Справочник по математике для начальной школы
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)
В справочнике в сжатой форме представлены базовые знания, которые получают учащиеся в начальной школе. Он позволяет учащимся быстро найти интересующую информацию и воспользоваться ею.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Справочник по математике для начальной школы | 49.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦИФРЫ И ЗНАКИ
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Это арабские цифры. Их всего десять.
Натуральные числа- это числа, которые применяют при счете.
Нуль не относится к натуральным числам.
« > » больше
« < » меньше
« = » равно
« + » плюс, знак сложения
« - » минус, знак вычитания
« ∙ » или « х » умножение
« :» деление
СЛОЖЕНИЕ
a + b = c
2 + 4 = 6
ВЫЧИТАНИЕ
a - b = c
7 – 4 = 3
Уменьшаемое – число, из которого вычитают
Вычитаемое – число, которое вычитают
ТАБЛИЦА СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
ПРИМЕР:
5 + 7 = ?
Эти цифры обозначены стрелками.
Там, где стрелки пересекаются, находим число 12
ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН СЛОЖЕНИЯ
ОТ ПЕРЕСТАНОВКИ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ СУММА НЕ МЕНЯЕТСЯ:
4 + 5 = 5 + 4
9 9
СОЧЕТАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН СЛОЖЕНИЯ
Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, нужно к первому числу прибавить сумму второго и третьего чисел.
ПРИМЕР:
8 8
3 + (3 + 2 ) = (3 + 2 ) + 3 = (3 + 3 ) + 2
8
Если одно из слагаемых равно 0, то сумма равна другому слагаемому:
а + 0 = а, 0 + а = а,
3 + 0 = 3, 0 + 3 = 3
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ
1 миллиметр – 1 мм
1 сантиметр – 1 см = 10 мм
1дециметр – 1 дм = 10 см
1 метр – 1 м = 10 дм = 100 см
1 километр – 1 км = 1000 м
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ
1 миллиграмм = мг = 1/1000 г
1 грамм = 1 г = 1000 мг
1 килограмм = 1 кг = 1000 г
1 центнер = 1 ц = 100 кг
1 тонна = 1 т = 1000 кг = 10 ц
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ
1 минута = 60 секунд
¼ часа = 15 минут
½ часа = 30 минут (полчаса)
1 час = 60 минут
½ суток = 12 часов
1 сутки = 24 часа
1 не6деля = 7 суток
1 месяц* = 30 или 31 день
¼ года = 3 месяца (квартал)
½ года = 6 месяцев (полгода)
1год = 365 или 366 суток = 12 месяцев
- век = 100 лет
*В феврале 28 дней.
В феврале високосного года 29 дней.
Високосный год встречается один раз в четыре года
ЧИСЛА ЧЁТНЫЕ
И НЕЧЁТНЫЕ
Числа, которые делятся на 2, называются ЧЁТНЫМИ:
2, 4, 6, 8, 10 и так далее.
Числа, которые не делятся на 2, называются НЕЧЁТНЫМИ:
1, 3, 5, 7, 9, 11 и так далее.
При сложении чётных чисел получается чётное число, при сложении двух нечётных тоже получается чётное число:
6 + 4 = 10 5 + 7 = 12
При сложении нечётного числа с чётным в ответе будет нечётное число:
6 + 3 = 9
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПЛОЩАДИ
1 кв.миллиметр = 1 мм²
1 кв.сантиметр (см²) – 100 кв.мм (мм²)
1 кв.дециметр (дм²) = 100 кв.см (см²)
1 кв.мер (м²) = 100 кв.дм (дм²)
1 гектар (1га) = 10000 кв.м (м²)
1 кв.километр (км²) = 1000000 кв.м (м²)
РИМСКИЕ ЦИФРЫ
I - 1
II – 2
III - 3
IV - 4
V - 5
VI - 6
VII - 7
VIII - 8
IX - 9
X - 10
XI - 11
XII - 12
XIII - 13
XIV - 14
XV - 15
XVI - 16
XVII - 17
XVIII - 18
XIX - 19
XX - 20
XXX - 30
XL – 40
L - 50
LX - 60
LXX - 70
LXXX - 80
XC - 90
C - 100
D - 500
M – 1000
M CM XC VI
1 9 9 6
УМНОЖЕНИЕ
Знаки умножения : ( • ) или ( х )
a • b = c
3 • 2 = 6
3 • 7 = 21 5 • 5 = 25
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
Неизвестные числа
обозначают латинскими буквами:
X – «икс»
Y – «игрек»
Z – «зэт»
Пример: 4 + х = 21
Решение: х = 21 – 4
х = 17
Проверка: 4 + 17 = 21
ПРАВИЛА УМНОЖЕНИЯ
Если один из множителей равен 0, то и произведение равно 0: а • 0 = 0 или 0 х а = 0 5 • 0 = 0 или 0 х 5 = 0 |
Если один из множителей равен 1, то произведение равно другому множителю: а • 1 = а или 1 х а = а 4 • 1 = 4 или 1 х 4 = 4 |
От перестановки множителей значение произведения не меняется: a • b = b • a 3 • 5 = 5 • 3 |
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН УМНОЖЕНИЯ
(а + b) • c = a • c + b • c (5 + 3) • 2 = 5 • 2 + 3 • 2 = 10 + 6 = 16 |
СОЧЕТАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН УМНОЖЕНИЯ
(a • b) • c = a • (b • c) (4 • 5) •3 = 20 • 3 = 60 или 4 •(5 • 3) = 4 • 15 = 60 |
ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ ПИФАГОРА
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 |
3 | 3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 | 30 |
4 | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 | 40 |
5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
6 | 6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 | 60 |
7 | 7 | 14 | 21 | 28 | 35 | 42 | 49 | 56 | 63 | 70 |
8 | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 | 56 | 65 | 72 | 80 |
9 | 9 | 18 | 27 | 36 | 45 | 54 | 63 | 72 | 81 | 90 |
10 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Пример:
7 • 6 = ?
Эти цифры обозначены стрелками.
Там, где стрелки пересекаются,
находится число 42
ДЕЛЕНИЕ
Знак деления :
a : b = c
10 : 2 = 5
8 : 4 = 2 15 : 3 = 5
ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ
Самое большое число в частном - делимое |
Нуль делить нельзя! |
Если делимое равно делителю, то частное равно 1: а : а = 1 5 : 5 = 1 |
Частное равно 0, если делимое равно 0: 0 : а = 0 0 : 7 = 0 |
Частное равно делимому, если делитель равен 1: а : 1 = а 4 : 1 = 4 |
ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ ЧИСЕЛ
На 2 делятся числа, оканчивающиеся на чётную цифру (2, 4, 6, 8 ,12, 16 и так далее): 28 : 2 = 14
На 3 делятся числа, сумма цифр которых делится на 3.
225 : 3 = 75 2 + 2 + 5 = 9, 9 делится на 3
На 4 делятся числа, если двузначное число, образованное двумя последними цифрами, делится на 4. 116 : 4 = 29
На 5 делятся числа, оканчивающиеся на 5 и 0.
40 : 8 = 5 155 : 5 = 31
На 10 делятся числа, которые оканчиваются на 0.
1000 : 10 = 10
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
В выражениях со скобками сначала выполняются действия в скобках, затем действия умножения и деления, а после этого остальные действия по порядку.
5 1 3 6 4 2 7
81 – (9 + 3) : 2 + 15 • (12 - 4) + 7 = 202
В выражениях без скобок сначала выполняются действия умножения и деления, а после этого остальные действия по порядку.
3 1 4 5 2
78 – 4 • 3 + 18 – 24 : 6 = 78 – 12 + 18 – 4 = 80
РАЗРЯДЫ И КЛАССЫ
Класс миллионов | Класс тысяч | Класс единиц | ||||||
Сотни миллионов | Десятки миллионов | Единицы миллионов | Сотни тысяч | Десятки тысяч | Единицы тысяч | Сотни | Десятки | единицы |
5 | 4 | 7 | 3 | 7 | 5 | 2 | 4 | 2 |
В числе 547375242
547375242 единицы
54737524 десятка
5473752 сотни
547375 единиц тысяч
54737 десятков тысяч
5473 сотни тысяч
547 единиц миллионов
54 десятков миллионов
5 сотен миллионов
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В «СТОЛБИК»
При сложении двузначных и трёхзначных чисел единицы складываются с единицами, десятки с десятками, а сотни с сотнями.
1 | 2 |
1 | 4 |
2 | 6 |
12 + 14 = 26 +
2 | 4 | 3 |
5 | 1 | 6 |
7 | 4 | 9 |
243 + 516 = 749 +
При вычитании двузначных или трёхзначных чисел единицы вычитаются из единиц, десятки из десятков, сотни из сотен.
2 | 6 |
1 | 4 |
1 | 2 |
26 – 14 = 12 -
7 | 5 | 9 |
5 | 1 | 6 |
2 | 4 | 3 |
759 – 516 = 243 -
ЦЕНА, СТОИМОСТЬ, КОЛИЧЕСТВО
Цена – это стоимость одного предмета, одной единицы товара.
Ц – цена
Ст – общая стоимость
К – количество
Ц = Ст : К
Ст = Ц • К
К = Ст : Ц
ПЕРИМЕТР ФИГУРЫ
Периметр (Р) – это сумма сторон любой геометрической фигуры.
Единицы измерения – миллиметры (мм), сантиметры (см), метры (м).
Периметр прямоугольника равен сумме всех его сторон.
P = a + b + a +b = 2 • a + 2 • b = 2 • (a + b)
b
a a a – ширина прямоугольника
b – длина прямоугольник b
Периметр треугольника равен сумме всех его сторон.
a b P = a + b + c
c
Периметр квадрата равен его стороне, умноженной на 4.
a
a a P = a + a + a + a = 4 • a
a
Периметр многоугольника равен сумме всех его сторон.
a e Pмн = a + e + c + b + d
c d
b
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Четырёхугольник Прямоугольник
A B A b B
a
D C D C
Квадрат Треугольник Многоугольник
A В А A B
a B F C D C
C E D
Круг
A
AB - диаметр
O C ОС - радиус
B
ПЛОЩАДЬ ФИГУРЫ
Площадь (S) – это внутренняя часть любой геометрической фигуры.
Единицы измерения – квадратные километры (км²), квадратные метры (м²), квадратные сантиметры (см²) и так далее.
Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон.
b
a a S = a • b
a – ширина прямоугольника
b b – длина прямоугольника
Площадь квадрата равна квадрату длины его сторон.
a
S = a • a
a a
a – сторона квадрата a
СКОРОСТЬ, ВРЕМЯ, РАССТОЯНИЕ
Скорость – это расстояние, преодолеваемое предметом за единицу времени. Измеряется в км/ч, км/с, км/мин, м/с.
Скорость – V. Время – t. Расстояние – S.
Чтобы найти ВРЕМЯ, надо расстояние разделить на скорость: t = S : V |
Чтобы найти СКОРОСТЬ, нужно расстояние разделить на время: V = S : t |
Чтобы найти РАССТОЯНИЕ, надо скорость умножить на время: S = V • t |
ДРОБИ И ДОЛИ
a - обыкновенная дробь
b
a – числитель, b – знаменатель
Пример: Числитель – сколько равных частей взяли.
Знаменатель – на сколько равных частей разделили.
1 = 1 1 1 1
1 2 3 4
2
5
7
6
ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ
Дробь правильная, если её числитель меньше, чем знаменатель.
a < b, то есть 3 , 5 и так далее.
7 9
Дробь неправильная, если её числитель больше, чем знаменатель.
a > b, то есть 5 , 13 и так далее.
4 9
СРАВНЕНИЕ ДРОБЕЙ
1 1 2 1 1 1
2 2 4 2 3 4
1 1 1 1
4 4 3 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "
Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...
Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»
В докладе представлен опыт по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....