Тема (название и кол-во часов) | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание вида □ ± 3. Решение задач. – 17 часов |
Цель изучения темы | - учить решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же», «столько же и ещё…», «столько же, но без…», задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
- учить составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
- научить прибавлять и вычитать число 3;
- формировать осознанные и прочные вычислительные навыки.
|
Термины и понятия | «задача», «условие задачи», «вопрос задачи», «решение задачи», «ответ», «равенство», «неравенство» |
Информационно - образовательная среда |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | Межпредметные связи |
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч: 1 ч. (стр.104-127)Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочие тетради: 1 класс: В 2 ч. (стр. 38 - 48)Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы (стр.21)Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс (стр.63 - 68)
| Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс (стр.22-26)М.И. Моро Математика: Наглядное пособие. 1 класс. Таблицы: Составляй и решай задачи.Веер цифр и математических знаков.- Разрезной счетный материал.
- Наборы предметных картинок, печатные цифры и знаки +,˗, = <, > (находятся в карманах кассы).
- Наборное полотно.
- Магнитная доска.
| Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»: «Задача (условие, вопрос, решение, ответ)». «Решение задач на нахождение суммы и остатка». «Задачи». «Прибавить и вычесть 3». | Технология (знание приёмов работы с бумагой), музыка (знание приёмов хорового пения), окружающий мир (знание комнатных и дикорастущих растений), изобразительное искусство (знание техники раскрашивания). |
I. Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: - Выполнять анализ задачи.
- Записывать решение и ответ задачи.
- Составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
- Решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
- Выполнять сложение и вычитание вида □ ± 3.
- Присчитывать и отсчитывать по 3.
| Ученик научится: Познавательные УУД - моделировать способы прибавления и вычитания числа 3 с помощью числового отрезка;
- моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же», «столько же и ещё…», «столько же, но без…», задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
- классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку;
- определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры;
- выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях.
Ученик получит возможность научиться: - понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
- устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
- применять знания и способы действий в измененных условиях;
- объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию.
Регулятивные УУД - понимать и принимать учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним;
- совместно выделять критерии оценки и оценивать результат работы;
- контролировать и оценивать свою работу.
Ученик получит возможность научиться: - понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.
Коммуникативные УУД - строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний;
- задавать вопросы;
- работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик»;
- учитывать разные мнения,
- договариваться и приходить к общему решению;
- объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.
Ученик получит возможность научиться: - применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
- совместно со сверстниками ставить задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
- оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
- слушать партнёра по общению (деятельности);
- аргументированно выражать свое мнение.
| Ученик получит возможность формирования: 1. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика). 2. Положительного отношения к математике как предмету изучения. 3. Начальные представления о целостности окружающего мира. 4.Учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач. 5. Осознания себя частью (членом) классного коллектива. 6. Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом. 7. Способности к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности.
|
II. Этапы изучения темы |
Название этапа, темы уроков | Содержание | Кол-во часов | Способы действий учащихся | Достижения учащихся | Диагностика достижений |
Изучение и первичное закрепление новых знаний □ + 3, □ – 3. Приемы вычислений. Сравнение длин отрезков. Присчитывание и отсчитывание по 3. Составление таблицы □ ± 3. | Изучение приёмов сложения и вычитания путём присчитывания и отсчитывания по 3. Чтение математических выражений разными способами. Составление и решение задач. Сравнивание геометрических фигур. Подбор выражений с одинаковым значением. Работа над составом числа. Составление таблицы сложения на 3 и вычитания из числа трёх. Выполнение заданий на измерение и сравнение длин отрезков. Составление и запись равенств и неравенств. | 10 | Фронтальная работа. Ставят учебную задачу. Анализируют по вопросам учителя «Чему уже научились?», «Что ещё нам нужно узнать?». Работают над составом числа 3. Обсуждают как можно к числу прибавить 3, как из числа вычесть 3. Записывают свои предположения в тетради, доказывают эффективность использованного способа (У - с. 104). Читают математические выражения, подставляют необходимые числа и знаки (У - с. 104, 105, 109, 111), (РТ - с. 38, 39, 41). Составляют текст задачи по заданным опорным словам и рисунку. Решают задачу, записывают ответ (У - с. 105, 107, 108, 110, 111, 112). Распознают геометрические фигуры, называют каждую фигуру из предложенных, делят фигуру на две части таким образом, чтобы получилось два треугольника (У - с. 105). Составляют таблицу сложения на 3 и вычитания 3 из числа (У - с. 110, РТ - с. 44). Практическая работа Измеряют длины отрезков, сравнивают отрезки, записывают результат измерения и сравнения (У - 113, РТ - с. 39). Рисуют и продолжают узор (У - с. 106). Работа в паре. Находят результат выполняемых действий по «цепочке» (У - с. 104). Играют в игры «Составим поезд», «В слова». (У - с. 105, 107). Измеряют стороны геометрических фигур. Сопоставляют полученные результаты. Обсуждают, чем интересны результаты измерений (У - с. 111). Самостоятельная работа Раскрашивают клетки с выражениями, результаты которых равны 4, 5, 6, 7 в соответствующий цвет (РТ - с. 38, 40). Подбирают второе число по заданному первому в состав чисел первого десятка (У - с. 110, 113). Определяют, чем похожи и чем различаются узоры (У - с. 111). Считают, сколько голубей нарисовал художник (У - с. 113). | Прибавляют к числу по 3 и вычитают из числа по 3. Составляют задачи по заданному рисунку, схеме, условию. Выбирают по условию задачи соответствующие записи. Измеряют и сравнивают длины отрезков. Продолжают узор по заданному началу. Называют предыдущее число при счёте, последующее число. Знают порядок чисел в ряду. Знают состав чисел первого десятка, таблицу сложения на 3 и вычитания 3 из числа. Знают структуру задачи.
| 1.Положи перед собой пять треугольников синего цвета и два зелёного. Запиши по получившемуся рисунку все возможные равенства. 2.Поставь знаки «больше», «меньше», «равно» в следующие неравенства и равенства: 5…3+3 4-2…1 6+2…8 7…8-2 3+2…6 3.Прочитай текст. С одного дерева сняли 8 яблок. А с другого на 2 яблока меньше. Можно ли считать этот текст задачей? Дополни его так, чтобы получилась задача. Реши её. Запиши ответ. 4.Продолжи узор в соответствии с его началом: 0●0● 5.Найди и выпиши примеры на сложение с ответом 7: 5-2, 3+4, 5+2, 8-1, 9-2, 1+6, 7-0 |
Закрепление новых знаний и освоение способов действий Закрепление. Сложение и соответствующие случаи вычитания. Закрепление. Решение задач. Решение задач. Дополнение условия задачи числом, постановка вопросов, запись решения задачи в таблице. | Из набора цифр, знаков арифметических действий, «больше», «меньше», «равно» составление равенств, неравенств. Решение задач. Работа по закреплению знаний о составе чисел первого десятка. Нахождение значений выражений. Составление геометрических фигур по заданным частям. Дополнение условия задачи, составление текстов задач, запись условия задачи в таблице. Рисование узоров, бордюров по заданному началу. | 2 | Фронтальная работа Отвечают на вопросы учителя: «Какой текст можно назвать задачей? Из каких частей состоит задача?» Анализируют текст задачи. Определяют условие и вопрос задачи, обсуждают решение задачи. Оформляют краткую запись задачи в виде рисунка, схемы, таблицы. Записывают решение и ответ задачи (РТ –с. 43, 44). Составляют верные равенства и неравенства, используя карточки цифр, знаков арифметических действий, знаков «больше», «меньше», «равно» (РТ - с.42). Самостоятельная работа Заполняют таблицы по составу числа, «заселяют дома» (РТ - с.42, У - с. 116, 117). Закрашивают выражения, результатом которых являются значения 5, 6, 7, 8 (РТ - с. 43). Работа в паре Находят значения при увеличении и уменьшении числа на 3. (РТ - с.43). Обсуждают как можно разбить на два слагаемых число 7, число 8 (У - с. 114). | Работают с текстом задачи, находят условие и вопрос. Составляют задачи по рисунку, схеме. Чертят геометрические фигуры по заданному образцу. Делят фигуры на две части в соответствии с заданием. Знают компоненты сложения. Знают таблицу сложения на 1, 2, 3, таблицу вычитания 1, 2, 3. Определяют способы быстрого счёта. Знают названия геометрических фигур; состав чисел первого десятка. Знают отличия равенства от неравенства. | 1.Начерти прямоугольник. Проведи в нём один отрезок таким образом, чтобы получилось два треугольника, два четырёхугольника, один четырёхугольник и треугольник. 2.Запиши два равенства и два неравенства, используя числа 2,4,6,7, знаки арифметических действий и знаки <,>,=.. 3.Подбери недостающие числа в таблицу. 4.Прочитай задачу. Составь краткую запись в виде схемы и реши. Миша и Марина собирали грибы. Миша собрал 4 груздя, а Марина 3 подберёзовика. Сколько всего грибов собрали ребята? 5.Выберите из набора геометрических фигур только треугольники и раскрасьте их разным цветом: ▲○⌂►◊
|
Комплексное применение знаний и способов действий «Странички для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера. | Решение задач логического содержания. Составление узоров по клеткам в тетради. Дополнение выражений числами и знаками арифметических действий. Выбор способов действий в решении задач. | 1 | Фронтальная работа Наблюдают за изменением количественного состава листьев в каждой рамке. Записывают соответствующие записи под каждой рамкой. Определяют равенство, которое отличается от остальных. (РТ -с. 46, 47) Практическая работа Составляют треугольник из набора других треугольников, которые предложены (РТ - с. 47). Определяют правило, по которому составлены ряды геометрических фигур и дополняют ряд недостающими фигурами (РТ - с. 47). Самостоятельная работа Продолжают узор по заданному началу (У - с. 119). | Находят отличия в группе предметов, в наборе геометрических фигур. Сравнивают выражения.. Составляют из набора геометрических фигур другие фигуры по заданному образцу. Знают отличительные признаки равенства от неравенства; принцип составления графического узора; состав чисел первого десятка. | 1.Продолжи узор:
2.Вставь пропущенные числа: 1, .., 3, 4, ..,…,7,..,8,… 3.Поставь необходимый знак арифметического действия: 5…2=7, 8…3=5, 9…2=7, 2…4=6, 5…0=5, 4…3=7 4.Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР - с.24, 25) |
Обобщение и систематизация знаний и способов действий «Что узнали? Чему научились?» | Отработка навыка в решении задач. Анализ выполненных работ. Выполнение работы над ошибками.
|
| Фронтальная работа Анализируют задания из теста, называют задания, которые вызвали максимальное затруднение. Перечитывают задания из теста. Доказывают правильность выбранного ответа. Работают с текстами задачи. Выполняют решение, записывают ответ (РТ - с.48), (У - с. 124). Работа в паре Называют числа, которые необходимо расставить на дистанции, которую проходит лыжник. Объясняют друг другу правильность выбранного числа (У - с. 125). Самостоятельная работа Вставляют необходимые числа в выражения, чтобы получились верные равенства. (РТ - с. 48). Осуществляют взаимопроверку по представленному учителем эталону. Составляют верные равенства и неравенства, используя числа 7, 2, 3, 4, 5. (У - с. 29). Практическая работа Измеряют длину отрезка и ломаной линии. (У - с. 124). | Объясняют затруднения, которые возникают при усвоении учебного материала. Работают в паре. Договариваются с одноклассниками по выбору правильного решения задачи. Составляют верные равенства и неравенства Называют числа при сложении с помощью математической терминологии. Измеряют ломаную линию.
| 1. заполни таблицу: Слагаемое | 3 |
| 6 | 7 | Слагаемое |
| 2 | 1 |
| Сумма | 5 | 4 |
| 10 |
2. Составь верные равенства, используя числа 3, 4, 7 и знаки арифметических действий. Сколько у тебя получилось примеров?. 3. Начерти ломаную линию, состоящую из четырёх звеньев, Длина каждого звена должна быть не больше 2 см. Запиши выражение, которое будет соответствовать нахождению длины ломаной линии.
|
Проверка и оценка усвоенных знаний и способов действий «Проверим себя и оценим свои достижения» Контроль и учет знаний. | Выполнение заданий теста (У - с.126, 127) | 1 | Фронтальная работа Отвечают на вопросы учителя: «Над какими темами мы работали в этом полугодии? Чему вы научились? какими знаниями овладели? Готовы ли вы проверить свои знания? С чего надо начинать работу по проверке знаний?» Самостоятельная работа Читают задания из учебника (или обращаются к учителю за помощью в прочтении задания). (У - с.126, 127). Выбирают правильный ответ. Записывают ответы. Осуществляют самопроверку. | Умеют: -работать с текстом задания; -выбирать правильный ответ; -оформлять результаты своей работы; -осуществлять самопроверку. Знают: -приёмы быстрого счёта; -правила работы с заданиями тестового характера;
| Оцени результаты своей работы по памятке: - Работа, выполненная без ошибок – «Молодец! Ты хорошо потрудился! У тебя хороший результат!»;
- Работа, выполненная с 1-2 ошибками – «Ты показал хорошие знания, но тебе ещё необходимо повторить изученный материал».
- Работа, выполненная более чем с двумя ошибками – «Тебе необходима помощь учителя. Ты ещё не все темы усвоил».
|
Обобщающее занятие +1, +2, +3. Повторение и обобщение. | Работа по закреплению материала. Решение задач. Нахождение значений выражений. Подстановка чисел в выражения. Работа с геометрическим материалом. | 1 | Фронтальная работа Отыскивают на заданном рисунке кабинки с выражениями, результатом которых являются числа 1, 2, 3. (У - с. 122). Анализируют текст задач, находят условие задачи, читают вопрос, высказывают предположение о решении задачи. Выбирают из предложенных вариантов решения верное (У- с.122, 123). Практическая работа Составляют из счётных палочек геометрические фигуры, обозначенные в задании (У - с. 122). Чертят отрезки, сравнивают длины отрезков (У - с.123). Групповая работа Решают выражения, обсуждают правильность найденных значений. Представляют результат другим группам. Сравнивают получившиеся результаты. Индивидуальная работа Рассматривают образцы ковриков, анализируют какой кусочек необходимо добавить в каждый коврик. Фронтальная работа Отвечают на вопросы: «Какие задания вызвали затруднения во время проверочной работы?», «С какими заданиями ты справился?» «Почему тебе удалось/не удалось выполнить все задания?». | Работают с задачей. Выбирают нужное выражение по заданному результату. Чертят и сравнивают длины отрезков. Подставляют нужное число в выражение, чтобы получилось верное равенство. Называют: -части задачи; -геометрические фигуры; Читают математические выражения разными способами. Выполняют задания, следуя предложенной инструкции. | Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР - с. 26). |
Коррекция знаний и способов действий | Для формирования умения осознанно решать задачи целесообразно использовать приём – решение задачи «по цепочке», оформить схему решения задачи на плакате, использовать схематические записи структуры задачи. Чтобы сделать анализ задачи осознанным, следует предлагать учащимся задачи с одним данным, без числовых данных, с лишними данными, с вопросом, который стоит в начале задачи или в середине условия. Для закрепления навыков учащихся используется электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»: «Задача (условие, вопрос, решение, ответ)». «Решение задач на нахождение суммы и остатка». «Задачи». «Прибавить и вычесть 3». |
III. Рефлексия педагогической деятельности |