число»
план-конспект урока по математике (4 класс)
Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме «Деление на двузначное число» (УМК "Начальная школа 21 века")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delenie_na_dvuznachnoe_chislo.docx | 1015.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ
Класс: 4
Учитель: Михайлова Елена Ивановна
Тема урока: Деление на двузначное число
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: «открыть» алгоритм деления многозначного числа на двузначное.
Задачи урока:
Дидактические: на основе алгоритма деления многозначного числа на однозначное составить алгоритм деления многозначного числа на двузначное, научиться применять алгоритм деления;
Развивающие: развивать приемы логического мышления: сравнение, аналогию, анализ и синтез, обобщение; математическую речь;
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам; культуру общения, настойчивость в достижении поставленной цели, ответственное отношение к результату своего учебного труда.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приемы работы на этапе урока | Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование на каждом этапе урока | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | |||||||
Образовательные задачи этапа урока: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);2) определить содержательные рамки урока («могу»). | |||||||||
-Здравствуйте, ребята! -Скажите, как вы понимаете высказывание? Ученик, который учится без желания, – это птица без крыльев. | Воспринимают речь учителя. Формулируют вывод: знания освещают наш жизненный путь и ведут нас. | Беседа с мотивирующим приемом | Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся | Ф | Слайд презен-тации, проектор, компьютер | Определяют предметные рамки учебной деятельности. | П - строит речевое высказывание в устной форме К - включается в диалог с учителем и сверстниками | Проявляет мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения | |
Образовательные задачи этапа урока: 1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов;3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие;4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний. | |||||||||
-Какие числа можно записать в окошках, чтобы неравенства были верными? <5 8> <1 12+ <16 36: <5 8 . <40 -Во сколько раз число в верхнем ряду меньше числа, записанного под ним? 1000 10000 100 1000 10 10000 50000 8400 4000 60000 -Сравните равенства. Чем они похожи, чем отличаются? -Объясните, как рассуждаем при делении многозначного числа на однозначное. -Предположите, как бы вы рассуждали при делении многозначного числа на двузначное? -Предположите тему сегодняшнего урока. -Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем на уроке? | -Можно вставить 0,1,3,4 -Можно вставить 0,1,2,3,4,5,6,7 -Можно вставить 0 -Можно вставить 0,1,2,3 -Можно вставить 9,12,18,36 -Можно вставить 0,1,2,3,4 -1000 меньше 10000 в 10 раз -10000 меньше 50000 в 5 раз -100 меньше 8400 в 84 раза -1000 меньше 4000 в 4 раза -10 меньше 60000 в 600 раз Сравнивают равенства: -Это письменное деление. -В последнем равенстве делитель – двузначное число. Вспоминают алгоритм письменного деления: Надо разделить 10850 на 5. Делю тысячи. 10 тыс. – это первое неполное делимое. Значит, в частном получатся тысячи и в записи частного будет 4 цифры. В частном ставлю 4 точки. Разделю 10 на 5, получу 2 – столько тысяч будет в частном. Умножу 2 на 5, получу 10 – столько тысяч разделили. Вычту 10 из 10, получу 0. Тысячи разделили все. Делю сотни. 8 сот. – это второе неполное делимое. Разделю 8 на 5, получу 1 – столько сотен будет в частном. Умножу 1 на 5, получу 5 – столько сотен разделили. Вычту 5 из 8, получу 3 – столько сотен осталось разделить. Сравню остаток с делителем: сотен осталось меньше, чем 5. Значит, число сотен нашел верно. Делю десятки. 3 сот. 5 дес., всего 35 десятков. Это – трете неполное делимое. Разделю 35 на 5, получу 7 – столько десятков будет в частном. Умножу 7 на 5, получу 35 – столько десятков разделили. Вычту 35 из 35, получу 0. Десятки разделили все. Делю единицы. 5 ед. – четвертое неполное делимое. Разделю 5 на 5, получу 1 – столько единиц будет в частном Умножу 1 на 5, получу 5 – столько единиц разделили. Вычту 5 из 5, получу 0. Единицы разделили все. Читаю ответ. Частное равно двум тысячам ста семидесяти одному. Предполагают, что нужно находит цифру частного методом подбора. Формулируют тему урока: -Тема нашего урока «Деление на двузначное число» -Будем учиться выполнять деление многозначного числа на двузначное. | Упражнения Беседа Подводящий диалог Наглядные - интерактивная презентация | Качественная оценка | Ф | Слайд презен-тации | Повторяют деление | Р – осуществляет целепола-гание, планирование деятель-ности, формулирует задачи К - строит монологическое и диалогическое высказывание | Проявляет внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности | |
Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;2) сформировать цель и тему урока, задачи учебной деятельности; 3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;4) зафиксировать его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне. | |||||||||
-Объясните деление в последнем равенстве по алгоритму. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -Откройте учебник на с.80. -Найдите №1. -Проговорите, как выполняли деление во втором случае. | Рассуждают, объясняют вычисления по алгоритму: Надо разделить 10856 на 59. Делю сотни. 108 сот. – первое неполное делимое. Значит, в частном получается сотни и в записи частного будет 3 цифры. Ставлю 3 точки в частном. Разделю 108 на 59, а на 50, чтобы легче было найти цифру частного. Для этого разделю 10 на 5, получу 2. Это пробная цифра, ее нельзя сразу записать в частном, сначала надо проверить. Подходит ли цифра 6. Умножу 59 на 2, получу 118. 118 больше 108, значит, 2 не подходит. Пробую цифру 1. Умножу 59 на 1, получу 59 – столько сотен разделили. Вычту 59 из 108, получу 49 – столько сотен осталось разделить. Сравню остаток с делителем: сотен осталось меньше, чем 59. Значит число сотен нашел верно. Делю десятки. 49 сот. 5 дес., всего 495 десятков. Это – второе неполное делимое. Разделю 495 не на 59, а на 50, чтобы легче было найти цифру частного. Для этого разделю 59 на 5, получу 9. Это пробная цифра, ее нельзя сразу записать в частном, сначала надо проверить. Подходит ли цифра 9. Умножу 59 на 9, получу 531. 531 больше 495, значит, 531 не подходит. Пробую цифру 8. Умножу 59 на 8, получу 472 – столько десяткой разделили. Вычту 472 из 495, получу 23 – столько десятков осталось разделить. Сравню остаток с делителем: десятков осталось меньше, чем 59. Значит, число десятков нашла верно. Делю единицы. 23 дес. 6 ед., всего 236 единиц. Это – трете неполное делимое. Разделю 236 не на 59, а на 50, чтобы легче было найти цифру частного. Для этого разделю 23 на 5, получу 4. Это пробная цифра, ее нельзя сразу записать в частном, сначала надо проверить. Подходит ли цифра 4. Умножу 9 на 4, получу 236 – столько единиц разделили. Вычту 236 из 236, получу 0. Единицы разделили все. Читаю ответ. Частное равно ста восьмидесяти четырем. Проговаривают алгоритм. | Беседа, наглядные - интерактивная презентация | Качественная оценка | Ф | Слайд презен-тации, учебник | Объясняют вычисления по алгоритму. | П - сравнивают, выполняют анализ как выделение частей из целого и синтез как составление целого из частей. П - находит и читает информацию, представленную разными способами Р -планируют учебную деятельность. К -строит монологическое и диалогическое высказывание; проявляют сотрудничество. | Проявление познавательного интерес | |
Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи. | |||||||||
-Откройте учебник на с.81. -Найдите №2. Выполните деление с объяснением у доски. | Выполняют деление в столбик у доски. | Практический Наглядные | Самооценивание, взаимооценивание. | Ф | Учебник | Применяют новый алгоритм при вычислениях | П -устанавливают причинно-следственные связи К -строят монологическое и диалогическое высказывание | Проявляют познавательный интерес | |
Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе эталона. | |||||||||
-Самостоятельно выполните №144, 145 в рабочей тетради. Проверка по эталону. | Выполняют задания в рабочей тетради. №144 №145 | Практический | Самооценивание. Взаимопроверка. Оценки за работу отдель-ным учащимся | Ф | Интерактивная презентация, рабочая тетрадь | Р – выполняет контроль и оценку работы. К - оказывает помощь товарищу в случаях затруднений | Понимает смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности | ||
Образовательные задачи этапа урока:1) определить границы применимости нового знания;2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом;3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках. | |||||||||
-Откройте учебник на с.82. -Найдите №8. -Прочитайте задачу. -Какие величины даны в задаче? -Сколько мешков в первом случае? -Какова масса этих мешков моркови? -Сколько мешков во втором случае? -Как вы понимаете «таких мешках»? -Прочитайте вопрос задачи. -Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? -Почему? -Можем найти массу одного мешка моркови? -Как? Каким действием? -Теперь мы знаем массу одного мешка моркови. -Можем ответить на вопрос задачи? Как? Каким действием? -Запишите решение задачи в тетрадь с пояснением. -Кто знает, как решить задачу вторым способом? -Что показывает число 16? -Что показывает число 32? -Во сколько раз количество мешков во втором случае больше, чем количество мешков в первом случае? -Что тогда можно сказать о массе 32 таких мешках? -Запишите решение задачи с пояснением. -Откройте учебник на с.84. -Найдите №26. -Прочитайте задачу. -Какова площадь прямоугольника? -Какова длина квадрата, который нам надо вырезать? -Прочитайте вопрос задачи. -Что нам надо знать, чтобы ответит на вопрос задачи? -Как нам найти длину и ширину прямоугольника? -Что мы знаем о сторонах квадрата? -В каком же случае из этого прямоугольника мы можем вырезать квадрат длиной 4 см? -Откройте учебник на с.83. -Найдите №20 -Прочитайте задание. -Прочитайте первое высказывание. -Верно ли высказывание? -Поясни твой ответ примером. -Прочитайте второе высказывание. -Верно ли высказывание? -Поясни свой ответ примером. -Прочитайте третье высказывание. -Верно ли высказывание? -Прочитайте четвертое высказывание. -Верно ли высказывание? | -В 16 одинаковых мешках 768 кг моркови. Сколько килограммов моркови в 72 таких мешках? Решите задачу двумя способами. -В задаче даны величины: масса одного мешка моркови, количество мешков и общая масса. -В первом случае16 мешков. -Масса мешков моркови 768 кг. -Во втором случае 32 мешка. -Масса одного мешка моркови одинакова. -Сколько килограммов моркови в 32 таких мешках? -Нет. -Мы не знаем массу одного мешка моркови. -Да. -Общую массу разделить на количество мешков. -Да. -Массу одного мешка моркови умножить на количество мешков. Записывают решение задачи. 1)768:16=48 (кг)- масса одного мешка моркови 2)48.32=1536 (кг) -Количество мешков в первом случае. -Количество мешков во втором случае. -Количество мешков в 2 раза больше. -Масса 32 мешков в 2 раза больше. 1)32:16=2 (м)- во столько раз количество мешков во втором случае больше, чем количество мешков в первом случае 2)768.2=1536 (кг) -Площадь прямоугольника 24 см2. В каком случае из этого прямоугольника можно вырезать квадрат с длиной стороны 4 см? -Площадь прямоугольника 24 см2. -Длина квадрата 4 см. -В каком случае из этого прямоугольника можно вырезать квадрат с длиной стороны 4 см? -Нам нужно знать длину и ширину прямоугольника. -Площадь прямоугольника 24 см2. Значит длина – 6 см, а ширина – 4 см. -У квадрата стороны равны. -Если длина прямоугольника будет равна 6 см, а длина – 4 см. -Верно ли утверждение? Поясни свой ответ на примерах. -В любом многоугольнике вершин и сторон поровну. -Высказывание верно. -Например, у треугольника 3 стороны и 3 вершины, у четырехугольника 4 стороны и 4 вершины. -Любая незамкнутая ломаная линия имеет столько же вершин, сколько звеньев. -Высказывание неверно. -Например, ломаная линия имеет 3 звена, но 4 вершины. -Среди прямоугольников нет таких, у которых длина равна ширине. -Высказывание неверно. Например, квадрат – у него длина равна ширине. -Среди квадратов нет ни одного прямоугольника. -Высказывание неверно. Все квадраты являются прямоугольниками. | Практический. | Оценки за работу у доски, оценки ща работу отдельным учащимся | Ф | Учебник | Решают задачи, применяя новый алгоритм | П -устанавливает причинно-следственные связи К -строит монологическое и диалогическое высказывание | Проявляет познавательный интерес к результату учебной деятельности | |
Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; 3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание. | |||||||||
- Что новое узнали? -Чему сегодня научились? -В чем затруднялись? -Посмотрите на слайд и скажите, на какой ступеньки в конце урока оказались вы? Домашняя работа с.53- 54 (р.т) | -«Открыли» новый алгоритм деления многозначного числа на двузначное. -Научились применять новый алгоритм при вычислениях. Выделяют трудности. Выполняют самооценивание. | Беседа Наглядные - интерактивная презентация | Качественная оценка | Ф | Интерактивная презентация, | Выполняют анализ деятельности на уроке. | П –выполняет рефлексию учебной деятельности. К - аргументировано выражает свое мнение. | Выполняет самооценку результата учебного труда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по математике в 4 классе по теме: "Деление на двузначное число"
Урок представлен в форме путешествия, что способствует активизации учачихся и положительной мотивации к теме урока. Урок изучения нового материала....
Презентация и конспект урока по математике в 4 классе по теме "Деление на двузначное число. Закрепление материала"
Презентация и конспект урока по математикев 4 классе по теме "Деление на двузначное число. Закрепление материала"...
Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме "Деление на двузначное число. Закрепление"
Данная разработка урока позволит закрепить письменные приемы деления на двузначное число....
Технологическая карта урока математики 3 класс по теме "Деление на двузначное число". УМК "Начальная школа XXI века".
В данной технологической карте представлен урок математики в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". В этом уроке применяются технологии проблемно- диалогического обучения, технология формиро...
Конспект урока математики в 4 классе по теме "Деление на двузначное число"
Урок проведен в 4 классе по УМК "Школа России" в рамках темы "Умножение и деление на двузначное и трехзначное числа"...
презентация к уроку математики 4 класс по теме Деление на двузначное число
Презентация к уроку математики 4 класс по теме Деление на двузначное число. В презентации подобраны задания для устного счёта, для решения задач на движение...
Конспект урока по математике 4 класс на тему "Деление на двузначное число, когда в частном есть нули" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: закрепление письменных приёмов деления многозначного числа на двузначное, где цифра частного находится подбором; развитие умений пользоваться алгоритмом письменного де...