Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. Организационный момент | Сегодня нас ждет путешествие в страну, которой нет на карте. В этой стране мы проведем исследование одной очень важной темы. Это страна - математика. Математика приглашает к себе тех, кто настойчив, кто часто говорит «почему?», кто не боится вычислений и цифр. Нашим девизом будут слова: «В математику тропинки одолеем без запинки». В пути мы будем помогать друг другу, если появятся трудности Я предлагаю вам отправиться в “ИКС-педицию”. - Чем в математике является X ?
- Мы должны провести исследовательскую работу, в математике для вас еще много неизвестного. Вам нужно будет выполнять роли: Экспертов - должны хорошо считать. Инспекторов - проверять, доказывать свою правоту. В пути нам помогут знания, смекалка, хорошее настроение, а также, ребята, вы сами будете оценивать свою работу и проставлять на полях вашей тетради знаки самооценки. | Слушают
Отвечают: -Неизвестным числом, которое надо найти. Слушают
| Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, умение учиться и способность к организации своей деятельности
|
2. Актуализация опорных знаний. | Повторим правила работы в группах и инструкцию. Ребята, работаем по группам: 1. Счёт наперегонки. Игра с диска «Академия младшего школьника». 3 группы учащихся решают по- очереди примеры на деление и умножение. Компьютер выставляет оценки и выдаёт дипломы. Фиксируется время. 2. Весёлый арифметический диктант. Вам необходимо быстро решить примеры и проверить представителей команд и себя по доске. • Князь Святослав правил Русью 18 лет. Его мать княгиня Ольга правила в 2 раза меньше. Сколько лет правила Русью княгиня Ольга? (18 : 2 = 9) • Птица-портниха шьёт своё гнездо из 9 листиков. Сколько листиков потребуется для трёх гнёзд? (9 *3 = 27) •В Северном Ледовитом океане 10 морей, а в Индийском океане в 2 раза меньше. Сколько морей в Индийском океане? (10:2 = 5) •Количество месяцев в году увеличить в 3 раза. Сколько всего месяцев? (12*3=36) -А теперь найдите ваши ответы на доске и проверьте себя. -Молодцы. с заданием справились. Самооценка. 3. -Продолжаем работать в парах. На каждой парте карточка с заданием -Обведите числа, которые делятся на 2 без остатка. 10,11,12,13,14,15- задание для 1 ряда Обведите числа, которые делятся на 3 без остатка 20, 21, 22, 23, 24, 25- задание для 2 ряда Обведите числа, которые делятся на 4 без остатка 40, 41, 42, 43, 44, 45 - задание для 3 ряда Учитель выслушивает ответы детей
| Повторяют правила работы в группе Работают на электронной доске в группах, ставят в примерах правильные ответы.
Ребята устно решают, записывая в тетрадях только ответы. 1 ученик решает за доской. Дети проверяют свои ответы, оценивают себя
9,27,5,36
Работают в парах, обводят числа, которые делятся без остатка
Представители групп озвучивают свои результаты. | Коммуникативные УУД: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Умение слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Регулятивные УУД: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.
|
3. Целеполагание и мотивация.
Физминутка. Математическая музыкальная гимнастика.
| Постановка проблемы. Выполняя последнее задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся, назовите тему урока? Найдете значения этих частных: 15:5 20:5 19:5 -Вы смогли полностью выполнить задание? Почему? В чём было затруднение? Чем похожи примеры и чем отличаются? -Какой возник вопрос? -А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия. Эксперимент 1: -Предлагаю такую ситуацию - у меня коробка с 19 карандашами, я её отдаю Кате и предлагаю разделить поровну между пятью учениками. -Попробуем. -Разделили? -Делаем вывод. - Сколько получит каждый? (по 5) -Все ли карандаши разделили? (нет) -Почему оставшиеся карандаши никому не достались? (потому что делили поровну) -Сколько осталось? (4) Так что такое 4? (остаток) Давайте запишем это выражение. -Как вы думаете, а куда записать оставшиеся тетради? В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 19: 5 =3 (ост. 4) (уч-ль проговаривает) -Сколько разделили без остатка? (15) Почему? Что важно знать при делении? (таблицу умножения) -Так сколько раз по 5 содержится в 19? (5 ост. 4) Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов. - Так какая тема урока?
На доске вывешивается тема урока: Деление с остатком - Умеем ли мы с вами делить? -А делить с остатком? (нет)
-Определите цель:
Вопросы:
-Как разделить число с остатком ?
-Как найти остаток ?
12:2, 36:6, 24:6, 42:6, 12:3, 20:4, 54:9, 40:4 Упражнения выполняются столько раз, сколько получается в примерах. Учитель указывает на пример и показывает движение |
Дети частично называют тему урока «Деление»
Отвечают на вопросы учителя -Нет -19:5 -В примере 19:5 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое -Надо познакомиться с каким-то новым приёмом деления. Участвуют в эксперименте. Дети выходят к доске. Один из них раздает тетради товарищам Отвечают на вопросы
Дети формулируют название темы: «Деление с остатком»
Отвечают учителю: -да -нет Определяют цель: - Научиться выполнять действие деления с остатком. Отвечают на вопросы -Найти ближайшее наибольшее число. которое разделится без остатка. - Из числа вычесть разделившееся
Считают, выполняют соответствующее количество движений. | Регулятивные: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание; Личностные: учебно - познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные: владение диалогической формой речи. Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания. |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Эксперимент 2: - Мы исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов деления. Работа в парах: (полоски = 15 см). Задание: - Измерьте и узнайте, сколько раз по 4 см содержится в 15? - Какое решение запишем? 15:4 = 3 (ост 3) - Что в записи означает 15? (делимое), 4? (делитель), 3? (частное),3? (остаток). - Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком).
|
Работают в парах, измеряют длину полоски, выполняют деление, отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: сохранять заданную цель урока Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму. |
5. Осознание и осмысление учебного материала | Практическая работа. №1 –у доски, №2 –у доски с.26 - а сейчас поработаем практически. №1-с объяснением. Запись в столбик. Проверка. Решение задач №2, опираясь на счётный материал. 1. Угостите детей клубникой. Всего 10 ягод. Каждому по 4 ягодки. Сколько детей получат ягоды? Сколько останется? 2. Сорвали 7 цветов. Приготовьте букеты по 3 цветка. Сколько букетов получится? Сколько останется? 3.10 ёлочных игрушек раздали 6 детям. Сколько игрушек получит каждый? Сколько останется? 2 примера дано решить самостоятельно. Каждый раз заставляет учеников наблюдать над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток.
-А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз? -Как вы думаете, что нам поможет? (Алгоритм) Памятка Как разделить число с остатком. - (карточки с алгоритмом розданы детям) Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
- Данное число делим на делитель. Это значение частного.
- Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.
- Остаток всегда меньше делителя.
- Для проверки правильности выполнения деления с остатком, нужно делитель умножить на частное и к полученному произведению прибавить остаток.
| У доски решают примеры, задачу.
Решают. Проверяют. Ставят самооценку. Наблюдают над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток. Отвечают на вопросы
Читают памятку | Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели для решения задачи. Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие, уметь анализировать и синтезировать информацию, делать вывод
|
6. Первичное закрепле ние Физминутка. Релаксация под музыку. | -Какая тема нашего урока? -Какое открытие вы для себя сделали?
Включает музыку.
Самостоятельная работа Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 27:9= 17:8= 26:13 = 40 : 5 = 22:10= 26 : 5 = - Сейчас проверим ,как, вы справились с работой.
| Отвечают учителю
Дети отдыхают
Решают.
Проверяют товарищей, себя, ставят самооценку. | Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи. Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.
|
7. Контроль и самопроверка.
| - Радуга. Это капельки дождя, которые отражают солнечный свет. И сейчас мы попробуем установить связь между множеством натуральных чисел и цветами радуги. В этом нам поможет счастливое число 7. (В таблице каждому числу соответствует цвет радуги)
Рисунок радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый - А, начиная с числа 8, все цвета повторяются.
- Давайте, определим, какого цвета дата вашего рождения. Учащиеся выполняют деление даты своего рождения и по таблице определяют цвет после приведенного примера. 15:7 = 2 (ост. 1) - цвет- красный Если частное получится без остатка, то это число и будет соответствовать цвету вашего дня рождения. (Учитель заранее делает табличку с вычислениями для самопроверки детей и если в классе есть даты рождения меньше числа 7, взять дату рождения близких родственников) Проверяет ответы детей по табличке. | Слушают учителя
Дети решают, определяют цвет даты своего рождения.
Докладывают учителю о цвете даты рождения | Регулятивные: уметь работать по выведенному алгоритму; уметь удерживать внимание на данном виде деятельности; слушать, когда говорят другие. Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими. Познавательные: уметь осознано, и произвольно строить устные речевые высказывания.
|
8. Подведение итогов, рефлексия. Домашнее задание. | -Какое открытие помогло нам совершить “ИКС-педицию»? -Необходимо ли вам это новое открытие? Для чего? -Достигли мы поставленной цели? -Поставьте себе самооценку за урок на полях. Покажите своё настроение. - Давайте, выставим отметки. Возле доски плакат со словами (4 пункта) Учитель просит показать детям свое настроение к концу урока. 1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться! Дома придумать и решить 4 примера с остатком. | Отвечают на вопросы
Дети подходят и ставят знак у того выражения, которое выражает их настроение.
Слушают учителя | Регулятивные: уметь осуществлять самооценку (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда говорят другие. Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания. Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими.
|